Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 14:35, курсовая работа
Цель курсового проекта - предложить конкретные мероприятия по обеспечению конкурентоспособности продукции МП « Хлебозавод №3 » г. Рязани.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы методов оценки конкурентоспособности.
2. Осуществить анализ конкурентоспособности продукции МП « Хлебозавод №3 » г. Рязани.
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность экономической стратегии по обеспечению конкурентоспособности продукции……………………………………………..5
1.1 Понятие стратегии и её виды………………………………………….5
1.2 Понятие конкурентоспособности и факторы, влияющие на неё……9
1.3 Показатели и методы оценки конкурентоспособности продукции..18
1.3.1 Дифференциальный метод оценки конкурентоспособности продукции………………………………………………………………………...20
1.3.2 Комплексный метод оценки конкурентоспособности продукции………………………………………………………………………...21
Глава 2. Анализ уровня конкурентоспособности продукции МП «Хлебозавод № 3» г. Рязани…………………………………………………….22
2.1 Производственно- экономическая характеристика МП « Хлебозавод №3» г. Рязани…………………………………………………………………….22
2.2 Анализ производственной деятельности МП «Хлебозавод №3» г. Рязани…………………………………………………………………………….23
2.3 Факторы внешней среды, оказывающие влияние на МП «хлебозавод №3» г. Рязани……………………………………………………...32
2.4 Структура предприятия и бухгалтерии МП «хлебозавод №3» г. Рязани…………………………………………………………………………….37
2.5 Анализ финансового состояния МП «Хлебозавод №3»г. Рязани….40
Глава 3. Основные направления повышения устойчивости МП «Хлебозавод № 3» г. Рязани в конкурентной среде…………………………...50
3.1 Резервы повышения конкурентоспособности продукции (услуг)…50
3.2 Мероприятия по росту устойчивости МП «Хлебозавода № 3» г. Рязани в конкурентной среде…………………………………………………...52
Заключение………………………………………………………………..54
Список использованной литературы…………………………………….
Анализируя данные таблицы 2.1. отметим, что в структуре товарной продукции наибольший удельный вес занимают хлебобулочные изделия.
Таблица 2.2
- Динамика производства и реализации
продукции на МП «хлебозавод №3» г. Рязани
Вид продукции |
Показатели |
|||
Произведено, т |
Реализовано, т |
Уровень товарности, % | ||
1 |
2 |
3 |
4 | |
2012г. |
||||
Хлебобулочные изделия |
10609,80 |
10609,80 |
100 |
|
Кондитерские изделия |
74,02 |
74,02 |
100 |
|
2013г. |
||||
1 |
2 |
3 |
4 | |
Хлебобулочные изделия |
11600,4 |
11600,4 |
100 |
|
Кондитерские изделия |
102,79 |
102,79 |
100 |
|
2014г. |
|
|||
Хлебобулочные изделия |
11658,07 |
11658,07 |
100 |
|
Кондитерские изделия |
121,74 |
121,74 |
100 |
Анализируя таблицу 2.2, можно сделать вывод, что всю продукцию, которую производят на хлебокомбинате полностью реализуют, то есть уровень товарности составляет 100%.
Непременным условием процесса производства является наличие средств производства, которые состоят из средств труда и предметов труда, выраженные в стоимостной форме, средства производства представляют собой производственные фонды, которые подразделяются на основные и оборотные.
Основные фонды - это средства труда, которые многократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на производимую продукцию частями, по мере износа. К ним относятся средства труда со сроком службы более одного года и стоимостью более 100 минимальных месячных заработных плат.
По функциональному назначению основные фонды делят на производственные и непроизводственные. Производственные основные фонды - это фонды, которые непосредственно участвуют в производственном процессе или создают условия для его нормального осуществления.
Непроизводственные основные фонды - фонды, непосредственно не участвующие в производственном процессе.
По вещественно-натуральному составу основные фонды подразделяют на следующие группы:
1. Здания - административные, хозяйственные, основные, вспомогательных и подсобных производств.
2. Сооружения - инженерно-строительные
объекты, которые необходимы для
осуществления процесса
3. Передаточные устройства - водопроводные и электрические сети, теплосети, телефонные и телеграфные сети, газовые сети.
4. Машины и оборудование - рабочие машины и оборудование, которые непосредственно воздействуют на предметы труда в процессе создания продукта.
5. Транспортные средства
6. Производственный и
В процессе сельскохозяйственного производства важную роль играют оборотные средства, которые состоят из производственных оборотных фондов и фондов обращения.
Производственные оборотные фонды - это средства производства, которые целиком потребляются в процессе одного производственного цикла, полностью переносят стоимость на созданный продукт и изменяют свою натурально-вещественную форму.
Фонды обращения - это средства, обслуживающие процесс реализации продукции: готовая продукция, предназначенная для реализации, денежные средства в кассе и на счетах, а также средства в расчетах - расчеты с организациями, по оплате труда, с разными лицами, товары отгруженные, прочие дебиторы.
Оборотные фонды функционируют одновременно в сфере производства и в сфере обращения, проходят три стадии кругооборота - снабжение, производство и реализацию.
На денежные средства предприятие покупает все необходимые предметы труда для производства продукции, которые приобретают форму производственных затрат; затем идет непосредственно процесс производства, в результате которого получается готовая продукция; она реализуется, и за неё получают денежные средства.
Таблица 2.3 - Структура основных производственных фондов МП «Хлебозавод №3» г. Рязани
Группы фондов |
2012г. |
2013г. |
2014г. | ||||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
||
Здания |
19900 |
43,52 |
19900 |
40,73 |
19939 |
37,28 |
|
Сооружения и передаточные устройства |
509 |
1,11 |
509 |
1,04 |
509 |
0,95 |
|
Машины и оборудование |
17265 |
37,75 |
17998 |
36,84 |
21664 |
40,51 |
|
Транспортные средства |
5170 |
11,31 |
6937 |
14,20 |
7437 |
13,91 | |
Производственный и хоз –ный инвентарь |
2885 |
6,31 |
3510 |
7,19 |
3933 |
7,35 |
|
Итого |
45729 |
100 |
48854 |
100 |
53482 |
100 |
Анализируя данную таблицу 2.3 мы видим, что величина фондов основного вида деятельности за период 2012-2014гг. увеличилась на 7753 тыс.руб. Сооружения и передаточные устройства остались неизменны. Все же остальные ОПФ увелиились. Наибольшую долю в структуре основных фондов занимают здания и сооружения, а наименьшую машины.
Показатели |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
2014 г. в % к 2012 г. |
Среднегодовая численность работников, всего |
281 |
292 |
284 |
101,07 |
Из них рабочие |
216 |
225 |
218 |
100,92 |
Служащие |
16 |
17 |
17 |
106,25 |
В т.ч руководители |
6 |
6 |
6 |
100,00 |
Специалисты |
10 |
11 |
11 |
110,00 |
Не промышленный персонал |
49 |
50 |
49 |
100,00 |
Анализируя таблицу 2.4 мы видим, что все весь персонал предприятия претерпел незначительные изменения в численности, кроме персонала не промышленного персонала и руководителей.
Экономическая эффективности производства и анализ рентабельности.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемости затрат. Они более полно, чем прибыль характеризуют окончательный результат хозяйственной деятельности, потому как их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения валовой продукции или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной или производственной продукции.
R=Прп/З (1.2)
R=ЧП/Зп (1.3)
где: R – рентабельность,
Прп - валовая прибыль, тыс. руб.
ЧП – чистая прибыль, тыс. руб.
З – сумма затрат по реализованной продукции
Зп - сумма затрат по произведенной продукции, тыс. руб.
Рентабельность показывает, сколько прибыли имеет предприятие с каждого рубля затраченного на производство продукции. Она может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.
Таблица 2.5 - Экономическая эффективность производства товарной продукции МП «хлебозавод №3» г. Рязани
Показатели |
2012г. |
2013г. |
2014г. | ||||||||||||
Выручка |
Себес прод |
прибыль |
Рентабельн |
Выручка |
Себес прод |
прибыль |
Рентабельн |
Выручка |
Себес прод |
Прибыль |
рентабельн | ||||
т.руб |
% |
Т.руб |
% |
т.руб |
% |
||||||||||
1.Хлебобулочные изделия |
28543,60 |
88,875 |
24423,743 |
4119,857 |
16,88 |
28492,36 |
84,4 |
24579,3 |
3913,06 |
16 |
26887,0 |
77 |
20281,2 |
6605,8 |
23,57 |
2.Кондитерские изделия |
3572,857 |
11,123 |
3083,257 |
295,603 |
9,6 |
5280,1 |
15,6 |
4777,7 |
502,4 |
10,52 |
8030,80 |
23,0 |
7228,8 |
802,0 |
11,1 |
Итого: |
32116,457 |
100 |
27507,00 |
4609,457 |
16,76 |
33772,46 |
100 |
29357,00 |
4415,46 |
15 |
34917,8 |
100 |
27510,00 |
7407,8 |
26,93 |
Анализируя таблицу 2.5. видно, что наиболее рентабельным является производство кондитерских изделий. По полученным данным можно судить о том, что размер денежной выручки по всем видам продукции в 2014 году увеличился, по сравнению с 2012 годом на 2801,34 тыс. рублей. Но уровень рентабельности снизился на 5,19% по отношению с 2012г. и повысился на 0,36% по сравнению с 2013г. Это произошло вследствие роста цен на сырье, электроэнергию, РСМ и др. статьи затрат, а также с регламентированным ростом цен на хлебобулочные изделия. В целом предприятие обладает достаточной рентабельностью для нормального воспроизводства.
Анализ себестоимости продукции
Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности производства. В нем синтезируются все стороны хозяйственной деятельности, суммируются результаты использования всех производственных ресурсов. Снижение себестоимости является одной из первоочередных и актуальных задач любого предприятия. От уровня себестоимости продукции зависит сумма прибыли и уровень рентабельности, финансовое состояние предприятия и его платежеспособные размеры, отчисления в фонды накопления и потребления. Структура затрат на производство и реализацию продукции представлена в таблице 2.6.