Мотивация в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 10:34, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе мы постараемся раскрыть сущность всех поднятых нами теорий на рассмотрение, а так же взглянем, как обстоят дела, в нашем российском менеджменте.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Содержательные теории мотивации 5
1.1. Классическая теория Ф. Тейлора и иерархии потребностей Маслоу 5
1.2. Теория ЕКС Альдерфера. 12
1.3. Теория приобретенных потребностей МакКлелланда 15
1.4. Теория двух факторов Герцберга 21
Глава II. Процессуальные теории мотивации 25
2.1. Теория ожидания 25
2.2. Теория справедливости 29
2.3.Модель Портера-Лоулера 31
Глава III. Мотивация в российском менеджменте 35
3.1. Специфика мотивации в России 35
3.2. Ошибки мотивации 41
3.3. Особенности мотивации персонала 44
Заключение 47
Список источников и литературы 50

Файлы: 1 файл

Курсовая работа(3 семестр) на тему - Мотивация в менеджменте.docx

— 91.80 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Международный институт финансов, управления и бизнеса

кафедра экономической социологии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МОТИВАЦИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ 
 

Курсовая  работа по дисциплине «Основы общего и стратегического менеджмента» 
 
 
 
 
 
 

                Автор работы:

                студент группы 25ИМ801

                ________________ А.В.Макарихин

                (подпись) 

                Научный руководитель:

                к.ф.н., доцент

                ________________ В.Г.Захаров

                (подпись)

 

     

Содержание

 

Содержание2

Введение3

Глава I. Содержательные теории мотивации5

    1.1. Классическая теория Ф. Тейлора и иерархии потребностей Маслоу 5

    1.2. Теория ЕКС Альдерфера.12

    1.3. Теория приобретенных потребностей МакКлелланда15

    1.4. Теория двух факторов Герцберга21

Глава II. Процессуальные теории мотивации25

    2.1. Теория ожидания 25

    2.2. Теория справедливости29

    2.3.Модель Портера-Лоулера31

Глава III. Мотивация в российском менеджменте35

    3.1. Специфика мотивации в России35

    3.2. Ошибки мотивации41

    3.3. Особенности мотивации персонала44

Заключение47

Список источников и литературы50

 

     Введение.

 
 
 
 

«Насколько авторитарной ни являлась бы

организация, она должна удовлетворять  амбиции 

и потребности своих  членов и делать это 

по  отношению к ним  как к индивидам».

П. Дракер 

     В настоящее время различают два  основных вида теории мотивации: содержательные и процессуальные.

     Одной из важных проблем в менеджменте  является создание на предприятии действенной  системы мотивации труда. Мотивация  – процесс формирования у работника  необходимых стимулов, являющихся внешним  побуждением к труду, которое  развивается на основе, как своих  личных потребностей, так и потребностей других людей. Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание  его мотивации. Только зная то, что  движет человеком, что побуждает  его к деятельности. Какие мотивы лежат в основе его действий, можно  попытаться разработать эффективную  систему форм и методов управления человеком. Для этого необходимо знать, как возникают те или иные мотивы, как и какими способами, мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование  людей.

     Содержательные  теории мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере фокус этих теорий сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Потребности  – это то, что возникает и  находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенно индивидуальное проявление у каждого человека. Эти  теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности  связаны с мотивацией человека  к деятельности. В данных теориях  делается попытка дать ответ на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются:

  • классическая теория Ф. Тейлора;
  • теория иерархии потребностей, разработанная Маслоу;
  • теория ЕКС, разработанная Альдерфером;
  • теория приобретенных потребностей МакКлелланда;
  • теория двух факторов Герцберга.

Несмотря  на принципиальные отличия этих концепций, они тем не менее имеют нечто  общее в своей основе, что отражает определенную общность в мотивации  человека к действиям.

    Процессуальные  теории мотивации в свою очередь  базируются на том, что изучают, как  ведут себя люди с учетом их восприятия или познания, иными словами они объясняют действие механизма мотивации.

    Основные  процессуальные теории:

  • теория ожидания;
  • теория справедливости;
  • модель мотивации Портера-Лоулера;

    В данной работе мы постараемся раскрыть сущность всех поднятых нами теорий на рассмотрение, а так же взглянем, как обстоят дела, в нашем российском менеджменте.

 

Глава I. Содержательные теории мотивации

1.1. Классическая теория  Ф. Тейлора и  иерархии потребностей  Маслоу 

    Первую  теорию мотивации в рамках содержательного  подхода сформировал Ф. Тейлор, выступив, как сейчас говорят с её классическим вариантом.

    Он  выдвинул гипотезу, о том, что людьми движет желание удовлетворять возрастающие потребности, и им необходима только дать возможность зарабатывать деньги.

    В основу его теории легла система норм расходования времени на каждый вид работ или выполнение отдельных операций. Перевыполнение рабочего плана, должно предусматривать дополнительные выплаты в соответствии с установленным тарифом, а так же нельзя обходится без премий, которые позитивно влияют на эффективность труда.

    Такие дотации работникам дают возможность наиболее полно удовлетворять свои потребности.

    Но  в тоже время, невыполнение задания  или частичное его выполнение, должно предусматривать свою систему  штрафов и санкций. [11, стр.143]

    Наибольшую  популярность из всех теорий мотивации получила теория потребностей Абрахама Маслоу (1908-1970), известнейшего из представителей бихевиористского направления в ряду учений об управлении. В своей теории он исходил из признания наличия у человека множества различных потребностей. Широко известная и широко признаваемая концепция иерархии потребностей, разработанная Маслоу, включает в себя следующие основные идеи и предпосылки. [2, стр. 226] 

  • Люди постоянно ощущают какие-то потребности.
  • Люди испытывают определенный набор сильно выраженных потребностей, которые могут быть объединены в отдельные группы.
  • Группы потребностей находятся в иерархическом расположении по отношению друг к другу.
  • Потребности, если они не удовлетворены, побуждают человека к действиям. Удовлетворенные потребности не мотивируют людей.
  • Если одна потребность удовлетворяется, то на ее место выходит другая неудовлетворенная потребность.
  • Обычно человек ощущает одновременно несколько различных потребностей, находящихся между собой в комплексном взаимодействии.
  • Потребности, находящиеся ближе к основанию «пирамиды», требуют первостепенного удовлетворения.
  • Потребности более высокого уровня начинают активно действовать на человека после того, как в общем удовлетворены потребности более низкого уровня. 
  • Потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены большим числом способов, нежели потребности нижнего уровня.

      В соответствии с теорией Маслоу  существует пять групп потребностей.  Физиологические потребности, удовлетворение которых необходимо для выживания человека. К данной группе потребностей относятся потребности в пище, воде, воздухе, убежище и т.п., т.е. те потребности, которые человек должен удовлетворять, чтобы выживать, чтобы поддерживать организм в жизнедеятельном состоянии. Данные потребности в значительной мере, связаны с поддержанием физиологических процессов и порождены физиологией человека. Люди, которые работают в основном по причине необходимости удовлетворения потребностей этой группы, мало интересуются содержанием работы, они концентрируют свое внимание на оплате, а также на условиях труда, удобстве на рабочем месте, возможности избегать усталости и т.п. Для управления такими людьми необходимо, чтобы минимум зарплаты обеспечивал выживание, и рабочие условия не слишком отягощали существование. [1, стр. 136]

    Потребности в безопасности и стабильности. Потребности  этой группы связаны со стремлением  и желанием людей находиться в  стабильном и безопасном состоянии, защищающем от страха, боли, болезней и  других страданий, которые может  принести жизнь человеку. Люди, испытывающие потре6ности этого рода, стремятся  избегать волнующих ситуаций, любят  порядок, четкие правила, ясные структуры. Они оценивают свою работу в первую очередь с точки зрения обеспечения  им стабильного существования в будущем. Для человека, находящегося под влиянием этих потребностей, важны гарантии работы, пенсионное обеспечение, гарантия медицинского обслуживания. Люди, испытывающие данные потребности, стремятся застраховаться в прямом и переносном смысле от, возможности неблагоприятных событий и изменений, создавая страховой потенциал, в частности, за счет обучения и образования. Люди с обостренной потребностью безопасности стремятся избегать риска, внутренне противятся изменениям и преобразованиям. Для управления такого рода людьми следует создавать ясную и надежную систему социального страхования, применять ясные и справедливые правила регулирования их деятельности, оплачивать труд выше прожиточного уровня, не привлекать их к принятию рискованных решений и осуществлению действий, связанных с риском и изменениями. [2, стр. 228]

    Потребности принадлежности и причастности (социальные потребности). Человек стремится  к участию в совместных действиях, он хочет дружбы, любви, быть членом каких-то объединений людей, участвовать  в общественных мероприятиях и т.п. Все эти стремления, составляют группу потребностей принадлежности и причастности. Если для человека данная потребность  является ведущей, он смотрит на свою работу, во-первых, как на принадлежность к коллективу и, во-вторых, как на возможность установить хорошие  и дружеские отношения со своими коллегами. По отношению к таким  работникам руководство должно носить форму дружеского партнерства, для  таких людей надо создавать условия для общения на работе. Хороший результат, дают групповая форма организации труда, групповые мероприятия выходящие за рамки работы, а также напоминание работникам о том, что их ценят коллеги по работе. [2, стр. 230]

    Потребности признания и самоутверждения. Данная группа потребностей отражает желание людей быть компетентными,  сильными, способными, уверенными в себе, а также желание людей, чтобы окружающие признавали их таковыми и уважали их за это. Люди  с сильно влияющей на них данной потребностью стремятся к лидерскому положению либо к положению признанного авторитета при решении задач. [2, стр. 230]

    При правлении данными людьми надо использовать различные формы выражения признания  их заслуг. Для этого полезными  могут быть присвоение титулов и  званий, освещение в прессе их действий, упоминание руководством в публичных выступлениях их заслуг, вручение различного рода почетных наград и т.п. [1, стр. 140]

    Потребности самовыражения. Данная группа объединяет потребности, выражающиеся в стремлении человека к наиболее полному использованию  своих знаний, способностей, умений и навыков. Данные потребности в  гораздо большей степени, чем  потребности других групп, носят  индивидуальный характер. Это потребности  человека в творчестве в широком  смысле этого слова. Люди с данной потребностью открыты к восприятию себя и окружения, созидательны и  независимы. При управлении людьми данного рода надо стремиться давать им оригинальные задания, позволяющие  претворять в жизнь способности, предоставлять большую свободу  в выборе средств решения задач  и привлекать к работе, требующей  изобретательности и созидательности. [2, стр. 232]

    Первая  и вторая категории – это первичные  потребности (потребности низшего  порядка), остальные категории –  вторичные потребности (высшего  порядка). [3, стр. 64]

      Иерархия потребностей  А. Маслоу  представлена ни рис. 1.1

    Эта иерархия потребностей основана на том, что людей стимулирует стремление к удовлетворению все более труднодостижимых потребностей. Эти потребности могут  быть упорядочены по мере возрастания  их важности и доступности человеку. Потребности первого и второго  уровней являются базовыми (доминирующими, первичными), связанными с обеспечением выживания в окружающей среде; потребности  третьего, четвертого, пятого уровней  – высшими (вторичными). После того как потребности низшего уровня удовлетворены, доминирующее значение приобретают потребности  следующего уровня. Другими словами, потребности  более низкого уровня должны быть удовлетворены прежде, чем для  данного лица станет возможным осуществление  потребностей более высокого уровня. [3, стр. 67]

Информация о работе Мотивация в менеджменте