Оценка эффективности организации стратегического менеджмента на примере ОАО «ВЗЭП»

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 16:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение методики оценки эффективности организации стратегического менеджмента на примере ОАО «ВЗЭП».
Для достижения поставленной цели необходимо разрешить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты стратегического менеджмента, роль стратегического менеджмента в организации работы предприятия;
- проанализировать основные этапы разработки и реализации стратегии предприятия;

Оглавление

Введение
1 Применение стратегического подхода в управлении предприятием
1.1 Роль стратегического менеджмента в организации работы предприятия
1.2 Этапы разработки и реализации стратегии предприятия
1.3 Методы оценки эффективности стратегического менеджмента
2 Оценка эффективности организации стратегического менеджмента в ОАО «ВЗЭП»
2.1 Краткая характеристика ОАО «ВЗЭП», его миссия и цели
2.2 Анализ внешней и внутренней среды ОАО «ВЗЭП»
2.3 Анализ стратегии ОАО «ВЗЭП»
3 Пути повышения эффективности стратегического управления ОАО «ВЗЭП»
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Otsenka_effektivnosti_organizatsii_strategicheskog (1).docx

— 75.41 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

3

1 Применение стратегического  подхода в управлении предприятием

5

1.1 Роль стратегического  менеджмента в организации работы  предприятия

5

1.2 Этапы разработки и  реализации стратегии предприятия

6

1.3 Методы оценки эффективности  стратегического менеджмента

9

2 Оценка эффективности  организации стратегического менеджмента в ОАО «ВЗЭП»

12

2.1 Краткая характеристика  ОАО «ВЗЭП», его миссия и цели

12

2.2 Анализ внешней и  внутренней среды ОАО «ВЗЭП»

14

2.3 Анализ стратегии ОАО  «ВЗЭП»

21

3 Пути повышения эффективности стратегического управления ОАО «ВЗЭП»

24

Заключение

28

Список использованных источников

30


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Предприятие без ясной и эффективной стратегии развития - это не бизнес, а набор активов, отягощенных обязательствами. Для того чтобы не только выжить, но и усилить свои конкурентные позиции на рынке, необходимо заниматься стратегическим планированием на профессиональном уровне.

Стратегическое планирование - это выработка стратегии с помощью комплекса формализованных процедур, которые направлены на построение как модели будущего компании, так и программы перехода из текущего состояния к этой модели. Логика стратегического планирования опирается на определении закономерности, получившей название принципов планирования.

Основные направления стратегического планирования – снижение затрат основного и оборотного капитала, экономия живого труда, экономия естественных ресурсов, экономия в процессе обращения и потребления товаров и непроизводственных фондов.

На сегодняшний день стратегии развития предприятия – это основополагающий стержень в управлении предприятием, который должен обеспечивать устойчивое экономическое развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой им продукции и оказываемых услуг.

Особенностью совершенствования стратегий развития предприятия является то, что каждое предприятие уникально в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален. Он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов.

В то же время есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах выбора и реализации стратегии развития и осуществления стратегического управления. Ужесточение конкурентной борьбы, ускорение изменений в окружающей среде, динамизм изменений запросов потребителей, неожиданное появление новых возможностей для бизнеса, непредсказуемость некоторых факторов внешней среды (экономических, политических и др.) - вот далеко не полный перечень причин, приведших к резкому возрастанию значения стратегического управления.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в процессе поиска конкурентных преимуществ предприятию требуется принятие взвешенных стратегических решений. Проблема оценки и разработки путей повышения эффективности системы управления предприятием становится одной из центральных проблем практики управления, поскольку руководство предприятия обязано построить процесс управления таким образом, чтобы обеспечить наиболее полное  использование всех ресурсов и высокие конечные результаты деятельности.

Целью курсовой работы является изучение методики оценки эффективности организации стратегического менеджмента на примере ОАО «ВЗЭП».

Для достижения поставленной цели необходимо разрешить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты стратегического менеджмента, роль стратегического менеджмента в организации работы предприятия;

- проанализировать основные  этапы разработки и реализации  стратегии предприятия;

- изучить методы оценки  эффективности организации стратегического  менеджмента на предприятии;

- рассмотреть основные  пути повышения эффективности  стратегического управления предприятиями.

В качестве теоретической базы использовались учебные пособия и периодические издания отечественных и зарубежных авторов по теме исследования.

1 ПРИМЕНЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО  ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ

 

1.1 Роль стратегического  менеджмента в организации работы  предприятия 

 

В настоящее время руководители предприятий все чаще говорят о новых подходах к стратегическому планированию и управлению. Стратегический менеджмент приобретает все большее значение в управлении фирмой.

Стратегический менеджмент - это программный способ мышления и управления, обеспечивающий согласование целей, возможностей предприятия и интересов работников. Он предполагает не только определение генерального курса деятельности (поведения) предприятия и организацию дела на его основе, но и повышение мотивации, заинтересованности всех работников в его реализации.

Сегодня область применения стратегического менеджмента чрезвычайно многообразна. Он дает огромные преимущества организациям, функционирующим в различных сферах жизнедеятельности современного общества. Эти преимущества заключаются в рациональном использовании ограниченных ресурсов и главным образом времени. Кроме того, стратегический менеджмент рождает чувство уверенности у персонала организаций и их менеджеров, способствует последовательной разработке и реализации управленческих решений, ориентирует на устойчивое развитие в условиях рынка [7, с.164].

Стратегическое управление - это вид (сфера) деятельности по управлению, состоящий в реализации выбранных перспективных целей через осуществление изменений в организации; это процесс, посредством которого осуществляется взаимодействие организации с ее окружением; это область научных знаний, изучающая приемы и инструменты, методологию принятия стратегических решений и способы практической реализации этих знаний.

Выделим основные принципы стратегического управления:

1. Обоснованный и сознательный  выбор целей и стратегий развития  организации. Процесс развития организаций  полон противоречий. Для их разрешения  должны разрабатываться эффективные  решения в области создания  новой продукции, ее продвижения  на рынки, проектирования технологий  и др., определяющие возможности  организаций.

2. Постоянный поиск новых  форм и видов деятельности  для повышения конкурентоспособности  организации.

3. Обеспечение соотносительности  между организацией и внешней  средой, управляющей и управляемой  подсистемами организации и ее  элементами. Под соотносительностью  понимается некоторое конкретное  соотношение между отдельными  частями и элементами системы, которое определяет наилучшие  условия функционирования и развития  организации.

Процесс стратегического управления условно можно разделить на три фазы: стратегическое планирование, стратегическая организация, стратегический контроль и регулирование. На каждой из них решаются определенные относительно самостоятельные задачи управления [12, с.216].

Таким образом, стратегический менеджмент - достаточно комплексная система управления, основанная на прогнозировании среды и выработке способов адаптации предприятия к ее изменениям.

 

1.2 Этапы разработки и реализации стратегии предприятия

 

Стратегия развития предприятия вырабатывается в ходе реализации процесса стратегического планирования, проводимого на предприятии. По существу это результирующий этап работ по стратегическому планированию.

Вообще же понятию стратегии развития сопутствуют два этапа стратегической деятельности специализированной команды предприятия:

- работы по стратегическому планированию - выработка набора стратегий, начиная от базовой стратегии предприятия и заканчивая функциональными стратегиями и отдельными проектами;

- работы по стратегическому управлению - реализация определённой стратегии во времени, корректировка стратегии в свете новых обстоятельств.

Стратегия предприятия - это упорядоченная во времени система приоритетных направлений, форм, методов, средств, правил, приемов использования ресурсного, научно-технического и производственно-сбытового потенциала предприятия с целью экономически эффективного решения поставленных задач и поддержания конкурентного преимущества.

Разработка стратегии и ее реализация осуществляются в рамках пяти крупных этапов, каждый из которых в свою очередь состоит из ряда шагов.

Основными этапами разработки и реализации стратегии являются:

• анализ внешней и внутренней среды организации;

• определение видения, миссии, целей организации;

• формирование альтернатив и выбор стратегии;

• реализация стратегии;

• оценка и контроль исполнения стратегии [15, с.293].

Анализ среды является исходным этапом в стратегическом менеджменте, его пусковым механизмом. На этом этапе выявляются сильные и слабые стороны организации, оцениваются ее собственные ресурсы и возможность привлечения внешних ресурсов. Внутренняя среда, как правило, оценивается по следующим направлениям: маркетинг, финансы и учет, производство, персонал, организация управления. Анализ внешней среды нацелен на выявление и уяснение возможностей и угроз, а также на оценку конкурентной ситуации в отрасли и определение конкурентных преимуществ организации.

На основании выполненного анализа среды формируется видение, миссия и цели организации. Видение представляет собой образ возможного и желаемого будущего состояния организации. Видение позволяет сформулировать миссию. Миссия направлена на «настоящее» организации и отражает назначение бизнеса, его основную задачу. Разработка долгосрочных и краткосрочных целей опирается на миссию организации.

Формирование непосредственно стратегии организации следует за этапами анализа внутренней и внешней среды и определения видения, миссии и целей организации. Реализация этого этапа заключается в выявлении возможных стратегических альтернатив, т.е. возможных вариантов построения стратегии. Затем в результате различных методов отбора происходит выбор наилучшей альтернативы.

После того, как оптимальная стратегическая альтернатива выбрана и стратегия организация определена, осуществляется процесс реализации стратегии, т.е. происходит превращение замыслов в действия.

Эффективный процесс реализации стратегии включает в себя умелое решение задач по разработке адекватной избранной стратегии организационной структуры, по применению оптимальной комбинации материальных, финансовых и человеческих ресурсов, по своевременному управлению изменениями организационной культуры. Стратегические альтернативы на этапе реализации стратегии превращаются в конкретный оперативный план.

Завершающим этапом процесса разработки и реализации стратегии является этап стратегического контроля.

Стратегический контроль – это отслеживание хода реализации стратегии, выявление проблем или изменение исходных условий, на которых основана разработанная стратегия и своевременная их корректировка. Существует четыре типа стратегического контроля – стратегическое наблюдение, контроль исходных условий, контроль непредвиденных обстоятельств и контроль хода реализации стратегии [16, с.142].

Таким образом, даже самая удачная стратегия, если она не подкреплена организационными средствами для ее достойного внедрения, не будет эффективной, т.к. она не способна обеспечить высокий уровень удовлетворения клиентов и высокую производительность. Так же и грамотное воплощение неудачной стратегии не дает нужного результата. Только первоклассная стратегия и ее адекватная реализация могут привести к тому, что компания займет прочное положение на рынке.

1.3 Методы оценки эффективности стратегического менеджмента

 

Эффективность стратегического управления в значительной степени зависит от правильного выбора и эффективности разработки реализации стратегий деятельности предприятия. Основные направления определения эффективности стратегического управления представлены на рисунке 1.1.


 





 



 



Информация о работе Оценка эффективности организации стратегического менеджмента на примере ОАО «ВЗЭП»