Решение в процессе управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:40, лекция

Краткое описание

В отечественной управленческой литературе во многих случаях, когда говорят об управлении, обычно имеют в виду две стороны этого понятия - управление как структура (статика управления) и управление как процесс (динамика управления).

Оглавление

1. Управление как процесс
2. Основные функции управления
3. Роль решения в процессе управления
4. Взаимосвязь функций управления и управленческих решений
5. Характеристика управленческой деятельности как процесса подготовки, принятия и организации выполнения решений

Файлы: 1 файл

принятие решений.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

     1. Осознание задачи и разработка предварительного решения на создание процесса разработки решения.

     2. Уточнение решения на создание процесса разработки решения, планирование работы, создание системы контроля за процессом и качеством разработки решения.

     3. Уточнение и детализация задач, определение мероприятий, которые необходимо осуществить, для достижения поставленных целей.

     4. Анализ факторов внешней и  внутренней сред, оказывающих влияние на достижение цели.

     5. Прогнозное моделирование деятельности  по достижению цели. 6. Согласование проекта решения с исполнителями.

     7. Выбор одного из вариантов  решения и доведение его до  исполнителей.

     Содержание  решения – краткое изложение  принятого варианта по достижению цели. Решение должно предусматривать организацию взаимодействия, обеспечения и оперативного контроля процессов реализации решения. Оно должно включать задачи, которые необходимо выполнить исполнителям: на низших уровнях иерархии – это задачи по осуществлению, реализации самого решения, на более высоких уровнях – задачи по осуществлению планирования, организации, мотивации, коммуникации и контроля. 

     4. Взаимосвязь функций  управления и управленческих  решений

     Выполнение  общих и частных функций управления требует принятия решений. Например, при планировании – принимаются  плановые решения, при организации – организационные решения, при мотивации  - стимулирующие решения. В каждую такую функцию управления можно «встроить»  следующие процедуры принятия решений. С этой точки зрения принятие решения, как и обмен информацией, - составная часть любой  управленческой функции. Принятие решение обеспечивает ответы на вопросы, возникающие при реализации всех функций управления. Выполнение различных функций управления, таким образом, можно представить как последовательность соответствующих решений. Кроме того управленческое решение связывает функции управления, поскольку процесс управления, представляющий последовательную реализацию функций управления и направленные на достижение поставленных целей, может рассматриваться как принятие решения. Так, планирование предполагает постановку целей и выбор альтернатив и мероприятий по их достижению, организация и мотивация характеризуют главные действия по реализации принятого планового решения, а контроль предполагает оценку уровня выполнения принятого решения. Можно говорить, что функция принятия решений выполняет в процессе управления особую роль – она необходима для осуществления всех других функций. Взаимосвязь функций управления и управленческих решений представлена в следующей  таблице.

Функция управления Управленческое  решение
Планирование 
  1. Выбор миссии
  2. Выработка предположений  о ситуации в будущем
  3. Определение целей
  4. Выбор стратегий по достижению поставленных целей
  5. Формирование мероприятий по реализации стратегий
Организация
  1. Адаптация организационной структуры под новые цели и задачи
  2. Рационализация распределения задач, обязанностей и прав
  3. Кадровые решения: найм и увольнения, создание резерва на выдвижение, повышение квалификации
Мотивация
  1. Разработка системы оплаты труда и премирования, максимально соответствующей характеру и результатам труда, а также возможностям организации
  2. Выбор социальных методов стимулирования эффективного труда
  3. Создание надлежащего морального климата в организации
  4. Разработка мероприятий по эффективному использованию факторов корпоративной культуры
Контроль 
  1. Создание системы контроля: выбор методов учета, анализа и внесения коррективов – для всех трех видов контроля: упреждающего, текущего и заключительного
 

     Таким образом, имеет место взаимное проникновение  и взаимосвязь функций и процедур принятия решений.  В реальности, это трудноотделимые друг от друга виды управленческой деятельности. Знание методов, средств  и процедур процесса принятия решений является необходимым условием повышения эффективности выполнения  отдельных функций управления в целом.  

5. Характеристика управленческой  деятельности как  процесса подготовки, принятия и организации выполнения решений 

     Говоря  об управленческой деятельности, невозможно обойти вниманием такую важную проблему, как принятие управленческих решений.  Управленческую деятельность связывают, в первую очередь, с подготовкой и реализацией управленческих решений. Эффективность управления во многом обусловлена качеством  таких решений, в них фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Через них преломляются цели, интересы, связи  и нормы.

     Характеризуя  полный цикл управленческой деятельности, состоящей из целеполагания, планирования, организации, координации, контроля и  корректировки целей, легко заметить, что он, в конечном счете, представлен в виде двух элементов управления: подготовки и осуществления управленческих решений. Именно поэтому решения – центральный элемент управления и организации. Процесс осуществления  решения связан с реализацией специального плана, который представляет собой  совокупность мероприятий, направленных на достижение  целей и сроков их реализации.

       Все управленческие решения могут  быть разделены на 

      - жестко обусловленные (детерминированные);

      - слабо зависящие от субъекта  решения.

     К первым обычно относят либо, так  называемые, стандартизированные решения (обусловленные принятыми выше предписаниями  и распоряжениями), либо вторично обусловленные распоряжением вышестоящей организации. Этот тип решений практически не зависит от качеств и занимаемых позиций руководителя.

     Другой  тип решений – так называемые инициативные решения, где качества руководителя накладывают серьезный отпечаток на характер принимаемых решений. К ним относятся решения, связанные как с локальными изменениями в организации (поощрение, наказание), так и с изменением механизмов, структуры, целей организации. Инициативное решение обычно рассматривают как выбор альтернативы поведения из нескольких возможных, каждая из которых влечет ряд позитивных и негативных последствий.

     Руководители  начинают осуществлять функцию контроля  с того самого момента, когда они сформировали цели и задачи и создали организацию. Контроль очень важен для того, чтобы организация функционировала успешно.  Существует несколько разновидностей решений, типичных для сферы управления:

      - в процессе планирования принимаются  следующие решения: решение о сверхзадаче и природе бизнеса;  о целях; о взаимодействии  с внешним окружением; о стратегии и тактике, которые выбираются организацией для достижения поставленных целей;

      - в процессе организации деятельности  компании принимаются следующие решения:  о структурировании работы организации; о координации функционирования различных блоков; о распределении полномочий между руководителями подразделений; о структуре организации при изменении внешнего окружения;

      - в процессе мотивации персонала  принимаются следующие решения:  о потребностях подчиненных; об  удовлетворении их потребностей; о производительности работы подчиненных и их удовлетворенности работой;

      - в процессе контроля принимаются  следующие решения: об измерении результатов работы; об оценке этих результатов; о том, насколько достигнуты цели организации; о корректировке целей.  

     Заключение

     В данной работе были рассмотрены и изучены такие понятия как «менеджмент», «управление», «решение»,  их взаимосвязь  и роль в эффективном развитии  организации. В результате  можно сделать вывод, что решение в процессе управления находится на стыке  процесса управления и процесса производства. Оно является важнейшим звеном отношений управления и предполагает выполнение его функций -  планирования, организации, мотивации и контроля, вследствие чего достигаются желаемые результаты. 

     Список  использованной литературы

  1. Акимова Т.А. Теория организации: Уч. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007.
  2. Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент. Курс лекций. – М.: Эльф, - 2006.
  3. Ременников В.Б. Разработка управленческого решения: Уч. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007.
  4. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Уч. пособие для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2006.

Информация о работе Решение в процессе управления