Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 16:44, курсовая работа
Цель работы – провести анализ существующей системы управления качеством продукции на предприятии и предложить направления дальнейшего совершенствования системы управления качеством.
В соответствие с целью курсового исследования определены основные задачи:
рассмотреть состояние оборонного сектора РФ и перспективы его развития:
изучить проблемы классификации оборонной продукции и требований, предъявляемые к ее качеству;
исследовать развитие системы управления качеством на предприятиях оборонной промышленности;
Введение
5
1 Теоретические основы управления качеством на предприятиях в оборонной промышленности
8
1.1 Оборонная промышленность России: состояние, особенности и перспективы развития
8
1.2 Проблемы классификации оборонной продукции и требований к ее качеству
15
1.3 Развитие системы управления качеством в оборонной промышленности
21
2 Анализ управления качеством в обороной промышленности на примере предприятия ОАО «СТЗ»
25
2.1 Характеристика продукции предприятия
25
2.2 Анализ системы менеджмента качества предприятия
28
2.3 Оценка эффективности действующей системы менеджмента качества предприятия
32
3 Направления совершенствования системы управления качеством на предприятии ОАО «СТЗ»
39
Заключение
43
Список использованных источников
45
Выполнение производственных процессов документировано с полнотой, необходимой для получения устойчивых и приемлемых результатов.
В ОАО «СТЗ» выполняется идентификация и прослеживаемость выполняемых работ и производимых услуг на всех стадиях жизненного цикла.
На предприятии идентифицируется и прослеживаются:
Идентификация и прослеживаемость обеспечивается:
В ОАО «СТЗ» запланированы и применяются мониторинг, измерение, анализ и улучшения, необходимые для:
Мониторинг информации, касающейся восприятием потребителями соответствия продукции (работ, услуг) предприятия требованиям потребителя, является одним из способов измерения функционирования системы менеджмента качества. Удовлетворенность потребителей в ОАО «СТЗ» определяется на основании анализа заполненных анкет, которые содержат набор типовых вопросов о качестве предоставленных услуг, выполненных работ. По доли положительных отзывов в общем количестве производится оценка соответствия требованиям потребителя. Данные для расчета удовлетворенности потребителей представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Определение коэффициента удовлетворенности потребителей качеством оборонной продукции
Наименование показателя |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
1 Общее количество выполненных гос.договоров |
193 |
232 |
248 |
2 Количество положительных отзывов |
142 |
178 |
200 |
3 Количество негативных отзывов |
39 |
40 |
38 |
4 Количество неоцененных СМР |
12 |
14 |
10 |
5 Коэффициент удовлетворенности потребителей (стр.2/(стр.1-стр.3)) |
0,78 |
0,82 |
0,84 |
Динамика изменения коэффициента удовлетворенности потребителей предприятия представлена на графике (рисунок 2.1). График отражает рост показателя удовлетворенности потребителей за анализируемый период на 0,06, что свидетельствует о улучшении качества оказываемых услуг.
Однако из приведенных данных видно, что с ростом рассматриваемого коэффициента достаточно высоким остается количество отзывов негативного характера. Основными причинами недовольства заказчиков являются:
Рисунок 2.1 – Изменение удовлетворенности потребителей ОАО «СТЗ» за 2010-2012 гг.
Для анализа СМК на предприятии периодически проводится внутренний аудит. Внутренние аудиты (проверки) являются формой контроля руководством ОАО «СТЗ» системы менеджмента качества предприятия. Они проводятся для того, чтобы определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, требованиям стандартов ИСО 9000, а также требованиям, разработанным самой организацией, по наиболее важным направлениям.
В ОАО «СТЗ» проверки осуществляются специально создаваемыми группами с привлечением подготовленных и аттестованных аудиторов по внутренним проверкам, так как обособленного отдела по качеству на предприятии не существует. Внутренние проверки проводятся со следующими целями: оценка эффективности функционирования СМК и определение возможностей и путей ее улучшения; выявление несоответствий в СМК (процедурах, процессах, продукции) установленным требованиям; определение всех причин выявленных несоответствий (основных, дополнительных, сопутствующих); проверка и оценка эффективности корректирующих мероприятий по результатам предыдущих проверок.
В ОАО «СТЗ» проводится работа по определению, сбору и анализу данных для демонстрации пригодности и результативности системы менеджмента качества.
Данные для анализа включают следующую информацию: результаты мониторинга и измерения процессов и продукции; результаты внутренних и внешних аудитов; данные по удовлетворенности потребителей; данные по несоответствиям, выявленным на всех этапах выполнения работ (производства продукции); характеристику и тенденции процессов, включая применение предупреждающих действий.
Анализ данных проводится на Дне качества и на технической учебе. Результаты анализа фиксируются в протоколах Дня качества и технической учебы, отчетах по мониторингу и анализу процессов, отчете о функционировании системы менеджмента качества со стороны высшего руководства.
Деятельность ОАО «СТЗ» направлена на постоянное улучшение системы менеджмента качества. Средствами достижения улучшения являются подготовка и постоянное повышение квалификации работников предприятия, планирование и выделение необходимых ресурсов, предоставление полномочий, вовлечение всех сотрудников в постоянное улучшение процессов, выполняемых работ и СМК, применение современных технологий.
Постоянное улучшение процессов, выполняемых работ и СМК в ОАО «СТЗ» осуществляется на уровне подразделений и предприятия в целом как оперативно, так и в виде запланированных мероприятий бизнес-плана и Программы качества.
Постоянное улучшение оперативного
характера осуществляется через выпуск
организационно-
В результате анализа, можно сказать, что СМК ОАО «СТЗ» в целом соответствует требованиям международного стандарта ISO 9000 по основным позициям. На предприятии ведется работа по совершенствованию деятельности в области управления документацией, ответственности руководства, менеджмента ресурсов, измерений и мониторинга. Прослеживается положительная тенденция в повышении удовлетворенности потребителей продукции предприятия.
3 Направления
совершенствования системы
Необходимо предложить следующие мероприятия по реализации политики в области управления качеством в ОАО «СТЗ»:
Главными приоритетами и задачами ОАО «СТЗ» являются:
Основой обеспечения качества продукции ОАО «СТЗ» являются новые технологии, современное технологическое оборудование. На решение этой стратегической задачи направлены основные усилия предприятия. Государственная поддержка разработки новейших технологий и обновления парка технологического оборудования - долговременная и капиталоемкая задача, которая решается в рамках федеральных целевых программ «Национальная технологическая база» и «Реформирование и развитие ОПК»). Кроме того, указанную задачу намечено решать в рамках разрабатываемой Программы технического перевооружения и развития производственных мощностей ОПК на период до 2010 года.
Принимая во внимание, что сегодняшнее финансовое состояние ОАО «СТЗ» не позволяет приобретать в нужных объемах новое технологическое оборудование, в ближайшие годы важной составляющей обновления станочного парка будет модернизация действующего, прежде всего импортного оборудования. В первую очередь, речь идет о модернизации станков с ЧПУ, приобретенных 10 - 15 лет назад, морально устаревших по своим системам управления, приводам, двигателям, датчикам, но вполне пригодным по базовым механическим узлам для изготовления сложных деталей машиностроения. Опыт последних лет показывает, что в случае применения современных технологий модернизации станочного оборудования затраты на модернизацию в 4-5 раз ниже стоимости нового станка, при этом достигаются требуемые параметры по достижению точности и производительности обработки [37, c.25].
В этой связи важным направлением должна стать разработка и промышленная апробация современных технологий модернизации станков с ЧПУ как технологической основы обеспечения качества сложных изделий. По результатам выполнения указанных работ должно быть организовано тиражирование апробированных технологий модернизации для обновления парка станков с ЧПУ на предприятии ОАО «СТЗ».
Для российских предприятий создание компьютерного обеспечения, выполняющего указанные функции, сложная проблема в части финансового обеспечения ее решения. С другой стороны, отсутствие на российских предприятиях КМК-технологий не позволит эффективно решать проблему снижения издержек производства и повышения его эффективности. В связи с предстоящим вступлением России в ВТО складывающаяся ситуация в области компьютерного обеспечения качества продукции резко осложнит проблемы интеграции продукции российских предприятий во внешний рынок, а также проблемы ее реализации на внутреннем рынке [25, c. 27].
Принимая во внимание ограниченные возможности ОАО «СТЗ» в создании КМК- технологий, целесообразно оказать государственную поддержку решению задачи разработки и апробации типовых программно-технических средств обеспечения качества продукции, соответствующих требованиям международных стандартов ИСО 9000:2011. В случае решения указанной задачи на предприятии ОАО «СТЗ» может быть внедрена СМК на основе адаптации указанных программно-технических средств к продукции, технологиям и структуре производства предприятия. Это даст возможность предприятию многократно сократить стоимость разработки и внедрения эффективно действующей СМК.
Для решения проблем координации комплекса НИОКР в области разработки и внедрения отечественных ИПИ-технологий в различных отраслях промышленности целесообразно апробировать результаты выполняемых исследований применительно к различным видам техники. В этой связи Минпромнауки России совместно с российскими агентствами оборонных отраслей промышленности выполняются пилотные проекты по внедрению ИПИ-технологий применительно к новейшим видам техники. Выполнение указанных пилотных проектов позволит создать нормативно-правовую, научно-методическую и программно-техническую базу для внедрения ИПИ-технологий на предприятиях различных отраслей промышленности [37, c. 31].
Вместе с тем в ближайшие годы потребность в ИПИ-технологиях может значительно превысить реальные возможности ОАО «СТЗ» по кадровому, программно¬техническому и финансовому обеспечению внедрения различных составляющих ИПИ-технологий, необходимых для решения задач электронного сопровождения конкретных экспортных контрактов. В этой ситуации необходимо создание межведомственного центра промышленной информатики, отвечающего за разработку и внедрение на предприятиях ОПК комплекса компьютерных технологий менеджмента качества (КМК-технологий) и технологий электронного сопровождения наукоемкой продукции на всех этапах жизненного цикла (ИПИ- технологий) [37, c. 35].
В обеспечении качества продукции, создаваемой по государственному оборонному заказу в ОАО «СТЗ», участвуют как организации промышленности, так и федеральные органы исполнительной власти, отвечающие за формирование требований государственного контракта и создание условий для эффективной деятельности предприятий и организаций. Данное обстоятельства определяет необходимость создания единой системы квалификационных требований к руководителям и специалистам ОАО «СТЗ», а также к государственным служащим, на которых возложена ответственность за качество продукции или за организацию работ в данной области. Целесообразно предусмотреть мероприятия, необходимые для осуществления объективной оценки квалификации специалистов промышленности, ответственных за обеспечение гарантированного качества продукции. В качестве одной из важнейших мер в данной области следует предусмотреть совершенствование системы аттестации (сертификации) работников руководящего звена и другого персонала, участвующего в процессах обеспечения качества, в том числе рабочих. Одновременно должны быть предусмотрены вопросы, обеспечивающие подготовку и переподготовку руководящих работников и технического персонала, в том числе формирование комплекса модульных учебных программ для персонала разного уровня, прямо или косвенно вовлеченного в процессы обеспечения качества, а также пособий для обеспечения самоподготовки на предприятии ОАО «СТЗ».