Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:32, реферат
В литературе имеется множество определений мотивации, раскрывающих ее сущность с различных сторон. Мотивация в общем понимании — это совокупность движущих сил, побуждающих человека к выполнению определенных действий; в зависимости от поведения человека — это процесс сознательного выбора им того или иного типа действий, определяемых комплексным воздействием внешних и внутренних факторов (соответственно стимулов и мотивов); в управлении — это функция руководства, которая состоит в формировании у работников стимулов к труду (побудить их работать с полной отдачей), а также в долговременном воздействии на работника в целях изменения по заданным параметрам структуры его ценностных ориентации и интересов, формирования соответствующего мотивационного ядра и развития на этой основе трудового потенциала.
1. В чем состоит сущность и значение функции мотивации?
2. На что в деятельности человека (на какие характеристики деятельности человека) оказывает воздействие мотивация?
3. Проведите сравнение содержательных теорий мотивации.
4. Какие приемы позволяют удовлетворить потребности работников?
5. Действия менеджера в рамках функции мотивации.
5
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Новгородский государственный университет имени Ярослава
Мудрого»
Институт экономики и управления
Факультет управления
Кафедра управления и делового администрирования
по дисциплине «Основы менеджмента»
по направлению 080500 – “Менеджмент»
|
|
Преподаватель Г.Я. Андреева
Студентка группы 9111 Ю.С. Фёдорова
|
Великий Новгород
2012
1. В чем состоит сущность и значение функции мотивации?
В литературе имеется множество определений мотивации, раскрывающих ее сущность с различных сторон. Мотивация в общем понимании — это совокупность движущих сил, побуждающих человека к выполнению определенных действий; в зависимости от поведения человека — это процесс сознательного выбора им того или иного типа действий, определяемых комплексным воздействием внешних и внутренних факторов (соответственно стимулов и мотивов); в управлении — это функция руководства, которая состоит в формировании у работников стимулов к труду (побудить их работать с полной отдачей), а также в долговременном воздействии на работника в целях изменения по заданным параметрам структуры его ценностных ориентации и интересов, формирования соответствующего мотивационного ядра и развития на этой основе трудового потенциала.
Как основная функция менеджмента мотивация связана с процессом побуждения подчиненных к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей и целей организации. В процессе мотивации предполагается использование в определенной последовательности взаимозависимых категорий: потребности людей — их интересы — мотивы деятельности — действия.
Задачи, которые может решать руководство с помощью мотивации:
• признание труда сотрудников, добившихся высоких результатов, в целях дальнейшего стимулирования их творческой активности;
• демонстрация одобрительного Отношения фирмы к высоким результатам труда сотрудников;
• популяризация получивших признание результатов труда сотрудников;
• применение различных форм признания заслуг;
• улучшение морального состояния работников через соответствующую форму признания;
• обеспечение процесса повышения трудовой активности сотрудников.
Умелое использование мотивации помогает руководителям разрабатывать способы достижения максимальных результатов работы подчиненных на основе отчетливого представления об особенностях их поведения.
2. На что в деятельности человека (на какие характеристики деятельности человека) оказывает воздействие мотивация?
Мотивация оказывает влияние на следующие характеристики
деятельности:
1) Усилие. Одну и ту же работу человек может выполнять, затрачивая различные усилия. Он может действовать в полную силу, затрачивая все свои возможности, а может и вполсилы. Так же он может стремиться выполнять работу полегче, а может браться за более сложную работу. И зависит это от степени его мотивации на затрату усилий при выполнении работы.
2) Старание. Одному работнику может быть безразлично качество его труда, а другой может стремиться выполнить все наилучшим образом, не пытается избежать разрешения сложностей в работе, стремится к повышению квалификации.
3) Настойчивость проявляется в стремлении продолжать и развивать начатое дело. Часто встречаются люди, которые очень быстро теряют интерес к начатому делу. И даже если они имели хорошие результаты
деятельности в начале, потеря интереса и отсутствие настойчивости приведут к тому, что они неоправданно сократят прилагаемые усилия и старание, выполняя работу на существенно более низком уровне по сравнению с их реальными возможностями.
4) Инициатива подразумевает, что работник способен самостоятельно принимать и реализовывать решения для достижения стоящих перед ним целей, не дожидаясь указания руководства по любому поводу.
5) Добросовестность при исполнении работы подразумевает следование работником необходимым требованиям и регулирующим нормам, и для многих видов работ это является очень существенным условием их успешного выполнения.
6) Направленность на достижение определенной цели (личной и корпоративной) выступает как важнейшая характеристика трудовой деятельности человека. Значение этого компонента уже затрагивалось выше. Мотивация, стимулируя человека к действиям, обязательно задает им конкретную направленность, иначе они бесполезны.
3. Проведите сравнение содержательных теорий мотивации.
Таблица 1 – Сопоставление основных содержательных теорий мотивации.
Теория потребностей А. Маслоу | Двухфакторная теория Ф. Герцберга | Теория Альдерфера | Теория приобретенных потребностей МакКлеланда |
Самовыражение |
Удовлетворители |
Рост
Связь | Достижение успеха Властвование
Соучастие, причастность |
Признание и самоутверждение | |||
Принадлежность, причастность | |||
Безопасность и дисциплина |
Гигиенические |
Сосуществование | |
Физиологические |
4. Какие приемы позволяют удовлетворить потребности работников?
Группы потребностей | Средства удовлетворения потребностей |
1. Самовыражение | - обеспечить подчиненным возможности для обучения и развития, которые бы позволили полностью использовать их потенциал; - давать подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи; - поощрять и развивать у подчиненных творческие способности.
|
2. Признание и самоутверждение | - признание достоинств работника; - предлагайте более содержательную работу; - обеспечение обучения и переподготовки; - делегируйте подчинённому дополнительные полномочия; - продвигайте подчинённого по служебной лестнице; - привлечение сотрудников к управлению; - создавайте условия для соревнований сотрудников и групп; - присвоение рангов и званий. |
3. Безопасность | - создание системы страхования; - обеспечение безопасности на рабочем месте; - оплачивать труд выше прожиточного минимума; - не привлекать подчиненных к принятию рискованных решений и совершению рискованных действий; - обеспечивать гарантии стабильной работы, медицинского обслуживания, получения пенсий; - обеспечивать возможности обучения и образования для создания стабильности в работе. |
4. Принадлежность, причастность | - создание хорошего рабочего окружения; - давайте такую работу, которая бы позволила сотрудникам общаться; - периодически проводите с работниками собрания; - не разрушайте неформальные группы; - создание условий для неформального общения. |
5. Физиологические | - создание легкодоступных систем питания; - обеспечение системы медицинского обслуживания; - предоставлять работникам невысокую оплату труда, обеспечивающую выживание; - предлагать людям хорошие условия работы с точки зрения освещенности, уровня шума, температуры. |
5. Действия менеджера в рамках функции мотивации.
В связи с тем, что существуют различные пути мотивации, менеджер должен:
1) установить набор критериев (принципов), которые наиболее сильно влияют на поведение сотрудника. Данные критерии, сведенные воедино, формируют личную философию, которая представляет собой основополагающее поведение.
Разработав личную философию, менеджеры могут создать такую рабочую среду окружения, которая будет способствовать мотивации сотрудников. Данная окружающая среда, или организационный климат, окажет существенное влияние на отношение к делу работников воздействует на сотрудников, которые значительно легче и менее болезненно воспринимают правила и регламент организации;
2) создать атмосферу, благоприятную для мотивации рабочих;
3) активно общаться со своими сотрудниками, поскольку, для того чтобы работник был полностью мотивирован и работал с полной отдачей, он должен четко представлять себе и понимать, чего от него ждут. Это важно не только потому, что сотрудники знают об ожиданиях своих менеджеров, но им нужно говорить и о том, как они выполняют свою работу. Прямое общение с руководителем свидетельствует о его доступности в одинаковой мере для всех работников. Обратная связь обеспечивает крепкую основу для мотивации.