Основы инновационного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 00:18, курсовая работа

Краткое описание

Я считаю, что при рассмотрении основ инновационного менеджмента особое внимание нужно обратить на такие разделы как: особенности развития инновационного процесса в рыночной экономике – даёт понятие об основных нюансах рыночной экономики, например: условия развития инновационного процесса и как они формируются, этапы создания нормативных условий для развития инновационной деятельности; инновационный маркетинг – что он собой представляет и какую роль играет в разработке инноваций; стратегическое планирование – в первую очередь задача стратегического планирования, затем его система и этапы принятия стратегических решений.

Оглавление

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Инновационная деятельность, её содержание и структура
Понятие инновации и инновационного процесса……………………….4
Организация инновационного процесса…………………………………9
Особенности развития организационного процесса в рыночной экономике………………………………………………………………….12
Инновационная деятельность……………………………………...…….15
Глава 2. Инновационный менеджмент
Понятие, цель и задачи системы инновационного менеджмента……..25
Инновационно-технологическая деятельность, как объект инновационного менеджмента…………………………………………..31
Инновационный маркетинг, как особый вид инновационной деятельности……………………………………………………………....32
Стратегическое планирование, как функция инновационного менеджмента………………………………………………………………33
Проблемы инновационного менеджмента в России……………………36
Глава 3. Основные направления инновационной деятельности
3.1. Рынок новшеств…………..…………………………………………........40
3.2. Рынок чистой конкуренции……………………………………………...42
3.3. Рынок капитала (инвестиций)…………………………………………...43
Заключение…………………………………………………………………...…50
Список литературы…………………………………………………………….51

Файлы: 1 файл

Основы инновационного менеджмента.docx

— 150.80 Кб (Скачать)

 
     Субъекты инновационной деятельности  могут выполнять функции:

  • заказчиков,
  • исполнителей,
  • инвесторов.

 

     Существует сложная система  взаимоотношений между субъектами  инновационной деятельности. [3, разд. 1]

Основными элементами структуры инновационной деятельности являются инновационные проекты и программы и выполняющие их организации (центры, предприятия, объединения).

Высшая форма регулятивной деятельности - это выработка и  проведение инновационной политики, управление инновационной деятельностью. Такая политика разрабатывается  на основе утверждения приоритетного  значения инновационной деятельности для современного общественного  развития. Государство создает организационные, экономические и правовые условия  для инновационной деятельности.

Организационные факторы государственного регулирования инновационной деятельности:

  • государственная поддержка инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы;
  • содействие развитию инновационной инфраструктуры,
  • кадровая поддержка инновационной деятельности,
  • содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность;
  • моральное стимулирование инновационной деятельности (например, присвоение звания Заслуженный новатор РФ указом президента РФ);
  • информационная поддержка инновационной деятельности (обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере, к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах и т.п.);
  • содействие интеграционным процессам, расширению взаимодействия субъектов РФ в инновационной сфере, развитию международного сотрудничества в этой области;
  • защита интересов российских субъектов инновационной деятельности в международных организациях.

 

    Финансовые факторы государственного регулирования инновационной деятельности:

  • проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности,
  • направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования,
  • выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов,
  • создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере,
  • предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности,
  • снижение отчислений субъектам РФ налогов в федеральный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных программ и проектов.

 

    Нормативно-правовые факторы государственного регулирования инновационной деятельности:

  • установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности,
  • гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права интеллектуальной собственности.

 

    Нормативно-правовое регулирование  инновационной деятельности осуществляется на базе Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также международных договоров РФ, относящихся к инновационной деятельности. В основе этого регулирования - правовая охрана результатов, полученных в ходе инновационной деятельности. Поскольку эти результаты представляют собой новые интеллектуальные продукты и технологии, постольку они предстают как объекты интеллектуальной собственности. Их правовая охрана осуществляется на базе требований по охране интеллектуальной собственности, установленных Гражданским кодексом РФ, Патентным законом РФ и другими законодательными актами в области охраны интеллектуальной собственности.    

Нормативно-правовое регулирование  взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности, а также  между ними и другими участниками  инновационного процесса осуществляется на основе договоров, а именно:

  • договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ,
  • договоров на выполнение проектных и изыскательских работ,
  • договоров строительного подряда,
  • договоров по оказанию услуг для осуществления инновационной деятельности,
  • договоров страхования инновационных рисков,
  • договоров (контрактов) с инвесторами,
  • и иных договоров, предусмотренных законодательством РФ.

 

    Регулирование инновационной деятельности происходит на базе:

  • инновационных прогнозов
  • инновационных стратегий
  • инновационных программ
  • инновационных проектов.
  • программ и проектов поддержки инновационной деятельности. [3, разд. 1]

 

Большинство прогрессивных  нововведений находит реальное воплощение в создании наукоемкой и конкурентоспособной  продукции, что является одним из важных результатов инновационной  деятельности. Диапазон распространения  нововведений расширяется на основе практики, когда их ценность проявляется  при вступлении в контакт с  человеком, его потребностями. Ценностные отношения образуют особую группу факторов регуляции в рыночной экономике. При этом с развитием науки  и техники все большее значение в стоимости товаров придается  затратам интеллектуального, а не физического  труда.

 

Инновационная деятельность связана с привлечением различных  ресурсов. Основными из них являются инвестиции и затраты времени  как на проведение исследований и  разработок, так и на выполнение проектно-технологических и других работ, связанных с масштабным освоением  производства новой продукции. В  целостную систему инновационной  деятельности входят такие составляющие компоненты, как наука, технология, экономика и образование. Интегративные  свойства целостных систем выражает соотношение:

A >i I  = Σ1 ,

  ai

 

где А – результат функционирования целостной системы;

ai – результат функционирования i-го компонента;

i – число компонентов целостной системы.

 

Отсутствие любого из компонентов приведет к нарушению целостности системы инновационной деятельности. Точно также недостаточное внимание к развитию одного из компонентов целостной системы снизит результативность ее функционирования. Например, игнорирование развития науки негативно отразится на конкурентоспособности продукции, так как уменьшится ее наукоемкость. В свою очередь недостаточное внимание к сфере образования приведет к обострению кадровых проблем не только в учреждениях науки и организациях, создающих новую продукцию, но и в отраслях экономики.

 

Главным элементом в рассмотренных выше компонентах целостной системы инновационной деятельности является человек. Наука прямо или косвенно через технологию, экономику или быт воздействует на человеческие потребности. Изменение целей, идеалов и интересов способствует развитию новых ценностей, адекватных доминирующему технологическому укладу в общественном производстве. Поэтому ценности одного этапа развития науки могут утратить свое значение на другом, более прогрессивном. [13, с 6]

 

В связи с тем, что научное  знание стало теоретической основой  материального производства, во всех развитых странах уделяется внимание фундаментальным теоретическим исследованиям (ФТИ) и поисковым НИР. Именно они образуют потенциал знаний для инновационной деятельности.

 

Все ФТИ начинаются, как  правило, с постановки научной проблемы. Для ее решения необходимы дополнительные данные, которые подбираются в  виде фактов, выступающих в форме  достоверного знания. Ученый подбирает и анализирует факты, руководствуясь поставленной целью. Факты необходимы как для выдвижения научной гипотезы, так и для ее обоснования. Выдвижение гипотезы или группы гипотез – есть путь движения познания к новым результатам. Из многих гипотез ученый выбирает наиболее вероятную, которую всесторонне исследует. Если гипотеза соответствует достоверному знанию и не содержит формально-логических противоречий, она превращается в теоретически разработанное знание, теоретическое воспроизведение действительности, а в отдельных случаях приводит к открытию.

 

Поскольку ученый подходит к результатам ФТИ со своими человеческими  целями, то стремится использовать новое научное знание для практической реализации по удовлетворению потребностей общества. С этой исходной позиции выполняются все поисковые НИР. При проведении поисковых НИР постановка проблемы отождествляется с выдвижением научно-технической идеи о материализации теоретического знания. Важнейшим результатом поисковых НИР является научное обоснование методов использования на практике теоретических знаний и открытий, увеличения научно-технического потенциала в общественном производстве. [13, с 7]

 

Потенциал научных знаний по результатам проведения ФТИ и  поисковых НИР представляет собой  весьма важный интеллектуальный продукт, который в силу своих особенностей не имеет рыночной стоимости.

 

Например, на открытие или  новое теоретическое знание нельзя оформить лицензию, так как они  несопоставимы с каким-либо эквивалентом, то есть несводимы к золотому паритету или конвертируемой валюте. Их высокая  эвристическая ценность отмечается обычно международными или государственными престижными премиями. К результатам  ФТИ, имеющим общечеловеческую ценность, относятся открытия Эрнста Резерфорда, создавшего теорию радиоактивности  и планетарную модель атома; Альберта

Эйнштейна, автора теории относительности  и основателя современной физики; академиков Н.Г. Басова и А.И. Прохорова, а также американского ученого  Ч. Таунса, создавших первый квантовый  генератор – лазер и теорию мощных импульсов твердотелых лазеров. Истоки этих открытий находятся в  окружающем человека материальном мире в виде объективно существующих законов  движения материи, проявления ее развития.

 

Без интеллектуального продукта, получаемого по результатам проведения ФТИ и поисковых НИР, в настоящее  время практически невозможно создавать  конкурентоспособную продукцию, имеющую  высокую степень наукоемкости и  новизны. Во всех индустриально развитых странах большое значение придается  развитию инновационной деятельности, направленной на повышение интеллектуальной составляющей в конечном продукте общественного  производства. Поэтому выполнение прикладных НИР и ОКР, а также проектно-технологических  работ (ПТР) базируется на полноценном  использовании научных знаний, что  обеспечивает новой продукции высокую  конкурентоспособность.

 

В целостной системе инновационной  деятельности прикладные исследования и разработки проводятся после выполнения поисковых НИР. По своей сущности прикладные НИР могут предшествовать ОКР или выполняться параллельно с ними, после них, а также иметь самостоятельное направление (например, в области организации производства, по проектированию систем управления и др.). [13, с 8]

 

Основными целями прикладных НИР, которые предшествуют ОКР, является определение количественных характеристик  метода удовлетворения той или иной потребности экономики общественного  производства. Такие характеристики отражаются в техническких заданиях и предложениях по ОКР. Количественное подтверждение они находят в  процессе выполнения ОКР как на стадии эскизно-технического проектирования, так и при разработке рабочей  конструкторской документации, включая  изготовление и испытания опытных  образцов. Известно, что технически слабые решения принимаются при  выполнении прикладных НИР, что снижает  результативность инновационной деятельности. Поэтому проводится серия прикладных НИР с целью обеспечить многовариантность  научно-технического поиска решения  имеющейся проблемы.

Информация о работе Основы инновационного менеджмента