Основные направления повышения устойчивости МП «Хлебозавод № 3» г. Рязани в конкурентной среде

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 14:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового проекта - предложить конкретные мероприятия по обеспечению конкурентоспособности продукции МП « Хлебозавод №3 » г. Рязани.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы методов оценки конкурентоспособности.
2. Осуществить анализ конкурентоспособности продукции МП « Хлебозавод №3 » г. Рязани.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность экономической стратегии по обеспечению конкурентоспособности продукции……………………………………………..5
1.1 Понятие стратегии и её виды………………………………………….5
1.2 Понятие конкурентоспособности и факторы, влияющие на неё……9
1.3 Показатели и методы оценки конкурентоспособности продукции..18
1.3.1 Дифференциальный метод оценки конкурентоспособности продукции………………………………………………………………………...20
1.3.2 Комплексный метод оценки конкурентоспособности продукции………………………………………………………………………...21
Глава 2. Анализ уровня конкурентоспособности продукции МП «Хлебозавод № 3» г. Рязани…………………………………………………….22
2.1 Производственно- экономическая характеристика МП « Хлебозавод №3» г. Рязани…………………………………………………………………….22
2.2 Анализ производственной деятельности МП «Хлебозавод №3» г. Рязани…………………………………………………………………………….23
2.3 Факторы внешней среды, оказывающие влияние на МП «хлебозавод №3» г. Рязани……………………………………………………...32
2.4 Структура предприятия и бухгалтерии МП «хлебозавод №3» г. Рязани…………………………………………………………………………….37
2.5 Анализ финансового состояния МП «Хлебозавод №3»г. Рязани….40
Глава 3. Основные направления повышения устойчивости МП «Хлебозавод № 3» г. Рязани в конкурентной среде…………………………...50
3.1 Резервы повышения конкурентоспособности продукции (услуг)…50
3.2 Мероприятия по росту устойчивости МП «Хлебозавода № 3» г. Рязани в конкурентной среде…………………………………………………...52
Заключение………………………………………………………………..54
Список использованной литературы…………………………………….

Файлы: 1 файл

кр.doc

— 436.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………...3

Глава 1. Сущность экономической стратегии по обеспечению конкурентоспособности продукции……………………………………………..5

1.1 Понятие стратегии и её  виды………………………………………….5

1.2 Понятие конкурентоспособности  и факторы, влияющие на неё……9

1.3 Показатели и методы оценки  конкурентоспособности продукции..18

      1.3.1 Дифференциальный метод оценки конкурентоспособности продукции………………………………………………………………………...20

      1.3.2 Комплексный метод оценки конкурентоспособности продукции………………………………………………………………………...21

Глава 2. Анализ уровня конкурентоспособности продукции МП «Хлебозавод № 3» г. Рязани…………………………………………………….22

2.1 Производственно- экономическая характеристика МП « Хлебозавод №3» г. Рязани…………………………………………………………………….22

2.2 Анализ производственной деятельности МП «Хлебозавод №3» г. Рязани…………………………………………………………………………….23

2.3 Факторы внешней среды, оказывающие влияние на МП «хлебозавод №3» г. Рязани……………………………………………………...32

2.4 Структура предприятия и бухгалтерии  МП «хлебозавод №3» г. Рязани…………………………………………………………………………….37

2.5 Анализ финансового состояния  МП «Хлебозавод №3»г. Рязани….40

Глава 3. Основные направления повышения устойчивости МП «Хлебозавод № 3» г. Рязани в конкурентной среде…………………………...50

3.1 Резервы повышения конкурентоспособности продукции (услуг)…50

3.2 Мероприятия по росту устойчивости  МП «Хлебозавода № 3» г. Рязани  в конкурентной среде…………………………………………………...52

Заключение………………………………………………………………..54

Список использованной литературы…………………………………….55

Введение

 

Конкуренция, как форма рыночных отношений, представляет собой состояние взаимозависимости, соперничества, противоборства между субъектами хозяйственной деятельности, отраслями и регионами, в которых проявляются преимущества технико-технологических, организационных, экономических, политических, социальных и иных ресурсов и возможностей как минимум одного из соперников, реализуемые в выборе экономически наиболее эффективных способов достижения одинаковых целей. Главная задача конкуренции - обеспечение выгодных для всего народного хозяйства результатов деятельности по производству и реализации общественного продукта. Поэтому в условиях рыночной экономики устойчивое положение предприятия на рынке и его выживаемость определяется в первую очередь уровнем конкурентоспособности.

На сегодняшний день задача повышения конкурентоспособности для предприятий становится актуальной из-за негативных последствий экономических реформ, проведенных в 90-ые годы и ослабивших позиции предприятий на внутреннем и зарубежном рынках. Предприятия не смогут длительное время занимать устойчивые позиции на рынке, опираясь в своей стратегии только на показатель конкурентоспособности, также следует учитывать уровни качества и издержки по производству и реализации продукции. Таким образом, предприятия должны правильно разработать экономическую стратегию, которая предполагает генеральную перспективную программу рационального использования имеющихся и заимствованных ресурсов, направленную на обеспечение стабильной экономической прибыли, сохранения ликвидности и роста рыночной стоимости предприятия при приемлемом уровне риска. Эффективная и четко определенная экономическая стратегия делает предприятие сильным и устойчивым в финансовом отношении к конкурентам.

Качество продукции выступает важнейшим составляющим элементом ее конкурентоспособности.

Цель курсового проекта - предложить конкретные мероприятия по обеспечению конкурентоспособности продукции МП « Хлебозавод №3 » г. Рязани.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы методов оценки конкурентоспособности.

2. Осуществить анализ конкурентоспособности  продукции МП « Хлебозавод №3 » г. Рязани.

3. Разработать конкретные рекомендации  по повышению уровня конкурентоспособности  продукции МП « Хлебозавод №3 » г. Рязани.

Объектом исследования является Муниципальное предприятие « МП Хлебозавод №3 » г. Рязани.

Предметом исследования является конкурентоспособность продукции МП « Хлебозавода №3» г. Рязани.

В первой главе рассматриваются понятие «стратегия» и ее виды, понятие «конкуренция», «конкурентоспособность» и факторы на нее влияющие, различные методы оценки конкурентоспособности продукции.

Во второй главе приводится общая характеристика рассматриваемого предприятия, анализ ее экономической деятельности и производится оценка конкурентоспособности продукции МП « Хлебозавода №3 »г. Рязани.

В третьей главе даются конкретные рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности продукции МП « Хлебозавода №3 » г. Рязани с вычислением эффекта от их применения.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность экономической стратегии по обеспечению конкурентоспособности продукции

 

    1. Понятие стратегии и её виды

 

Понятие стратегии в теории и практике можно рассматривать с двух противоположных сторон. С одной стороны стратегию можно охарактеризовать как «конкретный долгосрочный план достижения конкретной долгосрочной цели», а выработку стратегии как «нахождение цели и составление долгосрочного плана». Такое понимание стратегии основано на предположении, что все изменения возможно предсказать, а происходящие процессы полностью поддаются контролю. С другой стороны под стратегией подразумевают «долгосрочное количественно определенное направление развития организации, касающееся сферы средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящих организацию к ее целям». В таком понимании исключается детерминизм в поведении организации, так как стратегия, определяя направление конечного состояния, дает свободу выбора, учитывая изменения ситуации. Стратегию можно охарактеризовать как выбранное направление или путь дальнейшего поведения в среде.

Что касается гласности, то до 50-х годов прошлого века стратегию необходимо было держать в секрете, а с середины 50-х годов наоборот - она подвергалась огласке.

В настоящее время российская и зарубежная литература дает различные трактовки определения стратегии. Фатхутдинов Р.А. считает что стратегия - это программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им стратегических целей в любой области деятельности. А Градова А.П. под стратегией понимает набор правил и приемов, с помощью которых достигаются основополагающие цели развития той или иной системы, в то время как Дж.О'Шонесси определяет стратегию как развернутую концепцию того, как необходимо использовать ресурсы для достижения целей. Мескон М. Х., Альберт М. и Хедоури Ф. считают, что сущность стратегии заключается в детальном комплексном плане, предназначенном для обеспечения осуществления миссии и достижения ее целей. И. Ансофф видит сущность стратегии в новых правилах принятия решений и установок, направляющих процесс развития организации, а также стратегия является одной из нескольких наборов правил принятия решения относительно поведения организации в условиях неполноты информации. [7]

Разработка хозяйственной стратегии предприятия определяется как процесс формирования целей развития и функционирования предприятия на определенный промежуток времени, а также способов использования средств для достижения поставленных целей.

Существует множество условий влияющих на выбор хозяйственной стратегии: форма конкурентной борьбы и степени ее жестокости, темпы и характер инфляции, экономическая политика правительства, сравнительные преимущества национальной экономики на мировом рынке и иные внешние факторы, а также внутренние факторы, связанные с возможностями самого предприятия (производственными и финансовыми ресурсами).

Конкурентоспособность предприятия главным образом определяется степенью соответствия выбранной предприятием стратегии общим тенденциям, происходящим в предпринимательской среде. [4]

В настоящее время теория менеджмента выделяет следующие типы стратегий: базовая, конкурентная и функциональная. [9]

Базовая стратегия - это стратегия, которая описывает общее направление роста предприятия, развития его производственно-сбытовой деятельности, и показывает каким образом управлять различными видами бизнеса, чтобы сбалансировать портфель товаров и услуг. Стратегические решения такого уровня наиболее сложные, в связи с тем, что они касаются предприятия в целом. Основным видом среди базовых стратегий предприятия является стратегия экономического развития, которая предполагает стремление к динамичному и гармоничному сочетанию экономического роста и экономической устойчивости.

          Дополнительно к базовой стратегии, которая устанавливает комбинации  различных стратегических областей  деятельности компании, конкурентные  стратегии определяют подходы, при  помощи которых предприятие должно  действовать в соответствующей  области. Невозможно достичь превосходства над конкурентами по всем параметрам продукции и средствам ее продвижения на рынке, поэтому необходимо расставлять приоритеты и вырабатывать стратегию, которая в максимально соответствует тенденциям развития ситуации на рынке и наилучшим образом использует сильные стороны деятельности компании. Стратегия конкуренции должна быть направлена на создание преимуществ над конкурентами в долгосрочной перспективе. Для обеспечения конкурентоспособности существует три основных подхода:

1. Стремление быть производителем  с самыми низкими издержками (стратегия  лидерства в снижении затрат). Такой подход основывается на  снижении собственных издержек  по сравнению с затратами конкурентов, путем жесткого контроля над  затратами и регулирования размера предприятия и объема производимой продукции, в результате чего достигается высокая эффективность производства.

2. Дифференциация товаров, направленная  на создание у потребителей  представления о существенных  отличиях товара от товара конкурентов (стратегия дифференциации). Такой подход может выражаться в виде имиджа, сервиса, разветвленной сети филиалов для оказания услуг. Данная стратегия более надежная и долгосрочная для достижения уровня прибылей выше среднего, так как потребитель, предпочитающий одну и ту же марку, менее восприимчив к цене.

3. Направленность на узкий сектор  рынка для обслуживания потребителей  четко выраженными особыми видами  запросов (стратегия фокусированной  дифференциации). Данная стратегия  подразумевает ориентацию либо  на определенную группу покупателей, либо на конкретный ассортимент продукции, либо на специфический географический рынок.

Виды конкурентных стратегий, разработанные такими авторами, как Азоев, Фатхутдинов и Юданов.

Функциональные стратегии разрабатываются конкретно для каждого функционального подразделения предприятия. [5]

В. Д. Маркова и С.А. Кузнецова считают, что функциональные стратегии - это стратегии, которые разрабатываются на основе корпоративной и деловой стратегии. [6]

Целью функциональной стратегии является распределение ресурсов подразделения, поиск эффективной работы функционального подразделения в рамках общей стратегии. Выделяют следующие виды функциональных стратегий:

1. Стратегия НИОКР. Такая стратегия  обобщает основные идеи о новом  продукте и имеет две разновидности: имитационную и инновационную стратегию.

2. Производственная стратегия направлена  на решения о необходимости  мощностей, размещении промышленного  оборудования, основных элементах  производственного процесса.

3. Маркетинговая стратегия заключается в определении наиболее подходящих продуктов, услуг и рынков, которым они могут быть предложены. [5]

Градов А.П. определяет экономическую стратегию как совокупность частных взаимосвязанных и взаимообусловленных составляющих элементов, объединенных единой глобальной целью -- создания и поддержания высокого уровня конкурентного преимущества фирмы. То есть, экономическая стратегия предприятия - это система обеспечения конкурентного преимущества фирмы. [12]

 

    1. Понятие конкурентоспособности и факторы, влияющие на неё

 

         Согласно ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. [11]

Информация о работе Основные направления повышения устойчивости МП «Хлебозавод № 3» г. Рязани в конкурентной среде