Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 10:34, курсовая работа
В данной работе мы постараемся раскрыть сущность всех поднятых нами теорий на рассмотрение, а так же взглянем, как обстоят дела, в нашем российском менеджменте.
Введение 3
Глава I. Содержательные теории мотивации 5
1.1. Классическая теория Ф. Тейлора и иерархии потребностей Маслоу 5
1.2. Теория ЕКС Альдерфера. 12
1.3. Теория приобретенных потребностей МакКлелланда 15
1.4. Теория двух факторов Герцберга 21
Глава II. Процессуальные теории мотивации 25
2.1. Теория ожидания 25
2.2. Теория справедливости 29
2.3.Модель Портера-Лоулера 31
Глава III. Мотивация в российском менеджменте 35
3.1. Специфика мотивации в России 35
3.2. Ошибки мотивации 41
3.3. Особенности мотивации персонала 44
Заключение 47
Список источников и литературы 50
Мотивация,
с точки зрения системного подхода,
связана с организационной
3.3. Особенности мотивации персонала
Очень интересно, что в большинстве бизнес-структур организационная культура формировалась под влиянием западной бизнес-традиции, что, впрочем, не удивительно, учитывая, что именно с Запада мы брали вообще все стереотипы и примеры ведения бизнеса и бизнес-поведения. И здесь есть повод поговорить о разнице западного и российского менталитетов и о влиянии этих различий на систему мотивации сотрудников.
Для западной культуры, как мы знаем, характерна закрытость сведений о зарплате сотрудников и других финансовых показателей. Если же мы говорим о традиционной российской культуре – здесь всё с точностью до наоборот. Модные до недавнего времени, пришедшие из западной культуры правила о закрытых сведениях о зарплате не срабатывают в России. Почему? Потому что не учитывают российский менталитет и орг. культуру. Менталитет русского сотрудника предполагает, что тайна вызывает раздражение. Интерес к тайне вызывает желание в нее проникнуть. Огромное количество эмоций и энергии сотрудников в российских организациях, действующих по западному принципу, тратилось, чтобы эту тайну узнать. Кроме того, в России очень ценится справедливость вознаграждения, которая системой закрытости зарплат сводится на нет. Еще можно отметить, что в американской культуре с детства поощряется доносительство, презираются подсказки. У нас – наоборот. Поэтому, если в стратегию развития персонала организации закладывается доносительство – закладывается нарушение отношений.
Итак,
мотивация в России действует, когда
она прозрачная. Если факторы, касающиеся
стратегических задач, финансовых обязательств,
известны сотрудникам – только тогда
все это начинает работать. И приятно
видеть, что сейчас многим руководителям
стало понятно: если стратегия и
правила работы каждого работника
известны всем сотрудникам - мотивация
сильнее.
И этот опыт касается не только России.
Общеизвестно, что в Японии есть много
элементов российского или даже советского
менеджмента. Например, экраны соцсоревнований,
которые были в свое время в России очень
действенны, так как показывали, что надо
сделать, чтобы реализовать свои цели:
успех в соревновании обеспечивал и денежное
вознаграждение, и славу, и премии, и путевки,
и место в распределении квартир, и, наконец,
вызвал гордость за организацию, в которой
работаешь. И сейчас мы читаем в руководствах
по менеджменту, что этот мотивирующий
фактор был взят японцами на вооружение,
потому что это открыто, понятно и прозрачно.
Не говоря уже о том, насколько сильное
влияние в данном случае оказывают моральные
факторы. Как известно, в России отношения
– это то, на чем строится все, в том числе
и бизнес. Для многих людей «работа в хорошем
коллективе» становится главным мотивирующим
фактором, перекрывающим даже маленькие
зарплаты и не престижные должности. Из
этого понятно, что не надо создавать системы
бонусов и поощрений ВООБЩЕ – они нужны
только в частности, так как у каждого
человека в разные периоды разные мотивационные
факторы.
Отличается ли мотивация труда россиянина, китайца, немца, американца и др.? Необходимо ли для их мотивации использовать различные стимуляционные инструменты? Или напротив, один и тот же стимуляционный механизм может оказывать на всех одинаковое мотивационное влияние? Эти вопросы скорее являются риторическими, однако и они требуют ответа.
Один
немецкий специалист по менеджменту
вел занятия у русских
В
этой сентенции и удивлении
Необходимо заметить, нерациональный, это не значит «не думающий», «не мыслящий». Рациональность – только одна из форм человеческого мышления, есть и другая – аттрактивность (аттрактивное мышление – в двух словах, поразительная смесь гениальной находчивости и элементарной глупости). [19]
Заключение
В
основе написания данной курсовой работы,
прежде всего, лежало желание не просто
углубленно изучить различные теории
мотивации, а сформировать представление
о том, как осуществляется процесс
мотивирования персонала, для повышения
эффективности
Если сравнивать, европейскую модель мотивации в менеджменте, и нашу российскую, которая образовалась вследствие ухода от социализма, на базе западной, то, можно отметить, что российский менеджмент, на данный момент проходит процесс адаптации к культуре и ментальностям российских реалий, сложно прогнозировать, когда этот процесс закончится, и мы отойдем от копирования идей запада, и начнем создавать свое, скептики считают, что этот процесс у нас затянулся, что «наш рынок никогда не станет, таким как в Европе или Штатах, потому, что, прежде всего мы не европейцы – мы русские».
На этом фоне теории нами рассматриваемые выше выступают в качестве эталона — базового уровня лежащего в основе мотивационного процесса, но поскольку они столь различимы, то можно сделать вывод, что в концепции мотивации отсутствует какое-либо, канонизированное учение, объясняющее то, что лежит в основе мотивации человека и чем определяется мотивация.
Эффективность той или иной мотивационной системы в практической деятельности во многом зависит от органов управления сверху вниз, хотя за последние годы сделаны определенные предпосылки к повышению роли самих предприятий к разработке собственных систем мотивации, которые на конкретном отрезке времени позволяют претворять в жизнь стоящие перед предприятиями цели и задачи в условиях рыночных отношений.
Сейчас вряд ли надо кого-либо убеждать, что мотивация является основополагающим фактором побуждения работников к высокопроизводительному труду. В свою очередь функционирование систем мотивации, их разработка преимущественно зависят от работников аппарата управления, от их квалификации, деловых качеств и других качественных характеристик.
В настоящее время добиться успеха, игнорируя проблему мотивации персонала, нельзя. Осуществление программ стимулирования труда всегда требует больших затрат, но эффект, который они могут принести, значительно больше. Ведь именно сотрудники являются главным ресурсом любой компании. Эффективность их работы определяет результат деятельности организации. Достичь наибольшей отдачи можно только в том случае, если выгоду от труда работника имеет и компания, и он сам. Поэтому для достижения наилучших результатов работы компании необходимо найти те мотивы, которые движут каждым сотрудником в его трудовой деятельности, и создать ему такие условия, чтобы он мог и хотел выполнить поставленные перед ним задачи.
Список
источников и литературы