Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 02:29, реферат
Переход страны к рыночной экономике, выход на мировой уровень требует
от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности
продукции на основе внедрения достижений научно-технического прогресса,
эффективных форм хозяйствования и современных методов найма и отбора
персонала.
1. Введение
стр 3
2. Найм персонала
стр 6
а) задачи
стр 6
б) источники и проблемы
стр 8
3. Деловая оценка и отбор персонала
стр 17
4. Организация отбора претендентов на вакантную должность стр 38
5. Заключение
стр 54
6. Список использованной литературы
стр 57
кадровых служб. Он полагался на свою интуицию и опыт, а также на
рекомендации с прежнего места работы. Частые ошибки приводили к увольнению
работника и его замене новым. Такой подход в современных условиях
становится не только не эффективным с точки зрения обеспечения потребностей
в квалифицированной рабочей силе, но и попросту дорогостоящим.
Работники кадровых служб давно ощущали потребность в более
обоснованных и надежных процедурах. Повышение эффективности и надежности
отбора связывается с последовательным проведением проверки деловых и
личностных качеств кандидата, основанной на взаимодополняющих методах их
выявления и источниках информации. Осуществляется поэтапный отбор
кандидатур. Каждый раз отсеивают тех, кто обнаружил явное несоответствие
предъявляемым требованиям. Одновременно применяют, по возможности,
объективную оценку фактических знаний и степени владения кандидатом
необходимыми производственными навыками. Таким образом формируется сложная
многоступенчатая система проведения отбора человеческих ресурсов.
Выделяются следующие этапы
или руководителя:
- разработка требований к должности; в результате дальнейший
поиск ограничивается претендентами, имеющими необходимую
квалификацию для указанной
- широкий поиск претендентов; ставится задача привлечь для
участия в конкурсе как можно больше кандидатов, отвечающих
минимальным требованиям;
- проверка претендентов с
в целях отсева худших, проводимая кадровой службой;
- отбор на должность из числа нескольких лучших кандидатур;
обычно осуществляется руководителем с учетом заключения
кадровых служб и данных
В проведении отбора участвуют линейные руководители и функциональные
службы. Эти службы должны быть укомплектованы профессиональными
психологами, чтобы использовать самые современные методы.
Непосредственный руководитель, а иногда и более широкий круг
руководителей участвуют в отборе на начальном и заключительном этапах. Им
принадлежит решающие слово при установлении требований к должности и выборе
конкретного работника из числа отобранных кадровой службой.
Найму работника предшествует
четкое представление о
он будет исполнять, задачах и должностных обязанностях, правах и
взаимодействиях в организации. Исходя из заранее сформулированных
требований, выбирают подходящих людей на конкретную должность, и их
соответствию
этим требованиям придается большое
значение.
В этом отношении философия отбора персонала на американских фирмах
отличается от философии современной японской системы управления. При отборе
работников в меньшей степени, чем в США, обращают внимание на специальные
знания, навыки и практический опыт, необходимые для немедленного вхождения
в должность, сосредотачивая внимание на личностном потенциале и качестве
образования.
Объясняется это тем, что
организацию, как правило, на очень длинный срок. Даже выпускники лучших
вузов в Японии первоначально зачисляются на рядовые должности. Специальное
обучение в части приобретения конкретных производственных навыков и опыта
происходит на самой фирме. Отбор в высшие и среднее звено управления также
проводится преимущественно из работников самой фирме и с учетом принципа
старшинства. Вся система работы с кадрами в крупных фирмах приспособлена к
пожизненному найму.
При всей перспективности японской модели очевидно, что за редким
исключением она не может быть рекомендована и реализована в нынешней
ситуации экономического кризиса и неопределенности условий хозяйственной
деятельности
отечественных организаций.
В практике работы с кадрами руководителей выделяют четыре
принципиальные схемы замещения должностей: замещение опытными
руководителями и специалистами, подбираемыми вне организации, замещение
молодыми специалистами, выпускниками вузов; продвижение на вышестоящую
должность собственных сотрудников, имеющее целью заполнение образовавшейся
вакансии, а также сочетание продвижения с ротацией в рамках подготовки
резерва руководителей.
При отборе на должности
кандидатов, в наибольшей степени отвечающих всем предъявляемым требованиям.
Организации
сегодня предпринимают
сотрудников, повышению их квалификации и практической подготовке к
воспитанию
у них большой ответственности.
возможна нехватка квалифицированных кандидатов. Во всех случаях (включая
хорошую работу с резервом) считается необходимым замещением должностей
руководителей и специалистов проводить на конкурсной основе, т. е.
рассмотрением нескольких кандидатур на место, желательно с участием внешних
кандидатов.
При отборе на должность из числа работников организации важно иметь в
виду, что оценка их деятельности не дает полной информации о возможностях
работника при продвижении на вышестоящую должность или переводе на какую-то
иную. Многие работники теряют эффективность при перемещении с одного уровня
на другой или с работы функционального характера на должность линейного
руководителя и наоборот. Переход от работы с однородными функциями на
работу с функциями разнородными, от работы, ограниченной главным образом
внутренними отношениями, на работу с многочисленными внешними связями – все
эти перемещения предполагают значительные изменения, которые ослабляют
ценность
итогов оценки деятельности как показателя
будущих успехов.
В американской практике
могут быть найдены до тех пор, пока требования к должности не определены
настолько хорошо, что отдельные кандидаты могут быть соизмерены
относительно установленных нормативов.
При определении требований к
кандидатам на должность
американских фирмах базируются на правилах, которые можно сформулировать
следующим образом.
1. Всякий выбор должностного
даже лучшие работники имеют недостатки, ключом к отбору
должно служить ясное
являются действительно
какими при необходимости можно пренебречь.
2. Разные комбинации качеств могут быть равноценными для
исполнения должности.
3. Руководители и специалисты должны обратить внимание на часто
допускаемую ошибку и при установлении требований к должности
проводить четкое различие между качествами, которые нужно
обязательно иметь перед поступлением на работу, и теми,
которые можно приобрести уже после поступления. Не следует
вводить без необходимости дополнительных требований к
квалификации. В отношении должности, на которую мало
претендентов, это особенно не желательно. В таких случаях
требования к должности надо ограничить качествами, при
отсутствии которых кандидат не сможет выполнять работу.
4. Повышение требований к
недооценке общего потенциала работника и квалификации, на
которую будет предъявлен
5. Четкое определение требований к должности должно исключить
неизбежный субъективизм
6. Чем большее число, в разумных пределах, кандидатов
рассматривается на каждую
того, что отбор даст позитивные результаты; чем меньше
кандидатов, тем вероятнее придется пойти на компромисс по
ряду важных качеств.
7. При определении