Планирование товарного ассортимента

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение понятия товарной политики и её сущности, выявление особенностей планирования товарного ассортимента ОАО «Вимм – Билль – Данн». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить понятие товарной политики;
Определить задачи товарной политики;
Определить формирование товарного ассортимента;
Анализировать товарный ассортимент ОАО «Вимм – Билль – Данн».

Оглавление

Введение……………………………………………………………….……..…3-5
Глава 1. Теоретический аспект товарной политики ………………………6
1.1 Содержание и сущность товарной политики……………………..............6-7
1.2 Понятие товарного ассортимента. Жизненный цикл товара………..….8-13
1.3 Анализ товарного ассортимента…………………………………….…..13-14
Глава 2. Планирование товарного ассортимента ОАО «Вимм – Билль – Данн»………………………………………………………………………….….15
2.1 О компании ОАО «Вимм – Билль – Данн»………………………..……15-19
2.2 Планирование товарного ассортимента…………………………...……19-20
Заключение………………………………………………………………..... 21-23
Список используемой литературы…………………………………..….. 24-25

Файлы: 1 файл

курс работа Маркетинг.doc

— 1.18 Мб (Скачать)

 


 


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

 

САМАРСКИЙ ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет менеджмента

 

Кузнецова Наталья Евгеньевна

Планирование товарного ассортимента

Курсовой проект

студента 3 курса очной формы обучения группы 3-МО-1

по дисциплине «Маркетинг»

 

 

Научный руководитель

Калышенко Валентина Николаевна

_______________________________

 

 

 

 

 

Самара

2011

Содержание

Введение……………………………………………………………….……..…3-5

Глава 1. Теоретический аспект товарной политики ………………………6

    1. Содержание и сущность товарной политики……………………..............6-7

1.2 Понятие товарного ассортимента. Жизненный цикл товара………..….8-13

1.3 Анализ товарного ассортимента…………………………………….…..13-14

Глава 2. Планирование товарного ассортимента ОАО «Вимм – Билль – Данн»………………………………………………………………………….….15

2.1 О компании ОАО «Вимм – Билль – Данн»………………………..……15-19

2.2 Планирование товарного ассортимента…………………………...……19-20

Заключение………………………………………………………………..... 21-23

Список используемой литературы…………………………………..….. 24-25

Приложение………………………………………………………………….26-39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Предпринимательская деятельность является эффективной, когда производимый фирмой товар или оказываемая ею услуга находит спрос на рынке, а удовлетворение определенных потребностей покупателей благодаря приобретению данного товара или услуги приносит прибыль.

Для того чтобы производимый товар или оказываемая услуга были всегда конкурентоспособными и имели спрос, необходимо осуществлять множество предпринимательских и, конечно, маркетинговых решений.

В маркетинговой деятельности такие решения касаются, как правило, четырех направлений: товарной политики, ценовой политики, распределительной и сбытовой политики, коммуникативной политики.

В данной работе будет рассмотрено только одно направление, товарная политика.

Товарная политика является ядром маркетинговых решений, вокруг которого формируются другие решения, связанные с условиями приобретения товара и методами его продвижения от производителя к конечному покупателю, в этом и заключается актуальность данной работы.

Потребительские оценки имеют стратегическое значение на всех этапах разработки и совершенствования товара: от составления концепции нового товара и проверки этого замысла до его позиционирования, конструирования, производства, установления уровня цены, рекламирования, сбыта, финансирования и технического обслуживания.

Поэтому товарная политика включает проведение систематических исследований на всех перечисленных этапах, причем их объектом является потребитель с его запросами по отношению к данному товару, его ответные реакции на разнообразные маркетинговые мероприятия на каждом этапе продвижения товара от производителя к потребителю. 

Предприятие или фирма, осуществляя товарную политику, преследует цель производить такие товары, которые в наибольшей степени могут удовлетворить потребителя и которые он предпочитает всем другим аналогичным товарам, т. е. которые окажутся приоритетными при выборе потребителем продукции на рынке и будут обладать высокой конкурентоспособностью и высоким качеством. 

Особую роль в проведении успешной товарной политики играет анализ жизненного цикла товара.

Объектом исследования является компания ОАО «Вимм – Билль – Данн».

Предметом исследования является планирование товарного ассортимента ОАО «Вимм – Билль – Данн».

Целью курсовой работы является изучение понятия товарной политики и её сущности, выявление особенностей планирования товарного  ассортимента ОАО «Вимм – Билль – Данн».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    • Изучить понятие товарной политики;
    • Определить задачи товарной политики;
    • Определить формирование товарного ассортимента;
    • Анализировать товарный ассортимент ОАО «Вимм – Билль – Данн».

Теоретическая значимость курсовой работы заключается в систематизировании информации по планированию товарного ассортимента.

Практическая часть курсовой работы заключается в планировании товарного ассортимента компании ОАО «Вимм – Билль – Данн».

Курсовая работа состоит из: введения, двух глав, заключения, приложения и списка литературы.

Содержит 2 таблицы, 1 рисунок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретический аспект товарной политики

1.1. Содержание и сущность товарной политики

В маркетинге товаром является всякая продукция в виде физического объекта, услуги или идеи, которая предложена рынка для продажи или обмена [2.1, с. 146].

Товарная политика – это совокупность принципов и целей деятельности предприятия, предусматривающих производство товаров, в наибольшей степени удовлетворяющих потребителя по показателям конкурентоспособности (качество, цена, упаковка и т. д.) [2.1, с. 238].

Она предполагает определенный курс действий товаропроизводителя, благодаря которым может быть обеспечена преемственность решений  и мер по формированию ассортимента, поддержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне, нахождению оптимальных товарных ниш (сегментов) для товаров, разработке и осуществлению стратегии упаковки, маркировки, обслуживанию товаров и т.д. В связи с этим выделяют три вида товарной политики, называемые иногда еще разновидностями диверсификации:

    • концентрическая, когда ведется поиск новых товаров, которые в технологическом или рыночном отношениях были бы подобны уже имеющимся товарам предприятия и привлекали бы новых покупателей;
    • горизонтальная, когда новый товар является продолжением выпускаемого и рассчитан на сформировавшийся круг покупателей, а производство его ведется без каких-либо изменений применяемой технологии;
    • конгломератная, когда на рынок выводится новый товар, никак не связанный с товарами, ранее выпускавшимися на предприятии, что требует применения новых технологий и освоения новых рынков.

Структура товарной политики

Безусловно, в рамках товарной политики должны быть предусмотрены возможные обстоятельства, которые могут вызвать необходимость ее корректировки, возможные направления, а также пределы таких изменений.

Основное назначение и задачи товарной политики заключается в обеспечении преемственности мер и решений по следующим аспектам производственной и сбытовой деятельности предприятия:

1) поиск приемлемых товарных  ниш для выпускаемых товаров, осуществляемый посредством организации поисковых маркетинговых исследований;

2) обеспечение предпродажного  обслуживания покупателей (клиентов);

3) формирование товарного  ассортимента и его оперативная  корректировка;

4) обеспечение конкурентоспособности  выпускаемых (продвигаемых на рынок) товаров;

5) совершенствование (развитие) упаковки и маркировки товара;

6) обеспечение послепродажного  сервиса.

Безусловно, в структуре товарной политики организации могут быть и другие задачи, направленные на работу с товаром. Главное, чтобы подход к определению этих задач основывался на принципах системности.

 

 

1.2. Понятие товарного ассортимента. Жизненный цикл товара.

Товарный ассортимент – это определенная группа товаров, которые тесно связаны друг с другом по схожести функционирования, группам интересующихся ими покупателей, типам реализующих их торговых заведений или диапазону цен [2.6, с. 510].

Товарный ассортимент характеризуется:

    • широтой (количество изготовляемых ассортиментных групп);
    • глубиной (количество ассортиментных позиций в ассортиментной группе);
    • насыщенностью (количество ассортиментных позиций во всех ассортиментных группах);
    • гармоничностью (степень близости товаров различных ассортиментных групп  с точки зрения их потребителя или каких то иных показателей) [2.1, с. 153].

Классификация товаров

Все товары с учетом их назначения подразделяются на товары индивидуального потребления (потребительские товары) и товары производственного назначения (средства производства).

Потребительские товары – это товары, приобретаемые для удовлетворения своих личных потребностей, семейного или домашнего использования.

Товары производственного назначения предназначаются для использования в производстве других товаров и услуг, для хозяйственной деятельности предприятия.

С учетом характера потребления и воплощения осязаемых физических характеристик могут быть выделены:

    • товары длительного пользования, т.е. товары, используемые в течение длительного периода (автомобили, электроника, станки, холодильники и др.);
    • товары краткосрочного пользования – товары, потребляемые сразу или в несколько приемов (зубная паста, напитки, хлеб, мыло и др.);
    • услуги – любые мероприятия, выгоды или действия, которые обеспечивают удовлетворение конкретных потребностей, в основном неосязаемы и не связаны с собственностью (стрижка в парикмахерской, консультации врача, учеба в вазе) [2.5, с. 104].

Классификация потребительских товаров

Потребительские товары обычно классифицируются с учетом поведения покупателей при их приобретении. Выделяются:

    • товары повседневного спроса – это товары, которые покупатель приобретает без особых усилий в их выборе и без сравнения с аналогичными товарами (мыло, сигареты, газеты и др.);
    • товары тщательного выбора – это товары, которые потребитель в процессе покупки сравнивает между собой по показателям пригодности, качества, цены, дизайна (одежда, мебель, электробытовые товары);
    • престижные товары – это товары, ради потребления которых значительная часть покупателей готова приложить дополнительные усилия (обладают уникальными свойствами или имеют марку известной фирмы – производителя);
    • товары пассивного спроса – это товары, о существовании которых потребитель знает, но не задумывается об их приобретении (покупаются тогда, когда возникает неожиданная необходимость в них или предпринимаются значительные маркетинговые усилия, без которых продажа была бы нереальна). Такими товарами, в частности, являются могильные участки, надгробья и др.

Классификация товаров производственного назначения

При классификации обычно принимают во внимание участие этих товаров в процессе производства, а также их относительную ценность.

Выделяют:

    • основное вспомогательное оборудование;
    • сырье, материалы и готовые детали;
    • полуфабрикаты;
    • стационарные сооружения;
    • вспомогательные материалы и услуги.

Существует также такое понятие, как ассортиментная группа – это группа товаров, схожих по своим потребительским характеристикам или призванных удовлетворять определенную потребность (например, для парфюмерно – косметической фирмы могут быть: одеколон, духи, губная помада и др.). Каждая ассортиментная группа состоит из отдельных ассортиментных позиций (марок, моделей, разновидностей). Например, ассортиментная группа «Одеколон» может состоять из двух ассортиментных позиций «Престиж» и одеколон «Маэстро» [2.1, с. 149-153].

 

Жизненный цикл товара

Жизненный цикл товара – важнейшая концепция, которая рассматривает динамику конкурентоспособного пребывания товара на рынке.

Рис. 1. Жизненный цикл товара

    1. Этап разработка товара
    2. Этап выведения на рынок – период медленного роста сбыта товара по мере выхода товара на рынок. В связи с большими затратами по выведению товара на рынок прибылей на этом этапе еще нет.
    3. Этап роста - период быстрого восприятия товара рынком и быстрого роста прибылей.
    4. Этап зрелости – период замедления темпов сбыта в связи с тем, что товар уже добился восприятия большинством потенциальных покупателей. Прибыли стабилизируются или снижаются в связи с ростом затрат на защиту товара от конкурентов.
    5. Этап упадка – период, характеризующийся резким падением сбыта и снижением прибылей [2.3, с. 108].

Информация о работе Планирование товарного ассортимента