Планирование ассортимента

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 08:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является планирование товарного ассортимента в розничной организации ООО «Неман» и обоснование предложений по его оптимизации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд поставленных задач:
 Изучить такие понятия как товар, ассортимент, номенклатура;
 Исследовать виды ассортимента и способы его разбивки на товарные группы;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические и методические основы планирования ассортимента товаров в розничных торговых организациях………………………………….5
1.1. Понятие, структура, классификация и основные показатели ассортимента товаров………………………………………………5
1.2. Процесс планирования ассортимента товаров в розничных торговых организациях……………………………………………11
Глава 2. Анализ планирования ассортимента товаров в ООО«Неман»…………………………………………………………………….25
2.1 . Характеристика торгового предприятия ООО «Неман»…………………………………………………………………………..25
2.2. Анализ ассортимента продукции и его структуры………………………………………………………………………...42
Глава 3. Совершенствование планирование ассортиментом в ООО «Неман»………………………………………………………………………......47
Заключение……………………………………………………………………….49
Библиография…………………………………………………………………….52

Файлы: 1 файл

курсовик менеджмент.docx

— 319.71 Кб (Скачать)

 

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..2

Глава 1. Теоретические и методические основы планирования ассортимента товаров в розничных торговых организациях………………………………….5

    1. Понятие, структура, классификация и основные показатели ассортимента товаров………………………………………………5
    2. Процесс планирования ассортимента товаров в розничных торговых организациях……………………………………………11

Глава 2. Анализ планирования ассортимента товаров в ООО«Неман»…………………………………………………………………….25

           2.1 . Характеристика торгового  предприятия ООО «Неман»…………………………………………………………………………..25

          2.2. Анализ ассортимента продукции и его структуры………………………………………………………………………...42

Глава 3. Совершенствование планирование ассортиментом в ООО «Неман»………………………………………………………………………......47

Заключение……………………………………………………………………….49

Библиография…………………………………………………………………….52

Приложения…………………………………………………………………........54

 

 

 

 

Введение

 

Политика ассортиментов  товара - одно из самых главных направлений  деятельности каждого предприятия. Повышенные требования по качеству и  ассортименту, и от эффективности  работы предприятия с производимым товаром зависят все экономические  показатели организации и рыночная доля. Как свидетельствует мировой  опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен  в ассортиментной политике, владеет  методами её реализации и может максимально  эффективно управлять этой политикой.

Вот почему главной задачей  любого предприятия должна стать  задача организации систематического планирования ассортимента товаров. Только в этом случае предприятие может  улучшать свои экономические показатели и быть конкурентоспособным.

Всё вышесказанное позволяет  утверждать, что планирование ассортимента продукции является актуальной темой  в современной рыночной экономике.

Чтобы обеспечить эффективную  предпринимательскую деятельность, фирма должна постоянно развивать  товарный ассортимент. Необходимость  этого обусловлена рядом факторов, основные из которых:

  • изменение спроса на отдельные товары;
  • появление новых или усовершенствование уже существующих товаров в результате проведённых исследований в области техники и технологии;
  • изменения в товарном ассортименте конкурентов.

Кроме того, важными факторами  развития товарного ассортимента являются:

  • целесообразность использования свободных площадей и денежных средств;
  • желание закупать товары широкого ассортимента;
  • целесообразность увеличения числа потребителей за счет побочных продуктов производства.

Задача высшего руководства  фирмы и состоит в том, чтобы, учитывая все эти факторы, обеспечить наиболее полное соответствие товарного  ассортимента запросам потребителей. Такое соответствие обеспечивается благодаря планированию товарного  ассортимента.

Целью написания курсовой работы является планирование товарного ассортимента в розничной организации ООО «Неман» и обоснование предложений по его оптимизации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд поставленных задач:

  • Изучить такие понятия как товар, ассортимент, номенклатура;
  • Исследовать виды ассортимента и способы его разбивки на товарные группы;
  • Определить задачи планирования ассортимента продукции и факторы, влияющие на его формирование;
  • Определить этапы процесса планирования номенклатуры;
  • Исследовать жизненный цикл  планирования ассортимента продукции на предприятии;
  • Проанализировать деятельность предприятия ООО «Неман» и ее ассортиментную политику;
  • Провести анализ внешней среды и внутренней среды предприятия для получения наилучших результатов от процесса планирования;
  • Провести анализ планирования ассортимента товаров в ООО «Неман».

Объектом  исследования выступает ООО «Неман».

Предметом исследования служит система планирования товарного ассортимента на предприятии розничной торговли.

Теоретической и методической основой послужили постановления  правительства РФ, Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, труды российских и зарубежных ученых по проблемам организации деятельности торговых предприятий в части формирования и использования ассортимента и организации систем закупок.

В работе применялись общие  методы исследования - системный подход, сопоставительный, экономический анализ.

Курсовая  работа состоит из трех глав. Структура работы построена соответственно очередности поставленных задач.

  • В первой главе представлено исследование теоретических аспектов управления ассортиментным портфелем предприятия, в частности, изучается понятие ассортимента и ассортиментной политики, ее взаимосвязь со стратегией предприятия, основные функции управления ассортиментом предприятия, а также методы и направления анализа ассортимента.
  • Во второй главе производится анализ управления ассортиментом на предприятии ООО «Неман». В данной главе приводится общая характеристика компании и ее финансового состояния, проводится анализ ее ассортимента и его динамики, а также исследуется организация управления ассортиментом на данном предприятии.
  • И в третьей, заключительной главе разработаны рекомендации по совершенствованию управления ассортиментом на рассматриваемом предприятии. Практическая значимость работы заключается в разработке комплекса рекомендаций, выполнение которых поможет торговому предприятию сформировать такую структуру ассортимента, при которой оно будет функционировать устойчиво в рыночных условиях.

 

 

 

 

 

1.Теоретические  и методические основы планирования  ассортимента товаров в розничных  торговых организациях.

1.1.Понятие, структура,  классификация и основные показатели  ассортимента товаров.

Ассортимент – определённая совокупность или перечень товаров различных видов, сортов, объединенных по какому-либо признаку (по назначению, сырью и материалам, из которых они изготовлены).

Основными нормативными документами, регламентирующими ассортимент  товаров, является:1

  1. Стандарты на продукцию, в них устанавливается перечень видов, наименований ассортимента, групп, составляющих базовую широту и базовую полноту ассортимента. В стандартах предусматриваются специальные разделы, в некоторых стандартах приводится краткая характеристика видов и разновидностей;
  2. Каталоги, прейскуранты, прайс-листы, эти нормативные документы изготавливают фирмы-изготовители или организации. Они информируют потребителей об ассортименте и стоимости товаров.
  3. Законодательная база в ГК РФ ст.467, 468 посвящены определению ассортимента товаров и последствий нарушения ассортимента товаров.

Номенклатура, или товарный ассортимент - это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Она включает различные виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации.

Классификация ассортиментов товаров:2

  1. Ассортиментные группы по местонахождению товаров:

 

  • Промышленный ассортимент – ассортимент товаров, вырабатываемых отдельной отраслью промышленности или отдельными промышленными предприятиями.
  • Торговый ассортимент - перечень товаров, формируемых организацией с учётом спроса, материально- технической базы и специализации магазина.
  • Ассортимент услуг-набор услуг, предлагаемых потребителям. По степени детализации он, так же как и ассортимент товаров, разделяется на три основных вида: группово, видовой и внутривидовой.

2. Ассортиментные группы по широте  охвата товаров:

  • Групповой ассортимент товаров показывает перечень укрупненных товарных групп, составляющих номенклатуру товаров. Так, в продовольственном магазине могут продаваться гастрономические и бакалейные продукты, а в магазине спортивных товаров - летний и зимний спортивный инвентарь.
  • Видовой ассортимент товаров отражает наличие в группе товаров ряда видов.
  • Внутривидовой ассортимент товаров представляет разновидности продукции, членения вида на части. Внутривидовой ассортимент товаров может иметь разную глубину развития, детализации. В этом смысле можно говорить о степени сложности ассортимент.
  • Простой - набор товаров, представленный не большим количеством групп видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребителей.
  • Сложный - набор товаров представлен значительным количеством групп, видов разновидностей наименований, которые удовлетворяют разнообразные потребности.
  • Развёрнутый - набор товаров, который включает значительное количество групп, подгрупп, разновидностей наименований, но отличающихся индивидуальными признаками.
  • Сопутствующий - набор товаров, который выполняет вспомогательные функции и не относится к основным.
  • Смешанный - набор товаров разных групп, отличающихся большим разнообразием функционального назначения.

3. Виды ассортиментов по степени  удовлетворения потребителей:

    • Рациональный ассортимент - набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни на данном этапе.
    • Оптимальный - набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителей при минимальных затратах.

Критерием для отнесения  товаров к оптимальному ассортименту может служить коэффициент оптимальности (), который рассчитывается для конкретного товара по формуле:

=/ з *100%     (1),

Где: – полезный эффект от приобретения и потребления товара при использовании его потребителем по назначению, руб.;

З – затраты на проектирование , разработку, производство, доведения  до потребителя, руб.;

4. Разновидности ассортимента по  характеру потребностей:

  • Реальный - действительный набор товаров находящийся в магазине у продавца.
  • Прогнозируемый - набор товаров, который может удовлетворять предполагаемые потребности.
  • Учебный - набор товаров для изучения и достижения учебных целей.

 

Основные показатели ассортимента товаров:3

Основными показателями ассортимента являются структура, полнота, глубина, устойчивость, новизна.

Структура ассортимента — это процентное соотношение определенных совокупностей изделий к их общему количеству. Структура рассчитывается как отношение количества отдельных групп товаров к общему количеству всех товаров, входящих в ассортимент. Показатели структуры ассортимента могут быть рассчитаны в натуральном, денежном выражении, а также в процентах от общего товарооборота.

Широта ассортимента— количество видов, разновидностей и наименований товаров различных однородных и разнородных групп. По широте ассортимент делится на:

  • ассортимент широкий (1-100 тыс. наименований);
  • ассортимент ограниченный (< 1000 наименований);
  • ассортимент узкий (< 200 наименований);
  • ассортимент специализированный.

Коэффициент широты выражается отношением действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных  групп к базовому. Широта — показатель насыщенности рынка товарами.определяется количеством товарных групп и  оценивается коэффициентом широты:

Кш = Гф / Гн                          (2),

где Гф — количество групп  товаров на момент определения, ед.;

Гн — общее количество групп товаров, ед.

Полнота ассортимента. — количество видов, разновидностей и наименований товаров в группе однородной продукции для удовлетворения одинаковых потребностей. Показатель полноты может быть действительным и базовым Действительная полнота — фактическое количество товаров однородной группы. Базовая полнота — планируемое количество товара однородной группы. Коэффициент полноты — отношение действительного показателя к базовому. Чем больше полнота ассортимента, тем лучше удовлетворяются потребности покупателя. Полнота ассортимента должна быть рациональной, чтобы не затруднить выбор покупателям.

Выражают полноту ассортимента через коэффициент полноты Кп ассортимента, который определяют по формуле:

Кп = Вф / Вн       (3),

 Где Вф — фактическое  количество видов товаров на  момент обследования (проверки), ед.;

Вн — количество видов, предусмотренное ассортиментным перечнем, договором поставки, стандартами  и пр., ед.

Глубина ассортимента определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию. Коэффициент глубины ассортимента оценивают по формуле:

Кг = Рф / Рн       (4),

 Где:  Рф — фактическое  количество разновидностей товаров  на момент проверки, ед.;

 Рн — количество  разновидностей, предусмотренное ассортиментным  перечнем, условиями договора, прейскурантами  и т. п., ед.

Устойчивость (стабильность) характеризует постоянное наличие товара соответствующего вида (разновидности) в продаже. Коэффициент устойчивости Ку определяется по формуле:

Ку = 1 — (Р'ф1 + Р'ф2 + ... + Р'фn / Рн × n) (5),

Где: Р'ф1, Р'ф2,...,Р'фn — фактическое  количество разновидностей (видов) товаров, из предусмотренных ассортиментным перечнем и отсутствующих в продаже  в момент отдельных проверок, ед.;

Рн — количество разновидностей (видов) товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем, ед.; n — количество проверок.

Коэффициент устойчивости ассортимента, как правило, определяется за конкретный период (месяц, квартал, год).

Новизна — способность удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Новизна ассортимента характеризуется степенью обновления.

Коэффициент новизны —  отношение количества новых товаров  в общем перечне к общему количеству наименований товаров оценивается  коэффициентом новизны Ко:

Ко = Ро / Рф      (6),

 где Ро — количество  новых разновидностей товаров,  появившихся в момент проверки, ед.; Рф — среднее количество  разновидностей, е

1.2. Процесс планирования ассортимента товаров в розничных торговых организациях.

Любое расширение ассортимента неизбежно влечет за собой увеличение расходов. При этом положительные  финансовые результаты от изменений  в ассортименте могут иметь место  только в будущем.

Информация о работе Планирование ассортимента