Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:44, курсовая работа
Значительно изменяется сегодня во всем мире отношение к главной
производительной силе общества ¾ человеку труда. Роль человека в
процессе экономического развития постоянно растет. Это в полной мере
относится и к нашей стране. Россия уже более десятилетия переживает период
социальных перемен. Подобные изменения затрагивают не только политические,
экономические и социальные структуры общества, но и неизбежно оказывают
воздействие на сознание людей.
Значительно изменяется сегодня во всем мире отношение к главной
производительной силе общества ¾ человеку труда. Роль человека в
процессе экономического развития постоянно растет. Это в полной мере
относится и к нашей стране. Россия уже более десятилетия переживает период
социальных перемен. Подобные изменения затрагивают не только политические,
экономические и социальные структуры общества, но и неизбежно оказывают
воздействие на сознание людей. Происходят трансформации в ценностной и
мотивационной структурах, то есть в понимании людьми того, ради чего им стоит
жить и действовать, на какие идеалы опираться. С переходом России на рыночную
экономику стало очевидно, что законы рыночной экономики предполагают у людей
совершенно иные мотивы и ценности, нежели экономика социалистического
общества. В связи с этим встает вопрос о важности изучения российскими
руководителями накопленного за долгое время существования в условиях рынка
зарубежного опыта в области управления персоналом, теорий мотивации,
конкретных методов и принципов стимулирования работников, активизации их
деятельности и повышения эффективности труда.
Осуществляемые в России экономические реформы существенно изменили статус
предприятия как
основного звена народного
в принципиально
новые отношения с
работниками. Устанавливаются новые экономические и правовые регуляторы. В
связи с этим совершенствуются отношения между руководителями организаций,
между руководителями и подчиненными, между всеми работниками внутри
организации.
Революция в собственности и сопровождавшие ее преобразования экономических
институтов общества привели к тому, что миллионы людей, ранее занимавшихся
организованным, планомерным профессиональным трудом на государство, испытали
свои силы и
способности в
соединены в одном лице трудовая деятельность, собственность и управление
[1].
При планировании и организации работы ее руководитель определяет, что
конкретно необходимо выполнить, каких целей достичь, когда, как и кто, по его
мнению, должен заниматься этим. Если выбор этих решений сделан эффективно,
руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща
реализовывать потенциальные возможности группы работников, с помощью
доступного ему спектра средств стимулирования активизировать их деятельность,
повышать ее эффективность.
Готовность и желание человека работать являются одними из ключевых факторов
успеха функционирования организации. Работающий человек не машина, его
невозможно «включить», когда требуется его работа, и «выключить», когда
необходимость в его труде отпадает. Даже сели человек выполняет рутинную
работу, легко поддающуюся контролю и учету, не требующую творческого подхода,
¾ даже и в этом случае механическое принуждение к труду не дает
желаемого результата. Феодальная система ведения хозяйства, практика
принудительного лагерного труда показали, что от человека не добиться многого
вопреки его воле и желаниям.
Путь к эффективному управлению персоналом, к активизации его деятельности и
повышении ее эффективности лежит через понимание мотивации людей. Если хорошо
понимать, что движет человеком, побуждает его к действиям, к чему он
стремиться, выполняя определенную работу, можно, в отличие от принуждения,
требующего постоянного контроля, таким образом построить управление
персоналом фирмы, что люди будут сами активно стремиться выполнить свою
работу наилучшим образом и наиболее результативно с точки зрения достижения
организацией своих целей.
Истинные побуждения, которые заставляют человека отдавать работе максимум
усилий, определить не просто. Они чрезвычайно сложны. Упрощенно, в теории
менеджмента выделяют такие основания, необходимые для участия человека в
трудовой деятельности:
· наличие необходимости трудиться,
· объективные (физиологические) возможности,
· наличие профессиональной квалификации и способностей,
· наличие мотивации.
При рассмотрении
мотивации работника
иной степени наличествуют первые три условия участия в трудовой деятельности,
так как эти условия трудно инициировать или управлять ими со стороны. Задача
менеджера состоит, таким образом, в управлении четвертым фактором, применении
мотивирования к человеку, в принципе готовому и способному трудиться.
В самом общем виде мотивацию человека к деятельности можно представить в
виде совокупности внутренних и внешних по отношению к человеку сил, которые,
непрерывно воздействуя на него, побуждают к совершению тех или иных действий.
При этом связь между этими силами и конкретными действиями человека
определяется очень сложной системой взаимодействий, индивидуальной для каждого
человека, поэтому различные люди могут совершенно по-разному реагировать на
одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил, то есть влияние мотивации на
конкретного человека зависит от многих факторов и индивидуально.
Понимая вышесказанное, можно дать более детализированное определение мотивации.
Мотивация ¾ совокупность внутренних и внешних движущих сил,
побуждающих человека к деятельности, задающих границы, формы, степень
интенсивности деятельности, уровень затраты усилий, старания, добросовестности,
настойчивости и придающие ей направленность, ориентацию на достижение
определенных целей[2].
Мотивация не является реально наблюдаемым фактом, это сконструированное
понятие, то есть ее нельзя непосредственно наблюдать или измерить
эмпирическим путем.
Изучение мотивации необходимо для решения многих практических задач. Знания о
мотивационном процессе, потребностях человека, стимулировании и т.п. многие
годы широко применяются на практике. И, прежде всего, эти вопросы интересуют
менеджеров, занятых в управлении персоналом фирмы, которым очень важно знать
мотивы поведения людей и их групп с тем, чтобы активно применить эти знания в
повседневной работе для активизации деятельности персонала фирмы, для
повышения эффективности труда коллектива.
Рассматривая вопрос о том, на какие аспекты трудовой деятельности человека
оказывает влияние мотивация, можно выделить следующие характеристики
деятельности:
1) Усилие. Одну и ту же работу человек
может выполнять, затрачивая различные усилия. Он может действовать в полную
силу, затрачивая все свои возможности, а может и вполсилы. Так же он может
стремиться выполнять работу полегче, а может браться за более сложную работу. И
зависит это от степени его мотивации на затрату усилий при выполнении работы.
2) Старание. Одному работнику может быть
безразлично качество его труда, а другой может стремиться выполнить все
наилучшим образом, не пытается избежать разрешения сложностей в работе,
стремится к повышению квалификации.
3) Настойчивость проявляется в стремлении
продолжать и развивать начатое дело. Часто встречаются люди, которые очень
быстро теряют интерес к начатому делу. И даже если они имели хорошие результаты
деятельности в начале, потеря интереса и отсутствие настойчивости приведут к
тому, что они неоправданно сократят прилагаемые усилия и старание, выполняя
работу на существенно более низком уровне по сравнению с их реальными
возможностями.
4) Инициатива подразумевает, что работник
способен самостоятельно
принимать и реализовывать
стоящих перед ним целей, не дожидаясь указания руководства по любому поводу.
5) Добросовестность при исполнении работы
подразумевает следование работником необходимым требованиям и регулирующим
нормам, и для многих видов работ это является очень существенным условием их
успешного выполнения.
6) Направленность на достижение
определенной цели (личной и корпоративной) выступает как важнейшая
характеристика трудовой деятельности человека. Значение этого компонента уже
затрагивалось выше. Мотивация, стимулируя человека к действиям, обязательно
задает им конкретную направленность, иначе они бесполезны. С помощью методов
мотивирования менеджер должен уметь задавать направленность действий
подчиненных на реализацию определенных целей.
Активная деятельность работников подразумевает, что работа ими
выполняется старательно, с затратой необходимых усилий, настойчиво и с
проявлением инициативы. Понятие «активизация деятельности», как
повышение ее интенсивности, подразумевает развитие в деятельности персонала
четырех первых компонентов, характеризующих деятельность работника: усилия
, старания, настойчивости и инициативы. Все они могут
быть сформированы приемами и методами мотивационного менеджмента, что еще раз
доказывает тесную
взаимосвязь мотивирования
персонала фирмы.
Если рассматривать активизацию деятельности персонала как простое повышение