Основы инновационного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 00:18, курсовая работа

Краткое описание

Я считаю, что при рассмотрении основ инновационного менеджмента особое внимание нужно обратить на такие разделы как: особенности развития инновационного процесса в рыночной экономике – даёт понятие об основных нюансах рыночной экономики, например: условия развития инновационного процесса и как они формируются, этапы создания нормативных условий для развития инновационной деятельности; инновационный маркетинг – что он собой представляет и какую роль играет в разработке инноваций; стратегическое планирование – в первую очередь задача стратегического планирования, затем его система и этапы принятия стратегических решений.

Оглавление

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Инновационная деятельность, её содержание и структура
Понятие инновации и инновационного процесса……………………….4
Организация инновационного процесса…………………………………9
Особенности развития организационного процесса в рыночной экономике………………………………………………………………….12
Инновационная деятельность……………………………………...…….15
Глава 2. Инновационный менеджмент
Понятие, цель и задачи системы инновационного менеджмента……..25
Инновационно-технологическая деятельность, как объект инновационного менеджмента…………………………………………..31
Инновационный маркетинг, как особый вид инновационной деятельности……………………………………………………………....32
Стратегическое планирование, как функция инновационного менеджмента………………………………………………………………33
Проблемы инновационного менеджмента в России……………………36
Глава 3. Основные направления инновационной деятельности
3.1. Рынок новшеств…………..…………………………………………........40
3.2. Рынок чистой конкуренции……………………………………………...42
3.3. Рынок капитала (инвестиций)…………………………………………...43
Заключение…………………………………………………………………...…50
Список литературы…………………………………………………………….51

Файлы: 1 файл

Основы инновационного менеджмента.docx

— 150.80 Кб (Скачать)

Основной движущей силой  инновационных процессов в условиях рынка является получение конкурентного  преимущества.

Следует отметить, что само по себе новое знание не является создателем успешной экономики. Путь к конкурентоспособности и росту благосостояния – это успешное использование НИОКР.

Но, к сожалению, с течением времени существует тенденция стремительного сокращения периода реализации инноваций. Если до XIX в. этот период соответствовал столетию, то уже в начале ХХ в. уменьшился до десятилетия. Во второй половине ХХ в. счёт уже шёл на года, а в наши дни средняя продолжительность действия инновации сократилась до месяцев. И данная тенденция сохраняется.

А это в свою очередь  означает, что постоянно идёт «инновационная гонка» за получение конкурентного преимущества. Необходимым условием успеха в конкурентной борьбе все в большей степени становится активизация инновационных процессов. Поэтому в настоящее время перед многими организациями стоит дилемма: инновации или ликвидация. [1, с 15]

Другой существенной движущей силой инновационных процессов  во многих странах является государственное  регулирование. Правительственная  политика, законодательство могут значительно  активизировать инновационные процессы, стимулировать организации различных  форм собственности в различных  отраслях и сферах вкладывать средства в разработку инновационных продуктов, услуг и технологий. Например, государство  может ввести новые стандарты, которым  должны удовлетворять промышленные выбросы в реки и атмосферу  или средства безопасности на транспорте, что приведет к инновациям в производственных технологиях, инновационным продуктам. Изменения в экономической политике также могут вызвать необходимость  поиска более эффективных инновационных технологий, могут инициировать поиск альтернативных ресурсов, разработку инновационных продуктов и т. д. [1, с 16]     

Экономические факторы государственного регулирования, способствующие созданию, освоению и распространению инноваций:

  • развитие рыночных отношений,
  • проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций,
  • создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами,
  • обеспечение эффективной занятости в инновационной сфере,
  • расширение спроса на инновации,
  • предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот российским предприятиям, осваивающим и распространяющим инновации,
  • содействие модернизации техники,
  • развитие лизинга наукоемкой продукции,
  • активизация предпринимательства,
  • пресечение недобросовестной конкуренции,
  • поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке,
  • развитие экспортного потенциала страны,
  • развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере,
  • внешнеэкономическая поддержка, включая предоставление таможенных льгот для инновационных проектов, включенных в государственные инновационные программы. [3, разд. 1]    

По мнению некоторых специалистов, есть ещё одна значимая движущая сила инновационных процессов – это  такие фундаментальные характеристики человеческой натуры, как любопытство (т.е. «А что будет, если я сделаю так?») и лень (т.е. попытки максимально  упросить различные виды деятельности).

Системные качества инновационного процесса: он должен быть непрерывным, обеспечивать улучшение ранее существовавших характеристик, параметров продукта или  технологии, иметь коммерческую направленность, построен на интеллектуальной собственности, обладать свойствами новизны, в которых  заинтересованы потребители этого  процесса.

Протекание инновационного процесса детерминировано инновационной  инфраструктурой, которая включает в себя:

  • соответствующую нормативно-правовую и законодательную базу;
  • сформировавшийся рынок научно-технической продукции;
  • сеть организаций, осуществляющих коммерциализацию и капитализацию научных разработок;
  • консультативные центры;
  • информационно-посреднические организации (службы);
  • организации, осуществляющие экспортно-импортные операции по нововведениям;
  • сеть организаций, осуществляющих инженерные, аудиторские, управленческие, координационные и иные платные услуги;
  • научные и практические кадры, готовые к восприятию нововведений.

 

Инновационный процесс от разработки до внедрения состоит  из двенадцати этапов:

 

  • инновационный процесс;
  • исследования;
  • целевые исследования;
  • разработка;
  • техническое проектирование;
  • строительство;
  • перевооружение;
  • модернизация;
  • промышленное внедрение;
  • маркетинг;
  • сбыт;
  • капитализация затраченного. [2, с 46]

Алгоритм инновационного процесса, одобренный Правительством Российской Федерации (Постановление  Правительства Российской Федерации  от 24 июля 1998 г. № 832), имеет следующий  вид:

  • нововведения;
  • инновационная деятельность;
  • государственная инновационная политика;
  • инновационный потенциал;
  • инновационная инфраструктура;
  • инновационные программы.

 

    1. Организация инновационного процесса

Инновационные процессы той  или иной направленности осуществляются во всех сферах социальной и экономической  деятельности государства в рамках предприятий и учреждений различных  форм собственности. Главным ресурсом, вовлекаемым в ИП, является человек. Успех инноваций зависит как  от гражданской позиции, так и  от научно-технической компетенции  персонала, от творческой активности, стимуляции и мотивации отдельных  сотрудников. [8]

Началом инновационного процесса является инициация. Инициация — это деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом обосновании и в материализации идеи. Материализация идеи означает превращение идеи в товар (имущество, новый продукт и т.д.).

После обоснования нового продукта проводятся маркетинговые  исследования предлагаемой инновации, в ходе которых изучается спрос на новый продукт, определяется объем выпуска продукта, определяются потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации как товару, выходящему на рынок. Затем производится продажа инновации, то есть появление на рынке небольшой партии инновации, ее продвижение, оценка эффективности и диффузия. [12, разд. 1]

Субъекты  инновационного процесса делятся на следующие группы: новаторы; ранние реципиенты; раннее большинство и  отстающие. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам. Шумпетер считал ожидание сверхприбылей главной движущей силой принятия нововведений. Однако на ранних стадиях диффузии нововведений никто из хозяйствующих субъектов не имеет достаточной информации об относительных преимуществах конкурирующих нововведениях. Но хозяйствующие субъекты вынуждены внедрять одну из альтернативных новых технологий под угрозой вытеснения с рынка.

Нужно исходить из того, что внедрение  нововведений является трудным и  болезненным процессом для любой  организации.

Во  всех случаях одним из важных критериев  принятия решений каждым субъектом  является сравнение альтернативных технологий и решения, принятые предыдущими  реципиентами. Но получить такую информацию достаточно сложно, так как это  связано с конкурентным положением фирм на рынке. Поэтому каждая фирма  может быть знакома с опытом ограниченной выборки фирм, меньшей, чем все  множество реципиентов. Это обуславливает  неопределенность процессов принятия решений и диффузии НВ в рыночной экономике. Другая причина неопределенности связана с самыми новыми технологиями .На ранних стадиях диффузии их потенциальная  прибыльность остается неопределенной. Неопределенность может быть устранена  с накоплением опыта внедрения  и использования НВ. Однако со снижением  неопределенности и риска применения новой технологии исчерпывается  потенциал ее рыночного проникновения  и снижается ее прибыльность. Возможность  извлечения дополнительной прибыли  от использования любого нововведения - временна и снижается с приближением предела его распространения.

Следовательно, диффузия нововведения зависит как  от стратегии имитаторов, так и  от количества пионерских реципиентов. Предприниматели открывают новые  технологические возможности, но их реализация зависит от выбора имитатора. Вероятность доминирования на рынке  будет большей для технологии с большим числом пионерских организаций. Разумеется, результат конкуренции  технологий определяется выбором всех агентов на рынке, но влияние более  ранних реципиентов будет большим  по сравнению с выполнением последующих.

Вместе  с тем трудно оценить относительные  преимущества НВ в ранней фазе их диффузии, особенно если речь идет о радикальных  нововведениях. В такой ситуации значительную роль в деле будущего технологического развития играет выбор  последователей. Дело в том, что каждый выбор позволяет повысить конкурентоспособность  соответствующей технологии и увеличивает  шанс последней на ее принятие последующими хозяйствующими субъектами, которые  будут учитывать ранее сделанные  выборы. После накопления достаточного опыта, когда альтернативные технологии освоены многими хозяйствующими субъектами, и их относительные преимущества известны с высокой достоверностью, последующие реципиенты принимают  решения, основываясь на ожидаемой  прибыльности альтернативных технологий. В результате, конечное разделение рынка новыми альтернативными технологиями определяется стратегиями имитаторов. [15]

На фирмах и предприятиях ИП должны охватывать информационную, научную, проектно-конструкторскую  и производственную деятельность. Большая  роль в осуществлении ИП отводится  также экономико-управленческой и  социально-культурной деятельности. По значимости, трудоемкости, квалификации специалистов преобладает научная  и проектная деятельность.

Организация ИП в рамках научных и проектных учреждений многовариантна. По характеру выполняемых  работ можно выделить четыре группы факторов:

  • различие и последовательность выполнения исследований и разработок;
  • структура ресурсов;
  • срочность и скорость развертывания работ;
  • организационные связи.

Материально-техническая  база научных и проектных разработок — исключительно важный и наиболее динамичный элемент ИП. Рациональная организация и управление ИП зависят  от оптимального сочетания величины затрат на создание инноваций, сроков их реализации, а также рыночных параметров (возможностей).

Зарубежный и отечественный  опыт работы научных и инновационных  организаций позволяет классифицировать их в зависимости от сферы деятельности, а именно:

Государственное управление: министерства и ведомства (оборона, общественный порядок, здравоохранение, социальное обеспечение и т. д.); местные органы власти и самоуправления; некоммерческие (бесприбыльные) организации, финансируемые и контролируемые правительством, занимающиеся исследовательской деятельностью социальных и административных функций государства.

Предпринимательская сфера: организации, предприятия, фирмы, деятельность которых связана с производством  продукции и оказанием услуг  с целью продажи (в том числе  предприятия государственной собственности).

Высшее образование и  наука: все вузы независимо от источников финансирования или правового статуса; научно-исследовательские, экспериментальные  станции и клиники, ассоциированные  с вузами или управляемые ими; организации, обслуживающие вузы, входящие в систему высшего и среднего образования.

Частная некоммерческая (бесприбыльная) сфера: профессиональные союзы и  общества, ассоциации, общественные и  благотворительные организации, фонды(кроме  фондов, которые более, чем на 50 % финансируются государством); частные  индивидуальные организации. [8]

Инновационный процесс имеет  циклический характер, что демонстрирует  хронологический порядок появления  новшеств в различных областях техники. Можно отметить, что инновация  – это такой технико-экономический  цикл, в котором использование  результатов сферы исследований и разработок непосредственно вызывает технические и экономические  изменения, которые оказывают обратное воздействие на деятельность этой сферы.

Информация о работе Основы инновационного менеджмента