Организация эффективной системы управленческого контроля на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:27, курсовая работа

Краткое описание

Ошибки, возникающие внутри организации, переплетаются, множатся и, если их вовремя не исправить, могут привести к катастрофе, банкротству коммерческой организации, к развалу учреждения. Известно, что в большинстве создающихся мелких предприятий не понимают важности функции контроля, допущенные ошибки накладываются и нарастают, пока не происходит банкротство. Нередко организация не гибнет, а существует, но постоянно переходит из одного кризиса в другой.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………. 3

Теоретические основы управленческого контроля на предприятии ………. 5

Контроль как функция менеджмента …………………………………......... 5
Механизм реализации управленческого контроля на предприятии ……… 9
Методические подходы к оценке эффективности системы управленчес-
кого контроля на предприятии ……………………………………………… 14

2 Исследование организации эффективной системы управленческого
контроля на РУП «Гомсельмаш» ……………..…………………………….. 18

Технико-экономическая характеристика РУП «Гомсельмаш» …………… 18
Характеристика системы управленческого контроля на РУП
«Гомсельмаш» ……………………………………………………………….. 21
Анализ эффективности системы управленческого контроля …………….. 26

3 Направления совершенствования организации эффективной системы
управленческого контроля на предприятии …………………………………. 29

Заключение ……………………………………………………………………….. 36

Список использованных источников …………………………………………... 37

Файлы: 1 файл

1) орг-ция эффект. системы упр-го контроля.doc

— 439.50 Кб (Скачать)

 

Министерство образования  Республики Беларусь

Учреждение образования  «Гомельский Государственный университет  имени Франциска Скорины»

Кафедра экономики и  управления производством

Организация эффективной системы управленческого контроля на предприятии

Курсовая работа

Выполнила:

студентка гр. ЭУ-41                               И.П. Бобок

Проверила:

ассистент                                  А.В. Орлова

Гомель, 2009

 

Содержание

 

 

Введение  …………………………………………………………………………. 3

 

  1. Теоретические основы управленческого контроля на предприятии ………. 5

 

    1. Контроль как функция менеджмента …………………………………......... 5
    2. Механизм реализации управленческого контроля на предприятии ……… 9
    3. Методические подходы к оценке эффективности системы управленчес-

кого контроля на предприятии ……………………………………………… 14

 

2  Исследование организации эффективной системы управленческого

контроля на РУП «Гомсельмаш» ……………..…………………………….. 18

 

    1. Технико-экономическая характеристика РУП «Гомсельмаш» …………… 18
    2. Характеристика системы управленческого контроля на  РУП

«Гомсельмаш» ……………………………………………………………….. 21

    1. Анализ эффективности системы управленческого контроля …………….. 26

 

3  Направления совершенствования организации эффективной системы

управленческого контроля на предприятии …………………………………. 29

 

Заключение ……………………………………………………………………….. 36

 

Список использованных источников …………………………………………... 37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Функция контроля может  быть определена как процесс, при  помощи которого руководство получает информацию о действительном состоянии дел по выполнению плана и о ходе решения задач, направленных на достижение целей организации. Реализация контроля включает также оценку отклонений от плана, определение их причин и принятие управленческих решений.

Термин «контроль» практически всегда вызывает, прежде всего, отрицательные эмоции, связанные с ограничениями самостоятельности, принуждением и другими эмоциональными восприятиями, которые входят в противоречия с индивидуальным представлением о свободе личности. Контроль представляет собой процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Контроль включает установление стандартов, измерение фактически достигнутых результатов и проведение корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Один из аспектов функции  контроля, связанный с его формальной внешней стороной, действительно состоит в обеспечении подчинения кому-либо или чему-либо. Однако основной задачей контроля является своевременное принятие корректирующих действий для обеспечения достижения организацией своих целей. И именно эта деятельность является главной в содержании функции контроля.

Необходимость контроля заключается в том, что он является неотъемлемым элементом сущности всякой организации. «Контроль и определение направления – это синонимы», – считал П. Друкер.

Контроль как функция  менеджмента представляет собой  вид управленческой деятельности, обеспечивающий возможность удержания организации на выбранном (запланированном) пути достижения целей путем периодической оценки, сопоставления текущих результатов деятельности организации с установленными планами (стандартами) и принятия необходимых корректирующих действий.

Для обеспечения этой функции на всех предприятиях создаются соответствующие системы контроля с целью организации оперативной обратной связи между реальными показателями деятельности предприятия и его планами. Чем точнее и оперативнее такие системы, тем большая вероятность достижения желаемого результата за счет своевременной корректировки как предпринимаемых усилий для достижения целей, так и самих целей с учетом изменения реальной ситуации во внешней и внутренней среде организации. Критерием эффективности любой системы контроля служит ее способность обеспечивать возможность (организационные и информационные условия) для принятия своевременных управленческих воздействий по достижению целей организации.

Множество разнообразных  обстоятельств может помешать реализации планов и задуманных организационных структур. Изменения законов, социальных ценностей, технологии, условий конкуренции могут сделать планы невыполнимыми. Источником неопределенности являются и люди, работающие в любой организации.

Ошибки, возникающие внутри организации, переплетаются, множатся и, если их вовремя не исправить, могут привести к катастрофе, банкротству коммерческой организации, к развалу учреждения. Известно, что в большинстве создающихся мелких предприятий не понимают важности функции контроля, допущенные ошибки накладываются и нарастают, пока не происходит банкротство. Нередко организация не гибнет, а существует, но постоянно переходит из одного кризиса в другой.

Функция контроля – выявить проблемы и скорректировать деятельность до того, как эти проблемы перерастут в кризис.

Поддержка успешных действий – это также функция контроля, которая состоит в поддержке всего того, что является успешным в деятельности организации. Необходимо определить, какие именно действия эффективно способствовали достижению целей организации. Это позволяет найти область расширения деятельности организации.

Широта контроля должна позволять ему быть всеобъемлющим. Любой руководитель независимо от ранга  должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей. Планирование, создание организационных структур, мотивацию нельзя рассматривать в отрыве от контроля. Все они являются неотделимыми частями общей системы контроля в организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1  Теоретические основы управленческого контроля на предприятии

 

 

    1. Управленческий контроль как функция управления предприятием

 

 

Контроль является одной  из общих функций менеджмента, без  которой практически не могут  быть реализованы в полной мере другие функции внутрифирменного управления. В рамках внутрифирменного управления, реализующего сочетания принципа централизации и децентрализации такого управления возникает вопрос оптимизации контроля при централизованном и децентрализованном управлении одновременно. Этой цели служит управленческий контроль.

Управленческий контроль (контроль как функция внутрифирменного управления) является одним из главных инструментов выработки политики и принятия управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование предприятия (корпорации) и достижение его целей в долгосрочной перспективе и текущей работе.

Основное содержание (задачи) управленческого контроля:

  • cбор, обработка и анализ фактических результатов деятельности всех подразделений предприятия (корпорации), сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и причины этих отклонений. Управленческий контроль должен обеспечить фиксацию всех отклонений от намеченных планов (запланированных показателей работы) в любом из звеньев управления для принятия срочных решений, касающихся текущей деятельности конкретного подразделения.
  • анализ причин отклонений текущей деятельности от запланированного поведения предприятия и выявление возможных тенденций их развития.
  • разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей (желаемого результата деятельности) предприятия и принятие конкретных управленческих решений.
  • создание системы отчетности на предприятии (в корпорации), его отделениях и дочерних компаниях, проверка и анализ этой отчетности по результатам хозяйственной деятельности предприятия (корпорации) в целом и каждого отдельного подразделения [1, с. 318].

Система управленческого  контроля базируется на организацию системы учета и отчетности финансовых и производственных показателей деятельности, а так же на организацию и проведение их анализа. В практике внутрифирменного управления широко используются две формы управленческого контроля: финансовый контроль (общий управленческий контроль) и оперативный (адми-

нистративный) контроль.

Финансовый  контроль базируется на систему финансовой отчетности, действующей на предприятии. Контроль осуществляется путем получения от каждого хозяйственного подразделения финансовой отчетности по важнейшим экономическим и финансовым показателям деятельности в соответствии со стандартными формами, идентичными для предприятия (корпорации) в целом и всех его структурных подразделений, производственных отделений и дочерних компаний. Число показателей и сроки предоставления отчетности могут быть различными для различных уровней структурных подразделений.

Анализ отчетности производится путем сравнения фактических результатов с планируемыми показателями и анализа динамики и ожидаемого достижения (прогноза) намеченных целей предприятия.

Основными показателями отчетности и анализа при финансовом контроле обычно являются: уровень прибыли, издержки производства и их соотношение с продажами, эффективность капиталовложений, обеспеченность собственными средствами (финансовыми средствами); финансовое состояние (платежеспособность и ликвидность) и другие показатели, отражающие специфику хозяйственной деятельности предприятия.

Финансовый контроль организационно осуществляется через  функциональные подразделения на различных уровнях управления (на уровне предприятия, отделений и подразделений). На высшем уровне финансовый контроль ведется центральной финансовой службой (аппарат финансового контроля). Финансовый контроль производственных отделений и дочерних компаний осуществляется через их бухгалтерию и другие функциональные подразделения (финансовые службы, плановый отдел и т.д.) [1, с. 318-319].

Функциональные подразделения обеспечивают сбор и анализ соответствующей отчетной информации за определенный системой контроля период (по принадлежности). По результатам анализа отчетной информации выявляют отклонения от плановых показателей и причины их возникновения для принятия управленческих решений по обеспечению нормального функционирования и достижения желаемого финансового результата. Особое внимание уделяется показателям прибыли и затрат (издержек). Финансовый анализ проводится отдельно по каждой производственно-хозяйственной группе, производственному отделению, дочерней компании и по предприятию (корпорации) в целом.

Взаимосвязь отчетности по финансовому контролю с показателями планирования позволяет одновременно организовать и контроль выполнения плановых показателей отделений, дочерних компаний и других структурных образований, а так же предприятия в целом. Повышение роли функции контроля в выполнения плановых заданий обеспечивается использованием автоматизированных информационных систем, которые позволяют проводить сбор, обработку и анализ отчетной документации контроля адресно, а также оперативно выявлять отклонения и причины их возникновения для принятия срочных решений как централизованно, так и децентрализовано. Это позволяет осуществлять систематический контроль производственной, сбытовой и другой связанной (обеспечивающей) деятельности всех подразделений в процессе самой работы по этапам ее продвижения, обеспечивать координацию и своевременное внесение необходимых уточнений и изменений в соответствии с изменениями внешней среды (на рынке и в экономике в целом).

Применение информационных технологий на базе автоматизированных информационных систем сбора, обработки и распределения информации способствует усилению централизации и оперативности контроля в управлении предприятием и его структурными подразделениями с одновременным применением децентрализованного оперативного контроля их деятельности.

Оперативный (административный) контроль. Система организации управленческого контроля предусматривает определенное соотношение централизации и децентрализации в управлении предприятием. При этом общий управленческий контроль направлен на достижение целей (желаемого результата), определяемых стратегическим планом предприятия (корпорации), который принимается высшим руководством.

Оперативный контроль производится на уровне руководителей производственных отделений, дочерних компаний и других структурных образований и обеспечивает:

  • контроль соответствия хозяйственных результатов показателям, определенным в текущем плане (бюджете);
  • оценку, сравнение и анализ фактического и запланированного объемов продаж;
  • оценку доли рынка и анализ ее динамики по продуктам, а также производственным отделениям, филиалам, дочерним компаниям и по предприятию в целом (для целевых рынков);
  • систематический анализ портфеля заказов и других показателей хозяйственной деятельности, установленных принятой на предприятии (в отрасли) системой учета и отчетности [2, с. 390].

Оперативный контроль предназначен для систематического отслеживания, прежде всего, хода выполнения производственной программы и плана реализации продаж. Поэтому часто этот контроль объединяется с планированием производственной программы и обеспечивающей производственно- хозяйственной деятельностью производственного отделения, дочерней компании, завода в единую систему (функцию) управления.

Информация о работе Организация эффективной системы управленческого контроля на предприятии