Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 08:40, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является планирование товарного ассортимента в розничной организации ООО «Неман» и обоснование предложений по его оптимизации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд поставленных задач:
Изучить такие понятия как товар, ассортимент, номенклатура;
Исследовать виды ассортимента и способы его разбивки на товарные группы;
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические и методические основы планирования ассортимента товаров в розничных торговых организациях………………………………….5
1.1. Понятие, структура, классификация и основные показатели ассортимента товаров………………………………………………5
1.2. Процесс планирования ассортимента товаров в розничных торговых организациях……………………………………………11
Глава 2. Анализ планирования ассортимента товаров в ООО«Неман»…………………………………………………………………….25
2.1 . Характеристика торгового предприятия ООО «Неман»…………………………………………………………………………..25
2.2. Анализ ассортимента продукции и его структуры………………………………………………………………………...42
Глава 3. Совершенствование планирование ассортиментом в ООО «Неман»………………………………………………………………………......47
Заключение……………………………………………………………………….49
Библиография…………………………………………………………………….52
В любом случае главным критерием при оценке решения о выпуске новой продукции (будь-то новый и независимый вид товара или имиджевый продукт) или о сокращении существующей товарной номенклатуры должно быть изучение денежных потоков и финансовых результатов, полученных в связи с такими изменениями.
К задачам систематического планирования ассортимента относят:
Политика планирование ассортимента может базироваться на трех подходах:6
Принятие решения о расширении или сужении ассортимента представляет собой возможность выбора двух различных стратегий:
Оценка эффективности того или иного подхода к построению ассортиментной стратегии должна основываться, в первую очередь, на исчислении возможного прироста прибыли (∆Пр), полученного в связи с изменением ассортимента реализуемой продукции.
∆Пр = ∆Д - ∆Р (7),
где ∆Пр - изменение прибыли, ∆Д - изменение дохода, ∆Р - изменение расходов, вызванные расширением/сужением ассортимента.
Цель планирования ассортимента – формирование ассортимента в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния предприятия и его стратегических целей. Ассортиментная политика и стратегия предприятия тесно взаимосвязаны. Принятие решения о расширении или сужении ассортимента представляет собой возможность выбора двух различных стратегий: диверсификации или интеграции, каждая из которых может быть вертикальной, горизонтальной или комплексной.
Рассмотрим основные функции по управлению ассортиментом (Рис.1.)
В управлении ассортиментом предприятия можно выделить также четыре основные функции управления: планирование ассортимента, организация ассортимента, координация ассортимента и его контроль.
Рисунок 1.1.
Основные функции управления ассортиментом организации7
Планирование ассортимента – это процесс определения программы действий по формированию ассортимента, основанной на анализе рынка и всех видов ресурсов организации.
Организация ассортимента – это распределение задач между отдельными подразделениями или работниками предприятия по формированию ассортимента и установление взаимодействия между ними.
Координация ассортимента – это обеспечение согласования принципов управления ассортиментом со стратегическими целями предприятия.
Контроль ассортимента
– это вид управленческой деятельности,
связанный с формированием
Каждая из функций управления ассортиментом имеет свои задачи. Функции и задачи управления ассортиментом представлены на следующем рисунке.
Процесс формирования ассортимента товаров в магазине осуществляется по следующим этапам:8
Прогнозирование спроса – это научное предвидение общего объема и структуры спроса на потребительские товары и услуги, которые могут быть предъявлены на рынке в прогнозируемом периоде при определенных условиях изменения платежеспособности потребителей и предложения товаров.
В целях планирования ассортимента
осуществляют прогнозирование товарно-
Генетический подход к прогнозированию включает в себя экономико-статистические методы:
Трендовые модели основываются
на математическом выравнивании и экстраполяции
динамического ряда фактического спроса
на отдельные товары по так называемым
временным или трендовым
Сущность данных методов заключается в том, что спрос на какую-либо группу товаров выражается в виде функции одного или нескольких аргументов – факторов, определяющих его развитие. Они позволяют перейти от кинематического описания прогнозируемого спроса к моделированию движущих сил, формирующих его уровень и динамику.
Особым инструментом факторного
моделирования и
Метод экспертных оценок базируется
на оценках тенденций развития спроса
на отдельные товары в будущем, которые
дают высококвалифицированные
Применяются такие методы опросов и формирования экспертных оценок, как: анкетирование, интервьюирование, метод Дельфи, «мозговая атака», дискуссия.
Для планирования ассортимента
предприятия используется, как правило,
первичная маркетинговая
К факторам, влияющим на процесс планирования ассортимента, относятся: принципы формирования ассортимента, профиль торгового предприятия, потребительские комплексы, товарная классификация, стадия жизненного цикла товара, устойчивость товарного ассортимента (табл.1).
Эти факторы при формировании
товарного ассортимента находятся
во взаимодействии. Их сочетание зависит
от характера спроса, предъявляемого
покупателями, конкретного профиля
розничного торгового предприятия
и условий для его
Важным принципом формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение достаточной его широты и глубины. Под широтой ассортимента понимают число товарных групп и подгрупп, входящих в формируемый ассортиментный перечень, а под глубиной – число разновидностей товаров по отдельным потребительским или качественным признакам (фасонам, моделям, размерам и другим показателям). Ширина и глубина ассортимента товаров в магазине зависит от ряда факторов, важнейшими из которых являются форма товарной специализации, размер торговой площади, а так же состояние предложения на потребительском рынке.
Таблица 1. 1.
Факторы, влияющие на планирование ассортимента товаров розничного торгового предприятия9
Факторы |
Состав и содержание фактора |
1 |
2 |
Принципы формирования ассортимента |
В розничной торговле ассортимент должен формироваться на основе спроса покупателей, который представляется постоянным, альтернативным и импульсивным, а также с учетом его воздействия на товары повседневного, периодического и редкого потребления |
Профиль торгового предприятия |
Ассортиментная номенклатура обуславливается товарной ориентацией, типоразмером, зоной действия и состоянием материально-технической базы торгового предприятия |
Потребительские комплексы |
За основу комплексной потребности должен быть взят конкретный перечень товаров, сгруппированных по функционально-потребительским признакам, например: «товары для женщин», «товары для детей», «летняя одежда» и др. |
Товарная классификация |
Ассортиментная совокупность
устанавливается на основе следующей
классификации: товарная группа (характеризуется
однородностью сырья, из которого изготовлены
товары); подгруппы (внутригрупповое
деление товаров). Каждая подгруппа
складывается из родственных товаров
различных видов и |
Стадия жизненного цикла товара |
На приобретение продукции
оказывает влияние жизненный
цикл товара: внедрение, рост, зрелость,
устаревание, что обуславливает
необходимость адекватного |
Устойчивость ассортимента товаров |
Стабильность постоянного ассортимента товаров по группам, подгруппам, видам и разновидностям в розничной продаже обеспечивается наличием товарных запасов, которые регулируются с учетом потребностей населения покупателей |
Устойчивый ассортимент позволяет обеспечить бесперебойное и ритмичное товароснабжение10. Для оценки устойчивости ассортимента рассчитывают коэффициент устойчивости:
Ку = 1 – (О1 + О2 + … + Оn)/ n * a (8),
где О1, О2, …, Оn – количество разновидностей товаров, отсутствующих в продаже (на период проверок) из предусмотренных ассортиментным перечнем;