Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 23:39, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение мотивации как функции менеджмента и как способа повышения эффективности деятельности организации.
Для выполнения заданной цели нужно выполнить следующие задачи:
- охарактеризовать понятие и сущность мотивации;
- рассмотреть виды мотивации;
- изучить теории мотивации;
- проанализировать систему мотивирования в конкретной компании;
- разработать систему рекомендаций для данной компании.
Введение……………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы мотивации………………………………............5
1.1 Сущность мотивации, ее виды…………………………………………5
1.2 Содержательные теории мотивации…………………………..….…..16
1.3 Процессуальные теории мотивации………………………..……...….22
2. Анализ системы мотивации на примере ОАО «Национальная продовольственная группа «Сады Придонья»…………………..……..…..….28
2.1 Анализ деятельности НПГ «Сады Придонья»………..………….......28
2.2 Анализ системы мотивации в компании «Сады Придонья»…………………………………..….………………………………...30
3. Рекомендации по совершенствованию методов мотивации компании «Сады Придонья» ……………………………………………………………….33
Заключение………………………………………………………………….38
Список литературы………………………………………………………....39
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тверской государственный университет
(ФГБОУВПО ТвГУ)
Кафедра экономики и управления производством
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ « ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА»
НА ТЕМУ «МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА»
Выполнила:
студентка экономического факультета
специальность менеджмент, 26 группа,
Научный руководитель:
к.э.н. доцент
кафедры Э и УП
Черникин Олег Сергеевич
Тверь 2013 г.
1. Теоретические основы
1.1 Сущность мотивации, ее виды…………………………………………5
1.2 Содержательные теории мотивации…………………………..….…..16
1.3 Процессуальные теории мотивации………………………..……...….22
2. Анализ системы мотивации на примере ОАО «Национальная продовольственная группа «Сады Придонья»…………………..……..…..….28
2.1 Анализ деятельности НПГ «Сады Придонья»………..………….......28
2.2 Анализ системы мотивации в компании
«Сады Придонья»…………………………………..….…………
3. Рекомендации по
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
- изучить теории мотивации;
- проанализировать систему
- разработать систему
Вторая глава посвящена существующим теориям мотивации
В третьей главе представлен анализ мотивационной деятельности на примере ОАО «Национальная продовольственная группа «Сады Придонья»»
В заключение подводится итог и формируется окончательный вывод по данной теме.
Решая поэтапно поставленные задачи, мы приблизимся к намеченной цели.
1. Теоретические основы мотивации
1.1 Сущность мотивации, ее виды
Повышение конкурентоспособности компании, рост производительности или качества труда, сокращение издержек и многие другие факторы, невозможны при недостаточной мотивации персонала. Ведь если уделять недостаточно внимания вопросу удовлетворенности работников, то они останутся недовольными своим рабочим местом и своей работой в целом. Отсюда идет не очень качественная работа людей, у которых не будет желания выкладываться на все сто процентов своих возможностей. Все это может привести к ступору в работе или же к массовым увольнениям, чего, естественно, не должны допускать здравомыслящие руководители. Чтобы избежать всего этого, необходимо знать сущность мотивации. Что же такое мотивация?
В классической зарубежной и отечественной литературе по менеджменту мотивация имеет различные определения:
«Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации».1
«Мотивация - это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов».2 В процессе производственной деятельности мотивация позволяет работникам удовлетворить свои основные потребности путем выполнения своих трудовых обязанностей.
«Мотивация труда - это стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности».3
Сущность мотивации состоит в том, чтобы работники фирмы выполняли работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями, учитывая принятые управленческие решения.
«При планировании и организации работы руководитель должен определять то, что конкретно должна выполнить возглавляемая им организация, кто, как и когда, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, то руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности группы работников». 4
Мотивация является одной из основных функций деятельности любого менеджера, и именно с ее помощью оказывается воздействие на персонал предприятия.
«Функция мотивации заключается в том, что она оказывает влияние на трудовой коллектив предприятия в форме побудительных мотивов к эффективному труду, общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер». 5
Чтобы пояснить сущность мотивации, необходимо рассмотреть некоторые понятия, которые связаны с ней:
1. «Мотив - это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость».6
Иными словами, трудовой мотив – это непосредственное побуждение работника к деятельности, которое напрямую связано с удовлетворением его потребностей. Он формируется тогда, когда трудовая деятельность является основным условием получения блага.
Важную роль, при формировании мотивов, играет оценка вероятности достижения целей. Если для получения блага не требуются особые усилия, или же наоборот, его очень трудно получить, то мотив труда чаще всего не формируется.
Сила мотива определяется степенью актуальности для работника той или иной потребности. Чем больше работник нуждается в том или ином благе, тем сильнее будет его стремление заполучить его, и, соответственно, тем активнее он будет действовать.
Мотивы труда могут быть разнообразными, но их объединяет то, что их удовлетворение всегда связано с трудовой деятельностью.
Мотивы труда можно разделить на биологические и социальные.
Биологические мотивы связаны с физиологическими нуждами (голод, жажда, сон и т.д.). Например, для того чтобы удовлетворить чувство голода, человек должен совершить какую-либо работу – собрать плоды, приготовить еду, каким-либо другим способом заработать денег и купить еду. Первично к труду подвигает именно биологический мотив.
«К социальным мотивам относятся следующие мотивы:
- Коллективизм (потребность быть в коллективе). Характерен для японского
стиля управления персоналом, но имеет сильные позиции и у нас в России.
- Личное самоутверждение (самовыражение). Характерно для большого числа работников, преимущественно молодого или зрелого возраста.
- Мотив самостоятельности. Свойственен работникам, которые готовы жертвовать стабильностью и высокими заработками взамен установки быть хозяином и иметь свое дело.
- Мотив надежности (стабильности). Данный мотив противоположен предыдущему мотиву.
- Мотив приобретения нового (знаний, вещей). Лежит в основе маркетинга,
используется производителями новых товаров и услуг.
- Мотив справедливости. Проходит через всю историю цивилизации. Несоблюдение справедливости ведет к демотивации.
- Мотив состязательности. Генетически свойственен каждому человеку. Это основа организации соревнования на предприятии».7
2. «Потребность – состояние, присущее живым организмам, выражающее их зависимость от объективных условий существования и развития, которое выступает источником различных форм их активности».8
Можно выделить две группы потребностей – первичные и вторичные. Первичные связаны с физиологией человека, они являются врожденными. Это потребности в пище, воде, воздухе, сне и т.д.
Вторичные потребности в основном составляют психологические потребности. Они разнообразнее первичных и определяются во многом психологическим развитием личности, условиями жизни, социальными нормами. Это потребности в уважении, власти или потребность в принадлежности кому или чему-либо. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно появляются с опытом.
Потребности нельзя наблюдать или измерять. Об их существовании можно судить лишь по поведению людей. Потребности обнаруживаются в мотивах, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой их проявления.
3. Стимулирование
Мотив труда формируется в том случае, если труд является, по крайней мере, основной предпосылкой получения блага. Тогда благо обретает стимулирующую функцию и становится стимулом труда.
«Стимул труда – побудительная причина заинтересованности в труде. В процессе трудовой деятельности в качестве стимулов рассматривают блага, имеющиеся в распоряжении организации».9
Стимулирование служит для побуждения людей к более эффективной деятельности.
Стимулы можно классифицировать на внутренние и внешние. В основном руководители имеют дело с этими двумя главными видами стимулов. Внутренние стимулы дает сама работа. К ним можно отнести чувство достижение положительного результата, значимости выполняемой работы, самоуважения. Сюда же относится социальная составляющая в пределах коллектива, общение с коллегами в процессе работы. Чтобы обеспечить данный стимул нужно создать соответствующие условия работы и точно ставить перед работником задачи.
Внешние стимулы даются организацией. С мотивационной точки зрения его можно определить как стимулирование труда. Оно ориентировано на более полную реализацию трудового потенциала работника.
«Стимулирование трудовой деятельности – это стремление организации с помощью моральных и материальных средств воздействия побудить работников к труду, его интенсификации повышению производительности и качества труда для достижения целей организации».10