Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 14:35, курсовая работа
Цель курсового проекта - предложить конкретные мероприятия по обеспечению конкурентоспособности продукции МП « Хлебозавод №3 » г. Рязани.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы методов оценки конкурентоспособности.
2. Осуществить анализ конкурентоспособности продукции МП « Хлебозавод №3 » г. Рязани.
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность экономической стратегии по обеспечению конкурентоспособности продукции……………………………………………..5
1.1 Понятие стратегии и её виды………………………………………….5
1.2 Понятие конкурентоспособности и факторы, влияющие на неё……9
1.3 Показатели и методы оценки конкурентоспособности продукции..18
1.3.1 Дифференциальный метод оценки конкурентоспособности продукции………………………………………………………………………...20
1.3.2 Комплексный метод оценки конкурентоспособности продукции………………………………………………………………………...21
Глава 2. Анализ уровня конкурентоспособности продукции МП «Хлебозавод № 3» г. Рязани…………………………………………………….22
2.1 Производственно- экономическая характеристика МП « Хлебозавод №3» г. Рязани…………………………………………………………………….22
2.2 Анализ производственной деятельности МП «Хлебозавод №3» г. Рязани…………………………………………………………………………….23
2.3 Факторы внешней среды, оказывающие влияние на МП «хлебозавод №3» г. Рязани……………………………………………………...32
2.4 Структура предприятия и бухгалтерии МП «хлебозавод №3» г. Рязани…………………………………………………………………………….37
2.5 Анализ финансового состояния МП «Хлебозавод №3»г. Рязани….40
Глава 3. Основные направления повышения устойчивости МП «Хлебозавод № 3» г. Рязани в конкурентной среде…………………………...50
3.1 Резервы повышения конкурентоспособности продукции (услуг)…50
3.2 Мероприятия по росту устойчивости МП «Хлебозавода № 3» г. Рязани в конкурентной среде…………………………………………………...52
Заключение………………………………………………………………..54
Список использованной литературы…………………………………….
Таблица 2.10- Показатели финансовой устойчивости МП «хлебозавод №3» г. Рязани
Наименование показателя |
Способ расчета |
Нормальное ограничение |
1 |
2 |
3 |
1. Коэффициент обеспеченности |
U1 = (стр.490 – стр.190)/ стр.290 |
нижняя граница 0,1 опт. U1>=0,5 |
2. Коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными средствами |
U2 = (стр.490 – стр.190)/ стр.210 |
U2 = 0,6-0,8 |
3. Коэффициент соотношения |
U3 = (стр.590 + стр.690)/ стр.490 |
не выше 1,5 |
4. Коэффициент автономии |
U4 = стр.490/стр.700 |
U4>= 0,4-0,6 |
1 |
2 |
3 |
5. Коэффициент финансирования (долгосрочного привлечения заемных средств) |
U5 = стр.490/ (стр.590 + стр.690) |
U5>=0,7 Оптимально U5 ~ 1,5 |
Приведу пояснения к показателям. Коэффициент обеспеченности собственными источниками (U1) показывает, какая часть оборотных активов финансируется за счет собственных источников. Коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными средствами (U2) показывает, в какой степени материальные запасы покрыты собственными средствами и не нуждаются в привлечении заемных. Коэффициенты U1, U2 характеризуют состояние оборотных средств. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств (U3) указывает, сколько заемных средств организация привлекла на 1 руб. вложенных в активы собственных средств. Коэффициент автономии (U4) показывает удельный вес собственных средств в общей сумме источников финансирования. Коэффициент финансирования (U5) показывает, какая часть деятельности финансируется за счет собственных, а какая – за счет заемных средств. Коэффициенты U3, U4, U5 определяют состояние основных средств.
Величина собственных оборотных средств.
Величина собственных оборотных средств, данный коэффициент характеризует ту часть собственного капитала организации, которая является источником покрытия текущих активов компании. Коэффициент рассчитывается как сумма собственного капитала и долгосрочных обязательств предприятия за минусом балансовой стоимости основных средств, долгосрочных инвестиций и текущих обязательств.
К собств. оборотн. ср-в на 2012г. Стр.(стр.490+стр.515)-стр.190-
К собств. оборотн. ср-в на 2013г. Стр.(стр.490+стр.515)-стр.190-
К собств. оборотн. ср-в на 2014г. Стр.(стр.490+стр.515)-стр.190-
Коэффициент покрытия (общей ликвидности)
Коэффициент покрытия (общей ликвидности) дает оценку ликвидности баланса (ликвидность - возможность быстро погасить обязательства за счет наиболее ликвидных средств (деньги, ТМЦ)). Он рассчитывается как отношение суммы текущих активов к текущим обязательствам организации, показывая, сколько рублей текущих активов приходится на один рубль текущих обязательств. Если текущие активы превышают по величине текущие обязательства, деятельность предприятия оценивается как успешная.
К общ. ликвид. на 2012г. = стр. 290 / стр. 690 = 14709 / 13089 = 1,123
К общ. ликвид. На 2013г. = стр. 290 / стр. 690 = 16683/17668=0,94
К общ. ликвид. на 2014г. = стр. 290 / стр. 690 =14320/12953=1,105
Коэффициент быстрой ликвидности.
Коэффициент быстрой ликвидности рассчитывается на основе наиболее ликвидных активов (денежных средств, ценных бумаг и другим активам, приближенным по свойствам к денежным средствам – то есть способных быстро обращаться в денежные средства или вексельные обязательства, заменяющие их).Коэффициент равен отношению суммы денежных средств, дебиторской задолженности и других наиболее ликвидных активов к обязательствам организации.
К быстр. ликвид. на 2012г.= (стр.230+ стр.240) /стр.690=(1975 + 5883) / 13089 = 0,60
К быстр. ликвид. на2013г.=(стр.230+стр.240)/
К быстр. ликвид. на 2014г. = (стр.230 + стр.240) / стр. 690= (820+5913)/12953=0,159
Коэффициент абсолютной ликвидности.
Коэффициент абсолютной ликвидности указывает на то, какая часть краткосрочных заемных средств может быть погашена немедленно.
Коэффициент рассчитывается как отношение суммы денежных средств предприятия к его текущим обязательствам.
К абс. ликвид. на 2012г. = стр. 230 / стр. 690 = 1975/ 13089 = 0,150
К абс. ликвид. на 2013г. = стр. 230 / стр. 690 = стр. 919 / 17668 = 0,052
К абс. ликвид. на 2014г. = стр. 230 / стр. 690 =820/12953=0,063
Таблица 2.11 - Финансовые коэффициенты ликвидности МП «хлебозавод №3» г. Рязани
Показатель |
Расчетная формула |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
Обеспеченность собственными оборотными средствами |
Стр.(стр.490+стр.515)-стр.190- |
-11469 |
-18644 |
-11586 |
Коэффициент покрытия (общей ликвидности) |
Стр. 290/стр.690 |
1,123 |
0,94 |
1,105 |
Коэффициент быстрой ликвидности |
(Стр.230+стр.240)/стр.690 |
0,60 |
0,37 |
0,519 |
Коэффициент абсолютной ликвидности (срочности) |
Стр.230/стр.690 |
0,150 |
0,052 |
0,063 |
Проведенный анализ показывает, что в течение 2014 года предприятию удалось стабилизировать финансовое положение, хотя структуру баланса можно признать неудовлетворительной. Выше приведенные коэффициенты имеют значения ниже нормативов. Показатель к концу года ухудшился. Коэффициент меньше 1, только 7 % текущих обязательств может быть немедленно погашено за счет наиболее ликвидных активов, обязательства организации увеличиваются быстрее, чем ликвидные активы. Общая ликвидность баланса снизилась на 16 %, фактором такого снижения явился рост кредиторской задолженности в отчетном году. Это неудовлетворительный показатель. Снижение коэффициента быстрой ликвидности является показателем снижения финансовой устойчивости предприятия. МП «Хлебозавод №3» г. Рязани имеет неликвидный баланс. Рост этого показателя в динамике рассматривают как положительную тенденцию – увеличение собственных оборотных средств. На предприятии МП «Хлебозавод №3» г. Рязани текущие активы возросли в основном за счет роста кредиторской задолженности организации, а не за счет роста собственного капитала. Неудовлетворительная структура баланса - это такое состояние имущества и обязательств, когда за счет имущества не может быть обеспечено выполнение обязательств перед кредиторами из–за недостаточной ликвидности имущества. Основные причины этого:
· снижение объемов продаж
· снижение объемов производства
Я считаю, что предприятие располагает достаточными резервами для существенного улучшения своего финансово-экономического положения. Для этого следует более полно использовать производственную мощность предприятия, более оперативно реагировать на конъюнктуру рынка, изменяя в соответствии с его требованиями ассортимент продукции и ценовую политику.
Глава 3. Основные направления повышения устойчивости МП «Хлебозавод № 3» г. Рязани в конкурентной среде
3.1 Резервы повышения
Хлеб – это продукт, который должен быть реализован в течении 24 часов, но это не всегда получается. Для решения данного вопроса нужно ввести в эксплуатацию линию по герметичной упаковке хлебобулочных изделий, в результате чего хлебобулочные изделия можно реализовывать в течении 72 часов.
Как видно, упаковка товара играет немаловажную роль. Поэтому одним из направлений повышения конкурентоспособности является ввод в эксплуатацию линии по герметичной упаковке.
По статистике МП «Хлебозавод № 3» г. Рязани возвратность хлебобулочных изделий без упаковки составляет 15 % от объёма отгрузки. На основании показателей 2014 года рассчитаем дополнительную прибыль, которую предприятие сможет получить при внедрении герметичной упаковки.
Сумма капитальных затрат на приобретение машины
РТ – УМ – ГШ – 02
К в.н = Ц + И + Ст + ОСдоп
где,
Ц –цена внедряемой машины
И –стоимость комплектующих приспособлений
Ст – стоимость расходов на транспортировку и монтаж
ОСдоп – сумма дополнительных оборотных средств, связанных с внедрением.
К в.н = 640 000 + 7100 + 92, 85 = 647192,85 руб.
Срок окупаемости капитальных затрат – это время от начала реализации инвестиционного проекта до момента, когда первоначальные вложения и другие затраты, покрываются суммарными результатами от его осуществления.
К в.н
Т= -------
D Пн.т.
где D П н.т. – прирост прибыли от внедрения новой техники, руб.
Объём производства продукции на 2014 год составляет 11779,81 тонн, стоимость товарной продукции – 34917,8 тыс. рублей.
Стоимость 1 тонны продукции 2964,2 рублей (34917,8 /11,78).
По статистике МП «Хлебозавод № 3» г. Рязани в год происходит 15 % возврата продукции от объёма производства из – за неполной продажи в магазинах хлебо – булочных изделий в течении 24 часов., что составляет 1766,9 тонн в год (11779,81 х 0,15). Sвозврата = 1766,9 х 2964,2 = 5237,4 тыс. рублей.
С внедрением линии по герметичной упаковке, срок реализации хлебобулочных изделий увеличиться до 72 часов. В среднем процент возврата будет составлять 7 % от объёма производства.
Тогда возврат продукции в год составит:
11779,81 х 0,07 = 824,59 тонн в год
Дополнительная прибыль предприятия в данном случае составит:
D П н.т = (1766,9 – 824,59) х 2964,2 = 2793195,3 руб.
647192,85
Т=---------------- = 0,23
2793195,3
Коэффициент эффективности затрат на новую технику (показатель обратный сроку окупаемости):
D П н.т.
К эф.кап.затр = -----------------
К в.н
2793195,3
К эф.кап.затр = ------------- = 4,32
647192,85
Экономический эффект – это конечный результат применения технологического новшества, измеряемый абсолютными величинами. Ими могут быть прибыль, снижением материальных, трудовых затрат, рост объёмов производства или качества продукции.
Экономическая эффективность – это показатель, определяемый соотношением экономического эффекта и затрат, породивших этот эффект, т.е. сопоставляются либо размер полученной прибыли, либо издержек с капитальными вложениями на осуществление данного технического мероприятия.
3.2 Мероприятия по росту
Финансовая устойчивость предприятия играет чрезвычайно важную роль в обеспечении устойчивого развития, как отдельных предприятий, так и общество в целом.
Для укрепления своей финансовой устойчивости предприятию необходимо повышать свою конкурентоспособность. Существует несколько путлей повышения конкурентоспособности предприятия.
Пути повышения конкурентоспособности предприятия с целью укрепления его финансовой устойчивости:
- Постоянное использование нововведений.
- Поиск новых, более совершенных форм выпускаемого товара.
- Выпуск продукции такого качества, которое бы отвечало государственным и мировым стандартам.
- Сбыт товаров в те же сегменты рынка, где наиболее высокие требования к качеству и сервисному обслуживанию.
- Использование только высококачественного сырья и материалов.
- Постоянное обучение и переподготовка кадров.
- Повышение материальной заинтересованности работников и улучшение условий труда.
- Проведение маркетинговых исследований рынка, с целью установления потребностей покупателей.
- Анализ своих конкурентов, для выявления своих сильных и слабых сторон.
- Поддержание контактов с научно–исследовательскими организациями и инвестирование научных разработок, направленных на повышение качества продукции.
- Использование наиболее эффективных рекламных мероприятий.
- Регистрация своего товарного знака и использование фирменных марочных изделий.
Таким образом, одним из важнейших вопросов эффективной реализации стратегии является стимулирование выполнения заданий требуемого объема, качества, в установленные сроки, без превышения запланированных затрат. Из перечисленных критериев приоритетным является качество как важнейший фактор конкурентоспособности.
Одной из важнейших функций управления реализации следует считать оперативное регулирование, за которым должны быть закреплены задачи мониторинга изменений во внешней среде и внутренней структуре системы, комплексной значимости системы, анализа результатов оперативного контроля, обновления и внесения изменений в стратегию повышения конкурентоспособности предприятия.