Мотивация в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 10:34, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе мы постараемся раскрыть сущность всех поднятых нами теорий на рассмотрение, а так же взглянем, как обстоят дела, в нашем российском менеджменте.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Содержательные теории мотивации 5
1.1. Классическая теория Ф. Тейлора и иерархии потребностей Маслоу 5
1.2. Теория ЕКС Альдерфера. 12
1.3. Теория приобретенных потребностей МакКлелланда 15
1.4. Теория двух факторов Герцберга 21
Глава II. Процессуальные теории мотивации 25
2.1. Теория ожидания 25
2.2. Теория справедливости 29
2.3.Модель Портера-Лоулера 31
Глава III. Мотивация в российском менеджменте 35
3.1. Специфика мотивации в России 35
3.2. Ошибки мотивации 41
3.3. Особенности мотивации персонала 44
Заключение 47
Список источников и литературы 50

Файлы: 1 файл

Курсовая работа(3 семестр) на тему - Мотивация в менеджменте.docx

— 91.80 Кб (Скачать)

    Мотивация, с точки зрения системного подхода, связана с организационной культурой. Мы живем в России, сегодня, совсем недавно в передаче «Времена»  Владимир Познер отметил, что осень  этого года характерна тем, что прошло 10 лет с начала новой экономики. Отслеживая те процессы, которые происходят в организациях, мы видим, какие изменения  произошли за эти 10 лет. [19]

 

3.3. Особенности мотивации персонала

    Очень интересно, что в большинстве бизнес-структур организационная культура формировалась под влиянием западной бизнес-традиции, что, впрочем, не удивительно, учитывая, что именно с Запада мы брали вообще все стереотипы и примеры ведения бизнеса и бизнес-поведения. И здесь есть повод поговорить о разнице западного и российского менталитетов и о влиянии этих различий на систему мотивации сотрудников.

    Для западной культуры, как мы знаем, характерна закрытость сведений о зарплате сотрудников  и других финансовых показателей. Если же мы говорим о традиционной российской культуре – здесь всё с точностью до наоборот. Модные до недавнего времени, пришедшие из западной культуры правила о закрытых сведениях о зарплате не срабатывают в России. Почему? Потому что не учитывают российский менталитет и орг. культуру. Менталитет русского сотрудника предполагает, что тайна вызывает раздражение. Интерес к тайне вызывает желание в нее проникнуть. Огромное количество эмоций и энергии сотрудников в российских организациях, действующих по западному принципу, тратилось, чтобы эту тайну узнать. Кроме того, в России очень ценится справедливость вознаграждения, которая системой закрытости зарплат сводится на нет. Еще можно отметить, что в американской культуре с детства поощряется доносительство, презираются подсказки. У нас – наоборот. Поэтому, если в стратегию развития персонала организации закладывается доносительство – закладывается нарушение отношений.

    Итак, мотивация в России действует, когда  она прозрачная. Если факторы, касающиеся стратегических задач, финансовых обязательств, известны сотрудникам – только тогда  все это начинает работать. И приятно  видеть, что сейчас многим руководителям  стало понятно: если стратегия и  правила работы каждого работника  известны всем сотрудникам - мотивация  сильнее.  
И этот опыт касается не только России. Общеизвестно, что в Японии есть много элементов российского или даже советского менеджмента. Например, экраны соцсоревнований, которые были в свое время в России очень действенны, так как показывали, что надо сделать, чтобы реализовать свои цели: успех в соревновании обеспечивал и денежное вознаграждение, и славу, и премии, и путевки, и место в распределении квартир, и, наконец, вызвал гордость за организацию, в которой работаешь. И сейчас мы читаем в руководствах по менеджменту, что этот мотивирующий фактор был взят японцами на вооружение, потому что это открыто, понятно и прозрачно. Не говоря уже о том, насколько сильное влияние в данном случае оказывают моральные факторы. Как известно, в России отношения – это то, на чем строится все, в том числе и бизнес. Для многих людей «работа в хорошем коллективе» становится главным мотивирующим фактором, перекрывающим даже маленькие зарплаты и не престижные должности. Из этого понятно, что не надо создавать системы бонусов и поощрений ВООБЩЕ – они нужны только в частности, так как у каждого человека в разные периоды разные мотивационные факторы.

    Отличается  ли мотивация труда россиянина, китайца, немца, американца и др.? Необходимо ли для их мотивации использовать различные стимуляционные инструменты? Или напротив, один и тот же стимуляционный механизм может оказывать на всех одинаковое мотивационное влияние? Эти вопросы скорее являются риторическими, однако и они требуют ответа.

    Один  немецкий специалист по менеджменту  вел занятия у русских предпринимателей, и, чтобы лучше понимать российский характер, прочитал «Муму» А.И. Тургенева. Под впечатлением этого рассказа и опыта общения с нашими соотечественниками он высказал интерсную мвсль: «Я не могу понять вас – русских. Почему вы из двух зол выбираете оба? –  Барыня дает Герасиму вполне ясный  и однозначный стимул: хочешь жить в поместье, утопи собачку; любишь собачку, забирай ее и отправляйся  в деревню. Любой немец выбрал бы один вариант из этих двух. Ваш  Герасим не выбрал ни тот, ни другой. Он поступил парадоксально – выполнил приказ и отказался от награды. И  Герасим, и предприниматели не понимают ясных, однозначных стимулов и реагируют на них всегда неожиданно!» [21]

    В этой сентенции и удивлении немецкого  коллеги есть ответы на поставленные вопросы – характер мотивации представителей различных культур различен, а значит требуются различные стимулирующие инструменты и, конечно же, с помощью одного стимуляционного механизма невозможно оказывать одинаковое влияние на представителей различных культур. Здесь имеется не только ответы на эти вопросы, но и ключик к решению проблемы – почему россияне отличаются от других и как нас можно мотивировать. Ключом к пониманию является – «однозначный стимул». Немец, англичанин, в принципе, любой европеец и американец, приняв «ясный стимул», будут «однозначно мотивированы». Другими словами, рациональный стимул побуждает (мотивирует) рациональное действие. Этим россияне и отличаются от людей, сформировавшихся в условиях западной культуры, реагируя «неоднозначно» на «однозначные» стимулы. Рационально организованный стимул побуждает нерациональную мотивацию, т.е. неожидаемое поведение для того, кто давал рациональный стимул.

    Необходимо  заметить, нерациональный, это не значит «не думающий», «не мыслящий». Рациональность – только одна из форм человеческого мышления, есть и другая – аттрактивность (аттрактивное мышление – в двух словах, поразительная смесь гениальной находчивости и элементарной глупости). [19]

 

Заключение

    В основе написания данной курсовой работы, прежде всего, лежало желание не просто углубленно изучить различные теории мотивации, а сформировать представление  о том, как осуществляется процесс  мотивирования персонала, для повышения  эффективности производственного  процесса и что лежит в основе поведения людей для побуждения их к труду.

    Если  сравнивать, европейскую модель мотивации в менеджменте, и нашу российскую, которая образовалась вследствие ухода от социализма, на базе западной, то, можно отметить, что российский менеджмент, на данный момент проходит процесс адаптации к культуре и ментальностям российских реалий, сложно прогнозировать, когда этот процесс закончится, и мы отойдем от копирования идей запада, и начнем создавать свое, скептики считают, что этот процесс у нас затянулся, что «наш рынок никогда не станет, таким как в Европе или Штатах, потому, что, прежде всего мы не европейцы – мы русские».

    На  этом фоне теории нами рассматриваемые выше выступают в качестве эталона — базового уровня лежащего в основе мотивационного процесса, но поскольку они столь различимы, то можно сделать вывод, что в концепции мотивации отсутствует какое-либо, канонизированное учение, объясняющее то, что лежит в основе мотивации человека и чем определяется мотивация.

    Эффективность той или иной мотивационной системы  в практической деятельности во многом зависит от органов управления сверху вниз, хотя за последние годы сделаны  определенные предпосылки к повышению  роли самих предприятий к разработке собственных систем мотивации, которые  на конкретном отрезке времени позволяют  претворять в жизнь стоящие перед  предприятиями цели и задачи в  условиях рыночных отношений.

    Сейчас  вряд ли надо кого-либо убеждать, что  мотивация является основополагающим фактором побуждения работников к высокопроизводительному  труду. В свою очередь функционирование систем мотивации, их разработка преимущественно  зависят от работников аппарата управления, от их квалификации, деловых качеств и других качественных характеристик.

    В настоящее время добиться успеха, игнорируя проблему мотивации персонала, нельзя. Осуществление программ стимулирования труда всегда требует больших  затрат, но эффект, который они могут  принести, значительно больше. Ведь именно сотрудники являются главным  ресурсом любой компании. Эффективность их работы определяет результат деятельности организации. Достичь наибольшей отдачи можно только в том случае, если выгоду от труда работника имеет и компания, и он сам. Поэтому для достижения наилучших результатов работы компании необходимо найти те мотивы, которые движут каждым сотрудником в его трудовой деятельности, и создать ему такие условия, чтобы он мог и хотел выполнить поставленные перед ним задачи.

 

Список  источников и литературы 

    1. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А.И. Наумов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2005.
    2. Менеджмент: учебник / Е. Л. Драчева, Л.И. Юликов. - 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
    3. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003.
    4. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник – М.: ЮНИТИ, 2001.
    5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М: Дело, 2005.
    6. Менеджмент. Учебник / Г. Б. Казначевская. Изд. 5-е, доп. и перер. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
    7. Веснин В.Р. Основы менеджмента. Издание 4-е доп. и исп. – М.:      ООО «Издательство ЭЛИТ», 2004.
    8. Менеджмент / Под ред. проф. М.М Максимцова М.: ЮНИТИ–ДАНА,2002.
    9. Папкин А. И. Основы практического менеджмента: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
    10. Якокка Л. Карьера менеджера: пер. с англ. М.: 2002.
    11. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. И доп. — М.: Проспект, 2008
    12. В.П. Кокорев, “Мотивация в управлении”, Барнаул, 1997
    13. Лютенс Ф. Организационное поведение. М.: Инфра-М, 1999.
 
    1. Гибсон  Дж. Л., Иванцевич Дж., Донелли Д. Х. “Организации. Поведение. Структура. Процессы”. М.:  Инфра-М, 2000.
    2. Молл. Е.Г. Менеджмент: организационное поведение М.: Финансы и статистика , 2000.
    3. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. “Организационное поведение”. М.: Инфра-М, 2001.
 
    1. Лютенс  Ф. “Организационное поведение”. М.: Инфра-М, 1999.
 
    1. Перевод: Gary Blau. “Operationalizing Direction and Level of Effort and Testing their Relationships to Individual Job Performance”, Organizational Behavior and Human Decision Process, June 1993
    2. Захаров Н.Л. Специфика социальной системы России. Ижевск, 2000 г.
    3. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ РАН. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. — 4-е изд., дополнительное. — М.: Азбуковник, 1997.
    4. http://www.megap.ru/site.aspx?STID=293100&SECTIONID=296248&IID=296409
    5. http://www.elitarium.ru/2004/06/03/motivacija_personala_v_rossii.html
    6. http://www.treko.ru/show_article_456

Информация о работе Мотивация в менеджменте