Планирование ассортимента выпускаемой продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 22:27, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что любая организация сталкивается с формированием реального и прогнозируемого ассортимента, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли. Таким образом, рыночные условия делают все более востребованными в экономическом анализе методы и модели, способные решать проблемы бизнеса. Поэтому растет интерес к передовым системам, которые могут помочь более эффективно организовать процессы сбыта и комплектации, повысить экономию и эффективность затрат, оптимизировать технологию продаж и закупок.

Файлы: 1 файл

ассортимент выпускаемой продукции.doc

— 346.50 Кб (Скачать)

     Коэффициент рациональности – средневзвешенное значение показателя рациональности с  учетом реальных значений показателей  широты, полноты, устойчивости и новизны, помноженные на соответствующие коэффициенты весомости (вш, вп, вн, ву). 

     Влияние отдельных показателей  на результаты коммерческой деятельности

     Широта может служить косвенным показателем насыщенности рынка товарами: чем больше широта, тем больше насыщенность. Показатели широты применяются в зависимости от насыщенности рынка, а также от состояния спроса. В условиях дефицита, когда спрос превышает предложение, изготовителю и продавцу выгоднее иметь узкий ассортимент продукции, поскольку при большой широте требуется дополнительные затраты на разработку и производства новой продукции. В торговле для широкого ассортимента требуются дополнительные площади торгового зала для выкладки продукции, кроме того увеличиваются транспортные расходы. Широта выступает в качестве одного из критериев конкурентоспособности фирмы.

     Наибольшее  значение показатели полноты ассортимента имеют на насыщенном рынке. Чем больше полнота ассортимента, тем выше вероятность того, что потребительский спрос на продукцию определенной группы будет удовлетворен. Повышенная полнота ассортимента может служить одним из средств стимулирования сбыта и удовлетворения разнообразных потребностей, обусловленных разными вкусами, привычками и иными факторами. Вместе с тем увеличение полноты ассортимента требует от работников торговли знания общности и различий потребительских свойств товаров разных видов, разновидностей и наименований, чтобы информировать о них потребителей.

     Устойчивость связывается со сроком, в течение которого товары определенных видов, разновидностей и наименований находятся в реализации. В этом случае устойчивость ассортимента может зависеть, во-первых, от наличия устойчивого спроса и постоянного пополнения товарных запасов на эту продукцию; во-вторых, отсутствия или недостаточности спроса на продукцию, которая залеживаются на складах и прилавках; в-третьих, несоответствия товарных запасов возможности реализации продукции. Поэтому сроки реализации продукции как показатели устойчивости ассортимента не могут быть использованы при определении рациональности ассортимента

     В условиях насыщенного рынка обновление ассортимента может быть следствием дефицита сырья, производственных мощностей, необходимых для производства ранее выпускающейся продукции.

       Причинами обновления ассортимента, являются: замена морально устаревшей продукции, не пользующейся спросом; разработка новой продукции улучшенного качества с целью стимулирования их покупки потребителем; проектирование и разработка новой продукции, не ранее аналогов.

     Следует иметь, что постоянное и повышенное обновление ассортимента для продавца связанно с определенными затратами и риском, что они могут не оправдаться, например, новая продукция может не пользоваться спросом. Поэтому обновление ассортимента должно быть рациональным

1.2 Управление ассортиментом продукции

     Управление  ассортиментом – деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента.

     Формирование  ассортимента – деятельность по составлению  набора продукции, позволяющей удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достигнуть целей, определенных руководством организации. 

     Основные  направления формирования ассортимента:

    • Сокращение ассортимента
    • Расширение ассортимента
    • Стабилизация ассортимента
    • Обновление ассортимента
    • Совершенствование ассортимента
    • Гармонизация ассортимента
 

     Факторы, влияющие на формирование ассортимента:

    • Общие:
    • спрос
    • рентабельность
    • Специфичные:
    • Сырьевая база производственных организаций
    • Материально-техническая база
    • Достижения научно-технического прогресса
    • Специализация торговой организации
    • Каналы распределения продукции
    • Методы стимулирования сбыта и формирования спроса
    • Материально-техническая база торговой организации

1.3 Ассортиментная политика предприятия

     Ассортиментная  политика – цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руководством организации

     Цель  организации – формирование реального  и прогнозируемого ассортимента, для удовлетворения разнообразных  потребностей и получения запланированной  прибыли. 

     Задачи  организации:

    • Установление реальных и предполагаемых потребностей в определенной продукции
    • Определение показателей ассортимента и анализ рациональности
    • Выявление источников товарных ресурсов
    • Оценка материальных возможностей организации для выпуска, распределения или реализации продукции
    • Определение основных направлений формирования ассортимента

1.4 Маржинальный анализ ассортимента продукции

     Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

     В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода.

     Маржинальный  доход предприятия — это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль. 

     Основные  возможности маржинального анализа  состоят в определении:

  • безубыточного объема продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;
  • зоны безопасности (безубыточности) предприятия;
  • необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли;
  • критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;
  • критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.

     С помощью маржинального анализа  обосновываются и другие управленческие решения: выбор вариантов изменения  производственной мощности, ассортимент продукции, цены на новое изделие, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей, оценки эффективности принятия дополнительного заказа и др. 

     Основные  этапы анализа

  1. Сбор, подготовка и обработка исходной информации, необходимой для проведения анализа.
  2. Определение суммы постоянных и переменных издержек на производство и реализацию продукции.
  3. Расчет величины исследуемых показателей.
  4. Сравнительный анализ уровня исследуемых показателей, факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей.
  5. Факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей.
  6. Прогнозирование их величины в изменяющейся среде.
 

     Проведение  расчетов по методике маржинального  анализа требует соблюдения ряда условий:

  • необходимость деления издержек на две части — переменные и постоянные;
  • переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;
  • постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен, исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;
  • тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются;
  • эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода;
  • пропорциональность поступления выручки объему реализованной продукции.
 

     Одним из самых простых и эффективных  методов маржинального анализа  с целью оперативного, а также  стратегического планирования является анализ «издержки — объем — прибыль», который позволяет отследить зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объемов производства. 

     Анализ  «издержки — объем — прибыль» служит для ответа на важнейшие вопросы, возникающие перед финансистами предприятия на всех четырех основных этапах его денежного оборота:

I этап

  • Сколько наличного капитала требуется предприятию?
  • Каким образом можно мобилизовать эти средства?
  • До какой степени можно доводить финансовый риск, используя эффект финансового рычага?

II этап

  • Что важнее для предприятия на данном этапе его деятельности: высокая рентабельность или высокая ликвидность?
  • До какой степени можно увеличивать или снижать силу операционного рычага, маневрируя переменными и постоянными издержками, и изменять тем самым уровень предпринимательского риска, связанного с предприятием?
  • Что дешевле: приобретение или аренда недвижимости?
  • Следует ли продавать продукцию ниже ее себестоимости?
  • Какого продукта производить больше: А или Б?
  • Как отзовется на прибыли эффект изменения объема производства и сбыта?

III этап

  • Каким должен быть оптимальный уровень товара, чтобы удовлетворять клиентов, но не связывать при этом слишком много оборотных средств?
  • Какова оптимальная величина получаемого предприятием краткосрочного кредита, позволяющая обеспечивать и стимулировать продажу товара в рассрочку, при одновременном снижении вероятности возникновения безнадежных долгов и минимизации средств, отвлекаемых дебиторской задолженностью?

     IV этап

  • Какую часть прибыли распределять в качестве дивидендов?
  • Какая часть нарабатываемого экономического эффекта уходит на погашение долгов и процентов по ним? Не чрезмерный ли это груз для предприятия?
  • Каким образом можно снизить суммы выплачиваемых налогов?
 

     Ключевыми элементами маржинального анализа служат финансовый и операционный рычаги, порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия. 

     Действие  операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от продажи всегда порождает более сильное изменение прибыли. Этот эффект обусловлен различной степенью влияния динамики постоянных и переменных затрат на формирование финансовых результатов деятельности предприятия при изменении объема производства. Чем больше уровень постоянных издержек, тем больше сила воздействия операционного рычага. Указывая на темп падения прибыли с каждым процентом снижения выручки, сила операционного рычага свидетельствует об уровне предпринимательского риска данного предприятия.

     Действие  финансового рычага заключается в том, что предприятие, использующее заемные средства, изменяет чистую рентабельность собственных средств и свои дивидендные возможности. Уровень эффекта финансового рычага указывает на финансовый риск, связанный с предприятием. Поскольку проценты за кредит относятся к постоянным издержкам, наращивание финансовых расходов по заемным средствам сопровождается увеличением силы операционного рычага и возрастанием предпринимательского риска.

Информация о работе Планирование ассортимента выпускаемой продукции