Планирование ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 17:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ номенклатуры выпускаемых изделий и планирование товарного ассортимента предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд поставленных задач:
 Изучить такие понятия как товар, ассортимент, номенклатура;
 Исследовать виды ассортимента и способы его разбивки на товарные группы;

Оглавление

Планирование ассоВведение

Глава 1. Ассортимент и его роль в деятельности предприятия…5
1.1. Ассортимент: понятие и структура……………………..5
1.2. Процесс планирования ассортимента…………………..8
1.3. Метод операционного рычага как способ анализа ассортимента продукции………………………………..13

Глава 2. Анализ ассортиментной политики производственного предприятия ООО «Рассвет»………………………………………….17
2.1. Характеристика предприятия и его деятельности…..17
2.2. Анализ ассортимента продукции и его структуры….21

Глава 3. Обоснование ассортимента продукции………………….29
3.1. Анализ внешней среды предприятия…………………..29
3.2. Формирование ассортимента продукции ООО «Рассвет»……………………………………………………35

Заключение

Список использованной литературы

Приложения.ртимента и номенклатуры выпускаемой продукции предприятием

Файлы: 1 файл

Курсавая Планирование на предприятии .doc

— 523.00 Кб (Скачать)

Второй этап предусматривает установление количественного соотношения отдельных групп товаров, то есть рассчитывается структура группового ассортимента.

На третьем этапе определяется внутригрупповой ассортимент, то есть осуществляется подбор конкретных разновидностей товаров каждой группы по различным признакам. При этом на каждом предприятии должно быть обеспеченно соответствие предлагаемого ассортимента товаров спросу покупателей.[12] Учитывают также влияние различных факторов на построение ассортимента, основными из которых являются:

1)тип и размер предприятия;

2)техническая оснащенность предприятия;

3)условия товарного снабжения;

4)численность обслуживаемого предприятием населения;

5)место расположения предприятия по отношению к другим предприятиям;

6)транспортные связи между населенными пунктами и другие специфические факторы, которые оказывают влияние на процесс формирования ассортимента товаров в каждой конкретной фирме.[13]

Перечисленные факторы прямо или косвенно влияют на спрос, а, следовательно, и на результаты деятельности организации.

Работа по формированию ассортимента товаров на предприятиях должна вестись непрерывно с соблюдением следующих основных принципов:

- учета особенностей спроса населения, возможностей его наиболее полного удовлетворения;

- включение в ассортимент новых заказов, спрос на которые еще не сложился;

- обеспечение выполнения установленных экономических показателей работы предприятий.[14]

Любое предприятие, решившееся на инновацию, может выбрать один из следующих вариантов по поиску замысла новой продукции:

   купить информацию о новых видах продукции у внешних источников;

   изобрести самостоятельно новый вид продукции, используя информацию и аналитические материалы службы маркетинга;

   усовершенствовать конструкцию или внешнее оформление ранее выпускаемой продукции;

   привлечь другого партнёра к разработке новой продукции.[15]

Необходимость действий в одном из этих направлений связана с тем, что каждый вид продукции имеет свой жизненный цикл. В этом случае необходимо тщательно продумать систему её разработки.  Стадиями такого анализа могут быть, например:

   проведение прикладных исследований, обеспечивающих практическое использование прикладных исследований применительно к потребностям выявленных групп потребителей;

   конструирование и разработка новых видов продукции, как на основе прикладных исследований, так и непосредственно на основе изучения рынка.[16]

Основные виды стратегий по разработке новой продукции фактически сводятся к проведению работ в следующих направлениях:

   разработка принципиально новой продукции, отличающейся от продукции конкурентов существенной новизной, защищенной патентами.

Приступая к планированию ассортимента и разработке новой продукции, следует всегда помнить, что никакие, самые хорошо продуманные планы сбыта и рекламы не могут компенсировать ошибки, допущенные ранее при планировании ассортимента продукции, т.е. при отборе и оценке продукции, его техническом испытании, изучении рынка и проведении пробной продажи, исследований рынка, организации товародвижения, стимулирования сбыта и рекламы.

 

 

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1. Планирование ассортимента продукции[17]

Кроме того, необходимо отметить, что, несмотря, на огромное значение внедрения новой продукции для долгосрочного развития предприятия, оно остается крайне рискованным делом. Зарубежные специалисты подсчитали, что, в среднем, удельный вес неудачных нововведений в различных товарных группах колеблется между 50 и 90%.[18]

Каким же образом риск, связанный с новой продукцией, может быть снижен до приемлемого уровня?

Во-первых, предприятие может добиться этого систематическим планированием ассортимента продукции, включающим все проверочные этапы - испытание продукции, исследования рынка и пробную продажу, а так же решением всех вопросов, пока продукция ещё находится в стадии планирования. Действуя, таким образом, оно обеспечивает себе гарантию того, что её решения будут основываться не на догадках, а на знании фактов при условии, что эти факты могут быть получены своевременно и ценой приемлемых издержек.[19]

Во-вторых, они могут сократить риск, анализируя опыт свой и других предприятий, обеспечивших успех внедрения новой продукции на рынок, выявляя закономерности успеха, где это возможно, и, используя знания этих закономерностей в своей работе.

Главная ценность этих методов заключается в том, что они заставляют руководителей соблюдать определенную дисциплину при рассмотрении вопросов, связанных с разработкой новых видов продукции. Они гарантируют, что все относящиеся к делу критерии будут, надлежащим образом, изучены и, что при составлении плана освоения новой продукции, будут трезво учтены присущие предприятию сильные и слабые стороны, отличающие его от других.[20]

Главный вывод из сказанного относительно своевременного изъятия то­вара из программы (ассортимента) состоит в том, что изготовитель должен организовать систематический контроль за поведением товара на рынке, за его жизненным циклом. Только при таком условии будет получена полная и достоверная информация, позволяющая принимать верные решения. Для облегчения решения проблемы следует иметь методику оценки положения товара на различных рынках, где предприятие работает. Методика должна быть относительно простой.

 

1.3.      Метод операционного рычага как способ анализа ассортимента продукции

Для получения наилучших результатов от деятельности планирования и формирования ассортимента выпускаемой продукции предприятие может использовать специально разработанные для этого методы, такие как метод операционного рычага, метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ, метод линейного программирования.

Этот метод называется также операционным анализом, или анализом “Издержки – Объем – Прибыль”, широко применяемым в западных финансово-экономических исследованиях, где он носит название CVP-анализ (Cost – Volume – Profit).

Постоянные (фиксированные, непропорциональные) издержки – такие, которые не зависят от объемов производства: арендная плата, процент за кредит, амортизационные отчисления, оклады административно-управленческого аппарата, расходы по управлению и другие. Таким образом, выручка от реализации (ВР) равна сумме постоянных (Ипост) и переменных (Ипер) издержек, а также прибыли (ЧП): [21]

ВР = Ипер + Ипост + ЧП                                                           (1)

На начальном этапе рассчитывается валовая маржа (ВМ), как сумма выручки от реализации (ВР) за вычетом переменных затрат (Ипер):

ВМ = ВР – Ипер.                                                            (2)

Остаются условно-постоянные затраты и прибыль, т.е. те величины, которыми можно управлять. [22]

.

Рис.2. Графическое определение порога рентабельности предприятия[23]

 

В рамках осуществления операционного анализа существует возможность определить не только порог рентабельности всего предприятия, но и отдельного вида продукции или услуг.

ПР = (Ипост / ВМ%) * 100%.                                            (3)

Предприятие начинает получать прибыль, когда фактическая выручка превышает пороговую. Чем больше это превышение, запас финансовой прочности (ЗФП) - это разность между фактической (или планируемой) выручкой от реализации и порогом рентабельности.

ЗФП = ВР – ПР                                                             (4)

ЗФП – положительное число, что свидетельствует о результативности деятельности,

ЗФП – отрицательное число, что означает отсутствие у предприятия запаса финансовой прочности и нахождение его в зоне убытков.

 

Глава 2. Анализ ассортиментной политики производственного предприятия ООО «Рассвет»

 

2.1.Характеристика предприятия и его деятельности

 

История развития предприятия: для анализа ассортиментной политики рассмотрим Общество с Ограниченной Ответственностью «Рассвет». Предприятие начало свою деятельность в июне 2003 года. Имущество, находящееся в распоряжении ООО «Рассвет», явилось основой образования уставного капитала в размере 946386 рублей в ценах 2003 года. Имея в своем распоряжении необходимую технику, квалифицированных специалистов ООО «Рассвет» начало свою деятельность на рынке строительства жилья и объектов гражданского и промышленного назначения, а именно  организовало производство по изготовлению стенового камня.

Камни стеновые - самый распространенный строительный материал, производимый методом вибропрессования.

Камни стеновые применяются в соответствии с действующими строительными нормами и правилами при возведении стен и других конструкций зданий и сооружений различного назначения. Экологическая чистота изделий подтверждается гигиеническими сертификатами. Безупречное качество выпускаемой продукции, превосходные теплоизоляционные характеристики и высокая прочность позволяют нашим клиентам экономить значительные средства и время, а также реализовать самые смелые и изысканные проекты архитекторов и дизайнеров. Потребители данной продукции не только индивидуальные застройщики, но и крупные строительные организации.

Организация по изготовлению стенового камня:

Все производство занимает помещение площадью 252 м2. В производственном процессе участвуют 6 человек:

   Начальник-технолог – 1 человек;

   Контролер-кладовщик – 1 человек;

   Оператор смесителя – 1 человек;

   Оператор вибропресса – 1 человек;

   Вспомогательные рабочие – 2 человека.

На предприятии односменный режим работы.

Метод производства: начиная производство стенового камня, первый вопрос, с которым сталкивается производитель тротуарной плитки – выбор метода производства. На данном предприятии производство продукции осуществляется вибропрессованием.

Характеристика продукции полученной методом вибропрессования:

1.Бетон, используемый при вибропрессовании, имеет низкое водоцементное соотношение, что уменьшает расход цемента, обеспечивает высокую прочность (М200-М400) и морозостойкость (Мрз 200-300 циклов).

2.Изделия имеют строгую геометрию формы и параллельность поверхностей, т.к. все производятся в 1 форме (матрице)

3.Вибропрессованная плитка имеет шершавую поверхность.

Оборудование необходимое для производственного процесса:

На предприятии используется высокопроизводительная компактная механизированная линия Рифей Универсал для изготовления стеновых материалов и элементов благоустройства методом полусухого вибропрессования. Линия Рифей Универсал разработана специально для эксплуатации в России и странах СНГ, в том числе для регионов с неразвитой инфраструктурой стройиндустрии. Рекомендована Минстроем РФ для производства строительных изделий.

В состав линии входят следующие основные агрегаты:

o     Дозатор объемного типа, обеспечивающий дозирование и загрузку в смеситель заполнителя, вяжущего и воды;

o     Смеситель роторного типа, обеспечивающий перемешивание смеси и выгрузку ее на транспортер;

o     Транспортер, подающий смесь от смесителя в бункер вибропресса;

o     Вибропресс, обеспечивающий формование из смеси строительных изделий на поддонах и подачу поддонов с изделиями к накопителю;

o     Накопитель, осуществляющий укладку поддонов с изделиями на съемный стеллаж (по 6 поддонов), что позволяет удобно транспортировать и хранить поддоны с изделиями на стеллажах в процессе схватывания бетона;

o     Насосная установка, обеспечивающая подачу под давлением масла к гидроцилиндрам вибропресса;

o     Электрошкаф, где смонтирована силовая пускозащитная аппаратура линии.

Исходным материалом для изготовления строительных изделий на линии служит жесткая бетонная смесь (заполнитель, вяжущее вещество и вода).

Рекламирование продукции: так как реализация продукции осуществляется на месте её производства,  в рекламной компании большое внимание уделяют адресу реализации товара, приучая потенциальных покупателей к тому, что эту продукцию можно приобрести только в одном месте. Поставка материалов: у предприятия имеется хорошо отлаженный механизм поставки материалов, заключены долгосрочные договора с поставщиками сырья. Исходные материалы для изделий доставляются автотранспортом. Доставка цемента используемой марки М-400Д20 осуществляется из Катав-Ивановска по 13 тонн за 1 рейс. Доставка мытого песка осуществляется из Миасса по 9800 кг за рейс. Доставка отсева осуществляется из поселка Хребет по 9800 кг за рейс. Работа с данными поставщиками ведется уже 2 года. Перебоев в поставках не было. Доставка происходит каждые три дня.

Информация о работе Планирование ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции предприятием