Организация как система

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:03, курсовая работа

Краткое описание

Современный мир нередко рассматривается как мир самых разных организаций, которые представляют собой «совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархической структуры; общественное объединение, государственное учреждение». Организации создаются для удовлетворения разнообразных потребностей людей и поэтому имеют самое различное назначение, размеры, строение и другие характеристики.

Файлы: 1 файл

на проверку реферат..docx

— 50.59 Кб (Скачать)

ПРИАМУРСКИЙ ИНСТИТУТ АГРОЭКОНОМИКИ И БИЗНЕСА

 

 

 

 

 

 

Наименование  дисциплины: Теория организации

 

 

 

 

Реферат

 

 

тема: Организация как система

 

 

 

 

 

Выполнил: студент  3 курса

Группы МБ-91 за) очного отделения

                                                             Юденкова Светлана Сергеевна

                                                                 (Ф.И.О.)

Проверил___________   

                                                              090525- З.       

                                                             (№ зачетной книжки)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск 2012 год

Введение

 

Современный мир нередко  рассматривается как мир самых  разных организаций, которые представляют собой «совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархической  структуры; общественное объединение, государственное учреждение». Организации  создаются для удовлетворения разнообразных  потребностей людей и поэтому  имеют самое различное назначение, размеры, строение и другие характеристики.

В прошлом веке не существовало понятия определенной организации, а в последние десятилетия  изучение организаций и их поведения  стало главной задачей исследований, проводимых совместно представителями  нескольких научных дисциплин. Косвенным  путем вклад в теорию организации  внесли специалисты, работающие в отдаленных областях знаний, как биология, математика, психология животных, логика и философия. Непосредственно способствовали созданию теории организации социологи, антропологи, специалисты по социальной психологии человека, политическим наукам и истории. Кроме того, способствовали ее развитию дисциплины, связанные с областью предпринимательской деятельности: общая теория делового руководства, теория человеческих отношений, исследование операций и наука управления, а  также промышленная социология. Изучение организаций постепенно превратилось в самостоятельную научную область - теорию организации.

Теория организации направлена, прежде всего, на изучение такой разновидности  социальных организаций как экономические (хозяйственные) организации.

Основой теории организации  является теория систем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Системный подход

Структура организации часто изображается в виде плоской двухмерной организационной  блок-схемы. Эти блок-схемы представляют собой удобные модели, которые  помогают увидеть сложные взаимоотношения  между отдельными подразделениями, структурными единицами и людьми в данной организации. Но, если бы это  было возможно, более точно отобразить структуру помог бы нам «мобайл», — подвижное изображение, а не блок-схема. Как все, наверное, когда  касались какого-то участка подвижной  структуры, конструкции «мобайл», все  другие его части также приходят в движение или изменяют свое положение  в большей или меньшей степени, в зависимости от того, какой части  вы касаетесь и с какой силой  вы воздействуете на нее. Более того, положение других частей меняется не сразу, — необходимо какое-то время  на реакцию. И это время опять  таки зависит от того, в каком  месте и насколько сильно вы касаетесь  «мобайла». Точно также, когда руководство  меняет один элемент или какую-то одну часть организации, все другие части в определенной степени  также испытывают воздействие этой перемены. Такого рода изменения могут  сказаться на будущей эффективности  организации в целом.

Такие эффекты  возникают при изменениях физического  характера, вроде необходимости  нанимать новых людей или менять технологию при покупке новых  машин и оборудования, а также  при изменениях одной из управленческих функций. Например, если высшее руководство  решает предоставить одному из подчиненных  руководителей большую свободу  действий, это повлияет на мотивацию  данного руководителя, на то, как  он будет вести себя со своими подчиненными, и на то, как подчиненные будут  взаимодействовать с новым руководителем. Кроме того, может снизиться мотивация  к работе других руководителей, которые  находятся на той же ступени иерархической  лестницы, но не получили никаких дополнительных прав. Они могут почувствовать  себя ущемленными по многим организационным  аспектам, влияющим на их работу. Все  эти изменения будут происходить  в разное время. Следовательно, в  будущем организация станет некоей иной целостностью, находящейся в  другой позиции на пути к достижению своих целей, чем это было бы, если бы изменения не произошли.

Чтобы наглядно представить себе эти взаимодействия и многочисленные последствия, руководители, в особенности на высшем уровне, должны увидеть перспективы для  организации в целом и для  связей организации с окружающей средой. Руководители не просто должны знать свою собственную работу, но и то, как их собственная работа и обязанности, а также работа других членов организации влияет на цели, которые организация стремится достичь. Руководители должны осознавать непосредственное воздействие решений, принимаемых в организации, и их опосредованное воздействие на различные аспекты организационной деятельности. Они должны принимать во внимание воздействие окружающей среды на организацию и влияние организации на окружающую среду. В сегодняшнее время организации чрезвычайно трудно увидеть, как «лес», поскольку тут растет так много «деревьев», которые либо отвлекают внимание, либо загораживают перспективу и не дают возможности воспринять картину в целом. Изначальный недостаток подходов различных, школ к управлению заключается в том, что они сосредоточивают внимание только на каком-то одном важном элементе, а не рассматривают эффективность управления, как результирующую, зависящую от многих различных факторов.

Управление  на основе системного подхода включает три этапа:

  1. Определение сферы, уточнение области и масштабов деятельности субъекта управления, ориентировочное установление адекватных сфер, областей и масштабов деятельности, информационных потребностей.
  2. Осуществление необходимых исследований (системный анализ).
  3. Разработка альтернативных вариантов решения определенных проблем и выбор оптимального варианта по каждой задаче с применением экспертных оценок, в том числе и независимых экспертов.

Системный подход в управлении означает всестороннюю проработку принимаемых решений, анализ всех возможных вариантов их реализации, координацию усилий на различных  направлениях. В социальных системах этот принцип предполагает тесную увязку решений экономических, социально-политических и культурных проблем в процессе решения управленческих задач.

Применение  теории систем к управлению облегчило  для руководителей задачи, увидеть  организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются  с внешним миром. Эта теория также  помогла интегрировать вклады в  школы, которые в разное время  доминировали в теории и практике управления.

 

 

 

 

  1. Виды организационных структур

В зависимости от характера  связей между подразделениями организации  различают следующие виды организационных  структур: линейную, функциональную, линейно - функциональную (штабную) и матричную.

Линейная организационная  структура управления

Это одна из простейших организационных  структур. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и  осуществляющий единоличное руководство  подчиненными ему работниками и  сосредоточивающий в своих руках  все функции управления.

При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеют  одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все команды управления. В этом случае управленческие звенья несут  ответственность за результаты всей деятельности управляемых объектов. Речь идет о пообъектном выделении  руководителей, каждый из которых выполняет  все виды работ, разрабатывает и  принимает решения, связанные с  управлением данным объектом. Оценка результатов деятельности в линейной структуре управления имеет вид треугольника .

  Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по цепочке «сверху вниз», а сам руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого над ним уровня, формируется своего рода иерархия руководителей данной конкретной организации. В данном случае действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника.

 В линейной структуре управления каждый подчиненный имеет начальника, а каждый начальник имеет несколько подчиненных. Такая структура функционирует в небольших организациях на низшем уровне управления (секция, бригада, отдел и т.д.).

В линейной структуре система  управления организацией компонуется  по производственному признаку с  учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, ассортимента выпускаемой продукции и т.п.

Линейная структура управления является логически более стройной и формально определенной, но вместе с тем и менее гибкой. Каждый из руководителей обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения функциональных проблем, требующих узких, специальных знаний.

Многолинейная (функциональная) организационная структура управления организацией . Функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления.

Идея состоит в том, что выполнение отдельных функций  по конкретным вопросам возлагается  на специалистов, то есть каждый орган  управления (либо исполнитель) специализирован  на выполнение отдельных видов деятельности.

В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные  подразделения (отделы), например отдел  маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия  и т.п. Таким образом, общая задача управления организацией делится, начиная  со среднего уровня по функциональному  критерию.

Функциональное управление существует наряду с линейным, что  создает двойное подчинение для  исполнителей.

Линейно-штабная  организационная структура управления. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т.п.).

В данном случае функциональные структуры подразделений находятся  в подчинении главного линейного  руководителя. Свои решения они проводят в жизнь либо через главного руководителя, либо (в пределах своих полномочий) непосредственно через соответствующих  руководителей служб-исполнителей.

Таким образом, линейно-штабная  структура включает в себя специальные  функциональные подразделения (штабы) при линейных руководителях, которые  помогают им выполнять задачи организации (См. Приложение №3).

Матричная организационная  структура управления  создается путем совмещения структур двух видов: линейной и программно-целевой. При функционировании программно-целевой структуры управляющее воздействие направлено на выполнение определенной целевой задачи, в решении которой участвуют все звенья организации. Вся совокупность работ по реализации заданной конечной цели рассматривается не с позиций достижения цели, предусмотренной программой. Основное внимание при этом концентрируется не столько на совершенствовании отдельных подразделений, сколько на интеграции всех видов деятельности, создании условий, благоприятствующих эффективному выполнению целевой программы. При этом руководители программы несут ответственность как за ее реализацию в целом, так и за координацию и качественное выполнение функций управления. В соответствии с линейной структурой (по вертикали) строится управление по отдельным сферам деятельности организации: НИОКР, производство, сбыт, снабжение и т.д.

В рамках программно-целевой  структуры (по горизонтали) организуется управление программами (проектами, темами).

Управление программами  осуществляется специально назначенными руководителями, которые несут ответственность  за координацию всех связей по программе  и своевременное достижение ее целей. При этом руководители высшего уровня освобождаются от необходимости  принимать решения по текущим  вопросам. В результате этого на среднем и нижнем уровнях повышается оперативность управления и ответственность  за качество исполнения конкретных операций и процедур, то есть заметно повышается роль руководителей специализированных подразделений в организации  работ по четко определенной программе.

При матричной структуре  управления руководитель программы (проекта) работает не со специалистами, которые  подчинены не непосредственно ему, а линейным руководителям, и в  основном определяет, что и когда  должно быть сделано по конкретной программе. Линейные же руководители решают, кто и как будет выполнять  ту или иную работу.

Матричная структура управления так же имеет свои преимущества и недостатки.

Создание матричной организационной  структуры управления организацией считается целесообразным в случае, если существует необходимость освоения ряда новых сложных изделий в  сжатые сроки, внедрения технологических  новшеств и быстрого реагирования на конъюнктурные колебания рынка.

Применяются матричные структуры  в следующих областях:

Информация о работе Организация как система