Направления совершенствования системы управления качеством на предприятии ОАО «СТЗ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – провести анализ существующей системы управления качеством продукции на предприятии и предложить направления дальнейшего совершенствования системы управления качеством.
В соответствие с целью курсового исследования определены основные задачи:
рассмотреть состояние оборонного сектора РФ и перспективы его развития:
изучить проблемы классификации оборонной продукции и требований, предъявляемые к ее качеству;
исследовать развитие системы управления качеством на предприятиях оборонной промышленности;

Оглавление

Введение
5
1 Теоретические основы управления качеством на предприятиях в оборонной промышленности
8
1.1 Оборонная промышленность России: состояние, особенности и перспективы развития
8
1.2 Проблемы классификации оборонной продукции и требований к ее качеству
15
1.3 Развитие системы управления качеством в оборонной промышленности
21
2 Анализ управления качеством в обороной промышленности на примере предприятия ОАО «СТЗ»
25
2.1 Характеристика продукции предприятия
25
2.2 Анализ системы менеджмента качества предприятия
28
2.3 Оценка эффективности действующей системы менеджмента качества предприятия
32
3 Направления совершенствования системы управления качеством на предприятии ОАО «СТЗ»
39
Заключение
43
Список использованных источников
45

Файлы: 1 файл

Управление качеством в оборонной промышленности — копия.docx

— 86.96 Кб (Скачать)

Следствием отсутствия такой системы, в частности, являются случаи формирования технических заданий под устаревшие образцы продукции, снятые с производства, установление сроков поставки товаров без учета реальных производственных циклов.

Таким образом, развитие нормативной правовой базы гособоронзаказа, позволяющей исключить разночтения при определении характеристик закупаемой продукции, является актуальным и необходимым [21, c.88].

Вопрос создания единой информационной базы НИОКР, результатов интеллектуальной деятельности, технологий военного, специального и двойного назначения, конструкторской документации на продукцию военного назначения прорабатывается правительством Российской Федерации в рамках исполнения Указа президента Российской Федерации от 07.05.2012 №603.

Кроме того, решить данную проблему, в совокупности с изложенным, можно путем изменения правил формирования гособоронзаказа, включения в него максимально конкретизированных позиций с указанием определенных номенклатурных номеров и нормативно-технической документации, которым должны соответствовать закупаемые изделия.

Очевидно, что результатом создания единой системы установления требований к предметам закупки станет более прозрачное и справедливое ценообразование, что, в свою очередь, приведет к более эффективному расходованию бюджетных средств.

Весьма показательна в этой связи ситуация с проведением совместных торгов, когда от различных заказчиков поступали заявки на закупку продукции с отличающимися наименованиями, характеристиками и ценами, а в результате проведенного агентством анализа выяснялось, что, по сути, требуется поставить один и тот же товар [25, c. 15].

На текущем этапе Рособоронпоставка самостоятельно систематизирует информацию о технических условиях на размещаемые заказы, используя в качестве источников информации сведения о ранее проведенных торгах, а также сведения из открытых источников.

В целях формирования условий документации, исключающих несуществующие технические требования и ограничение конкуренции, оптимизации начальной (максимальной) цены контракта, установления сроков, дающих возможность выполнения контрактов, исходя из продолжительности производственного цикла, определения круга участников, в том числе для закрытых торгов, и т.д. организовано целенаправленное взаимодействие с предприятиями ОПК.

Взаимодействуя, с одной стороны, с заказчиками продукции, а с другой – с предприятиями – потенциальными участниками торгов, Рособоронпоставка выступает в качестве интегратора интересов каждой из сторон размещения гособоронзаказа, объективного внешнего арбитра соблюдения баланса интересов.

Результатом этого взаимодействия стал Реестр предметов снабжения, содержащий на сегодняшний день информацию о ТТХ, производственных циклах, ценах в отношении около 20 тыс. образцов от более чем тысячи предприятий.

В то же время получаемые сведения требуют постоянной актуализации, что обуславливает необходимость перехода с уровня взаимодействия «запрос-ответ» на регулярное представление предприятиями информации в инициативном порядке. Такой подход будет выгоден и самим потенциальным участникам торгов, поскольку позволит учесть их законные интересы и минимизировать риски формирования некорректных условий размещения заказов.

В целом использование заказчиками различных информационных ресурсов позволит во многом сократить риски составления некорректных технических заданий. Например, при закупке транспортных средств целесообразно использовать такой документ, как одобрение типа транспортного средства, содержащее его основные технические характеристики [25, c. 21].

Таким образом, для обеспечения эффективного размещения гособоронзаказа необходимы закрепленные на законодательном уровне систематизация и унификация подходов к формированию требований к предметам закупки, установление обязательности применения соответствующих нормативных документов (например, ГОСТов) и ответственности заказчика.

Важнейшим условием этого должно стать создание регулярно актуализируемой системы классификации и каталогизации оборонной продукции. Поскольку данная работа должна иметь системный характер и требует значительных затрат различных ресурсов, целесообразно рассматривать вопрос об определении единого государственного органа, выполняющего такие функции  и наделенного соответствующими полномочиями.

 

1.3 Развитие системы  управления качеством в оборонной  промышленности

 

Одним из значимых правовых документов в области технического регулирования можно считать постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2010 года № 629 «О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения качества продукции военного назначения, производимой в рамках государственного оборонного заказа и на экспорт». В Постановлении дано указание «Федеральным органам исполнительной власти, государственным корпорациям в рамках своих полномочий обеспечить организацию и координацию осуществляемых организациями оборонно-промышленного комплекса работ по созданию, внедрению, совершенствованию систем менеджмента качества и оценке их соответствия требованиям семейства стандартов ИСО 9000 и государственных военных стандартов» [40, c. 22].

Для создания условий по обеспечению надлежащего качества продукции вводится обязательность наличия системы менеджмента качества для организаций исполнителей и привлекаемых соисполнителей ГОЗ.

Вводится обязательность представления предприятиями ОПК:

- сведений о наличии системы менеджмента качества и ее соответствии установленным требованиям, что должно быть подтверждено результатами внутренних и (или) внешних ежегодных проверок (аудитов) системы менеджмента качества, согласованными с военным представительством государственного заказчика;

- информации о выполнении работ по совершенствованию системы менеджмента качества, в том числе о наличии информационных технологий обеспечения качества продукции военного назначения;

- сведений о наличии мероприятий по обеспечению качества продукции военного назначения, в том числе по обеспечению функционирования и совершенствования системы менеджмента качества (включая средства информационной поддержки процессов обеспечения качества продукции военного назначения), соответствующей требованиям семейства стандартов ИСО 9000 и государственных военных стандартов.

Подтверждение наличия систем менеджмента качества на оборонных предприятиях, соответствующих требованиям стандартов ИСО 9000 и государственных военных стандартов, изложены в лицензионных требованиях Постановления Правительства РФ от 13 июня 2012 года № 581 «О лицензировании деятельности в области вооружения и военной техники».

Основы государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса и постановление Правительства РФ  требуют наличия у исполнителей ГОЗ внедренных и результативных систем менеджмента качества (СМК).

СМК основаны на управлении процессами, в том числе процессами производства, разработки, оценки соответствия, хранения и др., реализуемыми исполнителями ГОЗ при создании оборонной продукции, разрабатываются и внедряются в целях обеспечения (повышения) качества выпускаемой продукции.

Государственные военные стандарты устанавливают особые требования государственных заказчиков, а также формы и порядок оценки соответствия СМК установленным требованиям.

Так как указанные требования государственных заказчиков оборонного заказа распространяются на основные производственные процессы, определенные статьей 5 федерального закона от 27 декабря 2002 г.№ 184-ФЗ объектами оценки соответствия, представляется целесообразным рассматривать СМК организаций – исполнителей ГОЗ в качестве одного из таких объектов.

Следует также отметить, что оценка соответствия СМК обязательным требованием государственных заказчиков является одной из важнейших особенностей оценки соответствия в области оборонной продукции, которой большое внимание уделяется руководством государства.

Таким образом, с учетом изложенного, наибольший интерес применительно к установлению особенностей оценки соответствия представляет военная продукция (работы, услуги) и связанные с требованиями к ней процессы. При этом можно утверждать, что:

оценка соответствия оборонной продукции, не являющейся военной (продукция двойного применения), и связанных с нею процессов, кроме процессов, реализуемых на стадии обращения продукции, к которым могут устанавливаться требования государственных заказчиков, установленным к ним обязательным требованиям, должна осуществляться по требованиям технических регламентов и в порядке, установленном ими;

оценка соответствия оборонной продукции, являющейся военной продукцией, и связанных с нею процессов распространяющимся на них обязательным требованиям технических регламентов должна осуществляться в порядке, установленном ими;

оценка соответствия оборонной продукции, являющейся военной продукцией, (работ, услуг) и связанных с нею процессов, а также процессов, реализуемых на стадии обращения продукции двойного применения (далее – военная продукция (работы, услуги) и связанные с нею процессы), обязательным требованиям, устанавливаемым к ним наряду с техническими регламентам, государственными заказчиками оборонного заказа, в том числе в государственных контрактах (договорах), должна осуществляться в соответствии с нормативным правовым актом Правительства РФ, разработанным во исполнение части 4 статьи 5 упомянутого Федерального закона, распространяющимся также наряду с процессами на оценку соответствия СМК организаций-исполнителей ГОЗ, основанных на управлении процессами создания военной продукции.

Сертификация систем менеджмента качества организаций, осуществляющих деятельность по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники, осуществляется в рамках систем добровольной сертификации, а также в случаях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, в рамках систем обязательной сертификации [40, c. 24].

Таким образом, стоит заключить, что проблемы развития и функционирования ОПК не могут быть решены методами чисто рыночного регулирования предпринимательской деятельности. Стратегическая задача оптимизации структуры ОПК на основе формирования в государственном секторе ОПК системообразующих интегрированных структур и ключевых организаций, принципиально ограничивает целесообразность и возможности свободной конкуренции в сфере разработки и производства ВВТ.

 

2 Анализ управления  качеством в обороной промышленности на примере предприятия ОАО «СТЗ»

2.1 Характеристика  продукции предприятия

 

ОАО « Саранский телевизионный завод» является одним из эффективных промышленных предприятий Мордовии. Телевизионный завод основан в марте 1976 года. В 1980 году была выпущена первая партия лампово-полупроводниковых цветных телевизоров. С 1991 года освоено производство цветных телевизоров 4-го поколения с дистанционным управлением. В 1993 году выпускаются цветные телевизоры 5-го поколения.

ОАО «Саранский телевизионный завод» относится к предприятиям оборонно-промышленного комплекса и с 1 октября 2002 года ОАО «Саранский телевизионный завод» входит в состав ОАО «Концерн Радиотехнические и информационные системы» (ОАО «РТИ) и АФК «Система».В настоящее время ОАО Саранский телевизионный завод» - это производственный комплекс федерального уровня по созданию аппаратурных контейнеров и антенных секций различного назначения. Предприятие практически полностью оснащено новейшим технологическим оборудованием производства Германии, Англии, Южной Кореи.

На одной технологической площадке объединены современное радиотехническое и металлообрабатывающее производства, включая производство крупногабаритных и строительных металлоконструкций

Основной вид деятельности: производство контрольно-измерительных приборов, пластмассовых изделий, строительных металлических конструкций и изделий, печатных схем, деталей теле- и радиопередающей аппаратуры, телефонной и телеграфной электроаппаратуры и пр.

Основная продукция и услуги предприятия:

  • изделие Е-016 (унифицированный испытатель авиационных радиокомпасов);
  • изделие Е-017 (эксплуатационно-ремонтный пульт);
  • изготовление металлоконструкций;
  • нанесение гальванических элементов;
  • нанесение порошкового покрытия на металлические изделия;
  • автоматизированный монтаж печатных плат;
  • ящики пластмассовые, тара для транспортировки и хранения.

К продукции оборонной промышленности относится продукция, производимая по госзаказу для авиастроения – изделие Е-016 и Е-017.

Изделие Е-016 (унифицированный испытатель авиационных радиокомпасов), в том числе экспортный вариант, предназначено для допускового контроля основных параметров средневолновых радиокомпасов непосредственно на борту самолета или в условиях ремонтных мастерских. Изделие Е-016 позволяет производить контроль основных параметров радиокомпасов: -чувствительности радиокомпаса в режиме АНТЕННА; -предельной чувствительности по пеленгу АРК-5, АРК-9, АРК-10, АРК-11, АРК-15М, АРК-19; -погрешности пеленга АРК-15М, АРК-19, АРК-22; -погрешности градуировки АРК-5, АРК-9, АРК-10, АРК-11; -погрешности настройки АРК-15М, АРК-19, АРК-22; -код настройки частоты АРК-15М, АРК-19, АРК-22; -измерение контрольных напряжений. Питание изделия осуществляется через проверяемый радиокомпас (АРК-15М, АРК-19, АРК-22) или от бортовой сети (АРК-5, АРК-9, АРК-10, АРК-11) - 115 В (36 В) 400 Гц. Изделие (испытатель) выполнено в пылебрызгозащищенном варианте и имеет ручку для переноса, а также ушки для крепления ремня. На передней панели размещены переключатели и окно для считывания информации. Подключение изделия Е-016 к радиокомпасам осуществляется с помощью кабелей из комплекта принадлежностей. Изделие Е-016 выпускается в двух вариантах комплектации: Е-016-00 – для проверки радиокомпасов АРК-15М, АРК-19, АРК-22; Е-016-01 – для проверки радиокомпасов АРК-5, АРК-9, АРК-10, АРК-11, АРК-15М, АРК-19, АРК-22. Масса комплекта изделия Е-016 вариант исполнения 2.700.000 - 16 кг. Габариты тарного ящика: 674х476х507(мм), вес 39 кг. Масса комплекта изделия Е-016 вариант исполнения 2.700.000-01 – 24 кг. Габариты тарных ящиков: - 674х476х507(мм), вес 39 кг; - 594х396х357(мм), вес 19 кг.

Информация о работе Направления совершенствования системы управления качеством на предприятии ОАО «СТЗ»