Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 10:34, курсовая работа
В данной работе мы постараемся раскрыть сущность всех поднятых нами теорий на рассмотрение, а так же взглянем, как обстоят дела, в нашем российском менеджменте.
Введение 3
Глава I. Содержательные теории мотивации 5
1.1. Классическая теория Ф. Тейлора и иерархии потребностей Маслоу 5
1.2. Теория ЕКС Альдерфера. 12
1.3. Теория приобретенных потребностей МакКлелланда 15
1.4. Теория двух факторов Герцберга 21
Глава II. Процессуальные теории мотивации 25
2.1. Теория ожидания 25
2.2. Теория справедливости 29
2.3.Модель Портера-Лоулера 31
Глава III. Мотивация в российском менеджменте 35
3.1. Специфика мотивации в России 35
3.2. Ошибки мотивации 41
3.3. Особенности мотивации персонала 44
Заключение 47
Список источников и литературы 50
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Международный институт финансов, управления и бизнеса
кафедра
экономической социологии
МОТИВАЦИЯ
В МЕНЕДЖМЕНТЕ
Курсовая
работа по дисциплине «Основы общего и
стратегического менеджмента»
Автор работы:
студент группы 25ИМ801
________________ А.В.Макарихин
(подпись)
Научный руководитель:
к.ф.н., доцент
________________ В.Г.Захаров
(подпись)
Содержание2
Введение3
Глава I. Содержательные теории мотивации5
1.1. Классическая теория Ф. Тейлора и иерархии потребностей Маслоу 5
1.2. Теория ЕКС Альдерфера.12
1.3. Теория приобретенных потребностей МакКлелланда15
1.4. Теория двух факторов Герцберга21
Глава II. Процессуальные теории мотивации25
2.1. Теория ожидания 25
2.2. Теория справедливости29
2.3.Модель Портера-Лоулера31
Глава III. Мотивация в российском менеджменте35
3.1. Специфика мотивации в России35
3.2. Ошибки мотивации41
3.3. Особенности мотивации персонала44
Заключение47
Список источников и литературы50
«Насколько авторитарной ни являлась бы
организация, она должна удовлетворять амбиции
и потребности своих членов и делать это
по отношению к ним как к индивидам».
П.
Дракер
В настоящее время различают два основных вида теории мотивации: содержательные и процессуальные.
Одной
из важных проблем в менеджменте
является создание на предприятии действенной
системы мотивации труда. Мотивация
– процесс формирования у работника
необходимых стимулов, являющихся внешним
побуждением к труду, которое
развивается на основе, как своих
личных потребностей, так и потребностей
других людей. Путь к эффективному управлению
человеком лежит через
Содержательные
теории мотивации анализируют факторы,
оказывающие влияние на мотивацию.
В значительной мере фокус этих теорий
сконцентрирован на анализе потребностей
и их влиянии на мотивацию. Потребности
– это то, что возникает и
находится внутри человека, что достаточно
общее для разных людей, но в то
же время имеет определенно
Несмотря на принципиальные отличия этих концепций, они тем не менее имеют нечто общее в своей основе, что отражает определенную общность в мотивации человека к действиям.
Процессуальные теории мотивации в свою очередь базируются на том, что изучают, как ведут себя люди с учетом их восприятия или познания, иными словами они объясняют действие механизма мотивации.
Основные процессуальные теории:
В данной работе мы постараемся раскрыть сущность всех поднятых нами теорий на рассмотрение, а так же взглянем, как обстоят дела, в нашем российском менеджменте.
1.1.
Классическая теория
Ф. Тейлора и
иерархии потребностей
Маслоу
Первую теорию мотивации в рамках содержательного подхода сформировал Ф. Тейлор, выступив, как сейчас говорят с её классическим вариантом.
Он
выдвинул гипотезу, о том, что людьми
движет желание удовлетворять
В основу его теории легла система норм расходования времени на каждый вид работ или выполнение отдельных операций. Перевыполнение рабочего плана, должно предусматривать дополнительные выплаты в соответствии с установленным тарифом, а так же нельзя обходится без премий, которые позитивно влияют на эффективность труда.
Такие дотации работникам дают возможность наиболее полно удовлетворять свои потребности.
Но в тоже время, невыполнение задания или частичное его выполнение, должно предусматривать свою систему штрафов и санкций. [11, стр.143]
Наибольшую популярность из всех теорий мотивации получила теория потребностей Абрахама Маслоу (1908-1970), известнейшего из представителей бихевиористского направления в ряду учений об управлении. В своей теории он исходил из признания наличия у человека множества различных потребностей. Широко известная и широко признаваемая концепция иерархии потребностей, разработанная Маслоу, включает в себя следующие основные идеи и предпосылки. [2, стр. 226]
В соответствии с теорией
Потребности в безопасности и стабильности. Потребности этой группы связаны со стремлением и желанием людей находиться в стабильном и безопасном состоянии, защищающем от страха, боли, болезней и других страданий, которые может принести жизнь человеку. Люди, испытывающие потре6ности этого рода, стремятся избегать волнующих ситуаций, любят порядок, четкие правила, ясные структуры. Они оценивают свою работу в первую очередь с точки зрения обеспечения им стабильного существования в будущем. Для человека, находящегося под влиянием этих потребностей, важны гарантии работы, пенсионное обеспечение, гарантия медицинского обслуживания. Люди, испытывающие данные потребности, стремятся застраховаться в прямом и переносном смысле от, возможности неблагоприятных событий и изменений, создавая страховой потенциал, в частности, за счет обучения и образования. Люди с обостренной потребностью безопасности стремятся избегать риска, внутренне противятся изменениям и преобразованиям. Для управления такого рода людьми следует создавать ясную и надежную систему социального страхования, применять ясные и справедливые правила регулирования их деятельности, оплачивать труд выше прожиточного уровня, не привлекать их к принятию рискованных решений и осуществлению действий, связанных с риском и изменениями. [2, стр. 228]
Потребности принадлежности и причастности (социальные потребности). Человек стремится к участию в совместных действиях, он хочет дружбы, любви, быть членом каких-то объединений людей, участвовать в общественных мероприятиях и т.п. Все эти стремления, составляют группу потребностей принадлежности и причастности. Если для человека данная потребность является ведущей, он смотрит на свою работу, во-первых, как на принадлежность к коллективу и, во-вторых, как на возможность установить хорошие и дружеские отношения со своими коллегами. По отношению к таким работникам руководство должно носить форму дружеского партнерства, для таких людей надо создавать условия для общения на работе. Хороший результат, дают групповая форма организации труда, групповые мероприятия выходящие за рамки работы, а также напоминание работникам о том, что их ценят коллеги по работе. [2, стр. 230]
Потребности признания и самоутверждения. Данная группа потребностей отражает желание людей быть компетентными, сильными, способными, уверенными в себе, а также желание людей, чтобы окружающие признавали их таковыми и уважали их за это. Люди с сильно влияющей на них данной потребностью стремятся к лидерскому положению либо к положению признанного авторитета при решении задач. [2, стр. 230]
При
правлении данными людьми надо использовать
различные формы выражения
Потребности
самовыражения. Данная группа объединяет
потребности, выражающиеся в стремлении
человека к наиболее полному использованию
своих знаний, способностей, умений
и навыков. Данные потребности в
гораздо большей степени, чем
потребности других групп, носят
индивидуальный характер. Это потребности
человека в творчестве в широком
смысле этого слова. Люди с данной
потребностью открыты к восприятию
себя и окружения, созидательны и
независимы. При управлении людьми
данного рода надо стремиться давать
им оригинальные задания, позволяющие
претворять в жизнь способности,
предоставлять большую свободу
в выборе средств решения задач
и привлекать к работе, требующей
изобретательности и
Первая и вторая категории – это первичные потребности (потребности низшего порядка), остальные категории – вторичные потребности (высшего порядка). [3, стр. 64]
Иерархия потребностей А. Маслоу представлена ни рис. 1.1
Эта
иерархия потребностей основана на том,
что людей стимулирует