Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 00:18, курсовая работа
Я считаю, что при рассмотрении основ инновационного менеджмента особое внимание нужно обратить на такие разделы как: особенности развития инновационного процесса в рыночной экономике – даёт понятие об основных нюансах рыночной экономики, например: условия развития инновационного процесса и как они формируются, этапы создания нормативных условий для развития инновационной деятельности; инновационный маркетинг – что он собой представляет и какую роль играет в разработке инноваций; стратегическое планирование – в первую очередь задача стратегического планирования, затем его система и этапы принятия стратегических решений.
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Инновационная деятельность, её содержание и структура
Понятие инновации и инновационного процесса……………………….4
Организация инновационного процесса…………………………………9
Особенности развития организационного процесса в рыночной экономике………………………………………………………………….12
Инновационная деятельность……………………………………...…….15
Глава 2. Инновационный менеджмент
Понятие, цель и задачи системы инновационного менеджмента……..25
Инновационно-технологическая деятельность, как объект инновационного менеджмента…………………………………………..31
Инновационный маркетинг, как особый вид инновационной деятельности……………………………………………………………....32
Стратегическое планирование, как функция инновационного менеджмента………………………………………………………………33
Проблемы инновационного менеджмента в России……………………36
Глава 3. Основные направления инновационной деятельности
3.1. Рынок новшеств…………..…………………………………………........40
3.2. Рынок чистой конкуренции……………………………………………...42
3.3. Рынок капитала (инвестиций)…………………………………………...43
Заключение…………………………………………………………………...…50
Список литературы…………………………………………………………….51
В условиях рыночной экономики усилилось внимание к развитию прикладных НИР технологического направления, среди которых особенно важными являются связанные с повышением надежности новых изделий в эксплуатации, доработкой изделий на технологичность конструкции, разработкой наукоемких технологических процессов и энергосберегающих технологий. [13, с 9]
В инновационной деятельности задействованы предприниматели и руководители, специалисты разных отраслей знаний, исполнители разных функций. Специфическая практика выработала ряд столь же специфических типов и ролей новаторов, руководителей и исполнителей.
“Деловые ангелы” – физические лица, выступающие в качестве инвесторов рисковых проектов. Как правило, это пенсионеры или старшие служащие компаний. Использование их в качестве источника финансирования имеет ряд преимуществ. Их кредит значительно дешевле, так как они не имеют, в отличие от рисковых фондов, накладных расходов. Роль архетипов (называемых также “архитипами”) руководителей в инновационном процессе. Практическая деятельность руководителей формирует в основном четыре главных архетипа: лидер, администратор, плановик, предприниматель. Все они необходимы для успешной инновационной деятельности организации.
“Лидер” играет свою специфическую роль в процессе разработки и реализации проектных инновационных решений. Здесь особенно ценятся стремление к новому, предвидение хода дела, умение общаться с людьми, способность распознать потенциал каждого человека и заинтересовать его в полном использовании этого потенциала.
“Администратор”. В условиях, когда для успешного функционирования фирмы и инновационного проекта на стадии реализации требуются жесткий контроль и экстраполяционное планирование (т.е. планирование на перспективу в предположении сохранения в будущем сегодняшних тенденций развития), акцент в требованиях к руководителю делается на его способность оценивать эффективность работы организации, а не на личностные качества.
“Плановик” стремится к оптимизации будущей деятельности фирмы, концентрируя основные ресурсы в традиционных областях деятельности фирмы и направляя организацию на достижение поставленных целей.
“Предприниматель”, хотя и ориентирован на будущее, отличается от “плановика” тем, что стремится изменить динамику развития организации, а не экстраполировать ее прошлую деятельность. В то время как “плановик” оптимизирует будущее организации в области ее сегодняшней деятельности, “предприниматель” ищет новые направления деятельности и возможности расширения номенклатуры продукции фирмы.
“Вольный сотрудник” – статус сотрудника, институциирующий новаторство. Классический пример дает принятая фирмой “ИБМ” (США) программа “Вольный сотрудник”. Насчитывается их примерно 45, этих “мечтателей, еретиков, возмутителей спокойствия, чудаков и гениев”. Вольный сотрудник получает, в сущности, полную свободу действий на пять лет. У него совсем простая роль: сотрясать систему организации
фирмы.
“Золотые воротнички” – это высококвалифицированные ученые и специалисты, обладающие предпринимательским подходом к использованию своих профессиональных знаний. Абсолютное их большинство работает по найму – в корпорациях, университетах, консультационных фирмах. Часть специалистов совмещает работу по найму с предпринимательской деятельностью. Это проявляется в организации или внутрифирменных рисковых предприятий, работе по контракту сразу в нескольких
фирмах.
“Научно-технические
“Альтернативный персонал” представляет собой внештатных временных сотрудников. Руководители организаций давно прибегают к услугам временных работников, используя их в периоды повышенной нагрузки или при нехватке персонала. Еще в середине 1970-х гг. они пришли к выводу, что умело вовлекая в работу внештатников, можно добиться превосходства над конкурентами. Например, в отделении полупроводниковых изделий фирмы “Моторола” привлечение внештатных сотрудников, число которых в отдельные периоды превосходило количество постоянных работников, позволило избежать значительных сокращений штатов, характерных для периода спада.
В настоящее время из-за конкуренции, отрицательно сказывающейся на уровне прибыли, приходится сводить к минимуму состав постоянных сотрудников, что делает задачу подбора высококвалифицированных временных работников весьма актуальной. Такие “нестандартные” коллективы называются не только альтернативным, но и дополнительным или периферийным персоналом. Некоторые исследователи вводят понятие “ядра и оболочки”, согласно которому весь коллектив сотрудников подразделяется на штатных работников (ядро) и внештатных, временных сотрудников (оболочки).
В период подъема фирма может взять на работу внештатников. Если впоследствии деловая активность падает, что неизбежно случается в течение жизненных циклов продукции, фирма может провести сокращение штатов за счет временных сотрудников, оставив основной коллектив неизменным. В настоящее время российские организации широко освоили эту практику. [13, с 62]
Внедряя инновации в практику предпринимательской деятельности, очень важно знать, какие факторы способны затормозить или ускорить инновационный процесс. Основные факторы, влияющие на развитие инновационного процесса, приведены в таблице №1. Прежде, чем приступить к внедрению инноваций на предприятии, рекомендуется внимательно ознакомиться с этими факторами, чтобы принять решение об оптимальном способе построения инновационного процесса. [12, разд. 1]
Таблица № 1.
Группа факторов |
Факторы, препятствующие инновационной деятельности |
Факторы, способствующие инновационной деятельности |
Экономические, технологические |
Недостаток средств для финансирования инновационных проектов, слабость материальной и научно-технической базы, отсутствие резервных мощностей, доминирование интересов текущего производства. |
Наличие резерва финансовых и материально-технических средств, прогрессивных технологий, необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры. |
Политические, правовые |
Ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства. |
Законодательные меры (особенно льготы), поощряющие инновационную деятельность, государственная поддержка инноваций |
Социально-психологические, культурные |
Сопротивления переменам, которые
могут вызвать такие |
Моральное поощрение участников инновационного процесса, общественное признание, обеспечение возможностей самореализации, освобождение творческого труда. Нормальный психологический климат в трудовом коллективе. |
Организационно-управленческие |
Устоявшаяся организационная структура компании, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации, ведомственная замкнутость, трудность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий, жесткость в планировании, ориентация на сложившиеся рынки, ориентация на краткосрочную окупаемость, сложность согласования интересов участников инновационных процессов. |
Гибкость оргструктуры, демократичный стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, самопланирование, допущение корректировок, децентрализация, автономия, формирования целевых рабочих групп. |
Инновационный
прогноз - это предвидение основных параметров
инновационной деятельности (ее направлений,
видов, объектов, последствий и т.п.)
Инновационные прогнозы являются составной
частью прогноза социально-экономического
развития РФ, разрабатываемого в соответствии
с законодательством РФ.
В инновационных прогнозах строятся сценарии
освоения и распространения базисных
инноваций, социально-экономических последствий
практического использования новых наукоемких
продуктов и технологий.
Инновационная
стратегия - это определение приоритетных
направлений инновационной деятельности.
Стратегические приоритеты государственной
инновационной политики отражаются в
концепции социально-экономического развития
РФ на долгосрочную перспективу, в программе
социально-экономического развития РФ
на среднесрочную перспективу, докладываются
Федеральному собранию РФ.
Субъекты РФ разрабатывают инновационные
прогнозы и стратегии региональной инновационной
политики.
Инновационный проект - это комплекс взаимосвязанных документов, которые предусматривают осуществление конкретной инновационной деятельности в определенный период времени.
Проект (программа) поддержки инновационной деятельности - это проект (программа) развития инновационной инфраструктуры.
Инновационная программа - это комплекс взаимосвязанных инновационных проектов и проектов поддержки инновационной деятельности.
В качестве важнейшей подсистемы
в структуре инновационной
С
помощью различных элементов
инновационной инфраструктуры решаются
такие основные задачи содействия инновационной
деятельности, как информационное обеспечение,
производственно-
По аналогии с транспортной
инфраструктурой можно сказать,
что инновационная
В Российской Федерации субъектами
инновационной деятельности являются
принимающие участие в
Субъектам инновационной деятельности для ее осуществления необходимы различные ресурсы. С целью обобщающей характеристики ресурсов, которые организация, отрасль, регион, государство могут привлечь в ходе осуществления инновационной деятельности, используется понятие инновационного потенциала. Таким образом, инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации) – это совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные, используемые для осуществления инновационной деятельности. [1, с 17]
Иными словами инновационный потенциал - это совокупность различных ресурсов, необходимых для ведения инновационной деятельности.
Итак, в этой главе были рассмотрены понятия инновации, инновационного процесса, инновационной деятельности, её содержания и структуры.
Глава 2. Инновационный менеджмент
Инновационный менеджмент - особое направление менеджмента, взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами. Инновационный менеджмент призван обеспечивать эндогенную гармонизацию - согласование всех внутренних структурных элементов, и экзогенную гармонизацию - согласование предприятия как целостной структуры с внешней средой.
В этой главе я пыталась раскрыть цель и задачи системы инновационного менеджмента, рассмотреть инновационно-технологическую деятельность, как объект инновационного менеджмента и её организацию; изучить инновационный маркетинг как особый вид инновационной деятельности, стратегическое планирование, как одну из функций инновационного менеджмента и этапы планирования.
2.1. Понятие, цель и задачи системы инновационного менеджмента
Инновационный менеджмент – одна из форм функционального менеджмента, объектом которого выступают инновационные процессы. [17]
Инновационный менеджмент как
вид деятельности и процесс принятия
решений – это совокупность процедур
общих технологических функций
и задач, которая определяется уровнем
инновационной системы