Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:04, курсовая работа
Контроль является одной из основных функций менеджмента.С научной точки зрения, управленческий контроль, или соntrolling (в западной литературе это достаточно устоявшийся термин), целесообразно представить как систему, состоящую из элементов управленческой информационной системы, центров ответственности, техники контроля, процедур контроля, среды контроля, системы учета, кадров контроля.
Целью данной курсовой работы: определить пути совершенствования управленческого контроля в организации.
Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1 . Теоретические аспекты управленческого контроля…………………….4
1.1. Понятия, задачи и виды управленческого контроля…………………………4
1.2. Методы исследования управленческого контроля…………………………14
1.3. Российский и зарубежный опыт осуществления
управленческого контроля ……………………………………………………….24
Глава 2. Исследование управленческого контроля в системе управления муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Промышленновская средняя общеобразовательная школа №2»………………30
2.1. Общая характеристика МБОУ «СОШ №2»………………………………….30
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности МБОУ «СОШ №2»……..52
2.3. Исследование управленческого контроля в МБОУ «СОШ №2»…………...56
2.4. Анализ предварительного контроля ……………………………………….56
2.5. Анализ текущего контроля……………………………………………………61
2.6. Анализ заключительного контроля………………………………...………...62
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию управленческого контроля в МБОУ «СОШ №2»…………………………………………………………………64
3.1. Рекомендации по решению проблем текущего, предварительного и заключительного контроля………………………………………………………..64
3.2. Социальный и экономический эффект предложенных рекомендаций……67
Заключение ………………………………………………………………………..74
Список литературы ……………………………………………………………….75
Приложение…………………………………………………………………………78
Второй состоит в изменении стандартов, модификации целей, пересмотре планов, перераспределении заданий.
Но к этому нужно относиться весьма осторожно. Если дела в организации идут неплохо и поставленные цели в основном достигаются, лучше не вносить в ее деятельность лишних изменений, поскольку отклонения далеко не всегда нарушают нормальный ход работы и часто не так уж существенно влияют на конечные результаты. Между тем борьба с ними обходится недешево. Поэтому система контроля должна срабатывать только при серьезных нарушениях.[29, c.52-55]
Контроль делится на внутренний и внешний. Внутренний контроль имеет место, когда его субъект и объект находятся в одной системе, внешний — в разных системах.
На предприятии внешний контроль производится администрацией или специальными сотрудниками — контролерами. Внутренний контроль предполагает, что исполнители сами следят за своей работой и результатами и вносят по мере необходимости в нее изменения.
Идея внешнего контроля основывается на том, что люди лучше (по крайней мере формально) выполняют свои обязанности, если знают, что за ними наблюдают.
Психологи считают, что для этого имеется несколько причин. Наиболее очевидная состоит в том, что по итогам контроля происходят оценка сотрудников и связанные с ней поощрения, наказания. Пристальный контроль может означать также, что данной сфере деятельности руководство придает особое значение, и поэтому стоит проявить хотя бы показное усердие, чтобы выделиться на фоне остальных.
Наконец, поскольку итоги контроля обычно широко освещаются в коллективе, многие стараются работать лучше для того, чтобы прославиться. Иными словами, на первое место выходит честолюбие.
Успех внешнего контроля зависит от ряда обстоятельств. Во-первых, должна быть предусмотрена так называемая защита от хитреца, т. е. от того, кто, ничего не делая, пытается создать видимость активной и добросовестной работы, показать руководству не то, что есть на самом деле, а то, что оно желало бы видеть.
Ради этого забрасываются действительно нужные дела, блокируется важная информация, ставящая под сомнения «достижения», осуществляется манипулирование отчетными показателями.
Чем выше степень бюрократизации управления, тем чаще подобное ориентированное на контроль поведение сотрудников имеет место. Они больше времени тратят на обман начальства, чем на выполнение собственных обязанностей. Особенно часто это бывает при отсутствии четко определенных нормативов работы и невозможности дать ее результатам рыночную оценку.
Во-вторых, цели, которые ставятся перед исполнителями в системе внешнего контроля, должны быть достаточно трудными, не дающими им «засыпать на ходу», но и не оставлять лазеек для лентяев. Считается, что в наибольшей степени цели стимулируют тогда, когда у исполнителя имеется 50-процентная уверенность в их достижении.
В-третьих, по итогам внешнего контроля обязательно должно следовать поощрение, а если необходимо, то и наказание.
Полностью обеспечить выполнение таких условий можно только при тотальной системе внешнего контроля, что требует огромных материальных и трудовых затрат.
При постоянно усложняющейся
Выход из сложившейся ситуации лежит во внедрении, где возможно, практики внутреннего контроля или самоконтроля.
Главная задача последнего состоит в том, чтобы вовремя обнаружить проблему и найти пути ее решения, а не поймать кого-то за руку и наказать.
В этих условиях исполнители принимают активное участие в формулировке целей своей деятельности и сами контролируют их реализацию.
Предпосылками внедрения самоконтроля являются преобладание групповых форм работы и принятия решений, здоровый морально-психологический климат, демократические формы руководства.
Это встречается далеко не везде, в результате чего на практике используется смешанный вариант: внутренний и внешний контроль применяется в определенном соотношении, зависящем от:
• стиля управления (при авторитарном, когда руководитель держит себя по отношению к подчиненным деспотично, преобладает внешний контроль; при демократическом — самоконтроль);
• возможности получить надежную оценку результатов деятельности работников и спросить с них персонально за порученное дело (если такая возможность имеется, предпочтительнее внешний контроль; в противном случае - внутренний);
• характера подчиненных (для недобросовестных, неаккуратных людей больше подходит внешний контроль; для добросовестных и педантичных - внутренний);
• микроклимата в коллективе (при благоприятном — лучше внутренний контроль; при неблагоприятном — внешний, позволяющий волевым путем сглаживать или предотвращать возможные конфликты);
• принятой системы вознаграждения за результаты деятельности (в условиях преобладания индивидуальных форм на первом месте находится внешний контроль; при коллективных — внутренний).
Таким образом, в целях обеспечения эффективности контроля необходимо следующее:
Учетную систему организации
целесообразно представить как
определенным образом упорядоченную
и подчиненную внутреннему
Об эффективности учетной
системы можно судить по уровню достижения
следующих показателей
Кроме того, при формировании системы учета должно быть учтено следующее:
О качестве информации, предоставляемой системой управленческого учета, следует судить по следующим основным критериям:
Эффективность управленческого контроля определяется следующими требованиями к его осуществлению.
Таким образом, общие затраты на систему контроля не должны превосходить создаваемые ею преимущества, в противном случае организации следует отказаться от данной системы. Обязательно следует учитывать, что затраты на контроль состоят не только из затрат времени, расходуемого менеджерами и всеми работниками на сбор, передачу и анализ информации, на все виды используемого при этом оборудования и т.п. В контроле скрыто много побочных затрат, например рабочего времени и ресурсов, которые можно направить на решение других задач. Следовательно, контроль экономически оправдан, если отношение затрат к возможной прибыли остается достаточно низким.