Основы инновационного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 00:18, курсовая работа

Краткое описание

Я считаю, что при рассмотрении основ инновационного менеджмента особое внимание нужно обратить на такие разделы как: особенности развития инновационного процесса в рыночной экономике – даёт понятие об основных нюансах рыночной экономики, например: условия развития инновационного процесса и как они формируются, этапы создания нормативных условий для развития инновационной деятельности; инновационный маркетинг – что он собой представляет и какую роль играет в разработке инноваций; стратегическое планирование – в первую очередь задача стратегического планирования, затем его система и этапы принятия стратегических решений.

Оглавление

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Инновационная деятельность, её содержание и структура
Понятие инновации и инновационного процесса……………………….4
Организация инновационного процесса…………………………………9
Особенности развития организационного процесса в рыночной экономике………………………………………………………………….12
Инновационная деятельность……………………………………...…….15
Глава 2. Инновационный менеджмент
Понятие, цель и задачи системы инновационного менеджмента……..25
Инновационно-технологическая деятельность, как объект инновационного менеджмента…………………………………………..31
Инновационный маркетинг, как особый вид инновационной деятельности……………………………………………………………....32
Стратегическое планирование, как функция инновационного менеджмента………………………………………………………………33
Проблемы инновационного менеджмента в России……………………36
Глава 3. Основные направления инновационной деятельности
3.1. Рынок новшеств…………..…………………………………………........40
3.2. Рынок чистой конкуренции……………………………………………...42
3.3. Рынок капитала (инвестиций)…………………………………………...43
Заключение…………………………………………………………………...…50
Список литературы…………………………………………………………….51

Файлы: 1 файл

Основы инновационного менеджмента.docx

— 150.80 Кб (Скачать)

По мере развития деятельность, представляющая ИП, распадается на отдельные, различающиеся между  собой участки и материализуется  в виде функциональных организационных  единиц, обособившихся в результате разделения труда. Экономическое и  технологическое воздействие ИП лишь частично воплощается в новых  продуктах или технологиях. Значительно  больше оно проявляется в увеличении экономического и научно-технического потенциала как предпосылки возникновения  новой техники, то есть повышается технологический  уровень инновационной системы  и ее составных элементов, повышается тем самым восприимчивость к  инновациям. [15]

 

 

 

    1. Особенности развития инновационного процесса в рыночной экономике

Изучение  менеджмента, особенно инновационного, имеет первостепенное значение для подготовки специалистов в условиях развития рыночной экономики России. Концепция рыночного хозяйствования формируется с учетом множества инновационных трудностей, которые являются специфическими для современного состояния экономики нашей страны.

 

Инновационной фирме очень сложно функционировать  в обстановке неопределенности, намного труднее, чем в условиях развитого рыночного хозяйства.

 

Для эффективного использования потенциала инновационного менеджмента — науки о наиболее рациональной организации и управлении — необходимо активное участие научно-производственного коллектива предприятия. Управление деятельностью людей требует от менеджера исключительно высокого профессионализма, широкого арсенала используемых им приемов, управленческих и предпринимательских методов. С внедрением инновационного менеджмента как науки сейчас связываются огромные экономические достижения  революционные технические и технологические изменения, совершенно новые подходы к научно-производственному развитию, формирование творческой индивидуальности и многое другое.

 

Все чаще использование  возможностей современного инновационного менеджмента приносит фирме огромный хозяйственный эффект при относительно минимальных затратах. Инновационный менеджмент выступает в качестве важного фактора решения научно-производственных и социальных проблем в трудовых коллективах и общества в целом. Поэтому интерес к инновационному менеджменту в нашей стране очень высок. Но потенциал науки и возможность его практической реализации — это вещи разные. Хозяйственные условия в России сегодня настолько отличаются от условий государств развитого капитализма, поэтому использование потенциала инновационного менеджмента должно максимально учитывать особенности, традиции и специфику всей страны в целом, каждого региона и отдельного трудового коллектива.

 

Условия развития инновационного процесса формируются  под воздействием двух основных сил:

  • влияние рынка на деятельность разработчиков новой техники, на процедуру присвоения им части дополнительной прибыли от реализации новшества, на конкуренцию в области технологических разработок и на отбор наиболее интересных продуктов и процессов;
  • государственное регулирование инновационных процессов, связанных с высокими технологиями. Необходимо использовать такие методы, как: прямое ориентирование НИОКР, государственные и ведомственные стандарты, их внедрение и пр.

 

В настоящее время  разработана государственная программа, которая определяет цели и задачи развития инновационной деятельности.

Рассмотрим три  этапа создания нормативных условий  для развития инновационной деятельности.

 

1. Этот этап  сопровождается структурными сдвигами, связанными со свертыванием экономически неэффективных производств и перераспределением их ресурсов в новые, более эффективные отрасли. Основной задачей государственного регулирования здесь является поддержка новых эффективных производств, стабилизация социальной обстановки, сохранение основных систем жизнеобеспечения, создание новых эффективных производств.

 

2.  Основная цель данного этапа — это экономический подъем, возрастание темпов развития производства России, что возможно только на основе устойчивого роста экономики. Здесь необходимо реализовать политически эффективные инновационные проекты. Использование такой системы может дать 70—80% от общего вклада в конечные результаты.

 

3. На этом этапе  происходит разработка новых  технических усовершенствований, рычагов и стимулов для реализации инновационных проектов на основе экспертизы. Важными условиями развития инновационного производства являются использование и анализ инновационных процессов в конкретных условиях.

 

В современном  мире в настоящее время господствуют три тенденции, которые оказывают мощное влияние на развитие инновационного процесса и тесно переплетаются между собой: развитие новых технологий; глобализация предложения и спроса; индивидуализация и динамизм поведения покупателей. За последние 10—15 лет произошло снижение удельного веса технических наук и возросла доля комплекса «наук о жизни» (биология, генетика, медицина, биохимия, биофизика), т.е. междисциплинарных исследований, создавших принципиально новые области применения. [10]

Например, рассмотрим изменения в отраслевой структуре лидеров инновационных процессов ведущих стран. Лидирующими отраслями в инновационном предпринимательстве 15 лет назад были: автостроение, аэрокосмическая промышленность и электротехника. Сейчас же первое место занимают информационные технологии, но аэрокосмическая промышленность и автостроение всё так же находятся в тройке лидеров.

Особенность нового этапа  заключается в том, что сейчас существует не один пучок технологий, как в 50-е гг., а три :

  • информационно-коммуникационной;
  • биотехнологический;
  • новые материалы.

 

Важнейшими структурами  национальных систем развитых стран являются корпорации предпринимательского сектора. Именно они, финансируя исследования и одновременно воплощая в реальные продукты и технологии научные результаты и изобретения, берут на себя экономическую ответственность за технический прогресс. На их долю в настоящее время приходится большая часть финансирования науки.

 

Главное правило  инновационного процесса: «Развитие  технологий — основная движущая сила экономического роста». Поэтому инновационная деятельность сегодня должна учитывать следующее:

  • новая технология приходит не одна, а в связке с другими;
  • каждая связка состоит из целого ряда взаимодополняемых базовых технологий;
  • каждая базовая технология является ядром ряда прикладных технологий;
  • базовые технологии — основа новых отраслей промышленности;
  • прикладные технологии используются для модернизации отрасли и их использование обязательно для предпринимателя, в противном случае — проигрыш.

 

Практический  опыт реструктуризации российских инновационных предприятий и организаций позволяет выделить существенные особенности инновационного процесса на современном этапе:

  • каждое внедрение инновации имеет признаки уникальности;
  • не существует изолированных инноваций;
  • одни инновации порождают серии последующих инноваций (экономические, технические, социальные, психологические инновации тесно связаны между собой и взаимно продвигают друг друга);
  • инновации являются необходимым элементом самоорганизации и активного развития предприятий;
  • любая инновация требует повышенных усилий, большого напряжения, причем чем выше степень ее радикальности, тем большая подготовка требуется для ее реализации и выше затраты материальных и интеллектуальных ресурсов;
  • инновации, имеющие спрос, осуществляются быстрее, чем вводимые административно;
  • для успешного продвижения инновации необходимы новая идея, инициативный предприниматель и достаточные инвестиции; степень экономического эффекта от реализации инноваций адекватна степени риска (чем выше риски, тем выше потенциальные эффекты от распространения инновации);
  • чем выше порядок инновации, тем выше требования к управлению инновационными процессами;
  • для успешной реализации инноваций необходимо достижение критической массы ее составляющих (людей-новаторов с чувством нового, предложений, идей, изобретений, ноу-хау для перехода к новым поколениям технологий, продуктов, структур, форм хозяйствования);
  • успешнее внедряются инновации предприятиями-лидерами, организациями, ожидающими ухудшения ситуации, и предприятиями, находящимися в состоянии кризиса (которым «нечего терять»).

 

Следует отметить также, что инновационные активные предприятия не достигают результата в случае, если не занимают лидирующего положения в увеличении удельного веса и принципиально новой продукции в общем объеме отгруженной продукции. [10]

 

Следовательно, рыночная трансформация российской экономики кардинальным образом  изменяет место и роль инновационного процесса как необходимого слагаемого современного научно-технического прогресса. Формирование рыночного хозяйства  предлагает структурные преобразования в экономике, развитие производственных структур для создания технологически интенсивных и наукоемких производств, обеспечение конкурентоспособности  хозяйствующих субъектов. Решение  этих задач становится возможным  благодаря использованию накопленного научного потенциала, способности предприятий  оперативно доводить полученные результаты до ступени производственного и  коммерческого использования и  усиления инновационных процессов, которые призваны обеспечить значительный рост и конкурентоспособность предприятий.

Преодоление объективной ограниченности рыночного  механизма в интенсификации инновационных  процессов требует усиления роли государства в этой области. Оно  должно обеспечить выбор приоритетов  научно-технического развития и производства новых знаний и технологий. Вне  регулирующей роли государства многие аспекты инновационной деятельности предприятий не в состоянии обеспечить эффективное использование рыночного  механизма.

В условиях развитых рыночных отношений инновационная  деятельность предприятия характеризуется  полной экономической самостоятельностью и юридической свободой в принятии хозяйственных решений, т. е. предприятие  само решает, какие ресурсы использовать, само определяет объем производимой продукции и ее цен). Самостоятельность  хозяйственной деятельности предприятия  означает, что оно ни от кого не получает безвозмездной помощи и несет  материальную ответственность за все  свои решения, т. е. действует и принимает  хозяйственные решения в рамках своего бюджета. При этом инновационная  деятельность предприятия направлена на достижение основной цели — обеспечение  максимальной прибыли. Известно, что  в условиях рыночной экономики источником прибыли является не только возможность  изменения цен или экономия затрат, но и своевременное обновление продукции, появление на потребительском рынке  продукции, отличающейся новизной от существующего  товара. В этом случае предприятия-инноваторы получают добавочную прибыль за монополию  на знания (так называемую «научно-техническую  ренту»). [15]

 

    1. Инновационная деятельность

 

Итак, я рассмотрела определения инновации и инновационного процесса. Но что же такое инновационная деятельность? Как и чем она регулируется? Какие существуют субъекты инновационной деятельности? Каковы факторы, влияющие на развитие или торможение инновационной деятельности?

 

Деятельность по организации  и осуществлению инновационного процесса называется инновационной  деятельностью. Следовательно, инновационная деятельность – это использование результатов законченных научных исследований, опытно-конструкторских разработок либо иных научно-технических достижений для создания нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, их распространение, а также связанные с этим дополнительные научные исследования, разработки и опытно-конструкторские работы. [1, с 17]

Другими словами, инновационная  деятельность - это деятельность по созданию (разработке), производственному освоению и распространению (реализации) инноваций. Осуществление (ведение) и развитие инновационной деятельности предполагает ее организацию, регулирование, поддержку, стимулирование, контроль. [3, разд. 1]

Иначе говоря, инновационная деятельность представляет собой взаимосвязанную  совокупность видов работ по созданию и распространению инноваций. Основными  видами инновационной деятельности являются научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы (НИОКР); технологические работы, подготовка производства и проведение промышленных испытаний; приобретение патентов, лицензий и ноу-хау; инвестиционная деятельность, необходимая для реализации инновационных  проектов; сертификация и стандартизация инновационных продуктов и изделий, необходимых для их изготовления; маркетинг и организация рынков сбыта инновационной продукции; подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности и др. [1, с 17]

 

В нормативных актах Правительства  РФ под инновационной деятельностью  понимается «деятельность, направленная на использование научных знаний в целях получения нового продукта, или улучшения производимого  продукта, совершенствование способа  его производства и социального  обслуживания». [6]

Субъекты инновационной  деятельности - это юридические и физические лица, которые осуществляют и развивают инновационную деятельность (т.е. ведут, организовывают, регулируют, поддерживают, стимулируют).

Информация о работе Основы инновационного менеджмента