Оценка эффективности организации стратегического менеджмента на примере ОАО «ВЗЭП»

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 16:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение методики оценки эффективности организации стратегического менеджмента на примере ОАО «ВЗЭП».
Для достижения поставленной цели необходимо разрешить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты стратегического менеджмента, роль стратегического менеджмента в организации работы предприятия;
- проанализировать основные этапы разработки и реализации стратегии предприятия;

Оглавление

Введение
1 Применение стратегического подхода в управлении предприятием
1.1 Роль стратегического менеджмента в организации работы предприятия
1.2 Этапы разработки и реализации стратегии предприятия
1.3 Методы оценки эффективности стратегического менеджмента
2 Оценка эффективности организации стратегического менеджмента в ОАО «ВЗЭП»
2.1 Краткая характеристика ОАО «ВЗЭП», его миссия и цели
2.2 Анализ внешней и внутренней среды ОАО «ВЗЭП»
2.3 Анализ стратегии ОАО «ВЗЭП»
3 Пути повышения эффективности стратегического управления ОАО «ВЗЭП»
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Otsenka_effektivnosti_organizatsii_strategicheskog (1).docx

— 75.41 Кб (Скачать)

 



 


 



 

 

 

Рисунок 2.1 - Основные направления определения эффективности стратегического управления

Источник: [26, с.159]

Оценку эффективности стратегического управления предприятием целесообразно осуществлять по следующим направлениям:

- оценка внутренней эффективности  стратегического управления;

-  оценка внешней эффективности  стратегического управления.

Анализ внешней среды заключается в выделении наиболее значимых экономических, политических, социальных, технологических и прочих факторов, которые могут оказать влияние на деятельность организации. Основная задача, стоящая перед руководителем, проводящим анализ внешней среды, заключается в определении потенциальных угроз и новых возможностей, с которыми может столкнуться организация. Анализ внешней среды дает возможность разработать ситуационные планы, которые вступят в действие в том случае, если один из факторов внешней среды в какой-то момент изменится.

Анализ внутренней среды касается главным образом потенциала организации. Одним из основных методом, используемых в этих целях, является управленческое обследование. Его сущность состоит в исследовании срезов (функциональных зон) предприятия. В менеджменте выработано очень много методов анализа внутренней среды в связи с внешней средой.

SWOT-анализ - метод анализа  связей между внутренней средой  организации и ее внешней средой. Его название представляет собой  аббревиатуру, составленную из первых  букв английских слов сила, слабость, возможность, угроза. Этот метод  направлен на выявление сильных  и слабых сторон организации, а также ее возможностей и  опасных ситуаций, с которыми  она может столкнуться.

SWOT-анализ — это определение  сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

Для проведения анализ необходимо:

- определить основное направление развития предприятия (его миссию);

- взвесить силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно ли двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ);

- поставить перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности (определение стратегических целей предприятия).

Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы [1, с.57].

Таким образом, исходя из направления определения эффективности стратегического управления критерии эффективности стратегического управления должны соответствовать следующим условиям: реально измерять эффективности систем управления; количественно отображать эффективности систем управления числом или набором чисел; охватывать самое большое количество результатов созданной системы управления; отличаться простотой, но учитывать всю полноту результатов и расходов, связанных с созданием систем управления.

Общая эффективность управления предприятием (организацией) состоит из эффективности управления отдельными функциональными подсистемами - маркетингом, человеческими ресурсами, финансовыми ресурсами, производством, логистикой и так далее, а также в значительной степени зависит от того, как сбалансировано управление всеми подсистемами на уровне общего управления, то есть на уровне генерального менеджмента.

Нет единого непреложного стандарта, по которому любая организация может получить рейтинг эффективности управления своим предприятием. Можно с уверенностью сказать лишь о том, что управление должно быть настолько эффективным, чтобы предприятие достигало поставленных целей. А цели у каждого предприятия свои, причём, на каждом этапе жизненного цикла предприятия цели и задачи меняются из-за естественного роста бизнеса, а также существенно корректируются целями собственников бизнеса.

 

2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ  ОРГАНИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА  В ОАО «ВЗЭП»

 

2.1 Краткая характеристика  ОАО «ВЗЭП», его миссия и цели

 

Открытое акционерное общество «Витебский завод электроизмерительных приборов» создано на основании приказа Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 29.12.2009 №357 путём преобразования Республиканского унитарного предприятия «Витебский завод электроизмерительных приборов» и Дочернего республиканского унитарного научно-производственного предприятия «Точприбор» в соответствии с законодательством Республики Беларусь о приватизации государственного имущества. Общество является коммерческой организацией, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать.

Основным видом деятельности предприятия является производство приборной продукции. ОАО «ВЗЭП» стремиться стать лидером на территории Республики Беларусь, стран Ближнего и Дальнего зарубежья по производству приборной продукции.

Общественное предназначение предприятия состоит в повышении благополучия коллектива, развития его социальной сферы за счёт извлечения максимальной прибыли от обеспечения потребителей востребованными изделиями, которые гарантируют повышенную надёжность, долговечность и удовлетворяют высоким эксплуатационным свойствам по конкурентоспособной цене.

Предприятие предлагает широкую гамму изделий - амперметры, вольтметры и частотомеры, термометры, измерители для измерения и контроля электрических величин на наземных стационарных устройствах, транспортных средствах и авиации; щитки приборов, комбинации приборов и указатели для автотракторной промышленности; счетчики электроэнергии, измерительные преобразователи для применения при автоматизации и механизации технологических процессов.

ОАО «ВЗЭП» стремится к постоянному завоеванию новых рынков путём освоения производства приборной продукции, необходимой потребителю и обладающей высоким качеством.

Основными потребителями продукции ОАО «ВЗЭП» являются Республика Беларусь, Российская Федерация, Украина, Прибалтика.

Открытое акционерное общество «Витебский завод электроизмерительных приборов является учредителем Частного унитарного производственного предприятия «ВитТочприбор».

Предприятие развивается на основе внедрения энергосберегающих технологий, что позволяет увеличивать выпуск промышленной продукции, снижать расходы на энергоносители и материалоёмкость, повышать эффективность использования топливно-энергетических ресурсов и производительность труда и обеспечивать дополнительные рабочие места.

Предприятие работает в направлении завоевания имиджа поставщика продукции высокого качества, создания новых видов продукции в соответствии с ожидаемыми потребностями, максимального удовлетворения спроса потребителей.

Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимости в обеспечении производственного развития предприятия, повышении доходов его работников.

Определение миссии и целей рассматривается как один из процессов стратегического управления.

Миссия компании ОАО «ВЗЭП» - удовлетворение потребностей отечественного и зарубежного рынка в электроизмерительных приборах промышленного  назначения за счет внедрения новейших технологий.

Основные стратегические цели:

  • глубокое  внедрение на рынки сбыта,
  • расширение  границ рынка (внедрение продукции на новые рынки);
  • совершенствование  товара и расширение номенклатуры   (создание новых видов или усовершенствование имеющейся продукции на существующих рынках);
  • удовлетворение потребностей потребителя (уровнем качества продукции и обслуживания).

В ходе анализа миссии и целей ОАО «ВЗЭП» мы видим, что они полностью совпадают с текущей стратегией, а это очень важно, поскольку эффективность выбранной стратегии во многом зависит от правильно выбранных долгосрочных целей. Стратегия воплощается в жизнь через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии. Важнейшими составляющими данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будут реализовывать выбранную стратегию.

 

2.2 Анализ внешней  и внутренней среды ОАО «ВЗЭП»

 

Основное назначение анализа внешней среды – выяснить возможности и угрозы которые могут возникнуть для организации в настоящем будущем, а также определить стратегические альтернативы. Внешняя среда организации представляет собой совокупность активно действующих субъектов и сил, которые находятся вне сферы непосредственного его контроля и могут оказать влияние на его стратегию.

Рассмотрим факторы внешней среды, наиболее влияющие на деятельность ОАО «ВЗЭП».

Во внешнюю среду ОАО «ВЗЭП» входят такие составляющие как потребители, поставщики, конкуренты.

На сегодняшний день рынок сбыта, основных видов  выпускаемой заводом продукции, сформировавшийся и достаточно устойчивый. Организация сбыта продукции технического назначения  для сектора В2В, требует комплексного рационального подхода и решения целого ряда вопросов, связанных с согласованием опытных образцов, конструкторской документации, цен, условий поставки. Для  организации сбыта завод использует   два основных способа:

  • реализация продукции напрямую конечному потребителю, используя, в том числе созданную  товаропроводящую сеть;

Прямые продажи  занимают значительное место и позволяют установить прочные связи с потребителями и более гибко реагировать на изменения рынка, приспосабливаться к его требованиям.

  • реализация продукции через посредников. В  качестве  посредников  выступают  комиссионеры, оптовые фирмы,  и т.п.

Рынки сбыта основных номенклатурных групп  сформированы  по основным номенклатурным группам продукции с учетом типа потребителя и его региональной принадлежности.

География рынка автотракторных приборов  производства ОАО  «ВЗЭП»    это белорусский, российский, украинский, узбекский рынки.

Основными потребителями  автотракторной продукции  являются:

- в  Беларуси  -  ОАО «Минский автомобильный завод»  (МАЗ),                     РУП «Минский тракторный завод « (МТЗ), ОАО  «Белорусский  автомобильный завод» ( БЕЛАЗ), ОАО «Амкодор», РУП « Гомсельмаш».

- в России -  ОАО  «КАМАЗ», ОАО «Павловский автобусный завод», ОАО «Ульяновский     автомобильный завод»;

- в Украине - ХК «АвтоКрАЗ»,  ЗАО « Завод коммунального транспорта» г.Львов, ОАО «Харьковский тракторный завод».

- в Узбекистане -   ОАО « Ташкентский тракторный завод».

Завод не является монополистом  по производству автотракторной продукции и  работает в  сложившейся,  на сегодняшний день, ситуации   острой  конкурентной  борьбы. Основными  производителями аналогов  являются:

- в России: ОАО «Автоприбор»,  г. Владимир; ОАО «ЗЭиМ – Лайн», г. Чебоксары; Завод «Автоприбор»,      г. Октябрьский,  Башкортостан.

- в  Республики Беларусь: Завод «Измеритель», г. Новополоцк;           ОДО НПП «Мера», г. Витебск, Беларусь.

- за рубежом:  АО «Рижский завод автоэлектроприбор» г. Рига, Латвия;           SIEMENS VDO   Германия.

-  в  Китае - ряд фирм и  предприятий  выпускающих аналоги  (в том числе и  кантрофакт).

Далее проведем PEST-Анализ и  SWOT – анализ ОАО «ВЗЭП».

PEST – Анализ – это инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды которые могут повлиять на стратегию компании.

 

Таблица 2.1  – PEST-Анализ предприятия ОАО «ВЗЭП»

Политика

Р

Экономика

Е

1

Изменение законодательства

 

1

Инфляция

 

2

Государственное регулирование в отрасли

 

2

Динамика занятости

 

3

Государственное регулирование конкуренции

 

3

Платежеспособный спрос

 
     

4

Затраты предприятия

 
     

5

Затраты на энергетику предприятия

 
     

6

Затраты на сырье предприятия

 
     

7

Затраты на коммуникации

 

Социум

S

Технология

T

1

Изменения в базовых ценностях

 

1

Новые продукты

 

2

Изменения в стиле и уровне жизни

 

2

Развитие технологий

 

3

Отношение к труду и отдыху

       

4

Демографические изменения

       

5

Религиозные факторы

       

6

Влияние СМИ

       

Информация о работе Оценка эффективности организации стратегического менеджмента на примере ОАО «ВЗЭП»