Основы инновационного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 00:18, курсовая работа

Краткое описание

Я считаю, что при рассмотрении основ инновационного менеджмента особое внимание нужно обратить на такие разделы как: особенности развития инновационного процесса в рыночной экономике – даёт понятие об основных нюансах рыночной экономики, например: условия развития инновационного процесса и как они формируются, этапы создания нормативных условий для развития инновационной деятельности; инновационный маркетинг – что он собой представляет и какую роль играет в разработке инноваций; стратегическое планирование – в первую очередь задача стратегического планирования, затем его система и этапы принятия стратегических решений.

Оглавление

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Инновационная деятельность, её содержание и структура
Понятие инновации и инновационного процесса……………………….4
Организация инновационного процесса…………………………………9
Особенности развития организационного процесса в рыночной экономике………………………………………………………………….12
Инновационная деятельность……………………………………...…….15
Глава 2. Инновационный менеджмент
Понятие, цель и задачи системы инновационного менеджмента……..25
Инновационно-технологическая деятельность, как объект инновационного менеджмента…………………………………………..31
Инновационный маркетинг, как особый вид инновационной деятельности……………………………………………………………....32
Стратегическое планирование, как функция инновационного менеджмента………………………………………………………………33
Проблемы инновационного менеджмента в России……………………36
Глава 3. Основные направления инновационной деятельности
3.1. Рынок новшеств…………..…………………………………………........40
3.2. Рынок чистой конкуренции……………………………………………...42
3.3. Рынок капитала (инвестиций)…………………………………………...43
Заключение…………………………………………………………………...…50
Список литературы…………………………………………………………….51

Файлы: 1 файл

Основы инновационного менеджмента.docx

— 150.80 Кб (Скачать)

Во-первых, при выходе на рынок с  новой или усовершенствованной  продукцией компания получает временный  статус монополиста, что позволяет  ей аккумулировать сверхприбыль и диктовать  свои условия. Вовремя заполненное  рыночное окно становится нишей, где  спрос и предложение полностью  сбалансированы, а у потребителя  формируется приверженность к новой  марке. Грамотная маркетинговая  политика и защищенное ноу-хау обеспечивают долгосрочную прибыльность нововведения.

Во-вторых, успешное осуществление  инновационных проектов придает  компании имидж гибкой и инновативной, что является важной составляющей конкурентоспособности  современных фирм. Таким образом, новая продукция стимулирует  спрос на продукцию фирмы в  целом, часто продлевая ЖЦ товаров  на стадии зрелости или даже спада. [5, гл. 2]

Искусство менеджера по маркетингу состоит в том, чтобы прибыль компании повышалась как за счет как увеличения объема продаж одного товара, так и появления новых модификаций и моделей того же самого продукта. [12]

2.4. Стратегическое планирование как функция инновационного менеджмента

Стратегическое  планирование — это алгоритм действий, увязанных в пространстве (по исполнителям) и во времени (по срокам), нацеленных на выполнение стратегических задач.

В последнее  время в бизнесе и государственном  управлении всё чаще используют термин «стратегическое планирование», под  которым понимается некоторое желаемое состояние развития экономики на 20 или даже 50 лет. Такое представление  о планировании пришло к нам из западного менеджмента. Однако стратегическое планирование есть результат расчета  плана (траектории) наилучшего использования  национальных ресурсов сейчас для максимального  ускорения движения в желаемом направлении.

Без применения конкретного научно-обоснованного  механизма согласования действий потребителей и производителей различных форм собственности во времени и пространстве стратегическое планирование превращается не более чем в прогнозирование  или декларацию о желаниях. [18]

Одной из характеристик современного менеджмента является ярко выраженное усиление функции планирования. Роль планирования повышается во всех без  исключения сферах управления компанией: от производства до сбыта, от распределения  ресурсов до кадровой политики. Данное обстоятельство вызвано рядом факторов, среди которых главное место  занимает тенденция усиления непредсказуемости  предпринимательской среды и  риска, связанного с функционированием  компаний.

В новых условиях особую актуальность приобретает такой вид долгосрочного  планирования, как стратегическое планирование. Поиск фирмами постоянного преимущества на рынке вызывает необходимость  разработки своих конкурентных стратегий  и планирования их реализации.

Основной целью стратегического  планирования на фирме является создание долгосрочного преимущества, а основным методом – постоянная адаптация  к рыночным условиям и предвидение  изменений во внешней среде.

Таким образом, в качестве основной задачи стратегического планирования инновационной деятельности выступает  построение схемы инновационного поведения  компании на рынке. [5, гл. 3]

В мире, где технологии, институты  и ценности претерпевают коренные изменения, инновация - это переосмысление того, что мы делаем, и создание заново самой нашей отрасли. Американская компания Тасо Bell, подразделение PepsiCo., продает tex-mex junk food . Одно время компания твердо верила, что она работает на рынке ресторанов быстрого питания  и что успех ее деятельности должен зависеть от доли рынка, которая, в первую очередь, должна быть больше, чем у  других мексиканских ресторанов. Внимательно  взглянув на свою стратегию, руководство  Тасо Bell осознало, однако, что на самом  деле их бизнес - это просто кормить  людей, поэтому для них было бы логичнее бороться за "долю желудка" . В одну секунду размер рынка  увеличился с $70 млрд до $550 млрд. В течение 5 лет объем продаж удвоился. Как? Просто. Когда ваш бизнес - кормить  людей, то вам лучше всего пойти  и поискать ваших клиентов, а не ждать, что они придут к вам  сами. Поэтому Тасо Bell открыла маленькие, иногда крошечные, рестораны в школах, больницах, аэропортах, библиотеках, на железнодорожных станциях и в  других подобных местах. В течение  последних нескольких лет мы видели, как компании Dell, Amazon, Nike и Starbucks делали то же самое. Они меняли правила игры. Уникальность этих фирм основывается на нематериальных, неосязаемых составляющих их продукции, а не на технологии. Nike перенесла акцент со спортивной обуви  на все спортивные товары. А затем  перенесла все внимание на спортивную деятельность как таковую, на суперзвезд спорта. В то время, как немногие люди обсуждают отдельные характеристики баскетбольных кроссовок или  клюшек для гольфа, большинство просто хотят рассматривать выступления  Майкла Джордана или Tiger Woods во всех ракурсах. [16]

Современное стратегическое планирование инноваций охватывает период от 3 до 10 лет (в зависимости от отрасли) и заключается в разработке комплекса  мероприятий компании по адаптации, предвидению и конструированию  изменений во внешних условиях путем  внедрения инновационных проектов.

Система стратегического планирования охватывает:

• анализ рынка;

• постановку целей;

• разработку альтернативных стратегий;

• составление стратегического  плана.

При разработке стратегии достижения целей фирма опирается на изучение шансов, опасностей и возможных вариантов  развития (SWOT-анализ), а также динамики оборота по изделиям и их видам, клиентам, секторам рынка. При этом большое  внимание уделяется выявлению так  называемого разрыва в обороте  – разницы между намеченным оборотом с предполагаемой прибылью на ближайшие  годы и реальным оборотом, возможным  при сохранении в ассортименте старых изделий.

Результаты всестороннего анализа  показывают направления расширения ассортимента, параметры необходимых  усовершенствований, номенклатуру новых  изделий и сроки их освоения. Эти  общие выводы детализируются с привлечением конструкторов, производственников, технологов, маркетологов. Например, в ряде фирм США и ФРГ при правлениях созданы  постоянно действующие комиссии из представителей различных служб  по вопросам обновления и усовершенствования продукции: их рекомендации облегчают  перспективное производственное планирование, нацеленное на своевременные нововведения и снятие с производства морально устаревших изделий.

Каковы же этапы принятия стратегических решений? Организация процесса освоения нововведения и предварительного расчета возможной его эффективности требует не только плана соответствующих работ, но и комплексного учета ожидаемой рыночной конъюнктуры, прогнозируемой прибыли с учетом имеющихся на фирме ресурсов, источников финансирования, возможностей риска, а также наиболее целесообразных методов управления. Исходя из этих положений последовательный процесс принятия стратегических инновационных решений имеет ряд этапов.

На первом этапе проводится комплексное исследование рынка, а именно исследование товарной и фирменной структуры рынка, анализ потребительских предпочтений и мотиваций, сегментация потребителей и возможное определение рыночных окон, изучение макросреды компании, анализ практики торговли и коммерческих норм поведения, изучение законодательной базы. От профессионализма проведения данного этапа зависит оптимизация процесса принятия решения руководством компании, так как информация играет первостепенную роль в данном процессе.

На втором этапе определяются собственные возможности компании и выявляются рамки использования той или иной инновационной стратегии. Эффективная ее реализация может быть ограничена рядом факторов. Это, прежде всего, наличие финансовых средств, адекватность развития технологической базы и уровень профессионализма работников, то есть качество основного и привлекаемого капитала. Существенное значение имеет степень конкуренции и наличие законодательного регулирования деятельности в выбранной отрасли.

На третьем этапе в силу нестабильности рыночных факторов и наличия тех или иных внутрифирменных лимитов разрабатываются альтернативные стратегии (желательно не менее трех) по адаптации компании к новым условиям внешней среды. Особое внимание на данном этапе уделяется сопоставимости альтернатив общим целям и глобальным стратегиям компании, а также их корригированию с информацией, полученной на первом этапе процесса принятия решений.

На четвертом этапе руководство компании производит затратную и целевую оценку каждой альтернативы, рассматриваются возможности финансирования выбранного решения.

Пятый этап предполагает составление плана мероприятий для осуществления выбранной инновационной стратегии. На этом же этапе назначается руководитель проекта и составляется бизнес-план с учетом всех возможных рисков по проекту (экономических, политических, технических.). Довольно часто к работе привлекаются консультационные фирмы.

Это объясняется тем, что у консалтинговых фирм имеются обширные базы данных альтернативных проектов, кроме того, при решении потенциальными кредиторами  вопросов финансирования проекта большую  роль играют имя и известность  фирмы, консультирующей проект.

Организация принятия решения –  шестой этап, на котором происходит:

  • конкретизация заключений и выводов, сформулированных на высшем уровне руководства;
  • доведение положений решения до всех уровней управления;
  • распределение функций;
  • делегирование полномочий нижестоящим руководителям.

Для этого формируется определенная инновационная структура в виде проектно-целевых групп, координационных  центров по разработке новых продуктов, венчурных подразделений. Во многом данный этап зависит от умения руководителей  создавать инновационный климат на фирме, нейтрализовывать возможное  внутреннее и внешнее сопротивление  и мотивировать всех внутрифирменных  субъектов к достижению намеченного  результата. [5, гл. 3]

 

2.5. Проблемы инновационного  менеджмента в России

Значимость инновационного менеджмента трудно недооценить, Россия сейчас находится на очень серьёзном этапе своего развития – переходном, этот этап сложен тем, что гражданам России необходимо не только менять устои своей жизни, но и главное изменять принципы производства. Как известно, ещё совсем недавно СССР была страной с тоталитарным режимом и командно-административной экономикой. Поэтому главной задачей нашей страны на данном этапе является избавление от той идеологической установки, которую дала нам командно-административная экономика и постараться перейти на путь рыночных взаимоотношений.

 

Как известно сейчас в России активно происходит внедрение рыночных технологий в отечественную экономику. Поэтому основным вопросом становится то, кто должен приводить в жизнь все механизмы рыночных взаимоотношений. Говоря об инновациях в РФ нельзя не заметить следующего факта: в России инновациями в первую очередь занимается предприятие, а не государство причем государство в это время, вместо того чтобы принять соответствующие меры по поддержке предпринимателей в этом начинании старается скорее задушить на корню все эти начинания. Отсюда рождается вопрос, если государство в лице своего правительства проводит столь агрессивную политику по отношению к новаторской деятельности то, за какие интересы оно борется.

Характерным примером может  являться, например то в каком объеме наше государство финансирует наше отечественное образование. Для примера можно сказать, что 99% государств ЕС, а также США, Канада, Япония, давно осознав необходимость вкладывать в науку, тратят на её развитие огромные деньги, в то время как наше правительство говорит о том, что нужно развивать образование и науку, но фактически все действия происходят только на бумаге.

 

Сказанное выше может говорит  о следующем: несомненно, инновационной деятельностью должно заниматься в первую очередь государство, т.е. оно должно элементарно вкладывать финансовые средства в развитие науки (школа, университеты и т.д.), а также проводить инвестирование инновационных проектов которые могли бы дать желаемый результат. Россия на данном этапе развитие только приходит к осознанию того, что необходимо развивать науку для развития производства. Это процесс неизбежен т.к. до 1991 года Россия была плановым государством, в котором предприятия не волновали вопросы НИОКР просто потому, что они имели строгий план выпуска продукции и при этом качество продукции зачастую их волновало в последнюю очередь.

 

Сейчас же когда на наш  рынок пришли зарубежные товары, то стало очевидна наша отсталость не только в качестве продукции, но и главное в области НИОКР. Характерным примером здесь может служить сравнение ЛОГОВАЗа и FORDа здесь очевидна огромная пропасть в понимании рынка инноваций и внедрения их в производство. Поэтому возникает проблема вступления России в ВТО ведь если РФ станет равным членом этой организации она безусловно сможет отстаивать интересы своих поставщиков за рубежом, но ведь при этом её придется впустить на свой рынок иностранных производителей причем без заградительных пошлин. Далее эффект очевиден, нашего производства просто не станет, т.к. оно просто не сможет обеспечить тот уровень качества продукции который будет иметь иностранный товар.

Информация о работе Основы инновационного менеджмента