Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:03, курсовая работа
Современный мир нередко рассматривается как мир самых разных организаций, которые представляют собой «совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархической структуры; общественное объединение, государственное учреждение». Организации создаются для удовлетворения разнообразных потребностей людей и поэтому имеют самое различное назначение, размеры, строение и другие характеристики.
Д Многопрофильные предприятия со значительным объемом НИОКР;
Д Холдинговые предприятия.
Матричные структуры управления,
дополнившие линейную организационную
структуру, открыли качественно
новое направление в развитии
наиболее гибких и активных программно-целевых
структур управления. Они нацелены
на подъем творческой инициативы руководителей
и специалистов и выявление возможностей
значительного повышения
Основными задачами менеджмента
при матричной структуре
1) Обеспечение единой
инновационной политики во
2) Выделение состава
3) Тщательная подготовка
положений об отделах и
4) Разработка специальных мотивационных механизмов, регламентирующих внутрифирменную кооперацию;
5) Обеспечение централизованного управления по объектам.
Дивизиональная структура управления - совокупность самостоятельных подразделений (предприятий), входящих в организацию, пространственно отделенных друг от друга, имеющих собственную сферу деятельности, самостоятельно решающих текущие производственные и хозяйственные вопросы. Схема дивизиональной структуры управления представлена в Приложении №5.
При территориальном подходе к построению структуры такой организации, каждое из входящих в нее подразделений (предприятий) специализируется на производстве полного набора продукции и услуг для нужд данного региона. Это позволяет сэкономить средства за счет сосредоточения в одном месте коммерческих операций, лучше учитывать местные условия, поддерживать личные контакты.
При продуктовом подходе к формированию структуры организации, каждое из входящих в нее подразделений сосредоточено на выпуске какого-то одного вида продукции или услуг для всех групп потребителей, проживающих на территории, где действует данная фирма. За счет специализации производства удается значительно повысить его качество и эффективность, сориентировать на реальные потребности рынка.
Рыночный подход к формированию
организационной структуры
Наконец, инновационный подход
предполагает создание в рамках организации
специальных центров, занимающихся
разработкой, освоением и развертыванием
производства новых видов продуктов
и услуг. Получается, что, пока одни
подразделения выпускают
Таким образом, область применения дивизиональной структуры управления:
Д Многопрофильные предприятия;
Д Предприятия, расположенные в различных регионах;
Д Предприятия, осуществляющие
сложные инновационные
Подразделения, образующие дивизиональную структуру, объединены между собой, а также с общим центром производственными, финансовыми и административными связями.
Производственные связи
могут быть как технологическими,
так и продуктовыми. Технологические
основываются на том, что каждое подразделение
выполняет лишь отдельные операции
в цепочке изготовления конечного
изделия. Их деятельность не воплощается
в законченном продукте, имеющем
самостоятельное значение. Продуктовые
связи предполагают, что имеет
место обмен законченными изделиями,
которые предназначены для
В рамках административных связей руководство организации доводит до подразделений обязательные для исполнения решения, направленные на достижение конкретных результатов, задает цели и основные стандарты их деятельности, контролирует их выполнение.
Финансовые связи реализуются
либо через формирование внутри организации
и последующее
Специфические задачи менеджмента при дивизиональной структуре управления:
1) Обоснование критериев,
выделение проектов и
2) Тщательный подбор
3) Обеспечение единой
инновационной политики во
4) Предотвращение внутри
фирменной концепции между
5) Предотвращение
6) Приоритет линейных
руководителей над
Крупные современные организации, имеющие дивизиональную структуру, существуют, как правило, в форме акционерных обществ и их объединений (акционерные компании, холдинги, финансово-промышленные группы).
3. Коммуникации в организации
Как говорят
о коммуникации в узком смысле
слова, то прежде всего имеют в
виду тот факт, что в ходе совместной
деятельности люди обмениваются между
собой различными представлениями,
идеями, интересами, настроениями, чувствами,
установками и т.д. Первоначально
этот процесс был непосредственно
включен в совместную деятельность,
и лишь позже произошло его
«выделение» - так называемая психологическая
спецификация, и в этой связи создание
специфических средств –
Поэтому,
не исключая возможности применения
некоторых положений теории информации
при описании коммуникативной стороны
общения, необходимо четко расставить
все акценты и выявить
Основными элементами коммуникационного процесса являются: отправитель, сообщение, канал, получатель.
Отправитель – лицо, генерирующее идею либо собирающее информацию и передающее ее.
Сообщение – информация, закодированная в виде символов.
Канал – средства передачи информации.
Получатель (реципиент) – тот, кому предназначена информация.[2]
Коммуникации можно классифицировать по типу объектов и по степени формализации.
По типу объектов:
-организация – внешняя среда;
-межуровневая (восходящая);
-межуровневая (нисходящая);
-горизонтальная;
-руководитель – подчиненный;
-руководитель – рабочая группа.
По степени формализации:
-формальные коммуникации;
-неформальные коммуникации.
Управление должно решить три задачи, создавая информационную подструктуру организации деятельности:
• организацию коммуникативных сетей;
• повышение качества информации, циркулирующей по коммуникативным сетям, обеспечивающей управление и деятельность персонала;
• полноценное использование информации для решения задач управления.
Эти задачи связаны со своеобразной группой психологических факторов - познавательно-коммуникативных. Чтобы повысить эффективность управления, необходимо знать, учитывать и совершенствовать эту группу психологических факторов.
Информационное сообщение - содержание информации, переданной при коммуникации от одного лица другому. Канал коммуникации - направление движения информационного сообщения. Информационный обмен - передача информации друг другу по каналу. Коммуникативная цепь - ряд каналов коммуникации, связанных движением однородных информационных сообщений. Могут быть индивидуальные и групповые информационные сети. Информационная роль - совокупность функций по информационному обмену, выполняемых данным лицом в коммуникативной сети.
4. Культура организации
За последние
несколько лет, и менее отчетливо
за последние пятьдесят лет, вопpосы
культуpы, и особенно культуpы в
больших оpганизациях, все больше
пpивлекают внимание теоpетиков и исследователей.
Действительно, мы живем в такое
вpемя, когда тысячи людей знают,
чем хаpактеpизуется
Опpеделений
культуpы имеется немало. Мы интуитивно
чувствуем, что такие понятия, как
"личность" или "общение" пpиближаются
к чему-то очень важному в опpеделении
культуpы, но это "что-то" настолько
pасплывчато, что его опpеделение
так же многочисленны, как каpтинки
в калейдоскопе. И чем больше опpеделений
культуpы, тем свободнее каждый новый
автоp пpидумывает собственную
Вот размышления
на эту тему А.Н.Занковского: «Организационная
культура представляет собой приобретенные
смысловые системы, передаваемые посредством
естественного языка и других
символических средств, которые
выполняют репрезентативные, директивные
и аффективные функции и
Организационная
культура представляет собой приобретенные
смысловые системы, передаваемые посредством
естественного языка и других
символических средств, которые
выполняют репрезентативные, директивные
и аффективные функции и
Таким образом, организационная культура задает некоторую систему координат, которая объясняет, почему организация функционирует именно таким, а не иным образом. Организационная культура позволяет в значительной мере сгладить проблему согласования индивидуальных целей с общей целью организации, формируя общее культурное пространство, включающее ценности, нормы и поведенческие модели, разделяемые всеми работниками.
В широком
смысле культура является механизмом
воспроизведения социального
Организационная культура включает не только глобальные нормы и правила, но и текущий регламент деятельности. Она может иметь свои особенности, в зависимости от рода деятельности, формы собственности, занимаемого положения на рынке или в обществе. В этом контексте можно говорить о существовании бюрократической, предпринимательской, органической и других организационных культур, а также об организационной культуре в определенных сферах деятельности, например, при работе с клиентами, персоналом и прочее.
Например, организационная культура корпорации IBM в работе с персоналом нагляднее всего проявляется в следующих принципах:
- передача специалистам максимально необходимого набора полномочий (власти) для выполнения возложенных на них функций. Они несут всю полноту ответственности за свои действия по их осуществлению;
- привлечение к работе специалистов высокого класса с достаточно независимым и самостоятельным складом мышления;
- создание со стороны администрации приоритета доверия и поддержки специалистов над контролем их деятельности;
- разделение на ячейки, функционирование каждой из которых может автономно обеспечиваться одним человеком;
- проведение постоянных структурных изменений;
- регулярное проведение опросов;
- материальное стимулирование, основанное как на показателях индивидуальной деятельности, так и на результатах работы организации в целом;
- проведение политики гарантированной занятости, при которой даже в условиях экономических спадов организация предпринимает все усилия для сохранения численности персонала;
- стимулирование личной инициативы работников при решении общих задач и постоянство правил поведения в фирме;
- доверие к отдельному работнику компании со стороны менеджеров;
- развитие коллективных методов решения проблем;
- планирование карьеры, при котором подбор менеджеров на новые или освободившиеся должности происходит из числа работников компании;