Направления совершенствования системы управления качеством на предприятии ОАО «СТЗ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – провести анализ существующей системы управления качеством продукции на предприятии и предложить направления дальнейшего совершенствования системы управления качеством.
В соответствие с целью курсового исследования определены основные задачи:
рассмотреть состояние оборонного сектора РФ и перспективы его развития:
изучить проблемы классификации оборонной продукции и требований, предъявляемые к ее качеству;
исследовать развитие системы управления качеством на предприятиях оборонной промышленности;

Оглавление

Введение
5
1 Теоретические основы управления качеством на предприятиях в оборонной промышленности
8
1.1 Оборонная промышленность России: состояние, особенности и перспективы развития
8
1.2 Проблемы классификации оборонной продукции и требований к ее качеству
15
1.3 Развитие системы управления качеством в оборонной промышленности
21
2 Анализ управления качеством в обороной промышленности на примере предприятия ОАО «СТЗ»
25
2.1 Характеристика продукции предприятия
25
2.2 Анализ системы менеджмента качества предприятия
28
2.3 Оценка эффективности действующей системы менеджмента качества предприятия
32
3 Направления совершенствования системы управления качеством на предприятии ОАО «СТЗ»
39
Заключение
43
Список использованных источников
45

Файлы: 1 файл

Управление качеством в оборонной промышленности — копия.docx

— 86.96 Кб (Скачать)

Удельный вес продукции гражданского назначения ОАО «НПК «Уралвагонзавод» составил 52,1% гражданской продукции отрасли. Сократился объем производства продукции тяжелого машиностроения, продукции металлургического комплекса, машин и оборудования сельскохозяйственных, оборудования металло- и деревообрабатывающего, строительно-дорожной и коммунальной техники, оружия спортивного, охотничьего, промыслового, оборудования и подвижного состава железных дорог, оборудования для ТЭК [21, c. 78].

В 2012 году в промышленности боеприпасов и спецхимии производство гражданской продукции сократилось по сравнению с аналогичным периодом 2011 года и составило 95,6%.

Сократился объем производства гражданской продукции ОАО «Производственное объединение «Завод имени Серго», ФКП «Пермский пороховой завод», ФКП «Завод им. Я.М.Свердлова», ФКП «Бийский олеумный завод», ФГУП «Дальневосточное ПО «Восход» и ряде других.

В 1 квартале 2013 года увеличилось производство продукции химических производств (на 5,6%), медтехники (оборудования) и запчастей к ней (в 2 раза), продукции межотраслевых производств (в 2,3 раза). Снизился объем производства взрывных устройств и взрывчатых веществ, изделий автомобильной промышленности, оборудования для ТЭК [21, c. 80].

В радиоэлектронной промышленности в январе-марте 2013 года производство гражданской продукции увеличилось на 8,1%, в том числе в электронной промышленности – на 4%, в радиопромышленности - на 4,9%, в промышленности средств связи - на 24,3%.

На ряде предприятий радиоэлектронной промышленности наблюдался прирост объемов производства:

  • в электронной промышленности: ОАО «Завод «Атлант», ОАО «Завод полупроводниковых приборов», ОАО «Рикор электроникс», ОАО «Воронежский завод полупроводниковых приборов - Сборка», ОАО «Ангстрем», ОАО «Рязанский завод металлокерамических приборов», ОАО «Контакт» и др.;
  • в радиопромышленности: ОАО «Ленинец-Холдинг», ОАО «Нижегородский машзавод», ОАО «НПО Лианозовский ЭМЗ», ОАО «Ижевский ЭМЗ «Купол», ОАО «НПО «Правдинский радиозавод» и ряде других;
  • в промышленности средств связи: ОАО «Калужский завод телеграфной аппаратуры», ОАО «Прибой», ОАО «Ярославский радиозавод», ОАО «Владимирский завод «Электроприбор» и др.

Вместе с тем, целый ряд предприятий в 2012 году снизили темпы по сравнению с 2011 годом.

Важнейшими мерами государственной поддержки организаций ОПК являются государственные закупки, НИОКР и государственные капитальные вложения. Используются и другие меры господдержки (взносы в уставный капитал организаций, различного вида субсидии, направленные в том числе: на техническое перевооружение и стимулирование спроса на выпускаемую продукцию, развитие экспорта высокотехнологичной продукции, поддержку текущей деятельности организаций ОПК с целью предупреждения банкротства и федеральным казенным предприятиям, а также государственные гарантии по кредитам).

Активное участие государства в оснащении Вооруженных Сил, рост гособоронзаказа позволили достичь высокой позитивной динамики продукции ОПК, а в кризисном 2009 году - удержать ситуацию.

Основной объем инвестиций (более 75%) направляется на приобретение нового оборудования для замены устаревшего и изношенного, модернизацию и совершенствование экспериментально-стендового и испытательного оборудования. Производительность труда возрастет на 20%, благодаря внедрению новых технологических решений и оптимизации численности работников [21, c. 86].

Для предприятий ОПК важны не только объемы заказов, но и условия их выполнения (авансирование, рентабельность, заработная плата работников и т.д.). В настоящее время подготовлена новая редакция Федерального закона «О государственном оборонном заказе», проводится работа по совершенствованию системы контрактации и ценообразования на продукцию военного назначения.

Предусматривается развивать в ОПК практику реализации масштабных и социально значимых проектов по выпуску профильной продукции гражданского и двойного назначения на принципах государственно-частного партнерства, которое не должно сдерживаться ничем, кроме рационально определяемых интересов национальной безопасности страны.

В ряде отраслей уже осуществлен переход ко второй стадии интеграции - созданию мощных научно-производственных комплексов, объединяющих существенную часть потенциала организаций целых отраслей [8, c. 90].

С целью повышения эффективности деятельности и снижения издержек интегрированными структурами ОПК разработаны и реализуются программы реструктуризации и оптимизации производственных мощностей и других основных фондов.

Также организована работа по подготовке и выполнению программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий, включающих освоение новых технологий и продуктов и создание эффективной системы управления бизнес-процессами.

Осуществление программ интегрированных структур в тесной увязке с долгосрочными государственными программами должно позволить в условиях глобализации реализовать имеющиеся у организаций ОПК конкурентные преимущества.

Особое внимание уделяется вопросам обеспечения ОПК квалифицированными кадрами. Бюджетные средства, выделяемые в рамках госзаказа и федеральных программ, стипендии Президента России, а с 2010 года - и для молодых (до 35 лет) работников ОПК являются значимой формой поддержки трудовых коллективов, научных школ и высококвалифицированных специалистов ОПК.

Реализуются мероприятия Плана по реализации стратегии создания в ОПК системы многоуровневого непрерывного образования на период до 2015 года. Совместно с вузами ведется работа по выполнению утвержденных государственных планов подготовки научных работников и специалистов для организаций ОПК. Осуществляются мероприятия по развитию системы дополнительного профессионального образования. Так, в 2009-2010 годах проведен ряд экспериментов по созданию центров на промышленно-технологической и экспериментальной базе организаций ОПК различных типов, в которых прошли переподготовку и повысили свою квалификацию около 6 тысяч человек, в том числе более 3 тысяч рабочих. [40, c. 87]

Обеспечение масштабного переоснащения Вооруженных Сил в их новом облике перспективными вооружением и военной техникой является задачей нового технологического уровня, требующей новых подходов и значительных инвестиций. Государственная поддержка коренной технологической модернизации ОПК и в первую очередь таких его приоритетных отраслей, как ракетно-космическая, авиационная, судостроительная и радиоэлектронная промышленность, будет продолжена.

К 2020 году должна быть достигнута готовность ОПК к переоснащению Вооруженных Сил перспективными средствами и системами вооружения в объемах, соответствующих их новому облику. Должны быть также уменьшена номенклатура и объемы поставок импортной комплектации путем решения вопросов импортозамещения и совершенствования кооперации. Обеспечение высоких устойчивых темпов роста объемов производства продукции ОПК позволит увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней, его вклад в прирост ВВП страны и получить высокий социальный эффект от сохранения и увеличения высококвалифицированных рабочих мест в отраслях ОПК и смежных отраслях промышленности.

Таким образом, к 2020 году должен быть сформирован новый конкурентоспособный облик ОПК, включающий около 40 крупных научно-производственных компаний, способных к саморазвитию, профессиональному и эффективному управлению активами, обеспечивающих выполнение государственной программы вооружения и осуществляющих активное позиционирование на рынках высокотехнологичной продукции и услуг. Это возможно только на основе широкой интеграции с общепромышленным комплексом страны» [40, c. 99].

 

1.2 Проблемы классификации оборонной продукции и требований к ее качеству

 

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. № 822 и ГОСТ РВ 52328-2005 «Продукция оборонная. Термины и определения» под оборонной продукцией понимается продукция, предназначенная к поставке по ГОЗ. Так как по своему составу оборонная продукция является неоднородной, необходимо оценить, соблюдается ли принцип единства подходов к оценке ее соответствия установленным требованиям в полном объеме на всех стадиях жизненного цикла.

Неоднородность оборонной продукции состоит в том, что одна ее часть разрабатывается, производится, эксплуатируется, утилизируется и захоранивается в соответствии с обязательными требованиями в области технического регулирования, установленными государственными заказчиками оборонного заказа и уполномоченными ФОИВ (создается и поставляется по документации, утвержденной или согласованной государственным заказчиком оборонного заказа) – военная продукция, а другая часть, так называемая продукция двойного применения, поставляется как для гражданских, так и для военных нужд в едином исполнении по национальным стандартам и (или) документации производителя.

Проблема состоит в том, что военная продукция от момента формирования требований на ее разработку до утилизации и захоронения находится в юрисдикции государственных заказчиков оборонного заказа или уполномоченных ФОИВ (далее – государственные заказчики), которые устанавливают к ней обязательные требования, в том числе и по оценке соответствия на всех стадиях жизненного цикла.

Оборонная продукция, не являющаяся военной продукцией (продукция двойного применения), разрабатывается и изготавливается без участия государственных заказчиков.

Естественно, что такая продукция, а также процессы ее разработки и производства никак не регулируются государственными заказчиками, и в сферу их полномочий по установлению обязательных требований, продукция двойного применения попадает после ее закупки и поставки в войска (силы). Поступив на стадию обращения, данная продукция включается в соответствующую войсковую систему технической эксплуатации, и на процессы, реализуемые на стадии обращения продукции, начинают распространяться обязательные требования государственных заказчиков оборонного заказа.

Еще одним объектом оценки соответствия, требующим дополнительного рассмотрения, являются связанные с требованиями к оборонной продукции процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. С одной стороны, они частично перекликаются с другим объектом оценки соответствия – работами (строительство, монтаж, наладка), а с другой – дублируют отдельные стандартизованные стадии жизненного цикла изделий военной техники (производство, эксплуатация).

Характеристики продукции оказывают непосредственное влияние на ее цену и, соответственно, на эффективность расходования бюджетных средств. Следует пояснить, что эффективное расходование бюджетных средств – это не просто экономия, а одновременное получение за потраченные деньги современной, надежной и качественной техники для использования ее Вооруженными Силами Российской Федерации в долгосрочной перспективе.

Серьезной проблемой является отсутствие действующей системы классификации и каталогизации оборонной продукции.

В результате агентство, отвечая за содержание разработанной документации о торгах, вынуждено проводить дополнительный анализ поступающих материалов для того, чтобы заказчик получил именно то, что соответствует его потребностям за соразмерную плату.

В 2011-2012 гг. Рособоронпоставка проводила активную работу с заказчиками в данном направлении, что дало положительный результат – были минимизированы риски нарушений законодательства при формировании документаций о торгах и заключении государственных контрактов, направления запросов о разъяснении положений документаций, жалоб участников торгов, применения санкций и, как следствие, несоблюдения сроков размещения гособоронзаказа [21, c.87].

Данное направление работы все еще остается для заказчиков сложным. Возникающие вопросы весьма разнообразны и зачастую препятствуют размещению заказа в соответствии с нормами законодательства.

Задачей заказчика является качественное составление технического задания, полное описание всех характеристик и показателей, четко определяющих предмет закупки, исключение несуществующих, некорректных характеристик продукции.

Отсутствие четких требований к характеристикам продукции не позволяет сформировать документацию о торгах в соответствии с нормами законодательства о размещении заказов. Включение же в документацию несуществующих характеристик ведет либо к несостоявшимся торгам в связи с отсутствием заявок участников, либо к указанию в заявках недостоверных сведений, что влечет за собой их отклонение.

Также следует учитывать необходимость указания комплектации или варианта исполнения изделия, поскольку отсутствие таких сведений создает риск поставки более дешевого изделия по цене более дорогого и не соответствующего потребностям заказчика.

Практика размещения показывает, что приоритетный способ описания предмета заказа – использование технических условий. Они являются частью конструкторской документации, содержащей типовой состав сведений: технические требования, гарантии изготовителя, правила приемки и другие. Их использование обеспечивает закупку образцов точно в соответствии с потребностями заказчика.

В данном случае должен выполняться ряд условий, в частности: используемые при размещении технические условия и иная нормативно-техническая документация должны принадлежать Российской Федерации, быть актуальными, доступными, соответствовать требованиям ГОСТов.

Вместе с тем выполнение данных требований осложняется несовершенством существующей нормативной базы. В этой связи унификация требований к предмету закупки, создание единой системы учета изделий вооружения, военной техники и военной продукции, интегрированной в систему классификации оборонной продукции, является важным направлением оптимизации механизмов размещения гособоронзаказа.

Информация о работе Направления совершенствования системы управления качеством на предприятии ОАО «СТЗ»