Планирование ассортимента выпускаемой продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 22:27, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что любая организация сталкивается с формированием реального и прогнозируемого ассортимента, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли. Таким образом, рыночные условия делают все более востребованными в экономическом анализе методы и модели, способные решать проблемы бизнеса. Поэтому растет интерес к передовым системам, которые могут помочь более эффективно организовать процессы сбыта и комплектации, повысить экономию и эффективность затрат, оптимизировать технологию продаж и закупок.

Файлы: 1 файл

ассортимент выпускаемой продукции.doc

— 346.50 Кб (Скачать)

     Маржинальный  анализ служит поиску наиболее выгодных комбинаций между переменными затратами на единицу продукции, постоянными издержками, ценой и объемом продаж. Поэтому этот анализ невозможен без разделения издержек на постоянные и переменные. 

     Сила  воздействия операционного рычага зависит от относительной величины постоянных издержек. Для предприятий, отягощенных громоздкими производственными фондами, большая сила операционного рычага представляет значительную опасность: в условиях экономической нестабильности, падения платежеспособного спроса клиентов и сильнейшей инфляции каждый процент снижения выручки оборачивается катастрофическим падением прибыли и вхождением предприятия в зону убытков.

     Маржинальный  анализ включает в себя анализ безубыточности, который позволяет вычислить  такую сумму или количество продаж, при которой приход равен расходу. Бизнес не несет убытков, но не имеет и прибыли. Продажи ниже точки безубыточности влекут за собой убытки; продажи выше точки безубыточности приносят прибыль. Точка безубыточности — это тот рубеж, который предприятию необходимо перешагнуть, чтобы выжить. Поэтому точку безубыточности многие экономисты склонны называть порогом рентабельности. Чем выше порог рентабельности, тем труднее его перешагнуть. С низким порогом рентабельности легче пережить падение спроса на продукцию или услуги, отказаться от неоправданно высокой цены реализации. Снижения порога рентабельности можно добиться наращиванием валовой маржи (повышая цену и/или объем реализации, снижая переменные издержки) либо сокращением постоянных издержек.

     Идеальные условия для бизнеса — сочетание  низких постоянных издержек с высокой валовой маржой. Маржинальный анализ ищет наиболее выгодную комбинацию переменных и постоянных издержек, цены и физического объема продаж. Иногда решение заключается в наращивании валовой маржи за счет снижения цены и роста количества продаваемых товаров, иногда — в увеличении постоянных издержек (на рекламу, например) и опять же в увеличении количества продаж. Возможны и другие пути, но все они сводятся к поиску компромисса между переменными и постоянными издержками.

     Расчет  порога рентабельности начинают с деления издержек на переменные и постоянные, так как без этого невозможно вычислить валовую маржу. Сопоставив ее с суммой выручки, получают так называемый коэффициент валовой маржи — долю валовой маржи в выручке от продажи. 

     Постоянные издержки делят на коэффициент валовой маржи и получают порог рентабельности. 

     Превышение  фактической выручки от продажи  над порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности предприятия.

     Прогнозируемая  прибыль рассчитывается умножением запаса финансовой прочности на коэффициент валовой маржи (этот способ расчета прибыли легко обосновывается проверкой тождества: Запас финансовой прочности х Коэффициент валовой маржи = Прибыль).

     Анализ  прибыли производится с целью  определения реальной величины чистой прибыли и ее качества, стабильности основных элементов балансовой прибыли, тенденций их изменения и возможности использования для прогноза прибыли, «зарабатывающей» способности предприятия. Для достижения этих целей в процессе анализа по показателям прибыли, используемым в хозяйственной практике, изучаются: выполнение плана (проекта, прогноза) и динамика; факторы их формирования; резервы роста; направления, пропорции и тенденции распределения прибыли.

     В процессе анализа дается оценка плана (прогноза) прибыли. Результаты анализа используются и для выбора наилучшего варианта инвестиций, развития предприятия с учетом перспектив.

     По  результатам анализа разрабатываются  конкретные рекомендации по наиболее эффективному использованию заработанной прибыли, выявленных резервов ее роста. Анализ должен дать ответ и на вопросы о влиянии на прибыль нарушения договорной, технической, технологической, финансовой дисциплины.

     Источниками информации для анализа прибыли  являются учетные данные, формы (расчеты) плана экономического и социального развития или бизнес-плана по формированию прибыли и др.

     Прибыль как основная форма денежных накоплений представляет собой разницу между  выручкой от продажи по соответствующим  ценам и полной себестоимостью. Отсюда рост прибыли зависит, прежде всего, от снижения затрат на производство продукции, а также от увеличения объема реализованной продукции. 

     Выделяют  несколько методов анализа и  планирования прибыли. Главные из них  — метод прямого счета и  аналитический.

     Метод прямого счета наиболее широко распространен в организациях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от продажи продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов:

     П = (В х Ц) - (В х  С),

     где П — плановая прибыль; В — выпуск товарной продукции в планируемом  периоде в натуральном  выражении; Ц —  цена за единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов); С — полная себестоимость единицы продукции.

     Расчету прибыли предшествует определение  выпуска сравнимой и несравнимой  товарной продукции в планируемом  году по полной себестоимости и в  ценах, а также остатков готовой  продукции на складе и товаров отгруженных на начало и конец планируемого года.

     Расчет  прибыли методом прямого счета  прост и доступен. Однако он не позволяет  выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при большой  номенклатуре выпускаемой продукции  очень трудоемок. 

     Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль.

     При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в  планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим  методом состоит из трех последовательных этапов:

  • определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;
  • исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;
  • учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижения (повышения) себестоимости сравнимой продукции, повышения ее качества и сортности, изменения ассортимента, цен и т. д.

     Используя данный метод, прибыль по несравнимой  продукции определяется отдельно. Следует отметить, что при прямом методе оценки и анализа плановая прибыль определяется как общая сумма, без выявления конкретных причин, влияющих на ее величину, а при аналитическом методе проявляются как положительно, так и отрицательно воздействующие на прибыль факторы.

     На  изменение балансовой прибыли оказывают  влияние многие факторы. По степени  соподчиненности — это факторы  первого и второго порядков.

     К факторам первого порядка относятся изменения: прибыли от реализации продукции (работ, товаров, услуг); прибыли от прочей реализации; внереализационных результатов.

     Факторами второго порядка являются изменения объема, структуры, полной себестоимости реализованной продукции, цен на реализованную продукцию; доходов по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях; штрафов, пени, неустоек, полученных за вычетом уплаченных; прибыли и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году; поступлений долгов и дебиторской задолженности; финансовой помощи от других предприятий и организаций, пополнения фондов специального назначения и др.

     Взаимосвязь факторов первого и второго порядка  с балансовой прибылью прямая, за исключением  изменения себестоимости, снижение которой приводит к росту прибыли, а повышение — к ее снижению.

     Маржинальный  анализ предприятия позволяет предпринимателю, руководству предприятия достоверно оценить текущую ситуацию и перспективы.  

1.5 Операционный рычаг и его эффект

     В современных условиях на российских предприятиях вопросы регулирования  массы и динамики прибыли выходят  на одно из первых мест в управлении финансовыми ресурсами. Решение данных вопросов входит в рамки операционного (производственного) финансового менеджмента.

     Основа  финансового менеджмента — финансовый хозяйственный анализ, в рамках которого на первый план выступает анализ структуры себестоимости.

     Известно, что предпринимательская деятельность связана со многими факторами, влияющими  на ее результат. Все их можно разделить  на две группы. Первая группа факторов связана с максимизацией прибыли  за счет спроса и предложения, ценовой политики, рентабельности продукции, ее конкурентоспособности. Другая группа факторов связана с выявлением критических показателей по объему реализуемой продукции, наилучшим сочетанием предельной выручки и предельных затрат, с делением затрат на переменные и постоянные.

     К переменным затратам, которые изменяются от изменения объема выпуска продукции, относятся сырье и материалы, топливо и энергия для технологических  целей, покупные изделия и полуфабрикаты, основная заработная плата основных производственных рабочих, освоение новых видов продукции и др. К постоянным (общефирменным) затратам — амортизационные отчисления, арендная плата, заработная плата административно-управленческого аппарата, проценты за кредит, командировочные расходы, расходы на рекламу и др.

     Анализ  производственных затрат позволяет  определить их влияние на объем прибыли  от реализации, но если к этим проблемам  подойти глубже, то выясняется следующее:

  1. такое деление помогает решить задачу увеличения массы прибыли за счет относительного сокращения тех или иных затрат;
  2. позволяет искать наиболее оптимальное сочетание переменных и постоянных затрат, обеспечивающих прибавку прибыли;
  3. позволяет судить об окупаемости затрат и финансовой устойчивости на случай ухудшения хозяйственной ситуации.

     Критерием выбора наиболее рентабельной продукции  могут служить следующие показатели:

  1. валовая маржа на единицу продукции;
  2. доля валовой маржи в цене единицы продукции;
  3. валовая маржа на единицу ограниченного фактора.

     Рассматривая  поведение переменных и постоянных затрат, следует анализировать состав и структуру затрат на единицу продукции в определенном периоде времени и при определенном количестве продаж. Вот как характеризуется поведение переменных и постоянных затрат при изменении объема производства (сбыта).

     Таблица. Поведение переменных и постоянных затрат при изменении объема производства (сбыта)

     Объем производства (сбыта)      Переменные  издержки      Постоянные  издержки
суммарные на единицу  продукции суммарные на единицу  продукции
     Растет Увеличиваются Неизменные Неизменные Уменьшаются
     Падает Уменьшаются Неизменные Неизменные Увеличиваются

     Структура издержек не столько количественное отношение, сколько качественное. Тем  не менее влияние динамики переменных и постоянных затрат на формирование финансовых результатов при изменении объема производства весьма существенно. Именно со структурой затрат тесно связан операционный рычаг.

Информация о работе Планирование ассортимента выпускаемой продукции