Планирование ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 17:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ номенклатуры выпускаемых изделий и планирование товарного ассортимента предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд поставленных задач:
 Изучить такие понятия как товар, ассортимент, номенклатура;
 Исследовать виды ассортимента и способы его разбивки на товарные группы;

Оглавление

Планирование ассоВведение

Глава 1. Ассортимент и его роль в деятельности предприятия…5
1.1. Ассортимент: понятие и структура……………………..5
1.2. Процесс планирования ассортимента…………………..8
1.3. Метод операционного рычага как способ анализа ассортимента продукции………………………………..13

Глава 2. Анализ ассортиментной политики производственного предприятия ООО «Рассвет»………………………………………….17
2.1. Характеристика предприятия и его деятельности…..17
2.2. Анализ ассортимента продукции и его структуры….21

Глава 3. Обоснование ассортимента продукции………………….29
3.1. Анализ внешней среды предприятия…………………..29
3.2. Формирование ассортимента продукции ООО «Рассвет»……………………………………………………35

Заключение

Список использованной литературы

Приложения.ртимента и номенклатуры выпускаемой продукции предприятием

Файлы: 1 файл

Курсавая Планирование на предприятии .doc

— 523.00 Кб (Скачать)


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ  (РИНХ)»

 

 

Азовский институт экономики, управления и права

 

 

 

Курсовая работа

По предмету «Планирование на предприятии»

 

Тема: «Планирование ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции предприятием»

 

 

Выполнил:

студент  3 курса

заочной формы обучения 131гр.

Усманов. Владимир. Владиславович                                                                                              

 

 

Проверил: Доц.

Научный руководитель:

                                                                                                              Седых Ю.А                                                       

 

Дата сдачи курсовой работы:

Дата защиты:

Оценка: ____________

 

                                                                       г. Азов

                                                              2011г.

 

Оглавление

 

Введение

 

Глава 1. Ассортимент и его роль в деятельности предприятия…5

1.1.           Ассортимент: понятие и структура……………………..5

1.2.           Процесс планирования ассортимента…………………..8

1.3.           Метод операционного рычага как способ анализа ассортимента продукции………………………………..13

 

Глава 2. Анализ ассортиментной политики производственного предприятия ООО «Рассвет»………………………………………….17

         2.1. Характеристика предприятия и его деятельности…..17

         2.2. Анализ ассортимента продукции и его структуры….21

 

Глава 3. Обоснование ассортимента продукции………………….29

         3.1. Анализ внешней среды предприятия…………………..29

         3.2. Формирование ассортимента продукции ООО «Рассвет»……………………………………………………35

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

Приложения.

Приложение 1. Перечень стеновых камней, производимых на предприятии ООО «Рассвет»…….….…………………….50

Приложение 2. Перечень тротуарной плитки, производимой на предприятии ООО «Рассвет»……………51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Политика ассортиментов товара - одно из самых главных направлений деятельности каждого предприятия. Это направление приобретает особую актуальность в нынешних условиях перехода к рыночной экономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят все экономические показатели организации и рыночная доля. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно управлять этой политикой.

Вот почему главной задачей любого предприятия должна стать задача организации систематического планирования товарной номенклатуры. Только в этом случае предприятие может улучшать свои экономические показатели и быть конкурентоспособным.

Всё вышесказанное позволяет утверждать, что планирование ассортимента продукции является актуальной темой в современной рыночной экономике.

Объектом практических исследований в дипломной работе выбрано производственное предприятие ООО «Рассвет».

Предметом исследования является ассортиментная политика предприятия.

Целью дипломной работы является анализ номенклатуры выпускаемых изделий и планирование товарного ассортимента предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд поставленных задач:

   Изучить такие понятия как товар, ассортимент, номенклатура;

   Исследовать виды ассортимента и способы его разбивки на товарные группы;

   Определить задачи планирования ассортимента продукции и факторы, влияющие на его формирование;

   Определить этапы процесса планирования номенклатуры;

   Изучить процесс внедрения нового изделия в ассортимент продукции и изъятия из него невыгодных номенклатурных единиц;

   Исследовать метод операционного рычага для целей планирования ассортимента продукции на предприятии;

   Проанализировать деятельность предприятия ООО «Рассвет» и ее ассортиментную политику;

   Провести анализ внешней среды предприятия для получения наилучших результатов от процесса планирования;

   Сформировать ассортимент предприятия ООО «Рассвет» применив метод операционного рычага.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Ассортимент и его роль в деятельности предприятия

 

1.1.           Ассортимент: понятие и структура

 

Политика ассортиментов товара – одно из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Особенно это направление приобретает особую значимость в нынешних условиях перехода к рыночной экономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят все экономические показатели организации и рыночная доля. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно ею управлять.

Товар – имеющая потребительскую стоимость продукция, производимая для продажи или обмена. [1]

Ассортимент товаров – совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединённых или сочетающихся по определённому признаку. Основными группировочными признаками товаров являются производственный, сырьевой и потребительский. Ассортимент должен оказывать максимально притягательное воздействие на покупателей. [2]

Номенклатура или товарный ассортимент – это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Она включает различные виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации.

Формируются ассортиментные признаки товарных групп, в пределах которых предметы имеют определенное сходство[3].

Ассортиментные группы по местонахождению товаров:

   В отношении промышленных предприятий устанавливается производственный ассортимент продукции, в отношении торговых предприятий – торговый ассортимент товаров. Первых из них отражает специализацию предприятия и служит основанием для заключения договоров поставки. Во втором случае складываются основания судить о масштабах возможности торгового предприятия удовлетворять потребности населения и различают специализированные и универсальные торговые предприятия;

   Товарный ассортимент – перечень товаров, формируемых организацией с учетом спроса, материально-технической базы и специализации магазина.

Ассортиментные группы по широте охвата товаров:

   Групповой ассортимент товаров показывает перечень укрупненных товарных групп, составляющих номенклатуру товаров. Так, в продовольственном магазине могут продаваться гастрономические и бакалейные продукты, а в магазине спортивных товаров - летний и зимний спортивный инвентарь;

   Видовой ассортимент товаров отражает наличие в группе товаров ряда видов. Например, в составе молочных продуктов могут быть представлены кефир, сливки, творог и т.п. Мужская обувь включает такие понятия как сапоги, ботинки, туфли, босоножки[4];

   Внутривидовой ассортимент товаров представляет разновидности продукции, членения вида на части. Так, творог может быть разной степени жирности, самовары - разной вместимости, обувь - разного фасона, ткани - разной расцветки и т.п. Внутривидовой ассортимент товаров может иметь разную глубину развития, детализации. В этом смысле можно говорить о степени сложности ассортимент. Например, лекарственные препараты, применяемые при определенном заболевании человека, могут быть представлены средствами для наружного или внутреннего употребления, в виде таблеток или жидкостей, иметь разную фасовку, упаковку и т.п.[5]

   Простой – набор товаров представленный не большим количеством групп видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребителей;

   Сложный – набор товаров представлен значительным количеством групп, видов разновидностей наименований, которые удовлетворяют разнообразные потребности;

Виды ассортиментов по степени удовлетворения потребителей:

   Рациональный ассортимент – набор товаров наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни на данном этапе;

   Оптимальный – набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителей при минимальных затратах.[6]

Разновидности ассортимента по характеру потребностей:

  Реальный – действующий набор товаров находящийся в магазине у продавца;

  Прогнозируемый – набор товаров, который может удовлетворять предполагаемые потребности;

  Учебный – набор товаров для изучения и достижения учебных целей.

С полным основанием изложенные положения о номенклатуре и ассортимент продукции могут быть отнесены к выполнению работ и оказанию услуг, в отношении которых также выделяются группы, виды, подвиды продукции.[7]

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что ассортимент – это совокупность видов товаров, подразделяемая на товарные группы по ассортиментным признакам. Разбивка на группы осуществляется с целью наилучшего управления ассортиментом. Главный принцип формирования номенклатуры – полное соответствие спросу населения.

 

1.2.           Процесс планирования ассортимента

Процесс планирования ассортимента продукции определяется как планирование всех видов деятельности, направленных на отбор изделий для будущего производства и на приведение технических, функциональных и эстетических свойств этих изделий в наиболее полное соответствие с требованиями потенциальных потребителей. Искусство планирования ассортимента продукции состоит в умении воплощать уже имеющиеся и/или потенциальные технические и материальные возможности в продуктах, которые, принося производителю прибыль, обладают потребительской ценностью, удовлетворяющей покупателя. Иными словами, производитель не просто занят созданием и производством товаров, но также формированием клиентуры и удовлетворение ее специфических потребностей. [8]

К задачам систематического планирования ассортимента относят:

1.   Удовлетворение запросов потребителей - один из основных принципов маркетинга, который соответствует задаче глубокой сегментации и дифференциации рынка и обеспечивает тесную связь с потребителями;[9]

2.   Оптимальное использование технологических знаний и опыта предприятия;

3.   Оптимизация финансовых результатов предприятия - формирование ассортимента основывается на ожидаемой рентабельности и величине прибыли, что чаще встречается в практике работы предприятий, однако может быть оправдано при тяжелом финансовом положении, отсутствии альтернатив и др.;

4.   Завоевание новых покупателей путем расширения сферы применения существующей производственной программы. Этот подход достаточно консервативен, так как рассчитан на краткосрочные результаты и предполагает удлинение жизненного цикла устаревающих изделий за счет нахождения новых рынков сбыта;

5.   Соблюдение принципов гибкости за счет диверсификации сфер деятельности предприятия отрасли и включения в них нетрадиционных отраслей;

6.   Соблюдение принципа синергизма, предполагающего расширение областей производства и услуг предприятия, связанных между собой определенной технологией, единой квалификацией кадров и другой логической зависимостью.[10]

Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой, — необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками.[11]

Информация о работе Планирование ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции предприятием