Основы инновационного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 00:18, курсовая работа

Краткое описание

Я считаю, что при рассмотрении основ инновационного менеджмента особое внимание нужно обратить на такие разделы как: особенности развития инновационного процесса в рыночной экономике – даёт понятие об основных нюансах рыночной экономики, например: условия развития инновационного процесса и как они формируются, этапы создания нормативных условий для развития инновационной деятельности; инновационный маркетинг – что он собой представляет и какую роль играет в разработке инноваций; стратегическое планирование – в первую очередь задача стратегического планирования, затем его система и этапы принятия стратегических решений.

Оглавление

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Инновационная деятельность, её содержание и структура
Понятие инновации и инновационного процесса……………………….4
Организация инновационного процесса…………………………………9
Особенности развития организационного процесса в рыночной экономике………………………………………………………………….12
Инновационная деятельность……………………………………...…….15
Глава 2. Инновационный менеджмент
Понятие, цель и задачи системы инновационного менеджмента……..25
Инновационно-технологическая деятельность, как объект инновационного менеджмента…………………………………………..31
Инновационный маркетинг, как особый вид инновационной деятельности……………………………………………………………....32
Стратегическое планирование, как функция инновационного менеджмента………………………………………………………………33
Проблемы инновационного менеджмента в России……………………36
Глава 3. Основные направления инновационной деятельности
3.1. Рынок новшеств…………..…………………………………………........40
3.2. Рынок чистой конкуренции……………………………………………...42
3.3. Рынок капитала (инвестиций)…………………………………………...43
Заключение…………………………………………………………………...…50
Список литературы…………………………………………………………….51

Файлы: 1 файл

Основы инновационного менеджмента.docx

— 150.80 Кб (Скачать)

Рынок чистой конкуренции  выступает в этом процессе с раздвоенных  позиций, которые представляют собой  единство и борьбу противоположностей.

С одной стороны – стремление субъектов хозяйствования в конкурентной борьбе повышать технический уровень производства и услуг, развивать организацию производства и управления, повышать качество продукции и услуг, снижать издержки производства, совершенствовать систему технического обслуживания, сокращать эксплуатационные расходы у потребителей, поддерживать уровень продажной цены, обеспечивать уровень маркетинга и рекламно-информационной деятельности.

С другой стороны, рынок безжалостно  отвергает новшества, имеющие большую  научно-техническую ценность, если они не отвечают интересам коммерческих организаций. Коммерция не столько  стимулирует, сколько заставляет коммерческие организации и другие субъекты хозяйствования идти на рынок новшеств или участвовать  в его формировании.

Возможны следующие варианты участия в рынке новшеств:

1) развитие собственной  научной, научно-технической и  экспериментальной базы для проведения  НИОКР;

2) проведение исследований  на кооперированных началах с  другими организациями;

3) оформление заказов  на проведение научно-исследователь-ских  и (или) экспериментальных работ  сторонней организации;

4) приобретение лицензий  на право производства товаров  и услуг;

5) покупки готового изделия,  технологии, ноу-хау и др. интеллектуальной  собственности;

6) приобретение нематериальных  активов путём выпуска акций,  облигаций, привлечения иностранного  капитала и организации совместного  производства.

Основным критерием выбора варианта участия фирм на рынке новшеств является объём инвестиций как в  сферу научной и научно-технической  деятельности, так и в процесс  превращения новшеств в нововведения. (Пример: Японские конкуренты очень  внимательно изучают друг друга. Компании активно инвестируют в  крупномасштабные производства, часто  все вместе и одновременно. Лидеры в отрасли постоянно меняются. Погоня за модным товаром является основной причиной изменения на национальном рынке, т.к. японские потребители стремятся  поспеть за новейшими и более  перспективными моделями. Успех одной  компании вызывает энергичные ответные меры со стороны конкурентов.) [7, с 6]

 

    1.  Рынок капитала (инвестиций)

Современное развитие науки  и техники позволяет достичь  обновления видов вооружений, экологически чистых видов энергии, ресурсосберегающих технологий и т.п. Однако, в качестве основного ограничения удовлетворения потребностей выступает капитал  во всех его видах (ссудный, оборотный, акционерный, венчурный, уставный и  др.). [7, с 7]

Инновации в любом из секторов экономики требуют финансовых вложений. Для того, чтобы получить дополнительную прибыль, повысить эффективность деятельности организации, получить социально-экономический эффект, необходимо осуществить финансовые вложения. При этом эмпирически установлена зависимость: чем на больший успех рассчитывает предприниматель в будущем, тем к большим затратам он должен быть готов в настоящем.

 

Тем не менее, проблема выбора объекта финансовых вложений для предпринимателя не ограничивается предельной суммой инвестиций. Исследования показали, что наибольшей эффективностью обладают вложения в инновации, где предприниматель имеет возможность получать сверхмонопольную прибыль. Высокий потенциал эффективности инноваций обеспечивает спрос на нововведения со стороны предпринимателей, формируя рынок научно-технических, организационных, экономических и социальных новшеств.

 

В качестве источников инвестиций могут выступать ассигнования бюджетов всех уровней, иностранные инвестиции, собственные средства организаций, а также аккумулированные в форме финансового капитала временно свободные средства организаций и учреждений, а также сбережения населения. [13, с 67]

Основные факторы развития рынка капитала:

  • макроэкономическая политика;
  • объём приватизации;
  • налоговая политика;
  • развитие финансового сектора;
  • рыночное ценообразование;
  • информационные технологии;
  • профессиональные стандарты;
  • законодательство.

В инновационной сфере  определяющую роль играют долгосрочные и среднесрочные инвестиции, т.к. инновационный процесс длится в  среднем 3-5 лет и более. В настоящее  время государственные источники  финансирования резко сокращаются. Концепция государственной промышленной политики России предусматривает следующие  основные нормы инвестиционной политики в промышленности.

1. На безвозвратной основе  из федерального бюджета могут  финансироваться только фундаментальные  научные исследования, а также  объекты федерального значения  некоммерческого характера и  объекты, связанные с поддержанием  национальной безопасности (образование,  здравоохранение, социальная сфера,  вооружение, атомная энергетика  и т.д.).

2.   Все остальные виды централизованных инвестиций могут осуществляться только на возвратной и конкурсной основе.

3.   Преимущественной формой предоставления государственных ресурсов на возвратной основе является инвестирование путем покупки ценных бумаг или выдачи государственных гарантий по эмитируемым ценным бумагам.

Инвестиции представляют собой долгосрочные вложения средств  в разные отрасли экономики с  целью получения прибыли.

Варианты классификации  инвестиций:

Инвестиции:

  • прямые;
  • портфельные;
  • интеллектуальные;
  • финансовые;
  • рискоинвестиционные;
  • альтернативные.

Инвесторы:

  • правительственные;
  • региональные;
  • корпоративные;
  • частные;
  • иностранные;
  • межгосударственные.

Инфраструктура:

  • биржи, финансовые брокеры и инвестиционные консультанты;
  • государственные и коммерческие банки;
  • инвестиционные и финансовые компании;
  • пенсионные фонды и страховые компании;
  • специализированные фирмы;
  • средства массовой информации, инвестиционные фонды. [7, с 7]

 

Иностранные инвестиции в инновационную деятельность могут осуществляться как в форме межгосударственных, межправительственных программ по научно-техническому и экономическому сотрудничеству, так и в форме частных инвестиций от зарубежных финансовых организаций и частных предпринимателей.

 

В то же время достаточно активными являются международные  частные инвестиции на развивающихся  рынках. Американские инвестиционные фонды, немецкие банки и другие частные  инвесторы стремятся обеспечить высокую доходность собственных инвестиций с помощью международной диверсификации деятельности. Риск инвестиций в развивающиеся рынки достаточно высок, но он, как правило, обеспечивается большей доходностью вложений. При этом наиболее привлекательными для внешних инвесторов являются сырьевые и перерабатывающие отрасли промышленности, поскольку, как правило, эти отрасли не требуют предварительных значительных инвестиций, а достаточное для конкурентоспособности качество вывозимых на экспорт сырья, заготовок и полуфабрикатов может быть обеспечено без использования последних достижений научно-технического прогресса.

 

Собственные средства организаций остаются основным источником финансирования инновационной деятельности. Отрасли, которые в годы проведения макроэкономических реформ в России сохранили достаточный объем оборотных средств, в настоящее время получили реальный шанс активно осуществлять инновационную деятельность. В первую очередь это относится к отрасли связи, где за счет малой длительности производственного цикла предприятия практически не испытывали влияния инфляции и создали достаточный резерв для осуществления научно-технических проектов.

 

Организации с длительным технологический циклом производства в условиях инфляции не смогли сохранить собственные оборотные средства, что привело к их тяжелому финансовому положению. Поэтому в настоящее время практически все организации промышленности лишены реальной возможности финансирования инновационной деятельности за счет собственных средств. Хотя, как показывает мировая практика, 80 - 90% инноваций в мире финансируются промышленными компаниями преимущественно за счет собственных финансовых средств.

 

Финансовый капитал формируется  за счет аккумулирования средств юридических лиц и граждан в финансово-кредитных учреждениях. [13, с 69]

 

На этапе разработки и  реализации инноваций рынок капитала выступает как один из главных  факторов общественного признания  инноваций. Без достаточного финансового  обеспечения жизненный цикл инновации  ограничивается стадией «идея». Любое  новшество должно быть инвестиционно привлекательным и конкурентоспособным на рынке капитала. Поэтому наряду с показателями инновационности проектов не менее важными в рыночных условиях становятся финансово-экономические показатели:

 

  •  объем инвестиций;
  • ожидаемая доходность (рентабельность);
  • срок окупаемости;
  • чистый доход и др.

 

Экономические показатели становятся основными, если речь идет о привлечении стратегического инвестора (финансово-кредитного учреждения, которое готово организовать финансирование разработки и реализации инновации за счет собственных и привлеченных средств). Как правило, на рынке инноваций информационный минимум о нововведениях включает сведения не только об их целях, но и размерах инвестиций, ожидаемой доходности и сроке окупаемости вложений. [13, с 70]

 

Условно факторы инвестиционной привлекательности инновационных  проектов и программ можно разделить  на две группы: финансово-экономические  и внеэкономические. В большинстве  случаев инвестора привлекают высокие финансовые показатели, однако существуют ситуации, при которых новатор вынужден реализовать новшество несмотря на его прямую экономическую непривлекательность. Например, если

речь идет об экологических  мероприятиях, которые практически  всегда имеют отрицательные финансовые показатели; тем не менее, промышленные фирмы, заботящиеся о своем высоком имидже, ведут активную деятельность в этой области.

 

К другим внеэкономическим факторам инвестиционной привлекательности  инновации может быть отнесена отраслевая принадлежность как идеи для последующей практической реализации, так и предприятия-инноватора. Сверхпривлекательный инновационный проект может быть отвергнут только потому, что у фирмы-инноватора недостаточного опыта работы в той отрасли, где необходимо реализовать проект. Или, наоборот, фирма вынуждена искать альтернативные сегменты рынка, если речь идет о межотраслевой диверсификации.

 

Так, в условиях структурных  преобразований, характерных для экономик переходного периода, в России в лучшем финансово-хозяйственном положении оказались организации, сумевшие оперативно сменить свой рыночный сегмент в соответствии с изменившимся спросом.

 

Отраслевая инвестиционная привлекательность определяется стратегией фирмы-инноватора. Поэтому на рынке новаций для обеспечения конкурентоспособности новшества проводится маркетинговый отраслевой анализ, разрабатываются различные рейтинги отраслевой инвестиционной привлекательности. [13, с 72]

 

Существенным внеэкономическим фактором, определяющим привлекательность инновации для инвестора является имидж и репутация инноватора. Так, тяжелое машиностроение в России считается одной из самых непривлекательных для инвестиций отраслей. Однако высокий финансовый авторитет компании «Биопроцесс» – финансового консультанта и управляющего холдинга АО «Уралмаш» – обеспечил приток достаточного капитала для проведения крупномасштабной реорганизации этого гиганта российской тяжелой промышленности. И в настоящее время группа предприятий «Уралмаш», сохранив отраслевую принадлежность, имеет вполне удовлетворительную структуру баланса и финансовые показатели.

 

С экономической точки  зрения инвестиционная привлекательность определяется как внутренними характеристиками инновации (доходность инвестиций, сроком реализации проекта и др.), так и условиями привлечения финансовых ресурсов и их источников.

 

Инвестирование инновационной  деятельности может осуществляться как за счет собственных, так и  привлеченных средств. Для российских предприятий в настоящее время  основным источником инвестиций являются собственная прибыль и амортизационные отчисления. Кроме того, инвестиционный фонд для инновационной деятельности может пополняться безвозмездными вложениями в натуральной форме или в виде спонсорской финансовой помощи.

Информация о работе Основы инновационного менеджмента