Основные направления повышения устойчивости МП «Хлебозавод № 3» г. Рязани в конкурентной среде

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 14:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового проекта - предложить конкретные мероприятия по обеспечению конкурентоспособности продукции МП « Хлебозавод №3 » г. Рязани.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы методов оценки конкурентоспособности.
2. Осуществить анализ конкурентоспособности продукции МП « Хлебозавод №3 » г. Рязани.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность экономической стратегии по обеспечению конкурентоспособности продукции……………………………………………..5
1.1 Понятие стратегии и её виды………………………………………….5
1.2 Понятие конкурентоспособности и факторы, влияющие на неё……9
1.3 Показатели и методы оценки конкурентоспособности продукции..18
1.3.1 Дифференциальный метод оценки конкурентоспособности продукции………………………………………………………………………...20
1.3.2 Комплексный метод оценки конкурентоспособности продукции………………………………………………………………………...21
Глава 2. Анализ уровня конкурентоспособности продукции МП «Хлебозавод № 3» г. Рязани…………………………………………………….22
2.1 Производственно- экономическая характеристика МП « Хлебозавод №3» г. Рязани…………………………………………………………………….22
2.2 Анализ производственной деятельности МП «Хлебозавод №3» г. Рязани…………………………………………………………………………….23
2.3 Факторы внешней среды, оказывающие влияние на МП «хлебозавод №3» г. Рязани……………………………………………………...32
2.4 Структура предприятия и бухгалтерии МП «хлебозавод №3» г. Рязани…………………………………………………………………………….37
2.5 Анализ финансового состояния МП «Хлебозавод №3»г. Рязани….40
Глава 3. Основные направления повышения устойчивости МП «Хлебозавод № 3» г. Рязани в конкурентной среде…………………………...50
3.1 Резервы повышения конкурентоспособности продукции (услуг)…50
3.2 Мероприятия по росту устойчивости МП «Хлебозавода № 3» г. Рязани в конкурентной среде…………………………………………………...52
Заключение………………………………………………………………..54
Список использованной литературы…………………………………….

Файлы: 1 файл

кр.doc

— 436.50 Кб (Скачать)

3) Неценовые - опосредованное влияние  на цену продукции. Неценовые  факторы конкурентоспособности - это  не только внутрихозяйственная  информация, покупательная способность, но и временные границы, в которых принимаются управленческие решения. Время как неценовой фактор определяет все другие элементы и возможности организации оперативно реагировать на изменение факторов, мобилизовать ресурсы для сохранения или существенного улучшения позиций предприятия на рынке.

4) Внутренние - влияние внутрихозяйственной  деятельности. Эти факторы определяют  возможности предприятия по обеспечению  собственной конкурентоспособности. К внутренним факторам относятся потенциал маркетинговых служб, технический уровень, финансово-экономический и научно-кадровый потенциал, система стимулирования, средства стимулирования сбыта, уровень сервисного и гарантийного обслуживания, условия хранения, транспортирования, упаковки продукции, обеспечение производства необходимыми материалами.

5) Внешние - влияние окружающей  среды. К внешним факторам относятся  меры государственного воздействия  экономического и административного  характера, основные характеристики  самого рынка деятельности предприятия, деятельности общественных и негосударственных институтов, деятельность политических партий и движений, система коммуникаций.

6) Качество - непосредственное влияние  на качественные характеристики. Эта группа оказывает наиболее  значительное влияние на обеспечение конкурентоспособности. К ней относятся следующие факторы: система управления, контроль качества, качество технологических процессов.

В настоящее время системы управления обеспечивают организациям рост уровня качества продукции, а значит и уверенность в повышении удовлетворенности потребителей. Пользоваться всеми преимуществами, которые дает внедренная система управления, можно при условии ее эффективного функционирования. Для эффективного использования систем управления необходимо уделять большое внимание следующим моментам: хорошо спланированная работа по внедрению, мотивация персонала, ориентированная на качество, возможность оперативного управления организацией. Контроль качества - один из важнейших факторов, обеспечивающих планируемый уровень качества. Создание санитарно-безопасной продукции гарантированного высокого качества невозможно без эффективного функционирования системы контроля качества и испытания продукции и технологических процессов по всей технологической цепочке производства. Также немаловажным фактором в обеспечении качества является качество технологических процессов. Без инженерно-технологических знаний управлять качеством продукции очень сложно. [2]

 

    1. Показатели и методы оценки конкурентоспособности продукции

 

Основным фактором достижения конкурентоспособности продукции, по мнению Фатхутдинова Р.А., является её качество. Качество продукции - это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. К остальным статичным факторам относятся цена продукции, затраты в сфере ее потребления за нормативный срок службы и качество сервиса потребителей продукции.

Структура приоритетов конкурентоспособности продукции, по оценке Фатхутдинова Р.А., следующая: 4:3:2:1. Из этого соотношения следует, что при формировании стратегии повышения конкурентоспособности в первую очередь ресурсы следует направлять на повышение качества продукции, затем - на снижение издержек фирмы, повышение качества сервиса потребителей продукции, совершенствование организации эксплуатации продукции с целью сокращения эксплуатационных затрат. Показатели конкурентоспособности отражают статику процесса управления. На конкурентоспособность оказывают влияние и динамичные факторы: факторы времени, синергичности, поведенческие, неопределенности внешней среды.

В соответствии с деревом эффективности товара показатели его качества могут быть I уровня (интегральный показатель или полезный эффект), II уровня (обобщающие показатели), III уровня (обобщающие или частные), IV уровня (частные) и V уровня (факторы, влияющие на частные показатели качества товара). К показателям качества II уровня дерева показателей относятся следующие [3]:

· показатели назначения товара;

· надежность товара;

· безотказность;

· ремонтопригодность;

· сохраняемость;

· долговечность;

· экологичность;

· эргономичность;

· технологичность;

· эстетичность;

· патентно-правовые.

По мнению Савицкой Г.В. конкурентоспособность - это характеристика продукции, которая показывает ее отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать следующим параметрам:

· техническим (свойства товара, область его применения и назначения);

· эргономическим (соответствие товара свойствам человеческого организма);

· эстетическим (внешний вид товара);

· нормативным (соответствие товара действующим нормам и стандартам);

· экономическим (уровень цен на товар, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности).

Анализ конкурентоспособности продукции производится с целью оценки и прогнозирования конкурентоспособности продукции, изучения факторов, воздействующих на ее уровень и с целью разработки мер по обеспечению необходимого уровня конкурентоспособности продукции.

Для оценки конкурентоспособности необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента с уровнем, заданным потребностью покупателя, и сравнить полученные результаты. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральные показатели конкурентоспособности продукции.

 

      1. Дифференциальный метод оценки конкурентоспособности продукции

 

Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра к величине того же параметра продукта-конкурента:

где q - единичный параметрический показатель;

P - уровень параметра  исследуемого изделия;

P100 - уровень параметра  изделия, принятого за образец, удовлетворяющего  потребность на 100%.

Как правило, по величинам единичных показателей не представляется возможным однозначно оценить уровень конкурентоспособности продукции. В этой связи широкое применение нашли комплексные методы оценки.

 

 

 

      1. Комплексный метод оценки конкурентоспособности продукции

 

Комплексный метод оценки уровня конкурентоспособности базируется на применении групповых и интегральных показателей.

Групповой показатель объединяет единичные показатели по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов, определенных экспертным путем:

где G - групповой показатель;

ai - весовой коэффициент, определенный экспертным путем;

qi - единичный  параметрический показатель.

Интегральный показатель представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам к групповому показателю по экономическим параметрам:

где J - интегральный показатель;

Gm - групповой  показатель по техническим параметрам;

Gэ - групповой  показатель по экономическим  параметрам.

Если J > 1, то оно превосходит продукцию конкурента по своим параметрам, а если J < 1, то анализируемая продукция уступает образцу и тогда следует выработать технико-экономические решения по повышению конкурентоспособности продукции. [8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Глава 2. Анализ уровня конкурентоспособности продукции МП «Хлебозавод № 3» г. Рязани

 

2.1. Производственно- экономическая  характеристика МП « Хлебозавод №3» г. Рязани

 

 

      Муниципальное предприятие «Хлебозавод №3 г. Рязани» был построен1и1введен1в1эксплуатацию1в119581году. 
      С 1993 года имущество предприятия находится  в муниципальной  собственности 1города1Рязани. 
      МП  «Хлебозавод №3 г. Рязани» располагается по адресу г. Рязань, ул. Чкалова,1д.19б. 
      Основным  видом деятельности предприятия  является производство хлеба и хлебобулочных 1изделий
      Среднесуточный  объем выпускаемой продукции в зависимости от колебаний спроса составляет: по хлебу и хлебобулочным изделиям 20 тонн, по мучным и кондитерским изделиям – 1 тонна. 
      Ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий  составляет свыше 38 наименований, мучных кондитерских изделий свыше сорока наименований. В структуре ассортимента хлеба и хлебобулочных изделий  – 55-60% составляют сорта из муки ржаной и муки смешанной валки и около 45% и сдобные изделия из пшеничной  муки. Структура ассортимента мучных кондитерских изделий: печенье, пирожные1кремовые1и торты.  
      Муниципальное предприятие «Хлебозавод №3»  г. Рязани располагает резервом1мощностей 1для выработки хлеба и хлебобулочных изделий  в  нужном1 ассортименте,   требуемом1  количестве1  и1  стабильного 

качества.

 

 

2.2 Анализ производственной деятельности МП «Хлебозавод №3» г. Рязани

 

Определение специализации предприятия

Под специализацией предприятия принимается сосредоточение его деятельности на производство определенного вида продукции, для создания условий для увеличения прибыли, достижения более высокой производительности труда, увеличения производства продукции, улучшения ее качества.

Существуют различные формы специализации: территориальная, общехозяйственная, внутрихозяйственная, внутриотраслевая.

Применительно к МП «Хлебозавод № 3» г Рязани можно рассматривать две формы. Общехозяйственную – объектом является товарная продукция; внутрихозяйственную – объектом является валовая продукция. Для рассмотрения общехозяйственной формы специализации необходимо представить структуру товарной продукции. Структура товарной продукции приведена в таблице 2.1

 
Таблица 2.1 - Состав товарной продукции МП «хлебозавод №3» г. Рязани

№ п/п

 

Вид изделия

Год

   

2012

 

2013

2014

   

Произведено товарной продукции, тонн

Выручка

        

Произведено товарной продукции, тонн

Выручка

Произведено товарной продукции, тонн

Выручка

     

тыс. руб.

%

 

тыс. руб.

%

 

тыс. руб.

%

1

Хлебобулочные

10609,80

28543,60

88,875

11600,4

28492,36

84,4

11658,07

26887,0

77,0

2

Кондитерские

74,02

3572,857

11,123

102,79

5280,1

15,6

121,74

8030,80

23,0

3

Итого

10683,82

32116,457

100

11703,19

33772,46

100

11779,81

34917,8

100


 

Найдем коэффициент специализации предприятия по формуле 1.1

Кс,=100/(Уп(2п-1)) (1.1)

Где:

100 – постоянный коэффициент,

Уп - удельный вес реализованной продукции в структуре товарной продукции,%

n - порядковый номер продукта  по удельному весу

Кс для 2012 года:

Кс = 100/(88,875(2х1-1)+11,123(2х1-1))=0,82

Кс для 2013 года:

Кс = 100/(84,4(2х1-1)+15,6(2х1-1))=0,76

Кс для 2014 года:

Кс = 100/(77(2х1-1)+23(2х1-1))=0,68

По полученным данным можно сделать вывод, что завод имеет очень высокий уровень специализации, но с каждым годом он уменьшается. Это объясняется тем, что в условиях перехода к рыночной экономике предприятие меняет ассортимент выпускаемой продукции на такой, который приносит наибольшую прибыль.

Информация о работе Основные направления повышения устойчивости МП «Хлебозавод № 3» г. Рязани в конкурентной среде