Основы инновационного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 00:18, курсовая работа

Краткое описание

Я считаю, что при рассмотрении основ инновационного менеджмента особое внимание нужно обратить на такие разделы как: особенности развития инновационного процесса в рыночной экономике – даёт понятие об основных нюансах рыночной экономики, например: условия развития инновационного процесса и как они формируются, этапы создания нормативных условий для развития инновационной деятельности; инновационный маркетинг – что он собой представляет и какую роль играет в разработке инноваций; стратегическое планирование – в первую очередь задача стратегического планирования, затем его система и этапы принятия стратегических решений.

Оглавление

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Инновационная деятельность, её содержание и структура
Понятие инновации и инновационного процесса……………………….4
Организация инновационного процесса…………………………………9
Особенности развития организационного процесса в рыночной экономике………………………………………………………………….12
Инновационная деятельность……………………………………...…….15
Глава 2. Инновационный менеджмент
Понятие, цель и задачи системы инновационного менеджмента……..25
Инновационно-технологическая деятельность, как объект инновационного менеджмента…………………………………………..31
Инновационный маркетинг, как особый вид инновационной деятельности……………………………………………………………....32
Стратегическое планирование, как функция инновационного менеджмента………………………………………………………………33
Проблемы инновационного менеджмента в России……………………36
Глава 3. Основные направления инновационной деятельности
3.1. Рынок новшеств…………..…………………………………………........40
3.2. Рынок чистой конкуренции……………………………………………...42
3.3. Рынок капитала (инвестиций)…………………………………………...43
Заключение…………………………………………………………………...…50
Список литературы…………………………………………………………….51

Файлы: 1 файл

Основы инновационного менеджмента.docx

— 150.80 Кб (Скачать)

 

Исходя из этих простых  рассуждений, можно сделать простой вывод о том, что пока наше правительство не поймет той проблемы, о которой я говорил выше, мы просто не сможем даже думать о вступлении в какие-то либо иностранные международные организации. Основной проблемой России в области инновационного менеджмента я считаю в первую очередь: степень понимания нами этой проблемы. Ведь большинство из наших соотечественников самоустраняются от этой проблемы ссылаясь на то, что инновационная деятельность это проблема предприятия и потому вникать в неё или хотя бы элементарно понять её нет никакого смысла.

 

Фактически любая инновация, так или иначе, отражается на нас в форме цены, качества покупаемой продукции и т.д. Разговор о том, что мы простые «смертные» никак не можем повлиять на эти процессы, беспочвенны, т.к. мы все являемся потенциальными избирателями депутатов законодательного собрания, Думы и президента то мы автоматически являемся созидателями той политики, которую будет вести, то правительство, которое мы избрали. Поэтому Россия станет конкурентоспособной на мировом рынке НИОКР только в том случае, если большинство наших сограждан поймут это и будут активно участвовать в создании политики государства. На данном же этапе главное: осознание того, что инновации необходимы и их проведение в первую очередь лежит на государстве, которое должно нести основную нагрузку в продвижении и реализации в форме поддержки не только предприятий, но и главное отечественного образования.

 

Также надо сказать об экономической  стороне восприятия инноваций. Здесь также отражается наше коммунистическое прошлое, большинство руководителей организаций сейчас считают инновацию необходимостью которая на их взгляд работает скорее для «птички» в плане работы, а не планомерным и хорошо разработанным мероприятием по развитию как самого предприятия, так и повышения качества продукции. Проблема «закостенелости» понимания некоторых руководителей ставит дополнительные преграды для развития как его собственного предприятия так и всей страны в целом.

 

Хорошим примером в данном случае может служить отечественные машиностроительные предприятия особенно это касается ВАЗа. Так к примеру можно привести тот факт, что на ВАЗе уже несколько лет подряд (порядка пяти) не было элементарного обновления номенклатуры производства, т.е. здесь я имею ввиду не модификацию выпускаемых моделей, а разработка новых моделей. И теперь можно взглянуть например на тот же General Motors который проводит качественное изменение номенклатуры ежегодно (иногда даже чаще) это говорит именно о той «закостенелости» сознания отечественных руководителей, которые привыкли к выполнению плана без оглядки на конкурентоспособность товара и потребности рынка в их товаре. Недавно на одном из Российских машиностроительных заводов сложилась именно такая ситуация когда выпущенная продукция (машины) стояли на стоянке предприятия, т.к. фактического спроса на них не было но однако их произвели, вследствие этого инцидента предприятие даже было вынуждено приостановить производство.

 

В совокупности эти проблемы и дают ту ситуацию, которую мы имеем. Поэтому сейчас главное для России в первую очередь осознать тот факт, что мы уже не страна с плановой экономикой, но ещё и не страна с рыночной экономикой. Т.е. нам необходимо учитывая опыт прошлого и учитывая ошибки совершенные уже нами двигаться к рыночной экономике, но не через революцию, а через планомерные преобразования. [11]

 

Никто и никогда не учил чиновников управлению инновационной деятельностью. Никто  и никогда не учил чиновников делегировать полномочия частным структурам и  создавать систему оценки их деятельности, основанную не на тотальном избыточном контроле, а на системе специальных  показателей деятельности, способных  давать объективную картину. Экономить  легче, чем добиваться стратегических результатов. Распределять ресурсы  проще, чем повышать эффективность  их использования. Недостаточно уповать  на «природную» гибкость малого бизнеса  в инновационных процессах. Необходимо еще профессионально этими процессами управлять на своем уровне.

У уполномоченных государственных органов нет  адекватных критериев оценки инновационной  деятельности. В лучшем случае чиновник может положиться на мнение ученого  или эксперта. Однако сочетание «чиновник  – научный эксперт» становится весьма архаичным построением при выработке  стратегических решений, лежащих в  основе подавляющего количества государственных  программ. Эксперты в специальных  областях научных знаний не способны к менеджерскому анализу, рассмотрению проблемы в глобальных координатах  «экономика- политика-социум-технологии». Кроме того, они также не имеют  опыта, а подчас и понятия в  вопросах рыночного спроса и прогнозирования  потребительского поведения, разработке инновационной стратегии с учетом мирового опыта и состояния внешней  среды, принципов построения адекватных организационных структур, способных  наиболее эффективно решать поставленные задачи. Академические учреждения, с советских времен обслуживающие  власть, не способны давать адекватную информацию для принятия важных управленческих решений, а тем более эффективно участвовать в их реализации. Специалисты  и консультанты требуемого уровня работают в сфере частного бизнеса и, как  правило, не привлекаются к разработкам. Использование их современного рыночного  потенциала является назревшей потребностью.

С другой стороны, очевидно, что необходимы программы  специального обучения всех участников инновационных процессов – государственных  служащих, регулирующих эту деятельность, представителей науки и предпринимателей. Эта задача также вполне по силам  современному бизнес- консалтингу. [19]

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Основные направления инновационной деятельности

Сферу инновационной деятельности представляют (образуют) следующие  компоненты:

  • Инновационная инфраструктура;
  • Рынок новшеств (новаций);
  • Рынок чистой конкуренции;
  • Рынок капитала (инвестиций).

 

Все эти компоненты тесно  связаны и взаимодействуют друг с другом.

 

 

    1.  Рынок новшеств (новаций)

Основным товаром данного  рынка является научный и научно-технический  результат – продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в соответствии с действующими международными, федеральными, корпоративными и др. законодательными и нормативными актами. [7, с 5]

Рынок новшеств можно определить как систему  экономических форм и механизмов, связанных с образованием и функционированием  инновационных коммуникаций, условиями  торговли научным товаром 56. Рыночный механизм, как известно, включает коммуникации между продавцом и покупателем  новшеств, цены, кредит (с присущим ему  процентом) и другие стоимостные  категории. Сюда же относят предложение  и спрос на новшества, систему  оценки предложения и достижения договорной цены, покрытие денежной массы (инвестиций) совокупной ценой новшеств и др. Инновационные коммуникации обслуживают товарообращение и  являются центральным механизмом, позволяющим  управлять инновационным процессом  и целенаправленно воздействовать на участников рынка новшеств.

На  рынок часто смотрят как на технико-экономическую категорию, функции  которой сводятся только к продвижению  товара от производителя к потребителю. Такая упрощенная характеристика инновационных  коммуникаций не свойственна рынку  новшеств, поскольку они по своей  природе имеют существенно важные функции:

  • первая – служить проводником научно-технической политики;
  • вторая – оказывать инновационное воздействие на инвестиционный процесс;
  • третья – подсказывать государственным органам необходимость развития инновационных коммуникаций в целях ускорения реализации научно-технического потенциала;
  • четвертая – формировать научно-технические требования (показатели) к новшествам;
  • пятая – прямо влиять на производство новшеств через активизацию спроса на инновационные товары. [20]

В мировой практике различают научную (научно-исследовательскую), научно-техническую деятельность, а также экспериментальные (опытно-конструкторские) разработки.

Научная деятельность направлена на получение, распространение и  применение новых знаний, в том  числе:

  • фундаментальных научных исследований (основные закономерности развития природы, общества);
  • прикладных научных исследований – научная деятельность, направленная на достижение практических результатов и решение конкретных задач.

Научно-техническая деятельность имеет целью получение, распространение  и применение новых знаний в сфере  решения экономических, инженерных, технических, гуманитарных, социальных проблем обеспечения функционирования науки, техники и производства как  единой системы.

В федеральном законе “О науке и научно-технической политике”  сформулировано понятие экспериментальные разработки без выделения понятия опытно-конструкторские разработки.

Под экспериментальными разработками понимается систематическая работа, основанная на знаниях, приобретённых  в результате проведения научных  исследований или на основе практического  опыта, и направленная на обеспечение  жизни и здоровья человека, получение  новых материалов, продуктов и  приборов, введение новых технологий и их дальнейшее усовершенствование.

Рынок новшеств формируют  научные организации, вузы, временные  научные коллективы, объединения  научных работников, научных подразделений  коммерческих организаций, самостоятельные  лаборатории и отделы, отечественные  и зарубежные новаторы.

Классификация новаций и  инновационных процессов:

По содержанию:

  • технические;
  • организационные;
  • социальные;
  • экономические.

По степени новизны:

  • абсолютная;
  • относительная;
  • условная;
  • частная.

По новационному потенциалу:

  • радикальные;
  • комбинированные;
  • модифицированные.

По особенностям инновационного процесса:

  • внутриорганизационные;
  • межорганизационные.

По уровню разработки и  распространению:

  • государственные;
  • республиканские;
  • региональные;
  • отраслевые;
  • корпоративные;
  • фирменные.

По сферам разработки и  распространению:

  • промышленные;
  • финансовые;
  • услуги;
  • торгово-посреднические;
  • научно-педагогические;
  • правовые. [7, с 5]

 

    1.  Рынок чистой конкуренции нововведений

Рынок чистой конкуренции – совокупность продавцов и покупателей, совершающая сделки со сходным товаром, при этом ни один покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих цен. Использование понятия “чистой” конкуренции позволяет нам уйти от рассмотрения вопросов ценовой, неценовой, недобросовестной и других видов состязания и борьбы между субъектами производственных отношений за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники ресурсов и результаты научной и научно-технической деятельности.

Ранее отмечалось, что от новшества  как результата научной и научно технической деятельности до нововведения как общественного признания  новых технологий, товаров, видов  услуг, новых методов и т.п. осуществляется процесс с затратами времени  и ресурсов. Рынок чистой конкуренции  выступает в этом процессе с двойственных позиций, которые представляют собой  единство и борьбу противоположностей.

При всем разнообразии форм участия  организаций на рынке новшеств определяющим условием является объем инвестиций как в сферу научной и научно-технической  деятельности, так и в процесс  преобразования новшеств в нововведения. [8]

От новшества до нововведения, как общественного признака новых  технологий, товаров, видов услуг, новых  методов и т.п., осуществляется процесс  с затратами времени и ресурсов (уже рассмотрели).

Информация о работе Основы инновационного менеджмента