Мотивация в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2012 в 18:56, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы - выявление сущности мотивационного процесса трудовой деятельности и представления тарифной системы оплаты труда как важного мотивирующего фактора.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
- изучение теоретических основ и современных тенденций мотивации труда и ее роли в повышении эффективности деятельности предприятия.
- анализ системы трудовой мотивации на ЗАО Тираспольском винно-коньячном заводе «KVINT».
- раскрыть назначение и содержание тарифной системы;

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………….3
1. Основные этапы мотивационного процесса …………………………..…….…5
1.1. Понятие мотивационного процесса и его основные этапы ………………….
1.2. Анализ мотивации трудовой деятельности на ТВКЗ «KVINT» ………….....8
2. Тарифная система, особенности ее применения ……………………………...13
2.1. Назначение и содержание тарифной системы ………………………………..
2.2. Применение тарифной системы на заводе …………………………………..17
Заключение …………………………………………………………………………..20
Список литературы …………………………………………………………………22

Файлы: 1 файл

мотивация в мен(я).doc

— 120.00 Кб (Скачать)


План

 

Введение ……………………………………………………………………………….3

1. Основные этапы мотивационного процесса …………………………..…….…5

    1.1. Понятие мотивационного процесса и его основные этапы ………………….

    1.2. Анализ мотивации трудовой деятельности на ТВКЗ «KVINT» ………….....8

2. Тарифная система, особенности ее применения ……………………………...13

    2.1. Назначение и содержание тарифной системы ………………………………..

    2.2. Применение тарифной системы на заводе …………………………………..17

Заключение …………………………………………………………………………..20

Список литературы …………………………………………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Эффективное управление невозможно без понимания мотивов, потребностей человека и правильного использования стимулов к труду.

Актуальность темы работы обусловлена тем, что в условиях формирования новых механизмов  хозяйствования, ориентированных на рыночную экономику, перед  предприятиями встаёт  необходимость  работать по-новому, считаясь с законами и требованиями рынка, овладевая новым типом экономического поведения, приспосабливая все стороны производственной деятельности к меняющейся  ситуации. В связи с этим возрастает вклад каждого  работника  в  конечные  результаты  деятельности   предприятия.  Одна из главных задач для предприятий  различных форм собственности - поиск эффективных способов управления трудовой деятельностью, обеспечивающих  активизации  человеческого  фактора. Решающим  фактором результативности  труда  людей  является  их  мотивация.

Важнейшей предпосылкой усиления действительности оплаты труда является установление непосредственной связи заработной платы с конечными результатами производства. При этом заработная плата не ограничивается максимальными пределами, что является важным в повышении заинтересованности работников в эффективной работе. Тарифная система является основным инструментом оплаты труда и занимает важное место в системе организации труда на многих предприятиях.

Цель данной работы - выявление сущности мотивационного процесса трудовой деятельности и представления тарифной системы оплаты труда как важного мотивирующего фактора.

Для достижения  поставленной  цели в  работе  решались следующие задачи:

-   изучение  теоретических  основ и современных  тенденций  мотивации труда и ее роли в повышении эффективности деятельности предприятия.

-   анализ  системы  трудовой  мотивации  на  ЗАО  Тираспольском  винно-коньячном заводе «KVINT».

- раскрыть назначение и содержание тарифной системы;

Объект исследования – ЗАО  Тираспольский винно-коньячный завод «KVINT».

Предмет исследования – система мотивации персонала на заводе «KVINT», а также анализ использования тарифной системы оплаты труда.

Этому и  посвящена  данная контрольная работа, выполнение которой предполагает сбор материалов, обработку и анализ  полученной  информации.

Источниками информации, для написания работы, послужили труды таких авторов как Бакина С.И., Махорт Н.С., Чижов Б.А. и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные этапы мотивационного процесса

 

1.1.     Понятие мотивационного процесса и его основные этапы

 

Мотивация - понятие, используемое для объяснения последовательности поведенческих действий, направленных на конкретную цель, которая может меняться в зависимости от различных обстоятельств, ситуаций. В понятие «мотивация» входят  моменты  активизации,  управления и реализации  целенаправленного  поведения человека.  Как говорил Л. С. Выготский, мотивация - это «психическая система», то  есть особый вид психических процессов, регулирующих человеческую деятельность.

Мотивация,    рассматриваемая   как   процесс,  теоретически  может   быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадий. Естественно, такое рассмотрение процесса носит достаточно условный характер,   так  как  в  реальной жизни  нет  столь  четкого  разграничения стадий  и  нет  обособленных   процессов мотивации. Однако  для  уяснения того, как   разворачивается  мотивационный процесс,  какова  его логика и составные  части, можно представить в виде ряда последовательных этапов:

Первая этап - возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется  она  в  конкретное  время и начинает требовать от человека, чтобы  он  нашел  возможность  и предпринял какие-то шаги для ее устранения.

              Потребности могут быть самыми различными. Условно их можно разбить на три группы:

- физиологические;

- психологические;

- социальные.

Второй этап - поиск путей устранения потребности. Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, то он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять.

Третий этап - определение целей (направления) действия. Человек фиксирует,  что и какими средствами он должен сделать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность. На данном этапе происходит увязка четырех моментов:

- что  я  должен  получить, чтобы устранить потребность;

- что я должен  сделать, чтобы получить то, что желаю;

- в какой  мере  я могу добиться  того,  чего  желаю;

- насколько  то,  что  я  могу  получить,  может  устранить   потребность.

Четвертый этап - осуществление действия. На  этом этапе  человек затрачивает  усилия для того, чтобы осуществить действия, которые, в конечном счете, должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность. Так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, то на этом этапе может происходить корректировка целей.

Пятый этап - получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав определенную работу, человек либо непосредственно получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. На данном этапе выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к действию.

Шестой этап - устранение потребности. В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, вызывает устранение потребности ослабление или усиление мотивации к деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.

Перед нами представлена схема этапов мотивационного процесса:

Схема 1. Этапы мотивационного процесса.

 

Очень непросто выявить, какие мотивы являются ведущими в мотивационном процессе конкретного человека в конкретных условиях. Знание логики процесса мотивации не обеспечивает решающих преимуществ в управлении данным процессом. Здесь немаловажным фактором является не очевидность мотивов. Можно догадываться, какие мотивы преобладают, но в конкретном виде их вычленить достаточно трудно. Требуются длительные и скрупулезные наблюдения для того, чтобы попытаться с достаточной степенью достоверности сказать о том, какие мотивы являются ведущими, движущими в мотивационном процессе человека.

Следующим  важным  фактором является изменчивость мотивационного процесса. Характер мотивационного процесса  зависит от того, какие потребности  инициируют его. Однако сами потребности  находятся между собой в  сложном  динамическом  взаимодействии,  зачастую   противореча друг другу либо же, наоборот, усиливая действия отдельных  потребностей. При этом составляющие этого взаимодействия могут меняться во времени, изменяя   направленность  и  характер   действия  мотивов.   Поэтому  даже   при  самом   глубоком  знании   мотивационной    структуры  человека,   мотивов его действия могут  возникать  непредвиденные изменения в поведении человека и непредвиденная реакция с его стороны на мотивирующие воздействия.

Еще одним фактором, делающим мотивационный процесс каждого конкретного человека уникальным  и не на сто процентов предсказуемым, является различие мотивационных структур отдельных людей, разная степень влияния одинаковых мотивов на различных людей, различная степень зависимости действия одних мотивов от других.  У  одних   людей  стремление к  достижению  результата  может  быть  очень сильным, у других же оно может   быть относительно  слабым.  В  этом  случае  данный   мотив  будет   по-разному  действовать  на  поведение   людей. Возможна  и  другая   ситуация: два человека имеют одинаково сильный мотив на достижение результата.  Но  у  одного  этот  мотив  доминирует  над  всеми   другими,   и  он   будет  добиваться  результата   любыми   способами. У  другого  же  этот мотив  соизмерим  по   силе   действия  с  мотивом   на   соучастие в совместных действиях. В этом случае данный человек будет вести себя по-другому.

Как видно, процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. Существует достаточно большое количество различных теорий мотивации, пытающихся дать объяснение этому явлению.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.     Анализ мотивации трудовой деятельности на ТВКЗ «KVINT»

 

В просторных, чистых цехах, оснащённых самым современным оборудованием, трудятся настоящие профессионалы, подлинные мастера своего дела. Вдохновенный  труд  Тираспольских виноделов по заслугам оценен на различных международных конкурсах и выставках.

Среднегодовой объём производства – около 700 тысяч декалитров винно-коньячной и ликёроводочной продукции. Основные торговые партнёры – это представители из России, Украины, Молдовы, Казахстана, Германии, Израиля и многие другие. Оригинальное содержание и современный, привлекательный дизайн обеспечивает на международных рынках неизменный успех. Ежегодно расширяется собственная сырьевая база завода.

Вековые традиции, помноженные на новейшие технологии – таков сегодняшний день «KVINTа».

              Мотивационный процесс  трудовой  деятельности  исполняет  роль  своеобразного  механизма,  непосредственно  воздействующего  на сознание  человека.   Поэтому она должна  быть  всесторонне  психологически  обоснованной.  На предприятие применяется  гибкая система  мотивирования  работников,  что повышает  заинтересованность  работников в  высокопроизводительном труде.

              Руководством ТВКЗ «KVINT»  осуществляется  конкретизация  показателей  и условий  мотивации труда,  их  гибкое  использование по отношению  к каждому работнику.

              Психологический  эффект  поощрения  и наказания  непосредственно  связан с таким принципом,  как  своевременность.  Говорят,  что «хороша  ложка  к обеду». То  же самое  можно  сказать  и  о  мерах  поощрения  и наказания.

              Побуждение материальными  благами  наиболее  просто по своей  технологии, так как удовлетворение  материальных  потребностей  работников – самая  доступная для  осознания  жизненная функция. Очень  важно, чтобы работник  был хорошо  проинформирован о том,  за что и почему  материально  поощрён  или наказан тот  или иной член коллектива. В  наглядном выражении  нуждается вся система  морального  и материального  стимулирования: её показатели, порядок подведения  итогов,  вручения  поощрения,  осуществление наказания и т.п.  Иными словами,  чем  нагляднее стимулирование, тем выше психологический  эффект его применения.

              Мотивационный  механизм  является одним из  компонентов  механизма заинтересованности на  ТВКЗ «KVINT»  в достижении максимальных экономических  и  социальных  результатов  предпринимательской  деятельности. Понятие  мотивации  означает всю  совокупность факторов,  механизмов и процессов,  обеспечивающих  возникновение у людей  побуждений к достижению жизненно необходимых  целей.  Такое стремление  предполагает  активность  в изменчивой  среде  и требует  ситуативной  реакции. В процессе ситуативного  развития  мотивации  оценивается возможность и определяется  способ  достижения  необходимого  результата.  Таким образом,  мотивационный  механизм  следует  рассматривать  как упорядоченную  совокупность  мотивов  достижения  стратегических  целей  ТВКЗ «KVINT».

              Построение  мотивации трудовой  деятельности персонала на ТВКЗ «KVINT»  осуществляется также на основании  следующих  принципов-тезисов:

      обеспечить создание  на работе  климата  взаимного  доверия,  уважения и поддержки;

Информация о работе Мотивация в менеджменте