Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 00:18, курсовая работа
Я считаю, что при рассмотрении основ инновационного менеджмента особое внимание нужно обратить на такие разделы как: особенности развития инновационного процесса в рыночной экономике – даёт понятие об основных нюансах рыночной экономики, например: условия развития инновационного процесса и как они формируются, этапы создания нормативных условий для развития инновационной деятельности; инновационный маркетинг – что он собой представляет и какую роль играет в разработке инноваций; стратегическое планирование – в первую очередь задача стратегического планирования, затем его система и этапы принятия стратегических решений.
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Инновационная деятельность, её содержание и структура
Понятие инновации и инновационного процесса……………………….4
Организация инновационного процесса…………………………………9
Особенности развития организационного процесса в рыночной экономике………………………………………………………………….12
Инновационная деятельность……………………………………...…….15
Глава 2. Инновационный менеджмент
Понятие, цель и задачи системы инновационного менеджмента……..25
Инновационно-технологическая деятельность, как объект инновационного менеджмента…………………………………………..31
Инновационный маркетинг, как особый вид инновационной деятельности……………………………………………………………....32
Стратегическое планирование, как функция инновационного менеджмента………………………………………………………………33
Проблемы инновационного менеджмента в России……………………36
Глава 3. Основные направления инновационной деятельности
3.1. Рынок новшеств…………..…………………………………………........40
3.2. Рынок чистой конкуренции……………………………………………...42
3.3. Рынок капитала (инвестиций)…………………………………………...43
Заключение…………………………………………………………………...…50
Список литературы…………………………………………………………….51
Содержание
Введение......................
Глава 1. Инновационная деятельность, её содержание и структура
Глава 2. Инновационный менеджмент
Глава 3. Основные направления инновационной деятельности
3.1. Рынок новшеств…………..…………………………………………
3.2. Рынок чистой конкуренции……………………………………………..
3.3. Рынок капитала (инвестиций)…………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
"Мы сами
должны стать теми переменами,
которые мы хотим видеть в мире",
Махатма Ганди
Цель данной курсовой работы – изучить основы инновационного менеджмента. Актуальность этой темы, по моему мнению, никогда не угаснет, так как для любой организации это очень важная составляющая. Инновации – это способ взглянуть на привычные вещи совершенно по-иному, найти путь к их усовершенствованию или же вовсе коренному изменению (опять же в лучшую сторону).
В этом и есть вся конкурентная борьба между организациями, занимающими определённый сегмент рынка. Ведь для успеха в этой инновационной гонке, нужно разработать более совершенный товар (услугу), который будет иметь в свою очередь практическое воплощение и коммерческую реализуемость на рынке, высокий рейтинг среди потребителей, и выпустить быстрей своих оппонентов.
Я считаю, что при рассмотрении основ инновационного менеджмента особое внимание нужно обратить на такие разделы как: особенности развития инновационного процесса в рыночной экономике – даёт понятие об основных нюансах рыночной экономики, например: условия развития инновационного процесса и как они формируются, этапы создания нормативных условий для развития инновационной деятельности; инновационный маркетинг – что он собой представляет и какую роль играет в разработке инноваций; стратегическое планирование – в первую очередь задача стратегического планирования, затем его система и этапы принятия стратегических решений.
Как находить идеи для внедрения их в производство? На этот вопрос, очевидно, у каждого управленца, занимающегося инновациями свой, но то, что на творческий и интеллектуальный процесс можно и нужно влиять – факт. Что должна представлять собой инновация на рынке? Усовершенствованный или в корне изменённый продукт, который обладает всеми качествами, необходимыми для потребителя. Увеличение дохода посредством инноваций и как не потерпеть неудачи и вместе с ними большие убытки? Необходимо тщательно изучить сегмент рынка, с которым организация имеет дело, определить свои задачи, цели и миссии. Что должно предпринять руководство для успешной инновационной деятельности? Здесь не обойтись без хорошо продуманного стратегического планирования.
Рассмотрим все вопросы
подробней, начиная с главного –
что такое инновация и
Глава 1. Инновационная деятельность, её содержание и структура
В данной главе я рассмотрела основные понятия, касающиеся инноваций и инновационных процессов, критерии инновации, основные компоненты инновационного процесса и его организация; понятие и содержание инновационной деятельности, её структуру, виды и субъекты.
Что же такое инновация? С каких сторон рассматривают это определение специалисты? Каковы основные критерии для инновации? Что такое инновационный процесс, и из каких компонентов он состоит? Чем являются основные движущие силы инновационных процессов? Каковы системные качества инновационного процесса?
Конечно, встречается множество определений «инновации». Рассмотрим некоторые из них, часто используемые в отечественной и зарубежной литературе:
Месси Д., Квинтас П. и Уилд Д. отмечают:
«Термин «инновация»
термин «инновационный процесс». [4, с 154]
Итак, это не полный перечень определений «инновации», но можно сделать вывод, что её рассматривают с двух сторон: как результат творческого процесса и как процесс внедрения новшеств.
То есть, более точное определение «инновации» будет выглядеть следующим образом: конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Другими словами, инновация – это результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовлетворения определенных запросов потребителей. [1, с 11]
Существуют также:
Следует отметить, что существует три основных критерия инновации:
Из данных критериев можно сделать следующий вывод: если новая идея не имеет воплощения на практике, то как бы она не была досконально описана, представлена на схемах и т.д. – она не является инновацией.
Поскольку
новая идея воплощена в реальных
объектах или процессах, постольку
она оказывается
Понятие «инновация» тесно связано с понятием «инновационный процесс».
Инновационный
процесс представляет собой процесс
создания и распространения
Также существует три основных компонента инновационного процесса:
Инновационная деятельность уходит корнями в глубокую древность, когда науки в современном смысле этого слова не существовало. Но и тогда в основе инновационного
процесса
лежали новые идеи, новации. Так, идея
колеса зародилась на Древнем Востоке
около 6 тысяч лет назад. Рождение
идеи колеса стало началом инновационного
процесса, в ходе которого разрабатывались
продукты и технологии, внедряющие
идею колеса в практическую деятельность,
удовлетворяющие различные
Будучи конечным результатом творческого труда, получившим реализацию в виде новой продукции либо технологического процесса, сама инновация является товаром. Необходимо подчеркнуть, что, например, когда речь идет о конечном результате разработки, реализуемой в виде нового продукта, скажем программируемого самовара, то купить эту инновацию значит купить не сам самовар, т.е. предмет, вещь, а совокупность знаний, информации об этом продукте и его производстве. Другими словами, инновация – это интеллектуальный товар, что во многом определяет характер проблем управления инновационными процессами.
Таким образом, инновационный процесс – это последовательная цепь событий от новой идеи до ее реализации в конкретном продукте, услуге или технологии, и дальнейшее распространение нововведения. [1, с 13]
Инновационность касается любого аспекта деятельности организации - инновации в административной области, маркетинговые инновации, инновации в области финансов, дизайна, руководства кадровым составом и в области услуг. Поэтому, стремясь обеспечить инновационность на всех уровнях, руководству необходимо пересмотреть все аспекты деятельности предприятия, а именно: стратегию, скорость внедрения накопленного опыта и пути более рациональной организации работы компании. Более того, "тотальная" инновационность требует внимания и невнимания к клиентам, так же как создания внутренней гетерогенности и гомогенности - ухода из мира, где фокус был на "или-или", и перехода в мир, где фокус направлен на достижение "и того, и этого" одновременно. [16]
Одним из главных вопросов, касающихся динамики инновационного процесса является сокращение временного интервала между появлением нового знания и его использованием, внедрением. Проблема состоит в том, что часто существует значительный временной разрыв между новациями и инновациями, что тормозит инновационный процесс в целом.
Приведем наиболее яркие примеры задержки практической реализации результатов научных исследований, впоследствии имевших революционное значение для развития соответствующих отраслей.
Так, французским профессором химии Дэвиллем (H.Sainte-Claire Deville) в 1854 г. был открыт новый химический элемент - алюминий. Несмотря на массу полезных качеств нового элемента (этот новый металл был легкий, ковкий, меньше подвержен коррозии), в то время не было найдено способов практического использования алюминия, потенциал которого не был реализован почти 100 лет. Только после второй мировой войны он стал использоваться в форме сплавов для домашней посуды, мачт, оконных рам, фюзеляжей, крыльев самолетов и т.п.
Другой пример – лазер. Он годами вызывал только научный интерес, прежде чем стал существенным компонентом, например, такой отрасли, как оптическая связь. Прошло почти полвека (43 года) после получения Эйнштейном в 1917 г. научных результатов, прежде чем был изготовлен первый прототип лазерного устройства.
Почему новым идеям, как правило, требуется так много времени, чтобы воплотиться в конкретных продуктах, услугах, технологиях, достичь потребителя, рынка? Почему такой важный ресурс инновационных процессов, как время, используется часто неэффективно? Какие факторы влияют на временной лаг между появлением нового знания, новации и его применением, инновацией? Эти вопросы в настоящее время очень важны, поскольку от скорости воплощения нового знания в практическую деятельность существенно зависит успех всего инновационного процесса. Поэтому эффективное управление инновациями предполагает преодоление барьеров, вызывающих задержки практической реализации новых идей, получение и сохранение конкурентного преимущества в результате быстрого выхода на рынок с инновационными продуктами и услугами. [1, с 14]