Особенности отбора и найма персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 02:29, реферат

Краткое описание

Переход страны к рыночной экономике, выход на мировой уровень требует
от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности
продукции на основе внедрения достижений научно-технического прогресса,
эффективных форм хозяйствования и современных методов найма и отбора
персонала.

Оглавление

1. Введение
стр 3
2. Найм персонала
стр 6
а) задачи
стр 6
б) источники и проблемы
стр 8
3. Деловая оценка и отбор персонала
стр 17
4. Организация отбора претендентов на вакантную должность стр 38
5. Заключение
стр 54
6. Список использованной литературы
стр 57

Файлы: 1 файл

упр персоналом.doc

— 234.50 Кб (Скачать)

|                        |требования к деловым качествам                 |

|Профессиональные  знания |Перечень необходимых знаний, умений и навыков  |

|и навыки                |                                               |

|Требования  к подготовке |Формы, методы и  сроки профессионального        |

|и повышению  квалификации|обучения, перспектива  профессионального роста  |

|кадров                  |                                               | 

      На  основании  сравнения  индивидуальных  особенностей   работника   с

нормативами  профессиограммы  можно  сделать  вывод  о  его  соответствии  и

профессиональной  пригодности к данному виду труда.

     4. Решение следует принимать только  имея все необходимую информацию.

     5. Беседу необходимо вести вокруг вопросов, которые являются  важными

        критериями отбора. Эти вопросы  отражаются в  анкете  по  приему  на

        работу.

      Тестирование. Одним из методов,  используемых для  облегчения  принятия

решения по отбору, являются тесты  по  найму.  Психологи  и  специалисты  по

персоналу разрабатывают тесты  на  предмет  оценки  наличия  способностей  и

склада   ума,   необходимых   для   эффективного   выполнения   заданий   на

предполагаемом  рабочем месте.

Таблица 7

         Перечень тестов для отбора  работников при приеме на работу 

|        |                        |Категория тестируемых работников  |

|№       |                        |                                  |

|п/п     |Вид тестов              |                                  |

|        |                        |Линейные  |Функциональны|Специа  |

|        |                        |руководите|е            |листы   |

|        |                        |ли        |руководители |        |

|    1   |На определение          |       +  |+            |     +  |

|        |творческого потенциала  |          |             |        |

|        |работника               |          |             |        |

|    2   |На определение          |          |+            |     +  |

|        |трудностей во           |          |             |        |

|        |взаимоотношениях        |          |             |        |

|    3   |На определения          |       +  |+            |        |

|        |авторитета работника    |          |             |        |

|    4   |На наличие              |       +  |             |        |

|        |организаторских         |          |             |        |

|        |способностей молодого   |          |             |        |

|        |руководителя            |          |             |        |

|    5   |На определение          |       +  |             |        |

|        |пригодности к работе    |          |             |        |

|        |руководителем           |          |             |        |

|    6   |На определение          |       +  |             |        |

|        |способности быть        |          |             |        |

|        |предпринимателем        |          |             |        |

|    7   |На конфликтность        |       +  |+            |     +  |

|        |характера               |          |             |        | 

      Проверка рекомендаций и послужного  списка.   При  подаче  заявления   о

приеме  на работу на одной  из  ступеней  отбора  можно  попросить  кандидата

представить отзывы предыдущих начальников и  другие  аналогичные  документы.

Если  прежние работодатели  дают  только  общую  минимальную  информацию,  то

польза  от рекомендательных писем невелика. Если есть необходимость  проверки

биографических  данных, более приемлемой   альтернативой  письму  может  быть

телефонный  звонок предыдущему начальнику с  тем,  чтобы  обменятся  мнениями

или   выяснить   какие-либо   интересующие   подробности.   Наиболее   часто

проверяемыми  пунктами являются последнее место  работы и образование.

      Медицинский осмотр.  Некоторые   организации  требуют,  чтобы   наиболее

подходящие  им  заявители  заполняли  медицинские  вопросники  или  проходили

медицинский осмотр. Причины:

           -  в  случае  подачи  работниками   жалоб  по  поводу  компенсации

             необходимо знание  физического   состояния  заявителя  в   момент

             найма;

           - необходимо предотвратить наем  переносчиков заразных болезней.

      Принятие решения о приеме. Прием  на работу  заканчивается  подписанием

двумя сторонами трудового контракта. 

      Приведу  пример  процесса  найма  на  работу  из   практики   немецких

предприятий.

      Специалисты  по  персоналу   немецких  предприятий  –   это  особый  род

служащих, их методы работы обычно скрыты от непосвященных.  Именно  от  этих

людей в основном зависит, кто будет  принят на вакантное место или  перемещен

на другую должность, а кому придется  искать  другое  место  для  дальнейшей

деятельности.

      Среди специалистов по персоналу  немецких  организаций  бытует  мнение,

что персонал следует отсеивать, отбирать тогда, когда он еще в дверях  и  не

успел войти.

      Что касается приема на престижную  работу,  следует  отметить  наличие

особого феномена или  парадокса  оценки  потенциального персонала,  нередко

имеющем  место  и  на  швейцарских,   австрийских,   а   также   голландских

предприятиях. Феномен состоит главным образом  в том, что теоретически  самый

лучший  в  профессиональном   отношении   претендент   на   вакансию   имеет

практически очень высокий шанс даже не попасть  на собеседование,  не  говоря

уже о  последующем тестировании, из-за самой, казалось бы на  первый  взгляд,

незначительной  детали, например прически  и  выбранной  позы  или  выражения

лица  на обязательно прилагаемой  к  автобиографии  фотографии,  а  также  ее

размера,  или  из-за  «не   понравившегося»   кадровому   работнику   шрифта

заявления, либо подписи, цвета и вида папки  с документами,  качества  бумаги

и т. п. В этом случае документы будут  просто  отложены  в  сторону  без  их

дальнейшего изучения.

      Формально могут быть  выделены  четыре  этапа  оценки  претендента   на

должность, предшествующие заключению с  ним  контракта:  анализ  документов,

собеседование, тестирование, испытательный тренинг.

      Анализ документов включает в себя  анализ:  письменного заявления на

работу, автобиографии, подписей, оценок, полученных в учебных  заведениях  и

местах  профессиональной практики, фотографии и  характеристики.  Сюда  может

быть  добавлен и анализ вопросника, который  заполняют  лишь  претенденты  на

вакансию, приглашенные на собеседование.

      Заявление должно содержать:

           - данные об отправителе заявления:  фамилию, имя, адрес,  телефон,

             факс, адрес электронной почты;

           - место пребывания  и дату  составления заявления.  Необходимо

             учитывать, чтобы дата на заявлении   не  слишком  расходилась   с

             датой  отправки   письма   по   почте   и   датой   составления

             автобиографии;

           - данные  адресата.  Должны  быть  точно указаны все параметры

             получателя письма.  Считается   хорошим  тоном  написать  титул,

             ученое и другое звания, занимаемую  должность  и  полное  имя   и

             фамилию руководителя по кадрам, затем название подразделения по

             управлению персоналом, предприятия  и почтового адреса;

           - указание на цель заявления,  причины и обстоятельства  написания

             заявления. Обычно это одно  предложение в одной строке, максимум

             в двух, выделенное жирным, а лучше   и  наклонным  шрифтом.  Эта

             запись, как заголовок, является  очень важной. По ее  содержанию

             специалист по кадрам решает, читать ли его дальше или  нет;

           - Указание на источник  информации  о  вакансии  и  идеи  данного

             заявления. Здесь неплохо также  привести и краткое  оригинальное

             умозаключение, выделяющее данное  заявление из массы других;

           -  Приветствие.  В  случае  когда  фамилия  адресата  неизвестна,

             следует обратиться так: Многоуважаемые  дамы  и  господа…».  Но

             большую ценность  имеют  обращения   по  фамилии  (с  титулом   и

             званиями). Если  известно,  что   заявление  будут  обрабатывать

             несколько  человек,  необходимо  перечислить   их   фамилии   и

             занимаемые должности при приветствии;

           -  Заключительное  приветствие.  Обычно  это:  «…   с   дружеским

             приветом…» В случае заранее  известной  особой  консервативности

             чиновников  по  персоналу  (чаще  в  министерствах   и   других

             учреждениях  и  ведомствах):  «…  с  высоким  (или  высочайшим)

Информация о работе Особенности отбора и найма персонала