Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:04, курсовая работа
Контроль является одной из основных функций менеджмента.С научной точки зрения, управленческий контроль, или соntrolling (в западной литературе это достаточно устоявшийся термин), целесообразно представить как систему, состоящую из элементов управленческой информационной системы, центров ответственности, техники контроля, процедур контроля, среды контроля, системы учета, кадров контроля.
Целью данной курсовой работы: определить пути совершенствования управленческого контроля в организации.
Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1 . Теоретические аспекты управленческого контроля…………………….4
1.1. Понятия, задачи и виды управленческого контроля…………………………4
1.2. Методы исследования управленческого контроля…………………………14
1.3. Российский и зарубежный опыт осуществления
управленческого контроля ……………………………………………………….24
Глава 2. Исследование управленческого контроля в системе управления муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Промышленновская средняя общеобразовательная школа №2»………………30
2.1. Общая характеристика МБОУ «СОШ №2»………………………………….30
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности МБОУ «СОШ №2»……..52
2.3. Исследование управленческого контроля в МБОУ «СОШ №2»…………...56
2.4. Анализ предварительного контроля ……………………………………….56
2.5. Анализ текущего контроля……………………………………………………61
2.6. Анализ заключительного контроля………………………………...………...62
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию управленческого контроля в МБОУ «СОШ №2»…………………………………………………………………64
3.1. Рекомендации по решению проблем текущего, предварительного и заключительного контроля………………………………………………………..64
3.2. Социальный и экономический эффект предложенных рекомендаций……67
Заключение ………………………………………………………………………..74
Список литературы ……………………………………………………………….75
Приложение…………………………………………………………………………78
2. В сферу предварительного
управленческого контроля
На данном этапе педагогические работники МБОУ «СОШ№2»
- имеют необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденной документами об образовании;
- обеспечивают выполнение федерального государственного образовательного стандарта;
- соблюдают Устав Учреждения, Правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции;
- поддерживают дисциплину в Учреждении на основе уважения человеческого достоинства обучающихся. Применение методов физического и психологического насилия по отношению к обучающимся не допускается;
- проходят периодически, по приказу руководителя Учреждения, медицинское обследование.
Директор:
В МБОУ «Промышленновская СОШ №2» один раз в пять лет приказом директора создается аттестационная комиссия из числа авторитетных преподавателей школы, проводящая аттестацию педагогических работников на основании Положения об аттестации руководящих и педагогических работников с учетом их профессиональной деятельности.
За выполнение дополнительных
работ связанных с
Работникам Учреждения с учетом показателей результатов труда устанавливаются выплаты стимулирующего характера: виды, размеры, условия и порядок произведения выплат стимулирующего характера, показатели и критерии оценки качества и результативности труда работников определяются Учреждением в пределах, выделенных на эти цели лимитных бюджетных обязательств самостоятельно и закрепляются положением о стимулирующих выплатах работникам МБОУ «Промышленновская СОШ №2» по согласованию с Управляющим советом Учреждения и выборочным органом первичной профсоюзной организации
3. Контроль финансовых и материальных ресурсов МБОУ «Промышленновская СОШ №2» осуществляется через Управление образования администрации Промышленновского муниципального района Кемеровской области, являющегося главным распорядителем бюджетных средств.
Финансовые и материальные средства Учреждения, закрепленные за ним Учредителем, используются в соответствии с Уставом и изъятию не подлежат, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
К исключительной компетенции Учредителя относятся следующие вопросы:
а) формирование и утверждение муниципального задания для Учреждения;
б) утверждение изменений и дополнений в Устав Учреждения по согласованию с Учредителем;
в) установление порядка определения платы за работы, услуги оказываемые учреждением сверх установленного муниципального, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного муниципального задания;
г) согласование сдачи в аренду недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества;
д) определение перечня
особо ценного движимого
е) предварительное согласование крупных сделок Учреждения;
ж) одобрение сделки в случае конфликта интересов;
з) определение порядка
составления и утверждения
хозяйственной деятельности Учреждения;
и) определение порядка
составления и утверждения
к) осуществление контроля за деятельностью Учреждения;
л) установление соответствия расходования денежных средств и использования иного имущества Учреждения целям, предусмотренным настоящим уставом;
м) заключение трудового договора с руководителем Учреждения;
н) установление предельно допустимых значений просроченной кредиторской задолженности;
о) назначение ликвидационной
комиссии, утверждение ликвидационного ба
Предварительный контроль финансовых ресурсов МБОУ «Промышленновская СОШ №2» позволяет проверить обоснованность предстоящих расходов.
2.3.2. Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе осуществления учебного процесса МБОУ «Промышленновская СОШ №2». Как правило объектом являются подчиненные сотрудники . Можно выделить две формы осуществления текущего контроля: стратегический и оперативный.
Стратегический контроль в МБОУ «Промышленновская СОШ №2» имеет в качестве основного объекта эффективность использования ресурсов организации с точки зрения достижения ее конечных целей.
Оперативный контроль ориентирован на текущую деятельность в учебно-воспитательном процессе.
Заключительный контроль в МБОУ «Промышленновская СОШ №2» связан с оценкой своих планов и составлением новых; на данном этапе проводится всесторонний анализ не только конкретных результатов деятельности МБОУ «Промышленновская СОШ №2» за прошедший учебный год, но и сильных и слабых сторон. Несмотря на то что заключительный контроль осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать на проблемы в момент их возникновения, он имеет важное значение. Заключительный контроль на стратегическом уровне обеспечивает директора и Учредителя информацией, используемой для корректировки или изменения будущих планов организации и совершенствования процесса стратегического планирования. На данном уровне контроля разрабатываются и утверждаются учебный план, годовой календарный учебный график и расписание занятий, выбирать формы, средства и методы обучения и воспитания в пределах, определенных Законом Российской Федерации «Об образовании»; Учреждение разрабатывает и утверждает по согласованию с Учредителем годовой календарный учебный график; подготовка и утверждение публичный (ежегодный) доклад Учреждения (публичный доклад подписывается совместно председателем Управляющего совета и руководителем Учреждения); оценка качества и результативности труда работников Учреждения, распределении выплат стимулирующего характера работникам и согласовывает их распределение в порядке, устанавливаемом Положением о стимулирующих выплатах работникам МБОУ «Промышленновская СОШ №2»; заслушивается отчет директора Учреждения по итогам учебного и финансового года; ежегодно не позднее 1 ноября представляется учредителю информация о состоянии дел в Учреждения.
3.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
3.1. Рекомендации по решению проблем текущего, предварительного и заключительного контроля
Функция управленческого
контроля ориентирована на подведение
итогов реализации управленческого
цикла, оценку качества, экономичности
и
целесообразности выполнения каждой функции
управления и, самое главное, определение
состояния разрешения управленческой проблемы, ради чего,
собственно, вся эта работа и выполнялась.
Контроль завершает управленческий цикл,
и на этом этапе невозможно внести в него
какие-либо коррективы, мы
можем лишь констатировать, анализировать
и делать выводы, которые могут пригодиться
в дальнейшем.
Система контроля обеспечивает обратную
связь между ожиданиями, определенными
первоначальными планами, и реальными
показателями деятельности
организации.
Для создания действительно
эффективного управленческого контроля
нужна такая система, которая могла бы прежде всего своевременно
сообщать о
необходимости упреждающих корректирующих
действий. Если нет возможности упреждать
проблемы и отклонения, то контроль становится
действенным лишь
тогда, когда по его итогам или в его ходе
принимаются меры по устранению недостатков
и причин, порождающих нежелательные явления.
Взгляд в прошлое
все-таки лучше, чем непринятие никаких
действий.
В процессе контроля можно получить ответы
на следующие вопросы:
1. Чему мы научились?
2. Что в следующий раз следует делать иначе?
3. В чем причина отклонений от намеченного?
4. Какое воздействие оказал контроль на
принятие решений?
5. Было ли воздействие контроля позитивным
или негативным?
6. Какие выводы следует сделать для выработки
новых целей?
В ходе нашего исследования можно выделить следующие причины выявляемых отклонений:
- ошибка руководителя (директора) при выборе путей решения
проблемы, делегировании, мотивации;
- небрежно проведенный, или не проведенный
вовсе, инструктаж, приведший к ошибкам
и лишней трате времени;
- сознательное сопротивление группы исполнителей,
саботирующих реализацию решения и плана;
- недостоверная информация о ходе выполнения
решения и т.п.
Устранение всех этих
причин связано с моральными проблемами.
Руководитель должен признать свою ошибку, что всегда очень
нелегко, ибо это
удар по его самолюбию. Непризнание же
ошибки чревато серьезными последствиями,
признание — ущерб авторитету.
Система контроля характеризуется определенной
целенаправленностью. Это свойство системы
проявляется в том, что все элементы и
звенья контроля
служат общей цели — обеспечению эффективного
управления.Важно выделить еще одну характерную
черту контроля как системы. Контроль
является
информационной системой, включающей
сбор, обработку, хранение и передачу контрольной
информации.
Люди являются неотъемлемым
элементом контроля, что требует
обязательного учета их поведения.
Только знание того, что работа контролируется,
часто
стимулирует людей к качественному и эффективному
ее выполнению.
Вместе с тем отрицательные последствия контроля
часто являются побочными результатами
его влияния на поведение людей, например:
- Поведение, ориентированное на контроль,
которое формируется в связи с тем, что
сотрудники организации знают, что их
ошибки и успехи в тех областях, где
руководство установило стандарты и последовательно
выполняет процедуру контроля, служат
основанием для распределения вознаграждений
и наказаний.
Поэтому подчиненные обычно делают то,
что начальство хочет видеть при проверке.
Они всячески заостряют внимание на работе
в тех областях, где
проводится контроль, и пренебрегают своими
обязанностями там, где измерения не проводятся.