Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:40, лекция
В отечественной управленческой литературе во многих случаях, когда говорят об управлении, обычно имеют в виду две стороны этого понятия - управление как структура (статика управления) и управление как процесс (динамика управления).
1. Управление как процесс
2. Основные функции управления
3. Роль решения в процессе управления
4. Взаимосвязь функций управления и управленческих решений
5. Характеристика управленческой деятельности как процесса подготовки, принятия и организации выполнения решений
РЕШЕНИЕ
В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ
1. Управление как процесс
2. Основные функции управления
3.
Роль решения в процессе
4.
Взаимосвязь функций
5.
Характеристика управленческой
деятельности как процесса
В отечественной управленческой литературе во многих случаях, когда говорят об управлении, обычно имеют в виду две стороны этого понятия - управление как структура (статика управления) и управление как процесс (динамика управления).
Процессный подход к управлению позволяет интегрировать все виды управленческой деятельности в единую логически взаимосвязанную цепочку. Такой подход позволяет представить управление как процесс реализации взаимосвязанных функций, изменяющихся в пространстве и во времени, целью которого является решение проблем и задач организации.
Процесс управления есть информационный процесс, т. е. процесс формирования, восприятия, передачи, обработки и хранения информации. Следует особо отметить, что управление не сводится к информации, но и немыслимо вне информации.
Управление
- это процесс планирования, организации,
мотивации и контроля, необходимый для
того, чтобы сформулировать и достичь
целей организации (Мескон М. Х.). Суть управления
состоит в оптимальном использовании
ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения
поставленных целей.
2. . Основные функции управления
Функция управления – ориентированность управленческого воздействия на объект управления, управляемую систему. Функции управления выражают содержание управленческого воздействия – сущность управленческих отношений. Функция управления подвержена логическому алгоритму, строгой последовательности регламентированных действий.
Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля.
Планирование. С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды (экономические условия в данной стране, правительственные акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий).
Планирование – управленческая деятельность, которая совмещает в себе функции принятия решений, целеполагания, прогнозирования (включая анализ).
Планирование (в узком смысле) – процесс по разработке системы мер, направленных на достижение определенных целей. Планирование на микроуровне (в рамках конкретной организации) включает совокупность бизнес-планов, краткосрочных программ, которые должны содержать предполагаемые плановые показатели и необходимые меры для их достижения.
Планирование на макроуровне – это основная форма государственного регулирования объектов управления.
История развития функции планирования в современном обществе.
В дореформенный период в России основным управленческим элементом было планирование. В этот период разрабатывались системы народно-хозяйственных планов: годовые, пятилетние, комплексные и прочие.
В 90-е годы приоритетным стало программирование, разработка программ. Программы разрабатывались на различных уровнях: общегосударственном, на региональном и муниципальном. По периоду времени программы разделялись на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.
Цикл
планирования развития объекта управления
состоит из следующих звеньев: 1) анализ
внешней среды; 2) определение сильных
и слабых сторон развития; 3) использование
имеющихся преимуществ; 4) разработка плана
достижения цели; 5) корректировка целей
и отклонений; 6) определение целей.
Организация. Эта функция управления формирует структуру организации и обеспечивает ее всем необходимым (персонал, средства производства, денежные средства, материалы и т.д.). То есть на этом этапе создаются условия для достижения целей организации. Хорошая организация работы персонала позволяет добиться более эффективных результатов.
Задачи организации: 1. Обеспечение деятельности организации ресурсами (финансовыми, материальными, информационными, человеческими). 2. Утверждение определенных параметров, режимов работы подразделений организации, отношений между ними. 3. Формирование структуры организации с учетом размера предприятия, его целей, технологии, персонала.
Основные этапы функции организации: 1. Создание организационной структуры. На этом этапе осуществляется деление организации на блоки в соответствии с ее целями и стратегиями, определяются задачи и функции выделенных подразделений. 2. Установление взаимоотношений полномочий, которые связывают высшее руководство с нижестоящими уровнями управления и персоналом организации и обеспечивают возможность распределения и координации задач.
Принципы,
которые необходимо учитывать в
процессе выполнения функции организации:
1) единство цели; 2) неразрывная связь
с целями предприятия, определяемыми
входе планирования; 3) поручение различных
задач работникам и объединение их в управляемые
рабочие группы или подразделения; 4) координация
различных видов деятельности.
Мотивация - это процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации. Выполняя эту функцию, руководитель осуществляет материальное и моральное стимулирование работников, и создает наиболее благоприятные условия для проявления их способностей и профессионального «роста». При хорошей мотивации персонал организации выполняет свои обязанности в соответствии с целями этой организации и ее планами. Процесс мотивации предполагает создание для работников возможности удовлетворения их потребностей, при условии надлежащего выполнении ими своих обязанностей. Прежде, чем мотивировать персонал на более эффективную работу, руководитель должен выяснить реальные потребности своих работников.
Возможности мотивации: позволяет раскрыть потенциальные возможности персонала управления и увеличить степень их использования.
Основные
принципы мотивации: 1. Установление целей
и задач. 2. Гласность. Наличие обратной
связи. Информация о результатах работы
всего коллектива создает у работников
чувство причастности и ответственности.
Информация о результатах работы каждого
сотрудника может стимулировать трудовую
деятельность с помощью настроя состязательности.
Информация о вознаграждении по результатам
работы и объяснение разницы в их размерах
помогает избежать чувства несправедливости
у сотрудников. 3. Взаимоувязка целей и
вознаграждения, определение критериев
оценки. Сотрудники должны знать, какое
вознаграждение они получат при определенных
результатах работы. 4. Единство моральных
и материальных методов стимулирования.
Сочетание денег, материальных благ и
похвалы приводит к более эффективной
трудовой деятельности работников. 5. Создание
благоприятных условий для эффективной
работы. Благоприятный климат в коллективе,
эстетичность трудового места положительно
влияют на трудовую деятельность. 6. Использование
преимущественно положительных стимулов.
Преобладание выговоров, штрафов могут
привести к напряженной обстановке в трудовом
коллективе, к сокрытию информации из-за
боязни наказания. 7. Учет личных качеств
работника. Особенности характера способности,
система ценностей определенного человека
выявляют факторы мотивации, способные
оказать на него наибольшее воздействие.
Контроль. Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы организации. При помощи контроля производится оценка степени достижения организацией своих целей, и необходимая корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает: установление стандартов, измерение достигнутых результатов, сравнение этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения.
Объектами контроля являются предприятия и организации. Субъектами контроля могут быть руководители организаций, отделы технического контроля, государственные органы.
Предмет контроля – это процессы, проходящие в организации или ее элементы.
Инструменты выполнения функции контроля – наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ.
Этапы
функции контроля: 1. Выработка стандартов.
Стандарты – это конкретные цели,
степень достижения которых поддается
измерению. Они должны содержать
сроки выполнения работы и критерии,
по которым она оценивается. 2. Сопоставление
со стандартами реальных результатов.
На этом этапе определяют масштаб допустимых
отклонений, измеряют результаты, оценивают
полученные сведения о достигнутых результатах
и сравнивают результаты работы с установленными
стандартами. 3. Принятие необходимых корректирующих
действий. К таким действиям можно отнести
устранение отклонений, невмешательство
в работы или изменение стандартов.
Особенности функций управления:
1. Выделение в управлении отдельных функций – объективный процесс, обусловленный развитием производства и усложнением его управления.
2. Естественно-научной основой формирования и развития функций управления является разделение общественного труда в целом и в сфере управленческой деятельности в частности.
3. Движущей силой изменения функций управления является необходимость повышения эффективности управленческого труда и управляемой системы.
4. Функции управления обусловлены управляемой (объект управления) и управляющей (субъект управления) подсистемами, действующими законами науки управления, используемыми принципами управления и сложившимися в системе управления отношениями.
5. Организация управления и разделение управленческого труда, выбор и улучшение организационной структуры управления, использование методов и средств управления, информационных технологий, подготовка и расстановка кадров и др. происходит с учетом состава и содержания функций управления.
6. Любая
функция управления реализуется во взаимосвязи
и взаимодействии с остальными функциями
управления.
3. Роль решений в процессе управления
Принятие решения – сложный и ответственный этап процесса управления, заключающийся в выборе наиболее рационального пути достижения установленной цели.
Признаки управленческого решения: 1) принимается при наличии цели управления, установленного критерия эффективности процесса управления и множества альтернативных способов достижения цели или вариантов управляющих воздействий, обеспечивающих достижение назначенной цели; 2) является результатом выполнения одного из этапов процесса управления и включает выбранный рациональный (или оптимальный) способ достижения цели, или вариант управляющих воздействий на объект управления, для достижения поставленной цели; 3) может периодически корректироваться при изменении цели (задачи) управления и появлении новых условий в обстановке окружающей среды.
Управленческое решение на предприятии – это действия субъекта управления (индивидуума или группы), определяющие программу деятельности коллектива по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знаний объективных законов функционирования управляемой системы и анализа данных о ее состоянии.
Сущность деятельности по выработке управленческого решения – разработка наилучшего варианта действий по достижению поставленных целей.
Разработка
управленческого решения
Основные составляющие процесса разработки управленческого решения: деятельность должна быть спланирована, организована, должен осуществляться контроль за ее ходом и качеством. В целом, при осуществлении функций управления должна создаваться управляющая подсистема, призванная осуществить управление достижением цели, т. е. процессы выполнения задач управления и целевые управленческие организации, призванные осуществлять эти процессы.
Основные этапы процесса выработки решения: