Особенности стратегического управления как процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:05, курсовая работа

Краткое описание

Маркетинг как методологическая основа стратегического управления сбытовым предприятием является достаточно новой и недостаточно изученной концепцией. Акцентируя основное внимание на проблемах сбыта, как наиболее существенных в условиях рыночных отношений, маркетинговый подход к формированию стратегического управления предприятием открывает совершено новые возможности поиска и реализации резервов управления.
В связи с вышесказанным в настоящей работе поставлена следующая цель – рассмотреть особенности стратегического управления как процесса.
Исходя из целей исследования, формулировались следующие задачи:
- рассмотреть сущность и особенности стратегического управления как процесса;
- изучить влияние стратегического управления на предприятии;
- проанализировать процесс стратегического управления на ЗАО «Азаровский завод стеновых материалов»;
- обосновать рекомендации по оптимизации стратегического управления на предприятии с учетом маркетинговых основ.
Объектом исследования данной курсовой работы является ЗАО «АЗСМ». Предметом – стратегическое управление на предприятии, маркетинг и их организационное и экономическое взаимодействие.
Логика и структура курсовой работы определяются поставленными целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты стратегического управления на предприятии 4
1.1. Сущность, предпосылки и эволюция системы стратегического управления 4
1.2. Модели стратегического управления и их характеристика 16
2. Анализ процессов стратегического планирования и управления на ЗАО «АЗСМ» 19
2.1. Общая характеристика предприятия ЗАО «АЗСМ» 19
2.2. Характеристика и анализ стратегического управления на ЗАО «АЗСМ» 20
2.3. Предложения по совершенствованию стратегического управления с точки зрения маркетинга 27
Заключение 29
Список использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

Особенности стратегического управления как процесса.doc

— 802.00 Кб (Скачать)
 

Таблица 4

Возможности и угрозы для предприятия

Возможности(Opportunities) Угрозы(Threats)
1. Рост спроса на производимую продукцию после  выхода из кризиса Низкий спрос  как следствие кризиса.
2. Привлечение молодых  высококвалифицированных сотрудников Ужесточение конкуренции  на традиционных рынках сбыта.
3. Поддержка государства  как градостроительного предприятия  Ухудшение финансового  положения поставщиков
4. Использование маркетинговых исследований для  ориентации производства на потребности рынка Нестабильное  финансовое состояние покупателей
5. Новые технологии производства продукции на имеющемся  оборудовании Появление инновационных  технологий, по какой-либо причине недоступных  для предприятия
6. Освоение новых  перспективных изделий и продвижение товара на рынок. Быстрое развитие конкурентов и повышение конкурентоспособности их продукции
 

Таблица 5

Итоговая  таблица матрицы SWOT-анализа

  О Т
S
  1. Поддержание эффективного взаимодействия с потенциальными потребителями.(2,4)
  2. Увеличение занимаемой доли рынка по выпускаемой продукции(1,1)
  3. Внедрение новых видов продукции(6,5)
  4. Модернизировать организационную структуру управления и увеличить ее эффективность.(3,2)
  5. Создание привлекательности компании для государственных вложений.(1,3)
  1. Совершенствование условий поставки для получения приоритетных позиций среди конкурентов.(5,2)
  2. Поддержание высокого уровня качества для соответствия требованиям рынка(1,5)
  3. Привлечение новых клиентов(1,1)
  4. Предоставление  большого выбора способа оплаты для достижения наибольшего удобства покупателя.(3,4)
  5. Небольшое (допустимое) снижение цен на выпускаемые изделия для повышения спроса на этот вид продукции.(3,1)
W
  1. Принятие мер по более оперативному реагированию на изменение потребностей рынка.(2,4)
  2. Участие в правительственных программах.(6,3)
  3. Выбор оптимальных условий ценовой политики.(6,1)
  4. Набор молодых высококвалифицированных сотрудников(4,2)
  5. Постоянный контроль качества продукции и уровня цен с целью поддержания высокой конкурентоспособности продукции.(2,5)
  1. Обновление основных средств.(6,5)
  2. Повышение квалификации сотрудников(4,6)
  3. Оперативное реагирование на изменение состояние рынка.(2,2)
  4. Постоянный контроль за потребностями рынка(1,1)
  5. Изучение опыта конкурентов для возможного дальнейшего использования в своем развитии
 

      По  результатам проведенного анализа будут в 3 главе будут выделены наиболее приоритетные и эффективные направления по совершенствованию стратегического управления на ЗАО «АЗСМ» с точки зрения стратегического маркетинга.

2.3. Предложения по совершенствованию стратегического управления с точки зрения маркетинга

 

     Стратегический  маркетинг любого предприятия должен включать:

  • анализ положения предприятия на рынке;
  • выявление а анализ деятельности существующих потенциальных конкурентов;
  • составление прогнозов развития рынка;
  • анализ существующих сбытовых сетей;
  • анализ существующей системы снабжения;
  • формирование перспективных задач для финансовых, технических, производственных, сбытовых, научно-исследовательских и конструкторских подразделений по улучшению положения предприятия на рынке;
  • составление бизнес-планов деятельности предприятия.

      Организационно  для данной деятельности целесообразно  создать отдельное постоянно  действующие структурное подразделение, подчиняющиеся непосредственно  руководителю предприятия или его заместителю. К работе этого подразделения рекомендуется привлекать высококвалифицированных специалистов всех основных функциональных подразделений предприятия. Так как ЗАО «АЗСМ» такого структурного подразделения не имеет, то первой рекомендацией будет  его создание для выполнения вышеперечисленных функций.

      Следующими рекомендациями, полученными по результатам проведения SWOT-анализа будут:

  • Постоянный контроль за потребностями рынка
  • Работа по оперативному реагированию на изменения рынка
  • Увеличение занимаемой доли рынка выпускаемой продукции

      Рассчитать эффективность качественных мероприятий достаточно проблематично, т.к. невозможно точно предугадать, как изменятся количественные показатели в силу влияния на эти процессы огромного числа  факторов. Поэтому следует оговориться, что рассчитанная ниже эффективность проведения предложенных мероприятий является приблизительной.

       Так, экономический эффект от увеличения занимаемой доли рынка по производству кирпича на 5% (что в условиях выхода из кризиса и банкротства некоторых строительных заводов для стабильно работающего предприятия представляется вполне реальным) составит:

Э1 = 23814т.шт * 0,50 руб./шт * 0,05 = 595 т. руб.

     Поясним проведенные расчеты:

23814т.  шт. – поставляемый в данное  время объем кирпича в Калужскую и Московскую области, что составляет 40% рынка. 0,50 руб/шт прибыль от продажи одного кирпича.

    Эффект от создания маркетингового отдела оценим как экономические результаты  внедрения новой продукции вследствие проведения маркетинговых исследований (на основе предыдущего опыта внедрения в производство стенового камня):

Э2 = 146280 шт * 14,9 руб/шт = 2180 т. руб.

     Где 146280 – объем выпуска стенового  лицевого камня, а 14,9 руб/шт - прибыль  от продажи одной единицы продукции.

     Итого эффект от проведения мероприятий составит:

Э = Э1 + Э2 = 595 + 2180 = 2775 тыс. руб.

     До  нововведений прибыль предприятия составляла 17808 тыс. руб.

     Рассчитаем  эффективность предложенных мер  по совершенствованию системы маркетинга и стратегического планирования на предприятии:

2775 / 17808 = 15,6%

   Результаты  расчетов говорят о целесообразности проведения предложенных мер. 

Заключение

      В ходе данной работы было теоретически обосновано ключевое место маркетинга в стратегическом управлении, в том числе осуществляемом в условиях кризиса предприятия. Исходным процессом стратегического марке- тингового управления является стратегический маркетинговый анализ как обеспечивающий информационную базу для принятия управленческих решений. Были выполнены поставленные при выполнении работы цели:

  1. освоены практические основы стратегического менеджмента;
  2. сформированы и закреплены важнейшие навыки в области стратегического управления.

     А также решены следующие задачи: 

    • была рассмотрена сущность и особенности стратегического управления на предприятии;
    • изучено влияние маркетинга как основы стратегического управления на предприятии;
    • охарактеризовано выбранное предприятие – ЗАО «АЗСМ»;
    • проанализирован процесс стратегического управления на ЗАО «АЗСМ»;
    • обоснованы рекомендации по оптимизации стратегического управления на предприятии с учетом маркетинговых основ.

     Процесс стратегического управления на предприятии можно оценить удовлетворительно. На предприятии ведутся работы в этой области, но также существует огромный горизонт для дальнейшего развития предприятия за счет маркетинга и стратегического управления.

     Рассмотрим  некоторые из направлений возможной оптимизации деятельности предприятия. К ним относятся:

  • Создание отдела маркетинга;
  • Постоянный контроль за потребностями рынка;
  • Работа по оперативному реагированию на изменения рынка;
  • Увеличение занимаемой доли рынка выпускаемой продукции.

       Далее была рассчитана эффективность проведения этих мероприятий на изучаемом предприятии. По результатам расчетов получили достаточно высокую эффективность – 15,6%. Что говорит о бесспорной целесообразности их внедрения на предприятие. Успешная деятельность на современном конкурентном рынке возможна лишь на основе применения принципов маркетинга, предполагающих нацеленность на достижение конечного практического результата производственно-сбытовой деятельности предприятия. Результат достигается путем реализации в единстве и взаимосвязи стратегии и тактики активного приспособления к потребностям и спросу потенциальных покупателей, с единовременным и целенаправленным воздействием на них. Это дает возможность ориентировать всю деятельность предприятия не на сиюминутный, а на долговременный результат, который заключается в овладении определенной долей рынка, успешной реализации продукции и получении прибыли. Таким образом, от принятия именно маркетинговых решений и их эффективности во многом зависит успех или неуспех предприятия на современном рынке, независимо от сферы его деятельности, формы собственности и юридического статуса. Стратегию маркетинга можно определить как логический набор определенных путей, способов, средств достижения целей предприятия, таких как завоевание и удержание определенной доли рынка, повышение качества товаров и предоставляемых услуг, получение определенной суммы прибыли, достижение превосходства в конкурентной борьбе. Следовательно, стратегия маркетинга конкретизирует: чем, где, когда и как следует заниматься предприятию.

       Рассматривая  соотношение понятий маркетинга и менеджмента, многие специалисты  считают, что менеджмент включает в  себя маркетинг как подход, возникший  в связи с формированием рынка  покупателя. Вместе с тем маркетинг  включает в себя менеджмент как активный управляющий компонент наряду с рыночными исследованиями. Именно поэтому современный менеджмент и маркетинг неразделимы и взаимно проникают и развивают друг друга.

       Главная задача стратегического маркетинга заключается в том, чтобы помочь руководителям найти ответы на следующие актуальные вопросы: каковы место и роль нашей компании на рынке? Куда идет рынок, основные тенденции его развития? В чем могут быть наши конкурентные преимущества? Какую пользу и кому мы приносим и собираемся приносить в будущем? К чему мы стремимся и какую позицию мы хотим занять на рынке? Правильные ответы на эти вопросы помогут предприятию выбрать не только стратегическую цель, но и оптимальные средства ее достижения.

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Список  использованной литературы

 
  1. Ансофф  И. Стратегическое управление /пер. с  англ./ - М.: Экономика, 2008.
  2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – М.: Питер, 2007
  3. Антикризисный менеджмент /Под редакцией проф. Грязновой А.Г. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2008. – 368 с.
  4. Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению (Под ред. Иванова Г.П.).- М.: Закон и право, ЮНИТИ. 2007.- 320 с.
  5. Ассель Г. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2009
  6. Афанасьев М.П. Маркетинг: Стратегия и практика фирмы – М.: Финстат, 2001.
  7. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ. под ред. Л.Г.Зайцева, М.И.Соколовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. - 175 с.
  8. Вайсман А. Стратегия менеджмента: пять факторов успеха. – М.: Экономика, 2006.
  9. Велесько Е.И. и др. Стратегическое управление. Практика принятия системных решений. – Мн., 1997.
  10. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник для вузов по  напр. и спец. «Менеджмент» – М.: Гардарика, 2000.
  11. Гавриленко Н.И. Роль стратегического маркетинга в управлении предприятием в условиях рыночных отношений.// Финансы и кредит. - 2005. - №22.
  12. Гайдаенко, Т.А. Маркетинговое управление. Полный курс МВА.   Принципы управленческих решений и российская практика / Т.А. Гайдаенко. – М.: ЭКСМО,2005. -654 с.
  13. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. – М.: Финпресс.1999.
  14. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент-М.:Экономистъ,2004.-116с.
  15. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. Теория и практика. – М.: «Аспект пресс»,2002
  16. Карпов, В.Н. Стратегический маркетинг в условиях отечественного рынка / В.Н. Карпов - М: «Маркетинг», 1999. - 126 с.
  17. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 1990
  18. Лапин, А.Н. Стратегическое управление современной организацией / А.Н. Лапин // Управление персоналом. – 2004. - №14. – С. 65-70.
  19. Ляско В.И. Стратегическое планирование развития предприятия: Учебное пособие для вузов / В.И. Ляско. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.
  20. Михарева В.А. Стратегический маркетинг. – М.: Издательство Гревцова, 2009.
  21. Петров А.Н. Стратегическое планирование и управление. Под ред. Петрова А.Н. СПб: Изд-во СПБГУЭиФ, 1998.
  22. Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества / Пер. с англ. – М.: «Международные отношения», 1993. – 215с.
  23. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 1998.
  24. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. – СПб.: Питер, 2008.
  25. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент: Учебно-методическое комплексное пособие. – СПб.: Изд. МБИ, 2004. – 324с.
  26. http://www.stplan.ru/theory2.htm

Информация о работе Особенности стратегического управления как процесса