Планирование ассортимента выпускаемой продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 22:27, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что любая организация сталкивается с формированием реального и прогнозируемого ассортимента, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли. Таким образом, рыночные условия делают все более востребованными в экономическом анализе методы и модели, способные решать проблемы бизнеса. Поэтому растет интерес к передовым системам, которые могут помочь более эффективно организовать процессы сбыта и комплектации, повысить экономию и эффективность затрат, оптимизировать технологию продаж и закупок.

Файлы: 1 файл

ассортимент выпускаемой продукции.doc

— 346.50 Кб (Скачать)
 

     Государственное образовательное  учреждение

     высшего профессионального  образования Московской области

     Международный Университет природы, общества и  человека «Дубна» 

     Кафедра менеджмента 
 
 
 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА 

     по  предмету Коммерция 

     на  тему «Планирование ассортимента выпускаемой продукции» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                 Преподаватель:  
 
 
 
 
 
 
 
 

 

    Аннотация

 

     Курсовая  работа посвящена изучению планирования ассортимента выпускаемой продукции. Данная работа состоит из 37 листов, 3 рисунков,4 таблиц.

     Ключевые  слова: ассортимент, торговый ассортимент, широта ассортимента, полнота ассортимента, операционный рычаг, матрица БKГ, переменные издержки, постоянные издержки, маржа, валовая маржа, выручка от реализации, рентабельность, запас финансовой прочности.

    Annotation

 

     Course work is devoted to the study of planning the product mix. This work consists of 37 pages, 3 figures, 4 tables.

     Key words: variety, trade variety, breadth of assortment, the completeness of product range, the operating lever, the matrix BKG, variable costs, fixed costs, margin, gross margin, sales revenue, profitability, supplies of financial strength.

 

    Содержание

 

    Введение

 

     Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что любая организация сталкивается с формированием реального и прогнозируемого ассортимента, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли. Таким образом, рыночные условия делают все более востребованными в экономическом анализе методы и модели, способные решать проблемы бизнеса. Поэтому растет интерес к передовым системам, которые могут помочь более эффективно организовать процессы сбыта и комплектации, повысить экономию и эффективность затрат, оптимизировать технологию продаж и закупок.

     Цель  работы - формирование ассортимента выпускаемой  продукции, с применением различных  методов отбора наиболее эффективных  в отношении рентабельности видов продукции, так, чтобы добиться перехода предприятия из убыточного положения в зону прибыли, а также запланировать программу производства, оптимальную с точки зрения использования ресурсов и максимизации прибыли.

     При формировании ассортиментной политики встают задачи, которые необходимо будет решать:

  • исследовать затраты производства;
  • наметить возможное увеличение объема продаж, ориентируясь на среднее отраслевое значение рентабельности аналогичных предприятий;
  • описать сокращение расходов и увеличение объемов реализации;
  • определить изменения ассортиментной политики с помощью сравнительного анализа рентабельности продукции;
  • прекратить выпуск нерентабельной продукции и наращивать объемы продаж более рентабельной продукции;
  • оценить совокупный риск деятельности предприятия;
  • оценить различные направления преодоления кризисной ситуации и выбор наилучшей стратегии.

     Поставленные  цели и задачи будем реализовывать  с помощью следующих методов  исследования:

  • метод операционного и финансового рычага (с помощью структуры затрат, элементов операционного рычага, расчета сопряженного экономического эффекта);
  • метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ (по доле продаж каждого вида продукции и его рентабельности - рангу);
  • метод линейного программирования (в процессе планирования будущего ассортимента возникает необходимость принятия оптимальных плановых решений).
 

     Объектом  исследования является промышленное предприятие  АО «Радуга», созданное на базе ранее  действовавшей фабрики по выпуску  бумажной продукции. АО «Радуга» специализируется на производстве канцелярских товаров. В ассортимент АО «Радуга» входят три вида продукции: ручки, карандаши, линейки (А, В, С). АО «Радуга» в настоящее время при реализации товаров А, В, С несет убытки.

       Предметом исследования является ассортиментная политика предприятия.

 

  1. Теоретическая часть

1.1 Понятие ассортимента продукции

     Ассортимент — состав и соотношение различных видов продукции, товаров, услуг в производственном и торговом предприятиях, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности.

     Ассортимент потребительских товаров подразделяется:

  • на группы – по месту нахождения,
  • на подгруппы – по широте охвата товаров,
  • на виды - по степени удовлетворения потребностей,
  • на разновидности – по характеру потребностей
 

     По  месту нахождения товаров различают  ассортимент промышленный и торговый.

  • Промышленный (производственный) ассортимент - набор продукции, выпускаемой изготовителем исходя из его производственных возможностей. Промышленный ассортимент товаров разных организаций – изготовителей, в том числе и предприятий общественного питания, независимо от формы собственности должен быть согласован с санитарными органами Министерства здравоохранения России.
  • Торговый ассортимент – набор продукции формируемый организацией торговли или предприятиями общественного питания с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально - технической базы. В отличие от промышленного торговый ассортимент включает, как правило товары разных изготовителей. Исключения составляют фирменные магазины.
 

     В зависимости от широты охвата товаров  различают следующие виды ассортимента: простой, сложный, групповой, развернутый, сопутствующий, смешанный.

  • Простой ассортимент - продукция, представленная небольшим количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей.
  • Сложный ассортимент – продукция, представленная значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований продукции, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах.
  • Групповой ассортимент – набор однородной продукции, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности.
  • Видовой ассортимент – продукция различных видов и наименований, удовлетворяющий аналогичные потребности.
  • Марочный ассортимент – продукция одного вида, марочных наименований или относящихся к группе марочных.
  • Развернутый ассортимент – набор продукции, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками.
  • Сопутствующий ассортимент – набор продукции, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации.
  • Смешанный ассортимент – набор продукции разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения.
 

     По  степени удовлетворение потребностей различают рациональный и оптимальный  ассортимент.

    • Рациональный ассортимент – набор продукции, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологии.
    • Оптимальный ассортимент – набор продукции, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя при минимальных затратах на их проектирование, разработку производства и доведения до потребителей.
 

     В зависимости от характера потребностей ассортимент может быть реальным, прогнозируемым, учебным.

    • Реальный ассортимент – действительный набор продукции, имеющийся в конкретной организации изготовителя и продавца.
    • Прогнозируемый ассортимент – набор продукции, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности.
    • Учебный ассортимент – перечень продукции, систематизированный по определенным научно обоснованным признакам для достижения обучающих целей.
 

     Свойства  и показатели ассортимента

    • Свойство ассортимента – специфическая особенность ассортимента, проявляющаяся при его формирование.
    • Показатель ассортимента -  количественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество видов и наименований продукции.

     При формировании ассортимента осуществляется регулирование комплекса свойств  и показателей ассортимента, что  требует понимание их сути и знания номенклатуры свойств и показателей ассортимента. 

     Широта  ассортимента – количество видов, наименований и разновидностей продукции однородных и разнородных групп. Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями:

    • Действительной широтой (Шд) – фактическое количество видов, разновидностей и наименований продукции, имеющихся в наличие (д.).
    • Базовой широтой (Ш.б) – широта принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований продукции, регламентированное нормативными или техническими документами (стандартами, прейскурантами, каталогами и т.п.), или максимально возможное

     Рассчитывается  по формуле:       К.ш = Ш.д./Ш.б*100% 

     Полнота ассортимента – способность набора продукции однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований продукции однородной группы. Показатели полноты могут быть действительными и базовыми. Действительный показатель полноты характеризуется фактическим количеством характеристик (свойств) продукции однородной группы, а базовый – регламентируемым или планируемым количеством.

     Рассчитывается  по формуле:       Кп = Пд/Пб*100%, 

     Устойчивость  ассортимента – способность набора продукции удовлетворять спрос на одни и те же виды продукции. Особенностью такой продукции является наличие устойчивого спроса на них.

     Коэффициент устойчивости – отношение количества видов, разновидностей  и наименований продукции, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (Ш.у), к общему количеству видов, разновидностей и наименований продукции тех же однородных групп (Ра) 

     Новизна (обновление) ассортимента – способность набора продукции удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых потребностей. Новизна характеризуется действительным обновлением – количеством новой продукции в общем, перечне (Н) и степенью обновления (Кн.), которая выражается через отношение количества новой продукции к общему количеству наименований продукции (Ра) (или действительной широте).

     Структура ассортимента – характеризуется удельной долей каждого вида и/или наименования продукции в общем наборе.

     Показатели  структуры  ассортимента могут иметь  натуральное или денежное выражение  и носят относительный характер. Они рассчитываются как отношение количества отдельных видов продукции к суммарному количеству всей продукции, входящих в ассортимент.

     Выбор показателей структуры ассортимента в том или ином выражении определяется аналитическими целями. Если необходимо определить потребность в складских площадях, а также площади для выкладки продукции, то анализируют структуру ассортимента в натуральном выражении. При анализе прибыльности отдельных видов продукции учитывают структуру ассортимента в денежном выражении.

     Рациональность  ассортимента – способность набора продукции наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей.

Информация о работе Планирование ассортимента выпускаемой продукции