Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 16:54, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение методики оценки эффективности организации стратегического менеджмента на примере ОАО «ВЗЭП».
Для достижения поставленной цели необходимо разрешить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты стратегического менеджмента, роль стратегического менеджмента в организации работы предприятия;
- проанализировать основные этапы разработки и реализации стратегии предприятия;
Введение
1 Применение стратегического подхода в управлении предприятием
1.1 Роль стратегического менеджмента в организации работы предприятия
1.2 Этапы разработки и реализации стратегии предприятия
1.3 Методы оценки эффективности стратегического менеджмента
2 Оценка эффективности организации стратегического менеджмента в ОАО «ВЗЭП»
2.1 Краткая характеристика ОАО «ВЗЭП», его миссия и цели
2.2 Анализ внешней и внутренней среды ОАО «ВЗЭП»
2.3 Анализ стратегии ОАО «ВЗЭП»
3 Пути повышения эффективности стратегического управления ОАО «ВЗЭП»
Заключение
Список использованных источников
Составлено автором
Определяя ключевые направления организационных изменений на предприятии ОАО «ВЗЭП», используем данные о внутреннем состоянии организации и окружающей ее внешней среды, сведенные в аналитическую SWOT – матрицу, с учетом потенциальных угроз и возможностей для их нейтрализации, использования стратегических преимуществ в целях выхода из сложившейся кризисной ситуации и дальнейшего развития предприятия.
Таблица 2.2 – SWOT-Анализ предприятия ОАО «ВЗЭП»
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ |
1. Сформированные каналы сбыта 2.Отлаженная технология производства 3.Широкая номенклатура выпускаемой продукции и оказываемых услуг 4.Квалифицированный производст 5.Устойчивые связи с поставщиками |
1.Недостаток основных средств 2.Высокая зависимость от кредиторов 3.Высокая себестоимость продукции 4.Изношенное производственное оборудование 5.Отсутствие системы 6.Нехватка |
ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ |
УГРОЗЫ ОРГАНИЗАЦИИ |
1.Всестороннее реформирование 2.Возможность привлечения дополнительных каналов сбыта 4.Расширение рынка за
счет оказания дополнительных у 5.Привлечение технологических ноу-хау для выпуска новой продукции или модификации видов уже выпускаемой продукции 6.Снижение издержек путем внедрения новых технологий 7.Рост квалификации персонала, расширение программ обучения и переподготовки в отрасли 8.Рост возможностей рекламы и маркетингового управления 9.Наличие кредитных ресурсов, инвестиции в производство |
1.Ликвидация предприятия вследствие банкротства 2. Появление конкурентов с более низкими издержками 3.Падение спроса на традиционную продукцию 4.Поглощение более крупной компанией (инкорпорирование) |
Составлено автором
Данные SWOT – анализа говорят о том, что, несмотря на существенные слабые стороны и угрозы извне, ОАО «ВЗЭП» имеет достаточно сил и возможностей для преодоления состояния затяжного кризиса и нормализации производственной и финансовой ситуации.
Слабейшей стороной ОАО «ВЗЭП» является кризисное финансовое состояние, характеризующееся отсутствием свободных денежных средств, невозможностью вовремя и в полном объеме рассчитаться по своим обязательствам, и вытекающая из него угроза банкротства в результате длительной неплатежеспособности предприятия.
Практически единственной возможностью выхода из создавшейся ситуации является комплексное реформирование предприятия, в частности, посредством финансовой реструктуризации активов и пассивов. Изыскать дополнительные источники денежных средств завод может путем дополнительной эмиссии ценных бумаг, что позволит увеличить собственный капитал, а значит, повысит финансовую устойчивость ОАО «ВЗЭП». Дополнительные денежные средства помогут погасить предприятию хотя бы часть своих обязательств, снизив тем самым степень зависимости от кредиторов. На помощь могут прийти меры по реструктуризации задолженности.
В рамках задач данного исследования целесообразно выделить для ОАО «ВЗЭП» следующие бизнес–процессы:
- управление производством;
- управление качеством продукции;
- исследование рынка;
- продвижение продуктов компании
- управление финансами;
- управление товародвижением и др.
Отсутствие системы планирования и прогнозирования на предприятии не позволяет ему четко определить направление развития в кратко- и среднесрочной перспективе и рассчитать требуемое количество ресурсов для достижения поставленной цели.
Проблема отчасти заключается в том, что на предприятии существует нехватка высококвалифицированных кадров менеджмента. Устранить эту проблему можно, основываясь на одной из сильных сторон ОАО «ВЗЭП», а именно – на накопленном опыте и компетентности сотрудников, путем соответствующей подготовки и переобучения персонала, повышения квалификации работников.
Руководство завода длительное время не считало нужным проведение активных и продуманных маркетинговых мероприятий. Так называемая «служба маркетинга», существующая на предприятии, носит в большей степени формальный, нежели практический, характер и занимается исключительно приемкой сырья и отгрузкой произведенной продукции.
Данная политика
Предприятию необходимо изыскать возможности для разработки и внедрения новых, более прогрессивных технологий, что позволит сократить издержки и снизить себестоимость продукции, хотя решение этой проблемы кроется в финансовом обеспечении соответствующих разработок. Здесь, как один из вариантов, можно рассматривать привлечение инвесторов, в том числе, и иностранных на основе взаимовыгодного сотрудничества.
Как одну из возможных, хотя и крайних, мер можно рассматривать вертикальную интеграцию, то есть объединение, слияние, кооперацию завода с предприятиями, связанными с ним общим участием в производстве, продаже, потреблении единого конечного продукта.
В течение длительного периода времени основной проблемой ОАО «ВЗЭП» была значительная задолженность (как кредиторская, так и дебиторская) и неустойчивое финансовое состояние, то есть требовались эффективные меры для выхода из кризисной ситуации, что привело к осознанию необходимости всестороннего реформирования. Особые усилия необходимо приложить для финансового оздоровления предприятия на основе реструктуризации активов и пассивов завода. Необходимо подвергнуть перепроектированию службу маркетинга организации, так как в конечном итоге это может открыть желаемые дополнительные источники доходов организации, которые позволят достичь ОАО «ВЗЭП» статуса финансово устойчивого. На основе адекватных финансовых ресурсов предприятие сможет внедрить перспективные методики управления, такие как тотальный контроль качества.
Так же слабой стороной является отсутствие системы бюджетного планирования. Подобная ситуация легко разрешима посредством внедрения системы гибкого адаптивного трехуровневого планирования:
1. Выбранная стратегия отражает
основные направления развития
2. Согласно выбранной стратегии развития формируется годовой план действий;
3. Относительно годового плана формируются тактические планы действий на месяц, неделю, день.
Тактические планы содержат те мероприятия, которые должны быть выполнены в конкретных условиях для обеспечения реализации годового плана предприятия. Именно при помощи тактических планов происходит координация текущей деятельности таким образом, чтобы в случае отклонения от поставленных задач в одном периоде можно было достичь намеченных в годовом плане целей за счет более интенсивной работы в другом периоде.
Годовой план нуждается в корректировке (или даже полной модификации) только в том случае, если выполнение поставленных в нем задач становится невозможным в зависимости от изменений внешней и внутренней среды предприятия и не может быть обеспечено посредством соответствующих тактических планов. В этой ситуации изменению подлежат годовые планы, чтобы не сорвать исполнение стратегических задач предприятия.
2.3 Анализ стратегии ОАО «ВЗЭП»
В краткосрочной и долгосрочной перспективе ОАО «ВЗЭП» планирует сохранить и укрепить позиции как на рынке Республики Беларусь, так и в других странах, а также завоевать новые рынки сбыта.
Выпускающаяся на предприятии продукция постоянно модернизируется. Разрабатываются мероприятия по совершенствованию их конструкции с целью соответствия данных изделий требованиям европейских и мировых стандартам.
ОАО «ВЗЭП» в своей стратегии производства стремится к производству более высокотехнологичной, наукоёмкой и качественной (на уровне лучших мировых аналогов) продукции с применением современных материалов и технологий.
Стратегия развития предприятия заключается в изменении структуры и расширении рынков сбыта выпускаемой продукции. В 2014 году ОАО " ВЗЭП" планирует увеличить удельный вес в общем объёме более перспективной, с точки зрения новизны, конкурентоспособности и востребованности продукции – однофазных и трёхфазных электронных счётчиков электрической энергии, спидометров и тахометров (заменяя лагометрические механизмы на микропроцессорные), подключаемых к бортовой компьютерной сети, замена одиночных автотракторных приборов на комбинации приборов с шаговым двигателем, управляемых с помощью микропроцессорного механизма.
ОАО «ВЗЭП» планирует
полностью перейти на выпуск
только высокорентабельной
ОАО «ВЗЭП» постоянно наращивает темпы роста выпуска товарной продукции. В 2014 году будет произведено товарной продукции в фактических ценах на сумму 104 318 млн. руб., в 2015 году товарной продукции будет произведено на 124 138 млн. руб. Темп роста выпуска товарной продукции в фактических ценах составит 119%., в сопоставимых – 109,0
ОАО «ВЗЭП» продолжает сотрудничество с предприятиями автотракторной промышленности Беларуси, России, Украины, такие как: ОАО ''МАЗ'', РУП ''МТЗ'', «БелАЗ», ОАО «Амкодор», ОАО «КАМАЗ», КрАЗ для которых были освоены следующие приборы: - КД8071 - прибор комбинированный; ПА8046-1П - спидометр; ПТ8062 - тахометр; ПД8089 - датчик импульсов; ЩП8076 - щиток приборов для МАЗа; КД8083 - тахоспидометр для МТЗ; ПТ8040-2 - тахометр для КАМАЗа; ЩП8096, ЩП8099 –щитки приборов, конструктивно выполненных в едином корпусе (моношасси) с применением современных технологий. Выпуск автотракторной продукции для предприятия является приоритетным направлением.
На производство в 2014 году поставлены следующие изделия: спидометр ПА8141-2,3, педаль газа ФР8122-1,2, вольтметр Э87, спидометр электронный ПА8115, тахометр электронный ПТ8114, датчик импульсов ПД8089-3, тахометр электронный ПТ8040-5, устройства крепления груза УКГ-6, УКГ-10, блок показывающий комбинированный электронный КД8139.3813, опора колёсная ОК, зацеп, петля карточная, механизм соединительный, набор учебно- демонстрационный Г – в вакууме и газах, амперметр Э86, индикатор загрязненности дифференциальный ДЧ8123.
Предприятие постоянно работает над улучшением технических характеристик продукции и потребительских качеств изделий, не только модифицирует уже выпускаемые изделия, но и разрабатывает и осваивает производство новых видов продукции. На 2014 год запланированы разработка, освоение и выпуск новых изделий.
ОАО «ВЗЭП» работает над расширением рынков сбыта своей продукции, постоянно повышая её конкурентоспособности по ценовому фактору, по качеству, по функциональным возможностям, по срокам и условиям поставки.
Среди новых изделий - педаль газа, которая ранее не выпускалась на предприятии, и электромагнит, используемый для управления гидравлическими распределителями. В ближайшее время начнётся массовое производство счётчиков с функцией РLC, с помощью которых обеспечивается качественный обмен данными между различными компонентами общей системы, завершаются работы по освоению выпуска панелей приборов с внешним многофункциональным монитором последнего поколения.
Для достижения этой цели предприятие оснащается современным технологическим оборудованием. В 2013 году приобретен центр с ЧПУ, термопластавтомат производства «Атлант», комплект оборудования для поверхностного монтажа изделий, что позволяет увеличить производительность труда, повысить качество и нарастить объёмы производства. Для выпуска недавно освоенных электромагнитов на предприятии будет оборудован специальный участок, оснащённый четырьмя токарными станками, два из которых- с ЧПУ.
Структура выпуска товарной продукции в 2014 году будет состоять из автотракторной продукции, щитовых приборов и приборов специального назначения, измерителей и преобразователей, счётчиков электроэнергии. В состав товарной продукции входит также выпуск специального технологического оборудования и работы научно-технического характера. К автотракторной продукции относятся – тахометры, спидометры, приборы комбинированные, такие как ПА 8090, ЩП 8076, ЭИ 8006-09М, 80056-59М, КД 8000, 8000-2, КД 8083 и др. К измерителям и преобразователям относятся Е849, Е854-55, ЦР8001,8002. Щитовые приборы и приборы специального назначения представлены амперметрами, вольтметрами, вольтамперметрами, указателями, термометрами - Э 8033, Э 8030, ВА 040, УД 801/1, ТП-2, ТП-2М, ТУЭ 48, 48Т, 48М.
В 2014 году удельный вес инновационной продукции в общем объёме отгруженной продукции планируется в размере 36,5%.
Таким образом, оценка эффективности организации стратегического менеджмента в ОАО «ВЗЭП» позволяет сделать вывод о том, что стратегия развития предприятия достаточно эффективна.
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОАО «ВЗЭП»