Основы инновационного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 00:18, курсовая работа

Краткое описание

Я считаю, что при рассмотрении основ инновационного менеджмента особое внимание нужно обратить на такие разделы как: особенности развития инновационного процесса в рыночной экономике – даёт понятие об основных нюансах рыночной экономики, например: условия развития инновационного процесса и как они формируются, этапы создания нормативных условий для развития инновационной деятельности; инновационный маркетинг – что он собой представляет и какую роль играет в разработке инноваций; стратегическое планирование – в первую очередь задача стратегического планирования, затем его система и этапы принятия стратегических решений.

Оглавление

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Инновационная деятельность, её содержание и структура
Понятие инновации и инновационного процесса……………………….4
Организация инновационного процесса…………………………………9
Особенности развития организационного процесса в рыночной экономике………………………………………………………………….12
Инновационная деятельность……………………………………...…….15
Глава 2. Инновационный менеджмент
Понятие, цель и задачи системы инновационного менеджмента……..25
Инновационно-технологическая деятельность, как объект инновационного менеджмента…………………………………………..31
Инновационный маркетинг, как особый вид инновационной деятельности……………………………………………………………....32
Стратегическое планирование, как функция инновационного менеджмента………………………………………………………………33
Проблемы инновационного менеджмента в России……………………36
Глава 3. Основные направления инновационной деятельности
3.1. Рынок новшеств…………..…………………………………………........40
3.2. Рынок чистой конкуренции……………………………………………...42
3.3. Рынок капитала (инвестиций)…………………………………………...43
Заключение…………………………………………………………………...…50
Список литературы…………………………………………………………….51

Файлы: 1 файл

Основы инновационного менеджмента.docx

— 150.80 Кб (Скачать)

 

В условиях рыночной экономики  усилилось внимание к развитию прикладных НИР технологического направления, среди которых особенно важными являются связанные с повышением надежности новых изделий в эксплуатации, доработкой изделий на технологичность конструкции, разработкой наукоемких технологических процессов и энергосберегающих технологий. [13, с 9]

 

В инновационной деятельности задействованы предприниматели  и руководители, специалисты разных отраслей знаний, исполнители разных функций. Специфическая практика выработала ряд столь же специфических типов и ролей новаторов, руководителей и исполнителей.

 

“Деловые ангелы” – физические лица, выступающие в качестве инвесторов рисковых проектов. Как правило, это пенсионеры или старшие служащие компаний. Использование их в качестве источника финансирования имеет ряд преимуществ. Их кредит значительно дешевле, так как они не имеют, в отличие от рисковых фондов, накладных расходов. Роль архетипов (называемых также “архитипами”) руководителей в инновационном процессе. Практическая деятельность руководителей формирует в основном четыре главных архетипа: лидер, администратор, плановик, предприниматель. Все они необходимы для успешной инновационной деятельности организации.

 

“Лидер” играет свою специфическую роль в процессе разработки и реализации проектных инновационных решений. Здесь особенно ценятся стремление к новому, предвидение хода дела, умение общаться с людьми, способность распознать потенциал каждого человека и заинтересовать его в полном использовании этого потенциала.

 

“Администратор”. В условиях, когда для успешного функционирования фирмы и инновационного проекта на стадии реализации требуются жесткий контроль и экстраполяционное планирование (т.е. планирование на перспективу в предположении сохранения в будущем сегодняшних тенденций развития), акцент в требованиях к руководителю делается на его способность оценивать эффективность работы организации, а не на личностные качества.

 

“Плановик” стремится к оптимизации будущей деятельности фирмы, концентрируя основные ресурсы в традиционных областях деятельности фирмы и направляя организацию на достижение поставленных целей.

 

“Предприниматель”, хотя и ориентирован на будущее, отличается от “плановика” тем, что стремится изменить динамику развития организации, а не экстраполировать ее прошлую деятельность. В то время как “плановик” оптимизирует будущее организации в области ее сегодняшней деятельности, “предприниматель” ищет новые направления деятельности и возможности расширения номенклатуры продукции фирмы.

 

“Вольный сотрудник” – статус сотрудника, институциирующий новаторство. Классический пример дает принятая фирмой “ИБМ” (США) программа “Вольный сотрудник”. Насчитывается их примерно 45, этих “мечтателей, еретиков, возмутителей спокойствия, чудаков и гениев”. Вольный сотрудник получает, в сущности, полную свободу действий на пять лет. У него совсем простая роль: сотрясать систему организации

фирмы.

 

“Золотые воротнички” – это высококвалифицированные ученые и специалисты, обладающие предпринимательским подходом к использованию своих профессиональных знаний. Абсолютное их большинство работает по найму – в корпорациях, университетах, консультационных фирмах. Часть специалистов совмещает работу по найму с предпринимательской деятельностью. Это проявляется в организации или внутрифирменных рисковых предприятий, работе по контракту сразу в нескольких

фирмах.

 

“Научно-технические привратники” или “информационные звезды” относятся к категории ключевых специалистов лабораторий НИОКР и отличаются от своих коллег ориентацией на внешние информационные источники. Они читают гораздо больше других, в частности, более “трудную” литературу. Они поддерживают широкие долговременные контакты со специалистами в других организациях. Такой сотрудник служит посредником между коллегами в своей организации и внешним миром, он эффективно соединяет свою организацию с научной и технической деятельностью в мире в целом.

 

“Альтернативный персонал” представляет собой внештатных временных сотрудников. Руководители организаций давно прибегают к услугам временных работников, используя их в периоды повышенной нагрузки или при нехватке персонала. Еще в середине 1970-х гг. они пришли к выводу, что умело вовлекая в работу внештатников, можно добиться превосходства над конкурентами. Например, в отделении полупроводниковых изделий фирмы “Моторола” привлечение внештатных сотрудников, число которых в отдельные периоды превосходило количество постоянных работников, позволило избежать значительных сокращений штатов, характерных для периода спада.

 

В настоящее время из-за конкуренции, отрицательно сказывающейся на уровне прибыли, приходится сводить к минимуму состав постоянных сотрудников, что делает задачу подбора высококвалифицированных временных работников весьма актуальной. Такие “нестандартные” коллективы называются не только альтернативным, но и дополнительным или периферийным персоналом. Некоторые исследователи вводят понятие “ядра и оболочки”, согласно которому весь коллектив сотрудников подразделяется на штатных работников (ядро) и внештатных, временных сотрудников (оболочки).

 

В период подъема фирма  может взять на работу внештатников. Если впоследствии деловая активность падает, что неизбежно случается в течение жизненных циклов продукции, фирма может провести сокращение штатов за счет временных сотрудников, оставив основной коллектив неизменным. В настоящее время российские организации широко освоили эту практику. [13, с 62]

Внедряя инновации в практику предпринимательской деятельности, очень важно знать, какие факторы способны затормозить или ускорить инновационный процесс. Основные факторы, влияющие на развитие инновационного процесса, приведены в  таблице №1. Прежде, чем приступить к внедрению инноваций на  предприятии, рекомендуется внимательно ознакомиться с этими факторами, чтобы принять решение об оптимальном способе построения инновационного процесса. [12, разд. 1]

Таблица № 1.

Группа факторов

Факторы, препятствующие инновационной  деятельности

Факторы, способствующие инновационной  деятельности

Экономические, технологические

Недостаток средств для  финансирования инновационных проектов, слабость материальной и научно-технической базы, отсутствие резервных мощностей, доминирование интересов текущего производства.

Наличие резерва финансовых и материально-технических средств, прогрессивных технологий, необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры.

Политические, правовые

Ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства.

Законодательные меры (особенно льготы), поощряющие инновационную  деятельность, государственная поддержка  инноваций

Социально-психологические, культурные

Сопротивления переменам, которые  могут вызвать такие последствия  как изменение статуса сотрудников, необходимость поиска новой работы, перестройка новой работы, перестройка  устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения  и сложившихся традиций, боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу.

Моральное поощрение участников инновационного процесса, общественное признание, обеспечение возможностей самореализации, освобождение творческого  труда. Нормальный психологический  климат в трудовом коллективе.

Организационно-управленческие

Устоявшаяся организационная  структура компании, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации, ведомственная  замкнутость, трудность межотраслевых  и межорганизационных взаимодействий, жесткость в планировании, ориентация на сложившиеся рынки, ориентация на краткосрочную окупаемость, сложность согласования интересов участников инновационных процессов.

Гибкость оргструктуры, демократичный  стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, самопланирование, допущение корректировок, децентрализация, автономия, формирования целевых рабочих  групп.


 

Инновационный прогноз - это предвидение основных параметров инновационной деятельности (ее направлений, видов, объектов, последствий и т.п.) 
     Инновационные прогнозы являются составной частью прогноза социально-экономического развития РФ, разрабатываемого в соответствии с законодательством РФ. 
     В инновационных прогнозах строятся сценарии освоения и распространения базисных инноваций, социально-экономических последствий практического использования новых наукоемких продуктов и технологий.    

Инновационная стратегия - это определение приоритетных направлений инновационной деятельности. Стратегические приоритеты государственной инновационной политики отражаются в концепции социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу, в программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, докладываются Федеральному собранию РФ. 
    Субъекты РФ разрабатывают инновационные прогнозы и стратегии региональной инновационной политики.    

Инновационный проект - это комплекс взаимосвязанных документов, которые предусматривают осуществление конкретной инновационной деятельности в определенный период времени.

Проект (программа) поддержки инновационной  деятельности - это проект (программа) развития инновационной инфраструктуры.     

Инновационная программа - это комплекс взаимосвязанных инновационных проектов и проектов поддержки инновационной деятельности.

В качестве важнейшей подсистемы в структуре инновационной деятельности выделяется инновационная инфраструктура – она направлена на содействие и поддержку осуществления инновационной  деятельности. Данная подсистема имеет  сложную структуру. Её элементы –  программы и проекты поддержки  инновационной деятельности, выполняющие  их организации, взаимосвязаны и взаимодействуют между собой и другими элементами в структуре инновационной деятельности.

С помощью различных элементов  инновационной инфраструктуры решаются такие основные задачи содействия инновационной деятельности, как информационное обеспечение, производственно-технологическая поддержка инновационной деятельности, задачи сертификации и стандартизации инновационной продукции, содействия продвижению эффективных разработок и реализации инновационных проектов, проведения выставок инновационных проектов и продуктов, оказания консультационной помощи, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для инновационной деятельности и другие.

По аналогии с транспортной инфраструктурой можно сказать, что инновационная инфраструктура – это все информационные, организационные, маркетинговые, образовательные и  другие сети, которые помогают новой  идее (как по «рельсам») добираться до своей практической реализации и  находить своего потребителя. [1, с 27]

В Российской Федерации субъектами инновационной деятельности являются принимающие участие в инновационной  деятельности юридические лица, независимо от организационно-правовой формы и  формы собственности; физические лица – граждане Российской Федерации; органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ; органы местного самоуправления; иностранные организации  и граждане.

Субъектам инновационной  деятельности для ее осуществления  необходимы различные ресурсы. С  целью обобщающей характеристики ресурсов, которые организация, отрасль, регион, государство могут привлечь в  ходе осуществления инновационной  деятельности, используется понятие  инновационного потенциала. Таким образом, инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации) – это совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные, используемые для осуществления инновационной деятельности. [1, с 17]

Иными словами инновационный  потенциал - это совокупность различных ресурсов, необходимых для ведения инновационной деятельности.

Итак, в этой главе были рассмотрены понятия инновации, инновационного процесса, инновационной  деятельности, её содержания и структуры.

 

Глава 2. Инновационный менеджмент

Инновационный менеджмент - особое направление менеджмента, взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами. Инновационный менеджмент призван обеспечивать эндогенную гармонизацию - согласование всех внутренних структурных элементов, и экзогенную гармонизацию - согласование предприятия как целостной структуры с внешней средой.

В этой главе я пыталась раскрыть цель и задачи системы инновационного менеджмента, рассмотреть инновационно-технологическую деятельность, как объект инновационного менеджмента и её организацию; изучить инновационный маркетинг как особый вид инновационной деятельности, стратегическое планирование, как одну из функций инновационного менеджмента и этапы планирования.

 

2.1. Понятие, цель и задачи системы инновационного менеджмента

Инновационный менеджмент –  одна из форм функционального менеджмента, объектом которого выступают инновационные  процессы. [17]

Инновационный менеджмент как  вид деятельности и процесс принятия решений – это совокупность процедур общих технологических функций  и задач, которая определяется уровнем  инновационной системы управления инновациями, включающее в себя различные  направления (функции) управленческой деятельности. Каждое из направлений  состоит из отдельных этапов, выполняемых  в определенной последовательности. Состав функций и задач определяется уровнем инновационной системы (народной хозяйство, отрасль, инновационный  проект и т.д.) и условиями ее функционирования.

Информация о работе Основы инновационного менеджмента