Особенности стратегического управления как процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:05, курсовая работа

Краткое описание

Маркетинг как методологическая основа стратегического управления сбытовым предприятием является достаточно новой и недостаточно изученной концепцией. Акцентируя основное внимание на проблемах сбыта, как наиболее существенных в условиях рыночных отношений, маркетинговый подход к формированию стратегического управления предприятием открывает совершено новые возможности поиска и реализации резервов управления.
В связи с вышесказанным в настоящей работе поставлена следующая цель – рассмотреть особенности стратегического управления как процесса.
Исходя из целей исследования, формулировались следующие задачи:
- рассмотреть сущность и особенности стратегического управления как процесса;
- изучить влияние стратегического управления на предприятии;
- проанализировать процесс стратегического управления на ЗАО «Азаровский завод стеновых материалов»;
- обосновать рекомендации по оптимизации стратегического управления на предприятии с учетом маркетинговых основ.
Объектом исследования данной курсовой работы является ЗАО «АЗСМ». Предметом – стратегическое управление на предприятии, маркетинг и их организационное и экономическое взаимодействие.
Логика и структура курсовой работы определяются поставленными целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты стратегического управления на предприятии 4
1.1. Сущность, предпосылки и эволюция системы стратегического управления 4
1.2. Модели стратегического управления и их характеристика 16
2. Анализ процессов стратегического планирования и управления на ЗАО «АЗСМ» 19
2.1. Общая характеристика предприятия ЗАО «АЗСМ» 19
2.2. Характеристика и анализ стратегического управления на ЗАО «АЗСМ» 20
2.3. Предложения по совершенствованию стратегического управления с точки зрения маркетинга 27
Заключение 29
Список использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

Особенности стратегического управления как процесса.doc

— 802.00 Кб (Скачать)

       Выполнение стратегии является критическим процессом, так как именно он в случае успешного осуществления приводит фирму к достижению поставленных целей. Очень часто наблюдаются случаи, когда фирмы оказываются не в состоянии осуществить выбранную стратегию. Это бывает либо потому, что неверно был проведен анализ и сделаны неверные выводы, либо потому, что произошли непредвиденные изменения во внешней среде. Однако часто стратегия не выполняется потому, что управление не может должным образом вовлечь имеющийся у фирмы потенциал для реализации стратегии. В особенности это относится к использованию трудового потенциала.

      Для успешной реализации стратегии необходимо, чтобы, во-первых, цели, стратегии и планы были  хорошо  доведены  до работников  с тем,  чтобы добиться с их стороны как понимания того, что делает фирма, так и неформального их вовлечения в процесс реализации стратегий, в частности добиться выработки у сотрудников обязательств перед фирмой по  реализации  стратегии.  Во-вторых, руководство должно не  только своевременно обеспечивать поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, но и иметь план реализации стратегии в виде целевых установок и фиксировать достижение каждой цели.

      В процессе  реализации  стратегий  каждый уровень руководства решает  свои определенные задачи и   осуществляет  закрепленные  за  ним функции.

       Оценка и контроль выполнения стратегий является логически последним процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как идет процесс достижения целей, и собственно целями организации. Основными задачами любого контроля являются:

  • определение того, что и по каким показателям проверять;
  • оценка состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами,  нормативами  или другими эталонами;
  • выяснение причин отклонений, если таковые вскрываются в результате проведенной оценки; 

     корректировка,  если  она необходима и возможна. [14]

     Как давно это было сказано и как  актуально это в настоящее  время, потому как каждый предприниматель  и руководитель компании сталкивается с проблемой стратегической направленности бизнеса.  

     Это проблема усугубляется тем, что в настоящее время каждое предприятие независимо от специфики его деятельности испытает на себе давление динамических факторов внешнего окружения.

     Изменения в законодательстве, ценах на товары, услуги, в технологии, организационных формах предприятий и формах их собственности, наличие конкуренции не только с отечественными предприятиями говорит о том, что мы живем в мире, который быстро изменяется и очень часто не в тех направлениях, которые нас бы устраивали. Предприятия сталкиваются с неопределенностью, непредвиденными ситуациями, когда традиционные подходы к управлению и планированию не могут обеспечить правильной ориентации и подготовки предприятия к будущему, а значит к выживанию. Становится очень важным переход к управлению, которое ориентируется на стратегические направления развития.

     Стратегическое  управление подготавливает предприятие  к успешному функционированию в будущем.

     Предпосылки возникновения стратегического  управления:

  1. Повышение уровня нестабильности внешнего окружения. В настоящее время большинство отечественных предприятий работают в быстро изменяющемся и труднопредсказуемом окружении, следовательно, нуждаются в методах стратегического менеджмента.
  2. Интеграционные процессы, происходящие в отечественном бизнесе, проявляющиеся в создании промышленных, финансово-промышленных и финансово-коммерческих групп, эффективное функционирование которых невозможно без решения проблем стратегического менеджмента.

     3. Глобализация бизнеса. Глобальные  фирмы рассматривают мир как  единое целое, в котором стираются национальные различия и предпочтения, происходит стандартизация потребления. Продукция глобальных фирм продается во всех странах мира и является важным фактором конкуренции на национальных рынках. Противостоять натиску товаров глобальных фирм можно, только действуя аналогичными методами, разрабатывая стратегию деятельности в конкурентной среде.

     Термин  «стратегическое управление» появился на стыке 60-70-х гг. для того, чтобы  отделить управление, осуществляемое на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства.

     Стратегическое  управление – это комплекс процессов  и способов разработки и реализации портфеля стратегий предприятия с целью осуществления гибкого регулирования и своевременных изменений в предприятии, отвечающих вызову со стороны окружения и позволяющих добиваться конкурентных преимуществ.

     Официальным годом рождения стратегического  менеджмента можно назвать 1973 год, когда в г. Нешвилле (США) была проведена  Первая международная конференция  по вопросам стратегического управления, где в 14 докладах были подведены итоги развития стратегического подхода к управлению западными и восточными компаниями, а также определены основные направления развития стратегического управления. С этого времени исследования в этой области проводятся во всем мире, большинство процветающих организаций достигли своих результатов благодаря внедрению стратегического управления. Значительное число корпораций США и Западной Европы имеют квалифицированный персонал, который прошел специальную подготовку по стратегическому управлению.

     Предназначение  стратегического управления заключается  в следующем:

  • в установлении и ранжировании важных долгосрочных целей предприятия, которые отвечают требованиям развития экономики в целом и интересам данной организационной единицы;
  • в оценке и критическом рассмотрении вероятных путей достижения установленных целей в предполагаемых внешних и внутренних условиях функционирования фирмы в данный период;
  • в выборе и постепенной реализации решений, обеспечивающих эффективную адаптацию деятельности фирмы к неожиданным изменениям.

Таблица 1 - Сравнительная характеристика стратегического  и оперативного управления

Ключевые  характеристики управления Оперативное управление Стратегическое  управление
Миссия Осуществление деятельности с целью получения прибыли Эффективное функционирование предприятия в долгосрочной перспективе  с целью установления динамического  равновесия с окружающей средой
Акцентирова-ние  внимания менеджмента Взгляд вовнутрь организации, поиск рациональных путей эффективного использования ресурсов Перенос центра внимания высшего руководства на внешнее нестабильное окружение, поиск  возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям в окружении
Учет  фактора времени Ориентация  на краткосрочную и среднесрочную перспективу Ориентация  на долгосрочную перспективу
Управление  персоналом Отношение к  работникам как к ресурсу организации, исполнителям отдельных функций Рассмотрение  работников как источник благополучия организации
Оценка  эффективности Оценка прибыльности и рациональности использования  производственного потенциала Оценка степени  своевременности реагирования на изменения  внешнего окружения
 

 

      Сущность стратегического управления раскрывается характерными особенностями, которые существенным образом отличают его от оперативного управления.

     Концепция стратегического менеджмента предусматривает  видение долгосрочной перспективы  развития предприятия, использование  нового подхода к планированию: от будущего к настоящему, приоритетность анализа внешних возможностей и опасностей, а также соответствие организационной структуры предприятия его стратегии.

     Характерные черты концепции стратегического  управления:

     Основывается  на синтезе теории: системном, ситуационном и целевом подходах к деятельности предприятия, которое рассматривается как открытая социально-экономическая система.

     Ориентирует на изучение условий, в которых функционирует  предприятие.

     Концентрирует внимание на необходимости формирования баз стратегической информации.

     Позволяет прогнозировать стратегическое поведение предприятий.

     Предполагает  использование определенных инструментов и средств развития предприятия (целей, стратегий, стратегических планов, программ и др.).

     Основные  задачи стратегического управления:

     Формирование  стратегических направлений развития предприятия (т.е. необходимо обозначить цели и долгосрочные перспективы развития).

     Превращение общих стратегических целей в  конкретные направления работы.

     Эффективная реализация выбранной стратегии.

     Внесение  корректив в стратегические направления развития предприятия, в цели, в стратегию на основе оценки проделанной работы с учетом изменившихся условий, новых возможностей.

     Система стратегического управления явилась  результатом развития подходов к  управлению. В эволюции стратегического  управления можно выделить 4 этапа.

Таблица 2 - Этапы постепенного перехода к  стратегическому управлению предприятием

Характеристика  этапов Основные ориентиры  и особенности планирования
1 этап

Текущее управление «по отклонениям»

Реагирование  на ситуацию, которая сложилась.

Планирование, ориентированное  во внутрь организации, ограничивается разработкой бюджетов и текущих  планов

2 этап 

Управление «от  достигнутого» с элементами предвидения  будущего

Использование элементов анализа и контроля ситуации, которая складывается в предприятии и во внешней среде

Долгосрочное  планирование на основе метода экстраполяции 

Разрабатывается стабильная система целей на 10-15 лет

3 этап

Управление «по  целям» с ориентацией на внешнюю  среду

Наличие «стратегического мышления», нацеленного на уменьшение воздействия угроз на деятельность предприятия и использование шансов, способствующих успеху организации

Планирование, разрабатывающее  стратегические ответы на действия конкурентов. Используется программно-целевой метод 

Фаза 4

Стратегическое  управление

Подготовка  будущего и стремление к будущему

Стратегическое  планирование, пронизывающее все  подсистемы деятельности предприятия

Формируется интегрированная  система управления предприятием, обеспечивающая адаптивность и конкурентоспособность предприятия

Процесс стратегического  менеджмента представлен на рисунке 2

Рисунок 2 -  Процесс стратегического управления

 

1.2. Модели  стратегического  управления и их  характеристика

 

     Стратегическое  управление, как и любая сложная  компонента менеджмента, имеет свое модельное построение. В ходе непростого развития теория стратегического менеджмента выработала много разных моделей стратегического управления. Наибольшее распространение получили модели Фреда Р. Девида, Джона Л. Томпсона и Питера Лоранжа. Среди отечественных ученых, занимающихся проблемами стратегического управления, следует выделить модель стратегического управления Ефремова В.С.

     Модель  Фреда Р. Девида предполагает последовательное выполнение 3-х этапов: разработка стратегии, внедрение стратегии и оценка стратегии.

     На  первом этапе осуществляется определение  миссии и желаемых параметров стратегии, внешний и внутренний аудит деятельности предприятия. Второй этап предполагает разработку целей, выработку политики предприятия по достижению этих целей и размещению ресурсов. На третьем этапе осуществляется оценка исполнения стратегии.

     Модель  стратегического управления Томпсона состоит из 4-х этапов: стратегический анализ, стратегический выбор, реализация стратегии, мониторинг и оценка.

     Моделей СУ Девида и Томпсона имеют следующие недостатки:

     Не  дают представления об исходной точке  процесса стратегического управления.

     В этих моделях скрыта органическая взаимосвязь  стратегического управления с тактическим  и оперативным.

     Модель  стратегического управления Ефремова В.С. рассматривает в качестве исходного пункта бизнес-идею предприятия, на основе которой разрабатываются целевые установки организации. Затем, исходя из оценки позиций предприятия в стратегическом пространстве и целевых установок, разрабатываются стратегии предприятия, которые детализируются системой целей. 

     На  основании поставленных целей разрабатываются  программы, проекты и система  организационного обеспечения производственно-коммерческой деятельности предприятия. В процессе выполнения намеченных действий контролируются и анализируются полученные результаты. При необходимости осуществляется корректировка программ, проектов, организационного обеспечения.

Информация о работе Особенности стратегического управления как процесса