Оценка эффективности организации стратегического менеджмента на примере ОАО «ВЗЭП»

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 16:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение методики оценки эффективности организации стратегического менеджмента на примере ОАО «ВЗЭП».
Для достижения поставленной цели необходимо разрешить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты стратегического менеджмента, роль стратегического менеджмента в организации работы предприятия;
- проанализировать основные этапы разработки и реализации стратегии предприятия;

Оглавление

Введение
1 Применение стратегического подхода в управлении предприятием
1.1 Роль стратегического менеджмента в организации работы предприятия
1.2 Этапы разработки и реализации стратегии предприятия
1.3 Методы оценки эффективности стратегического менеджмента
2 Оценка эффективности организации стратегического менеджмента в ОАО «ВЗЭП»
2.1 Краткая характеристика ОАО «ВЗЭП», его миссия и цели
2.2 Анализ внешней и внутренней среды ОАО «ВЗЭП»
2.3 Анализ стратегии ОАО «ВЗЭП»
3 Пути повышения эффективности стратегического управления ОАО «ВЗЭП»
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Otsenka_effektivnosti_organizatsii_strategicheskog (1).docx

— 75.41 Кб (Скачать)

 

Повышение эффективности управления является необходимой составляющей успешной деятельности любого предприятия. В настоящее время существует множество способов повышения эффективности менеджмента, каждый из которых направлен или на самого руководителя, его личные и профессиональные качества, или на какой-либо элемент управленческой деятельности. Работа над повышением эффективности управления может начинаться с любого элемента, того, совершенствование которого является для организации наиболее актуальным. Важно лишь иметь при этом в виду взаимосвязь элементов друг с другом.

Рассмотрим наиболее общие пути повышения эффективности управления:

1. Совершенствование структуры  управления, максимальное ее упрощение, децентрализация большинства функций, определение полномочий руководства  с учетом квалификаций и личных  качеств.

2. Выработка стратегии  развития организации на основе  анализа ее сильных и слабых  сторон, разработка философии и  политики организации, охватывающей  все ее функциональные области.

3. Разработка информационной  системы организации, обеспечивающей  эффективную коммуникационную связь  между сотрудниками и подразделениями.

4. Разработка системы  принятия решений, правил и процедур  управления, системы стимулирования.

5. Система постоянного  повышения квалификации работников  на основе обучения, переподготовки, развития инициативы, творчества.

6. Разработка системы  подбора, обучения, оценки и перемещения  руководящих кадров, планирование  карьеры руководителей, применение  стиля руководства, адекватного  внутренним и внешним факторам, воздействующим на организацию.

7. Применение наиболее  эффективных методов подбора  персонала, его оценки, формирование  работоспособного, совместимого состава  работников, создание максимально  благоприятного социально-психологического  климата.

8. Работа по созданию  культуры организации, выработке  совместных ценностей, признаваемых и одобряемых сотрудниками.

Стратегический план ОАО «ВЗЭП» ориентирован на дальнейшее удержание лидирующих позиций, диверсификацию деятельности компании, освоение новых рынков сбыта и выпуск новой продукции. И преследуемые цели полностью соответствуют стратегическому плану, т.е. компания нацелена модернизировать производство, внедрять новые технологии и т.д. Но для того, чтобы осуществить все эти цели, необходимо иметь сильный кадровый потенциал. Поэтому хочется особое внимание уделить кадровой политике завода.

Кадровая политика ОАО «ВЗЭП» направлена на повышение эффективности управления, привлечение высококвалифицированных кадров, формирование кадрового резерва, осуществление подготовки прошедших отбор кандидатов на замещение вакансий вышестоящих должностей, существует достойная система мотивации и т.д. Но, тем не менее, существует необходимость постоянного усовершенствования работы с персоналом. В ОАО «ВЗЭП» сложная структура управления, это осложняет процесс контроля над реализацией поставленных целей. Поэтому необходимо изыскать меры в усилении контроля над результатом в достижении стратегических задач, а так же над средствами, при помощи которых были достигнуты эти результаты. С другой же стороны важно давать управленцам на местах необходимую свободу действий.

Руководитель каждого структурного подразделения имеет собственное представление об экономической конъюнктуре, стратегических возможностях и опасностях, замыслах и деятельности конкурентов.

Очевидно, что управленческое решение каждого вышестоящего руководителя, с одной стороны, должно четко указывать конкретное направление корпоративной стратегии, а с другой – учитывать постоянное обновление обстановки и предоставлять руководителям нижестоящего уровня максимально возможную свободу в реализации стратегии, которая будучи помноженная на профессионализм, и даст победу в каждой конкретной ситуации. Более того, управленческое решение любого руководителя устаревает уже в момент его принятия, поскольку существует временной лаг между выявлением «стратегического окна», его идентификацией, выработкой программы действий в рамках корпоративной стратегии и ее реализации. Коррективы корпоративной стратегии ложатся на плечи руководителей низшего уровня управления и непосредственно исполнителей и не могут и не должны выполняться руководителями среднего и высшего звена.

Вместе с тем, руководители этих уровней несут ответственность уже не только за количество и качество принимаемых управленческих решений, но и за систему реализации стратегии, предусматривающую инициативные действия нижестоящих уровней управления по реализации стратегического замысла. В случае нарушения этого принципа корпоративная стратегия теряет гибкость, становится догматичной, массивной и неэффективной в быстро меняющихся условиях остроконкурентной деловой среды. Практическое применение такого подхода к реализации корпоративной стратегии предполагает реализацию следующих задач:

1) установление единого  стандарта в мониторинге, анализе  и оценке ситуации, принятии управленческих  решений на всех уровнях управления;

2) ликвидация догматизма  в организации корпоративного  управления, максимальное поощрение  самостоятельности и инициативы  корпоративного менеджмента в  рамках общей стратегии развития;

3) адаптация управленческих  кадров всех уровней управления  к самостоятельности, быстрому, а  потому действенному и эффективному  управлению в рамках стратегии  предприятия;

4) создание единой и  прозрачной системы контроля  управленческих решений и повышение уровня ответственности менеджеров всех уровней и сфер управления за реализацию общей стратегии, а в ее рамках – стратегий более мелких субъектов.

Итогом совместного претворения в жизнь предлагаемых принципов в рамках организации стратегического управления в ОАО «ВЗЭП», должно стать сочетание свободы в решении экономических задач и личной инициативы менеджеров. Такое сочетание является безусловным конкурентным преимуществом стратегического порядка, поскольку повышает гибкость и эффективность принимаемых и реализуемых управленческих решений, снижает время реакции, учитывает при реализации стратегии «личный фактор» менеджеров (их способность выявлять и реализовывать скрытые потенциальные возможности, проистекающие из конкретики складывающейся обстановки и трудно выявляемые с других уровней управления). В свою очередь, предлагаемый стратегический подход прекрасно сочетается с конкурентными преимуществами в других областях, позволяя реализовывать стратегический замысел и захватывать стратегическую инициативу.

Таким образом, существует большое количество путей и методов повышения эффективности менеджмента, каждый из которых связан с какой-либо определенной областью деятельности предприятия.

Каждое предприятие самостоятельно решает вопрос о выборе путей повышения эффективности менеджмента в зависимости от специфики деятельности и особенностей уже сложившейся системы управления. Однако любому руководителю важно осознавать, что наибольшая эффективность управленческой деятельности будет достигнута в том случае, если использовать различные методы в комплексе, ориентируясь при этом на цели и стратегии развития предприятия.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Стратегический менеджмент - это программный способ мышления и управления, обеспечивающий согласование целей, возможностей предприятия и интересов работников. Он предполагает не только определение генерального курса деятельности (поведения) предприятия и организацию дела на его основе, но и повышение мотивации, заинтересованности всех работников в его реализации.

Стратегическое управление - это вид (сфера) деятельности по управлению, состоящий в реализации выбранных перспективных целей через осуществление изменений в организации; это процесс, посредством которого осуществляется взаимодействие организации с ее окружением; это область научных знаний, изучающая приемы и инструменты, методологию принятия стратегических решений и способы практической реализации этих знаний.

Основными этапами разработки и реализации стратегии являются:

• анализ внешней и внутренней среды организации;

• определение видения, миссии, целей организации;

• формирование альтернатив и выбор стратегии;

• реализация стратегии;

• оценка и контроль исполнения стратегии.

Существует четыре типа стратегического контроля – стратегическое наблюдение, контроль исходных условий, контроль непредвиденных обстоятельств и контроль хода реализации стратегии.

Критическое решение проблем, связанных с необходимостью обеспечения эффективного функционирования организации, не только сегодня, но и в перспективе зависит от степени освоения методологии и методов стратегического управления эффективности экономической политики фирмы.

Эффективность стратегического управления предприятием имеет более высокий приоритет по сравнению с оперативным управлением, хотя оба эти компонента для успеха в бизнесе крайне важны. Стратегическое управление обозначает направление движения (вектор направления всех усилий организации) и создаёт системы отслеживания курса. Оперативное управление обеспечивает скорость продвижения предприятия по выбранному стратегическому курсу.

Объектом исследования в курсовой работе являлось ОАО «ВЗЭП», основным видом деятельности предприятия является производство приборной продукции.

В ходе анализа миссии и целей ОАО «ВЗЭП» выявлено, что они полностью совпадают с текущей стратегией, а это очень важно, поскольку эффективность выбранной стратегии во многом зависит от правильно выбранных долгосрочных целей.

В работе проведен комплексный анализ внешней и внутренней среды ОАО «ВЗЭП». Данные SWOT – анализа говорят о том, что, несмотря на существенные слабые стороны и угрозы извне, ОАО «ВЗЭП» имеет достаточно сил и возможностей для преодоления состояния затяжного кризиса и нормализации производственной и финансовой ситуации.

В краткосрочной и долгосрочной перспективе ОАО «ВЗЭП» планирует сохранить и укрепить позиции как на рынке Республики Беларусь, так и в других странах, а также завоевать новые рынки сбыта. ОАО «ВЗЭП» в своей стратегии производства стремится к производству более высокотехнологичной, наукоёмкой и качественной (на уровне лучших мировых аналогов) продукции с применением современных материалов и технологий. Оценка эффективности организации стратегического менеджмента в ОАО «ВЗЭП» позволяет сделать вывод о том, что стратегия развития предприятия достаточно эффективна.

Таким образом,  эффективное управление влияет на все аспекты деятельности организации. Поэтому каждому предприятию необходимо периодически проводить оценку эффективности менеджмента, а также разрабатывать различные мероприятия по ее повышению. Это будет способствовать увеличению эффективности и результативности деятельности предприятия в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Абдуллина С.В. Роль и значение стратегического управления / С.В. Абдуллина // Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - №63. - С.54-58.
  2. Акулич М.В. Способы повышения эффективности использования глобальных стратегий бизнеса и маркетинга / М.В. Акулич // Маркетинг в России и за рубежом. – 2011. - №6. – С.39.
  3. Альтшулер И.Г. Стратегическое управление на основе маркетингового анализа. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 450 с.
  4. Багиев Г.Л. Менеджмент: Учебник для ВУЗов. – М.: Экономика, 2007. – 703 с.
  5. Балабанов И.Т. Основы стратегического менеджмента. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 528 с.
  6. Большаков А.С. Современный менеджмент: теория и практика. - СПб.: Питер, 2009. – 341 с.
  7. Боумен К. Основы стратегического менеджмента. – М.: Издательство «ЮНИТИ», 2007. – 412 с.
  8. Бурцев В.В. Современные стратегии управления фирмой / В.В. Бурцев // Менеджмент в России и за рубежом. – 2012. - № 6. – С.20-25.
  9. Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2012. — 160 с.
  10. Виссема Х. Основы стратегического менеджмента и предпринимательства. – М.: Инфра – М, 2008. – 347 с.
  11. Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.: Гардарика, 2008. – 569 с.
  12. Глухов В. В. Основы менеджмента: Учебно-справочное пособие. — СПб.: Спец. лит., 2011. — 327 с.
  13. Горбунов С.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. – Н. Новгород: НГаС, 2010. – 286 с.
  14. Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации: Учебное пособие. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2012. – 496 с.
  15. Забелин П.В. Основы стратегического управления. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2012. — 451 с.
  16. Маркова В.Д. Стратегический менеджмент. Курс лекций. - Москва-Новосибирск: ИНФРА-М – Сибирское соглашение, 2013. – 345 с.
  17. Менеджмент организации / Под ред. З.П. Румянцевой. – М.: Лига, 2008. – 377 с.
  18. Менеджмент: Учебник / Под ред. В.В. Томилова. – М.: Юрайт – Издат, 2009. – 591 с.
  19. Менеджмент: Учебник / Под ред. П.А. Кохно, В.А. Микрюкова, С.Е. Коморова. - М.: Финансы и статистика, 2011. – 373 с.
  20. Полукаров В.Л. Основы менеджмента: учебное пособие / В.Л. Полукаров. – М.: Издательство: КНОРУС, 2012. – 240 с.
  21. Попов С.А. Стратегический менеджмент. – М.: Дело, 2012. – 345 с.
  22. Смирнов Н.Н. Стратегический менеджмент. – СПб.: Питер, 2008. – 402 с.
  23. Стратегический менеджмент / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – Новосибирск: изд-во НГТУ, 2011. – 269 с.
  24. Теплова Т. В. Управленческие решения: стратегия и тактика: Учебное пособие. — М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 2012. — 264 с.
  25. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009. – 387 с.
  26. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2012. – 641 с.

Информация о работе Оценка эффективности организации стратегического менеджмента на примере ОАО «ВЗЭП»