Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 10:34, курсовая работа
В данной работе мы постараемся раскрыть сущность всех поднятых нами теорий на рассмотрение, а так же взглянем, как обстоят дела, в нашем российском менеджменте.
Введение 3
Глава I. Содержательные теории мотивации 5
1.1. Классическая теория Ф. Тейлора и иерархии потребностей Маслоу 5
1.2. Теория ЕКС Альдерфера. 12
1.3. Теория приобретенных потребностей МакКлелланда 15
1.4. Теория двух факторов Герцберга 21
Глава II. Процессуальные теории мотивации 25
2.1. Теория ожидания 25
2.2. Теория справедливости 29
2.3.Модель Портера-Лоулера 31
Глава III. Мотивация в российском менеджменте 35
3.1. Специфика мотивации в России 35
3.2. Ошибки мотивации 41
3.3. Особенности мотивации персонала 44
Заключение 47
Список источников и литературы 50
Теория
иерархического построения потребностей
Маслоу не дает ответа на вопрос, какова
природа тех или иных потребностей.
Основная задача этой теории, похоже, состоит
в стремлении показать, как те или
иные потребности могут
Концепция Маслоу оказала большое влияние на развитие теории и практики современного управления. Однако жизнь показала, что в концепции есть ряд очень уязвимых моментов. [4, стр. 190]
Во-первых, потребности по-разному проявляются в зависимости от многих ситуационных факторов (содержание работы, положение в организации, возраст, пол и т.д.). [4, стр. 191]
Во-вторых, не обязательно наблюдается жесткое следование одной группы потребностей за другой, как это представлено в «пирамиде» Маслоу.
В-третьих,
удовлетворение верхней группы потребностей
не обязательно приводит к ослаблению
их воздействия на мотивацию. Маслоу считал,
что исключением из этого правила является
потребность самовыражения, которая может
не ослабевать, а даже усиливать свое действие
на мотивацию по мере ее удовлетворения.
Практика показывает, что и потребность
признания и самовыражения также может
оказывать усиливающее воздействие на
мотивацию в процессе ее удовлетворения.
[4, стр. 195]
Рис.
1.1 Пирамида Маслоу
На
основе систематизации и объединения
в определенную совокупность потребностей,
форм их проявления в поведении человека
и возможных средств
связь
отдельных средств
Таблица 1. Пример связи потребностей, их проявления и средств удовлетворения.
Группы потребностей | Форма проявления потребностей |
Средства удовлетворения потребностей |
Самовыражение | Стремление к достижению результатов | Предоставление творческой работы |
Признание и самоутверждение | Желание занимать определенное положение в коллективе | Присвоение рангов или званий |
Безопасность | Стремление
к предотвраще-нию опасных |
Создание системы страхования |
Физиологические потребности | Желание регулярно и качественно питаться | Создание легко доступных систем питания |
Данная теория внесла важный вклад в общую теорию мотивации труда, помогла ответить на вопрос, что лежит в основе стремления людей осуществить трудовую деятельность и каким образом в связи с этим можно сделать труд работника более эффективным. Но, не смотря на всё это теория имеет ряд недостатков, таких как: Игнорирование индивидуальных особенностей людей и влияния ситуационных факторов; Предположение о возможности перехода от одного уровня потребностей к другому только в направлении снизу вверх; Утверждение, что удовлетворенность потребностей верхней группы ослабляет их воздействие на мотивацию;
Так же как и Маслоу, Клейтон Альдерфер исходит в своей теории из того, что потребности человека могут быть объединены в отдельные группы. Однако, в отличие от Маслоу, он считает, что таких групп потребностей существует три:
Группы потребностей данной теории достаточно наглядно соотносятся с группами потребностей теории Маслоу. [1, стр. 152]
Потребности
существования как бы включают в
себя две группы потребностей пирамиды
Маслоу: потребности безопасности,
за исключением групповой
Эти три группы потребностей, так же как и в теории Маслоу, расположены иерархически. Однако между теориями Маслоу и Альдерфера есть одно принципиальное различие, состоящее в том, что, по Маслоу, происходит движение от потребности к потребности только снизу вверх. Удовлетворил потребность нижнего уровня, перешел к следующей и т.д. Альдерфер же считает, что движение идет в обе стороны. Наверх, если удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня. При этом Альдерфер считает, что в случае неудовлетворенности потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня, что переключает внимание человека на этот уровень. Например, если человек никак не смог удовлетворить потребности роста, у него опять «включаются» потребности связи, и это вызывает процесс регрессии с верхнего уровня потребностей на нижний. В соответствии с теорией Альдерфера иерархия потребностей отражает восхождение от более конкретных потребностей к менее конкретным. Он считает, что каждый раз, когда потребность не удовлетворяется, происходит переключение на более конкретную потребность. И этот процесс определяет наличие обратного хода сверху вниз.
Рис. 1.2 Соотношение иерархии потребностей по теории Маслоу и теории Альдерфера
Процесс движения вверх по уровням потребностей Альдерфер называет процессом удовлетворения потребностей, а процесс движения вниз – процессом фрустрации, т.е. поражения в стремлении удовлетворить потребность. [7, стр. 141]
Наличие двух направлений движения в удовлетворении потребностей открывает дополнительные возможности в мотивировании людей в организации. Например, если у организации нет достаточных возможностей для удовлетворения потребности человека в росте, то, разочаровавшись, он может с повышенным интересом переключиться, на потребность связи. И в данном случае организация сможет предоставлять ему возможности для удовлетворения данной потребности, увеличивая тем самым свой потенциал мотивирования данного человека. [8, стр. 187]
Теория Альдерфера, являясь относительно молодой, имеет достаточно небольшое количество эмпирических подтверждений ее правильности. Однако, знание этой теории является полезным для практики управления, так как она открывает для менеджеров перспективы поиска эффективных форм мотивирования, соотносящихся с более низким уровнем потребностей. Если нет возможности создать условия для удовлетворения потребностей более высокого уровня (рис. 3) [1, стр. 151]
Рис. 1.3 Схема восхождения и обратного хода вниз по иерархии потребностей.
Широко
распространенной концепцией потребностей,
определяющих мотивацию человека к
деятельности, является концепция МакКлелланда,
связанная с изучением и
Потребность достижения проявляется в стремлении человека достигать стоящие перед ним цели более эффективно, чем он это делал ранее. Люди с высоким уровнем потребности достижения предпочитают самостоятельно ставить свои цели. При этом они обычно выбирают умеренно сложные цели и задачи, исходя из того, чего они могут достичь и что они могут сделать. Люди с выраженной потребностью достижения склонны делать умеренно рискованные решения и ожидают немедленной обратной связи от осуществленных ими действий и принятых решений. Им нравится принимать решения и отвечать за решение задачи, они одержимы теми задачами, которые решают, и легко берут на себя персональную ответственность. [5, стр. 404]
Исходя
из вышеперечисленных
МакКлелланд на основе проведенных исследований пришел к выводу, что данная потребность может быть отнесена не только к характеристике отдельных людей, но и к характеристике отдельных обществ. Те общества, где высока потребность достижения, обычно имеет хорошо развивающуюся экономику. И наоборот, в обществах, характеризуемых низкой потребностью достижения, экономика развивается низкими темпами либо совсем не развивается. [1, стр. 158]
Считается, что наличие у работников высокой потребности достижения оказывает влияние на их активность и результативность. Поэтому полезно оценивать уровень потребности достижения у членов организации при их продвижении по службе, а также у претендентов на вхождение в организацию. Оценка, уровня потребности достижения может быть использована также и для приведения характера и содержания работы в соответствие с потребностями достижения работников. [1, стр. 159]
В целях регулирования уровня данной потребности важно проводить обучение членов организации и соответствующим образом организовывать работу. В частности, желательно включать в работу наличие регулярной обратной связи, разбирать примеры успешного достижения целей. Также в связи с тем, что люди с высокой потребностью достижения имеют повышенную самооценку и соответственно не склонны ставить трудные цели, нужно пытаться корректировать их самооценку.
Стремление
к достижению делает людей успешными
в решении стоящих перед ними
задач. Успешный предприниматель должен
иметь высокий уровень
Потребность соучастия проявляется в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими. Люди с высокой потребностью соучастия стараются устанавливать и поддерживать хорошие отношения, стремятся получить одобрение и поддержку со стороны окружающих, обеспокоены тем, как о них думают другие. Для них очень важным является тот факт, что они нужны кому-то, что их друзья и коллеги не безразличны к ним и их действиям. [5, стр. 409]
Индивиды
с высокой потребностью соучастия
предпочитают занимать в организации
такие позиции и выполнять
такую работу, которые позволяют
им находиться в активном взаимодействии
с людьми, как со своими коллегами,
так и с клиентами. Для успешной
организации работы таких членов
коллектива необходимо создавать условия,
позволяющие им регулярно получать
информацию о реакции окружающих
на их действия, а также предоставляющие
им возможность активного
Потребность
властвовать является третьей крупной
потребностью, влияние на поведение
человека которой было изучено и
описано МакКлелландом. Данная потребность
так же, как и две предыдущие,
является приобретенной, развивается
на основе обучения, жизненного опыта
и состоит в том, что человек
стремится контролировать ресурсы
и процессы, протекающие в его
окружении. Основной направленностью
данной потребности является стремление
контролировать действия людей, оказывать
влияние на их поведение, брать на
себя ответственность за действия и
поведение других людей. Потребность
властвования имеет два полюса: стремление
иметь как можно больше власти,
контролировать все и всех и, в
противоположность этому, стремление
полностью отказываться от каких-либо
притязаний на власть, желание полностью
избегать таких ситуаций и действий,
которые связаны с