Управленческий контроль в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:04, курсовая работа

Краткое описание

Контроль является одной из основных функций менеджмента.С научной точки зрения, управленческий контроль, или соntrolling (в западной литературе это достаточно устоявшийся термин), целесообразно представить как систему, состоящую из элементов управленческой информационной системы, центров ответственности, техники контроля, процедур контроля, среды контроля, системы учета, кадров контроля.
Целью данной курсовой работы: определить пути совершенствования управленческого контроля в организации.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1 . Теоретические аспекты управленческого контроля…………………….4
1.1. Понятия, задачи и виды управленческого контроля…………………………4
1.2. Методы исследования управленческого контроля…………………………14
1.3. Российский и зарубежный опыт осуществления
управленческого контроля ……………………………………………………….24
Глава 2. Исследование управленческого контроля в системе управления муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Промышленновская средняя общеобразовательная школа №2»………………30
2.1. Общая характеристика МБОУ «СОШ №2»………………………………….30
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности МБОУ «СОШ №2»……..52
2.3. Исследование управленческого контроля в МБОУ «СОШ №2»…………...56
2.4. Анализ предварительного контроля ……………………………………….56
2.5. Анализ текущего контроля……………………………………………………61
2.6. Анализ заключительного контроля………………………………...………...62
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию управленческого контроля в МБОУ «СОШ №2»…………………………………………………………………64
3.1. Рекомендации по решению проблем текущего, предварительного и заключительного контроля………………………………………………………..64
3.2. Социальный и экономический эффект предложенных рекомендаций……67
Заключение ………………………………………………………………………..74
Список литературы ……………………………………………………………….75
Приложение…………………………………………………………………………78

Файлы: 1 файл

Курсовая Зарыповой ЭН-104-93.doc

— 431.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кемеровский институт (филиал)

 

Кафедра менеджмента 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Основы  менеджмента»

на тему: «Управленческий контроль в организации»

 

 

Исполнитель: студентка  гр. ЭН-104 Зарыпова Розалия Тахиряновна

 

Научный руководитель: Мамонтов                 Андрей Григорьевич

 

 

 

 

 

 

Кемерово 2012 
Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3

Глава 1 . Теоретические аспекты управленческого контроля…………………….4

1.1. Понятия, задачи и виды  управленческого контроля…………………………4

1.2. Методы исследования управленческого  контроля…………………………14

1.3. Российский и зарубежный опыт  осуществления 

управленческого контроля ……………………………………………………….24

Глава 2. Исследование управленческого  контроля в системе управления муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Промышленновская средняя общеобразовательная  школа №2»………………30

2.1. Общая характеристика МБОУ  «СОШ №2»………………………………….30

2.2. Анализ финансово-хозяйственной  деятельности МБОУ «СОШ №2»……..52

2.3. Исследование управленческого  контроля в МБОУ «СОШ №2»…………...56

2.4. Анализ предварительного контроля ……………………………………….56

2.5. Анализ текущего контроля……………………………………………………61

2.6. Анализ заключительного контроля………………………………...………...62

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию управленческого  контроля в МБОУ «СОШ №2»…………………………………………………………………64

3.1. Рекомендации по  решению проблем текущего, предварительного  и заключительного контроля………………………………………………………..64

3.2. Социальный и экономический  эффект предложенных рекомендаций……67

Заключение ………………………………………………………………………..74

Список литературы ……………………………………………………………….75

Приложение…………………………………………………………………………78 
Введение

Функция управленческого контроля ориентирована на подведение итогов реализации управленческого цикла, оценку качества, экономичности и целесообразности выполнения каждой функции управления и, самое главное, определение состояния разрешения управленческой проблемы, ради чего собственно вся эта работа и выполнялась.

 Контроль завершает  управленческий цикл и на этом  этапе невозможно внести в  него какие-либо коррективы, мы  можем лишь констатировать, анализировать  и делать выводы, которые могут  пригодиться в дальнейшем. Система контроля обеспечивает обратную связь между ожиданиями, определенными первоначальными планами, и реальными показателями деятельности организации, что необходимо для дальнейшего эффективного развития организации. Это обуславливает актуальность  выбранной темы курсовой работы.

Целью данной курсовой работы: определить пути совершенствования  управленческого контроля в организации.

В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие  задачи:

  1. Проанализировать литературные источники по обозначенной теме;
  2. Выявить сущность управленческого контроля, задачи, виды и методы;
  3. Провести анализ процесса осуществления управленческого контроля в МБОУ «Промышленновская СОШ №2»;
  4. Разработать рекомендации по совершенствованию управленческого контроля в МБОУ «Промышленновская СОШ №2».

Объект исследования: управленческий контроль в организации.

Предмет исследования: совершенствование  управленческого контроля в организации.

База исследования: МБОУ «Промышленновская  СОШ №2»

Информационная база: нормативно-правовые документы и специальной литературы по проблеме. 
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ.

 

1.1. Понятия, задачи  и виды управленческого контроля

Контроль является одной  из основных функций менеджмента.С научной точки зрения, управленческий контроль, или соntrolling (в западной литературе это достаточно устоявшийся термин), целесообразно представить как систему, состоящую из элементов управленческой информационной системы, центров ответственности, техники контроля, процедур контроля, среды контроля, системы учета, кадров контроля.

Понятие контроля можно интерпретировать как в узком смысле - как один из этапов процесса управления (или как одна из его функций такой подход, как говорилось выше, распространен на начальных стадиях развития науки об управлении), так и в более широком смысле как систему (входящую в систему управления организацией), состоящую из ряда элементов.

Управленческий контроль организации в наиболее узком  смысле это осуществление ее субъектами, наделенными соответствующими полномочиями (т.е. субъектами контроля), либо в автоматическом режиме, заданном указанными субъектами и под их управлением, следующих действий:

  • определение фактического состояния или действия управляемого звена системы управления организацией (объекта контроля);
  • сравнение фактических данных с требуемыми, т.е. с базой для сравнения, принятой в организации, либо заданной извне, либо основанной на рациональности;
  • оценка отклонений, превышающих предельно допустимый уровень, на предмет степени их влияния на аспекты функционирования организации;
  • выявление причин данных отклонений.

В соответствии с подходом в узком смысле цель контроля - информационная прозрачность объекта управления для  возможности принятия эффективных  решений. При этом, в понятии информационной прозрачности объекта управления отражено представление о степени управляемости данного объекта, т.е. о том, в какой степени в результате управления обеспечивается (обеспечивалось или будет обеспечиваться) поддержание требуемого состояния или действия объекта управления в соответствующий момент (период) времени. Вполне очевидно, что без предельной информационной прозрачности объекта управления адекватное его восприятие невозможно, управленческое воздействие не будет приносить желаемый результат и управленческая связь с объектом теряется, что и обуславливает особую важность контроля в процессе управления.[13, C.371-380]

Контроль в организации  является непрерывным процессом, состоящим  из трех основных элементов:

- установления стандартов  деятельности организации, подлежащих контролю;

- измерения и анализа  ее результатов, информация о  которых получена с его помощью; 

- корректировки хозяйственных,  технологических и иных процессов  в соответствии со сделанными  выводами и принятыми решениями.[31, C.149]

Итак, в широком смысле управленческий контроль в современных условиях хозяйствования целесообразно представить как систему, состоящую из элементов входа (информационное обеспечение контроля), элементов выхода (информация об объекте управления, полученная в результате контроля) и совокупности следующих взаимосвязанных звеньев: центры ответственности, техника контроля (т.е. информационно-вычислительная техника и технология), процедуры контроля, среда контроля, система учета.

В системе управления контроль выполняет следующие основные функции:

• проверочную (установление целесообразности, обоснованности, законности решений; проверка их выполнения, соблюдения технических, экологических, правовых и иных норм и нормативов; выявление  ошибок и нарушений);

• информационную (сбор, передача, обработка информации о состоянии объекта);

• диагностическую (изучение и оценка реального положения  дел в организации и ее окружении; выявление основных тенденций его  изменения, угроз и возможностей, скрытых резервов);

• прогностическую, создающую основу предположений о будущем состоянии объекта и возможных отклонениях от заданных параметров;

• коммуникационную, обеспечивающую установление и поддержание обратной связи;

• ориентирующую, подсказывающую, на что нужно обращать особое внимание;

• стимулирующую (по итогам контроля происходит оценка персонала, поощрение или наказание);

• корректирующую (на основе полученных результатов состояние  и поведение объекта (его части) изменяются таким образом, чтобы  обеспечивались необходимые значения его характеристик или устойчивость функционирования при отклонении от них);

• защитную (способствует сохранности ресурсов).[13, c.379-380]

В ходе осуществления  контрольного процесса решается несколько  задач:

  • предупредительное обнаружение внешних и внутренних факторов, способных значительно повлиять на функционирование организации; предупредительная подготовка к реакции на их действие;
  • выявление направлений и глубины каких-либо тенденций в развитии организации;
  • своевременное выявление фактических негативных тенденций и явлений и выработка мер по их устранению;
  • оценка эффективности деятельности организации за какой-либо период времени; нейтрализация фактора неопределенности;
  • поддержание успеха.

Особенность контроля заключается  в его двойственной роли в процессе управления. В результате глубокой интеграции контроля и других элементов процесса управления на практике невозможно определить круг деятельности для работника таким образом, чтобы он относился только к какому-либо одному элементу управления без его взаимосвязи и взаимодействия с контролем. Любая управленческая функция (функция планирования, учета и т.п.) обязательно интегрирована с контрольной. Поэтому правомерно утверждать, что контроль организации является:

  • неотъемлемым элементом каждой стадии процесса управления;
  • “обособленной” стадией, обеспечивающей информационную прозрачность на предмет качества хода процесса управления на всех других стадиях. [35]

Выделяют следующие  основные виды контроля:

1. По типу:

• традиционный контроль фиксирует отклонения от плановых заданий и стандартов;

• опережающий контроль отслеживает разрыв между реальным состоянием дел организации и ее целями; по итогам принимаются меры, направленные на их достижение, а не на исправление прошлых ошибок;

• предпринимательский контроль осуществляется над внешней ситуацией и внутренними процессами, факторами, влияющими на них; в результате корректируются сами цели.

2. По видам (финансовый, маркетинговый, контроль качества, производственный и др.).

3. По объектам, каковыми являются:

• состояние производственного, технического, кадрового потенциала, объем финансовых ресурсов, материальных запасов, целесообразность их использования;

• эффективность производственной деятельности;

• промежуточные и  конечные результаты;

• затраты, потери и их виновники;

• достоверность, качество, доступность, полнота информации;

• сроки исполнения принимаемых  решений;

• имидж организации;

• сохранение коммерческой тайны и т. д.

4. По субъектам, которые осуществляют процесс контроля (администрация, функциональные службы, специальные подразделения, сами работники).

5. По интенсивности (нормальный или усиленный).

6. По месту осуществления.

Летучий контроль подразумевает, что его субъект и объект пространственно разделены и необходимо их специальное соединение (например, выездная проверка).

Стационарный контроль предполагает, что субъект и объект едины (исполнитель сам следит за своей работой).

7. По целям (фильтрующий контроль призван отделить годное от негодного, а корректирующий — исправить положение дел).

8. По методам:

• фактический контроль осуществляется с помощью опроса, инвентаризации, осмотра, разрушения объекта;

• документальный происходит на основе сверок и проверок документов;

• оценочный контроль базируется на экспертизе, анализе, сопоставлении с эталоном.

9. По стадиям осуществления.

В соответствии с указанным  признаком выделяют три основных вида контроля: предварительный, текущий и итоговый.[13,c. 374]

Предварительный, как это явствует из самого термина, предшествует активной деятельности, а тем более каким-то конкретным результатам. Его задача в основном состоит в проверке готовности организации, ее персонала, производственного аппарата, системы управления и др. к работе. Он осуществляется путем анализа наличия и состояния ресурсов, их сопоставления со стоящими задачами.

Информация о работе Управленческий контроль в организации