Основные направления повышения устойчивости МП «Хлебозавод № 3» г. Рязани в конкурентной среде

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 14:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового проекта - предложить конкретные мероприятия по обеспечению конкурентоспособности продукции МП « Хлебозавод №3 » г. Рязани.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы методов оценки конкурентоспособности.
2. Осуществить анализ конкурентоспособности продукции МП « Хлебозавод №3 » г. Рязани.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность экономической стратегии по обеспечению конкурентоспособности продукции……………………………………………..5
1.1 Понятие стратегии и её виды………………………………………….5
1.2 Понятие конкурентоспособности и факторы, влияющие на неё……9
1.3 Показатели и методы оценки конкурентоспособности продукции..18
1.3.1 Дифференциальный метод оценки конкурентоспособности продукции………………………………………………………………………...20
1.3.2 Комплексный метод оценки конкурентоспособности продукции………………………………………………………………………...21
Глава 2. Анализ уровня конкурентоспособности продукции МП «Хлебозавод № 3» г. Рязани…………………………………………………….22
2.1 Производственно- экономическая характеристика МП « Хлебозавод №3» г. Рязани…………………………………………………………………….22
2.2 Анализ производственной деятельности МП «Хлебозавод №3» г. Рязани…………………………………………………………………………….23
2.3 Факторы внешней среды, оказывающие влияние на МП «хлебозавод №3» г. Рязани……………………………………………………...32
2.4 Структура предприятия и бухгалтерии МП «хлебозавод №3» г. Рязани…………………………………………………………………………….37
2.5 Анализ финансового состояния МП «Хлебозавод №3»г. Рязани….40
Глава 3. Основные направления повышения устойчивости МП «Хлебозавод № 3» г. Рязани в конкурентной среде…………………………...50
3.1 Резервы повышения конкурентоспособности продукции (услуг)…50
3.2 Мероприятия по росту устойчивости МП «Хлебозавода № 3» г. Рязани в конкурентной среде…………………………………………………...52
Заключение………………………………………………………………..54
Список использованной литературы…………………………………….

Файлы: 1 файл

кр.doc

— 436.50 Кб (Скачать)

         Конкуренция - это элемент рыночного механизма, который реализуется в форме взаимодействия рыночных субъектов и борьбы между ними за наиболее выгодные условия приложения капитала. [9]

         В основе понятия «конкуренция» лежат человеческие нужды, которые выражаются в потребностях, специфичных для различных культур и людей. Они могут быть удовлетворены с помощью различных товаров и услуг. Основной идеей конкурентной борьбы является удовлетворение потребностей клиентов лучше, чем это могут сделать конкуренты, учитывая знание рынка, требования и возможности потребителей. На практике это может быть реализовано, с одной стороны, за счет подробного изучения рынка, взаимоотношений, складывающихся между производителями и потребителями ее продукции. С другой стороны - в результате активного воздействия на рынок и существующий спрос для максимизации рыночной доли и увеличения рентабельности продаж. [10]

         Поэтому конкуренция представляет собой важное средство контроля в рыночной экономике. Рыночный механизм спроса и предложения доносит пожелания потребителей до производителей продукции, а через них - и до поставщиков ресурсов. Но при этом именно конкуренция вынуждает производителей и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять эти пожелания покупателей. Конкуренция вызывает расширение производства и понижение цены продукта до уровня, соответствующего издержкам производства.

На современном этапе развития экономики еще не сложился единый подход определения конкуренции. Так, одни авторы под конкуренцией понимают соперничество отдельных юридических или физических лиц (конкурентов), заинтересованных в достижении одной цели. С точки зрения предприятий такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителя. Другие авторы понимают конкуренцию как соперничество или борьбу между двумя более или менее четко обозначенными соперниками, способность обеспечить предложение по сравнению с конкурирующей компанией.

Как было доказано многими экономистами, конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения.

Конкурентоспособность - показатель, интересующий как производителя, так и потребителя продукции. Производитель заинтересован в том, чтобы его продукция была продана, для этого она должна быть высокого качества и обладать минимальной ценой, а потребитель заинтересован в приобретении продукции, полностью удовлетворяющей его потребностям с точки зрения качества и цены.

По мнению П.С. Завьялова, в процессе исследования конкурентоспособности как обобщенной экономической проблемы необходимо учитывать следующие факторы:

· необходима, прежде всего, количественная оценка экономических объектов, являющихся носителями свойства конкурентоспособности, без чего поддержание уровня конкурентоспособности, его повышение носит субъективный характер;

· универсальное общепринятое понятие конкурентоспособности отсутствует;

· к числу основных параметров, которые определяют уровень конкурентоспособности, относятся многослойность, относительность и конкретность;

· конкурентоспособность определяется с использованием результатов сопоставлений как предприятий, так и их продуктов;

· сопоставление экономических объектов в процессе сравнительного анализа конкурентоспособности должно удовлетворять требованиям полноты и корректности.

Фаминский И. отмечает существенные вопросы, связанные с термином "конкурентоспособность":

· многовариантность, которая приводит к тому, что ряд исследователей под конкурентоспособностью понимают лишь некоторые технические характеристики продукции, фирмы или отрасли;

· относительность, которая проявляется в том, что конкурирующий на одних рынках товар будет совершенно неконкурентоспособен на других;

· различие подходов к оценке и анализу конкурентоспособности на разных ее уровнях: на уровне товара, предприятия, отрасли и, наконец, уровне национальной экономики в целом.

Существуют различные понятия конкурентоспособности. Например, профессор Р.А. Фатхутдинов определяет его следующим образом: «конкурентоспособность - это свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность может рассматриваться относительно таких объектов, как нормативные акты, научно-методические документы, проектно-конструкторская документация, технология, производство, выпускаемая продукция (выполняемая услуга), недвижимость, работник, информация, фирма, регион, отрасль, любая макросреда, страна в целом». А М. Эрлих и Дж. Хайн считают, что конкурентоспособность - это способность страны или фирмы продавать свои товары. Гельвановский М., Жековская В., Трофимов И. отмечают, что конкурентоспособность представляет собой сложное многоуровневое понятие, анализ и оценку которого необходимо теснейшим образом увязывать с конкретным конкурентным полем и, особенно, с его уровнем. В связи с этим можно уверенно утверждать, что основополагающий уровень обеспечения конкурентоспособности - макроэкономический, на котором определяются основные условия функционирования всей хозяйственной системы. За ним по значимости идет мезоуровень, где формируются перспективы развития отрасли или корпорации, охватывающий группу предприятий. На микроуровне конкурентоспособность обретает свою окончательную, заключительную форму в виде соотношения цены и качества товара. Это соотношение зависит от условий, сформировавшихся на предшествующих двух уровнях и от персонала предприятия, его способности использовать как свои ресурсы, так и сравнительные национальные, общехозяйственные и отраслевые преимущества.

Анализ определений конкурентоспособности, данных разными авторами, позволяет выделить ее наиболее важные особенности:

· конкурентоспособность - это привлекательность продукции для потребителя, мера возможности быть проданной;

· задаваемая величина, при создании новой продукции;

· отражает степень удовлетворения требований потребителя, причем характер предъявляемых требований зависит от вида продукции;

· относительная величина, получаемая при сопоставлении с аналогичной продукцией основных конкурентов по техническим, экономическим, эксплуатационным характеристикам в определенный промежуток времени;

· прогнозируемая, математическая величина.

Конкурентоспособность - это величина, которая состоит из нескольких важных факторов: качество, цена, послепродажный сервис, маркетинг. Одни факторы определяют конкурентоспособность продукции и влияют на ее изменение, другие же - обеспечивают конкурентоспособность продукции.

Кураков Л.П. дает понятие конкурентоспособности более системно: «Конкурентоспособность - это уровень преимущества или отставания фирмы, предприятия, организации по отношению к другим участникам-конкурентам на рынке внутри страны и за ее пределами, определяемый по таким параметрам, как технология, квалификация персонала, качество, политика сбыта и т.п. Конкурентоспособность - относительная характеристика товара, отражающая в объективной форме его отличия от товара конкурента как по степени удовлетворения одной и той же существенной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение». [9]

Сафронов Н.А. выделяет четыре уровня конкурентоспособности предприятий. К первому уровню относятся небольшие предприятия, получившие нишу рынка, которые видят задачу лишь в выпуске продукции определенного вида, в выполнении намеченного производственного плана. Но как только такое предприятие начинает расширяться, то оно либо выходит за грани первоначальной ниши и вступает в конкуренцию на другом сегменте рынка, либо первоначальная ниша рынка развивается в растущий рынок и становится привлекательной для других производителей. Наилучшим вариантом стратегии для такого типа предприятий является постоянный поиск все новых и новых ниш рынка, то есть диверсификация производства и хозяйственной деятельности, что позволит им поддерживать свою конкурентоспособность.

Предприятия второго уровня конкурентоспособности называются «следующие за лидерами». Такие предприятия стремятся максимально заимствовать все технические приемы, технологии и сырье, методы организации производства, что и ведущие предприятия отрасли. Но такие стереотипы делового поведения, полностью основывающиеся на заимствовании передового опыта, могут уже не работать и не прибавлять конкурентоспособности.

При третьем уровне конкурентоспособности система управления начинает активно воздействовать на произведенные системы, содействует их развитию и совершенствованию. Успех в конкурентной борьбе на этом уровне зависит от качества, эффективности управления и организации производства, то есть зависит от функции управления, а не от функции производства.

На четвертом уровне конкурентоспособности находятся компании мирового уровня, которые известны во всем мире своей продукцией высочайшего качества. Такие предприятия оказываются впереди конкурентов на многие годы. [4]

Среди понятий конкурентоспособности основным и наиболее важным является «конкурентоспособность продукции». Предприятия должны производить конкурентоспособный товар или конкурентоспособную услугу, чтобы оставаться на рынке. [9]

Окрепилов В.В дает следующее определение: «конкурентоспособность продукции - это совокупность свойств, определяющих способность продукции отвечать требованиям рынка в определенный момент или интервал времени». [13]

Целью обеспечения конкурентоспособности продукции является получение прибыли в результате успешной реализации продукции на рынке. В свою очередь, продукция может быть реализована на рынке только при условии ее соответствия требованиям конкретного потребителя. При совершении покупок каждый покупатель осуществляет выбор необходимого ему изделия среди целого ряда аналогичных, предлагаемых на рынке, и приобретает наиболее удовлетворяющее его потребности. При этом покупатель учитывает потребительские свойства продукции, выясняет степень соответствия собственным потребностям. При этом он стремится добиться оптимального соотношения между уровнем потребительских свойств изделия и расходами по его приобретению и использованию, то есть получить максимум потребительского эффекта на единицу затрат. [14]

Основой обеспечения конкурентоспособности продукции является формирование и обеспечение ее конкурентных преимуществ. Конкурентное преимущество продукции - это ярко выраженное проявление превосходства над конкурентами в различных областях. К конкурентным преимуществам приводят низкая себестоимость, качество и технический уровень производимой продукции, наличие развитой сбытовой сети. Конкурентоспособность продукции в отличие от конкурентных преимуществ испытывает на себе сильное влияние стратегических и тактических изменений на рынке, не связанных с деятельностью предприятия.

Профессоры В.Я. Горфинкель и В.А. Швапдар утверждают, что факторы конкурентоспособности вытекают из методов осуществления конкуренции, которые подразделяются на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция предполагает продажу продукции по более низким ценам, чем конкуренты, в то время как неценовая базируется на отличительной особенности продукции по сравнению с конкурентами.

Ценовые факторы предполагают использование на предприятии новейших технологий, позволяющих производить больше продукции в единицу времени, снижать уровень расходования ресурсов, обеспечивая более низкий уровень издержек производства продукции. Своевременное обновление активной части основных фондов позволяет не допустить наступления морального износа первого вид, это сохраняет ценовые конкурентные преимущества, не допуская удорожания продукции. Комплексная механизация и автоматизация производства способствуют высвобождению рабочей силы и уменьшают в структуре затрат на продукцию долю расходов на оплату труда. Также важным фактором, способствующим снижению затрат на продукцию, а значит, и возможному снижению цен на нее, является организация логистики на предприятии. В последнее время внимание к логистике значительно возросло, причиной тому является конкуренция. Успех компаний, не практикующих построения хорошо налаженной логистической цепи поставок и управления ею, может быть поставлен под вопрос, так как конкуренция становится все более жесткой. Эффективно построенная логистическая цепь обеспечивает такое движение материалов и запасов, которое минимизирует образование ненужных стадий, таких, например, как лишние запасы готовой продукции на складе, у производителей или оптовиков, то есть минимизирует количество денег, связанных на то время, пока продукция не продана. При ценовой конкуренции важным моментом является то, что покупателя интересуют полные затраты на приобретение и эксплуатацию продукции, то есть речь идет о цене потребления, которая включает в себя продажную цену и затраты на эксплуатацию на весь срок службы данного изделия. К неценовым факторам конкурентоспособности относятся: обеспечение качества продукции, торговая марка, организация каналов реализации продукции, реклама, послепродажное обслуживание, новизна продукции. В современной рыночной экономике особое значение в обеспечении конкурентоспособности продукции приобретают параметры, связанные с процессом реализации, логистикой и снижением издержек товародвижения, послепродажным обслуживанием. [1]

М.М. Галеев, А.С. Балевских и А.И. Панышев в статье, посвященной исследованию конкурентоспособности продукции АПК, разделяют факторы, влияющие на конкурентоспособность на группы по следующим признакам:

1) Человеческий фактор. Эффективность деятельности предприятия определяется сотрудниками предприятия и чиновниками, создающими условия для их функционирования. В условиях рыночной экономики особую ценность приобретают квалифицированные управленческие кадры.

2) Ценовые - непосредственное влияние на цену продукции. К ценовым факторам относятся: затраты на производство, цена реализации, затраты на сырье, эксплуатационные затраты. Цена выражает не только издержки производства и отношения производителей и потребителей, но и уровень доходов населения, маркетинговые системы управления, которые позволяют эффективно использовать различные ценовые стратегии.

Информация о работе Основные направления повышения устойчивости МП «Хлебозавод № 3» г. Рязани в конкурентной среде