Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:15, курсовая работа
Данная тема на современном этапе актуальна, так как путь к эффективной профессиональной деятельности человека лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им. Для этого нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.
Введение………………………………………………………………3
1. Научные теории мотивации .......................................................4
1.1 Содержательные теории мотивации ...................................5
1.2 Процессуальные теории и механизмы мотивирования .....11
2. Внутренняя и внешняя мотивация ..............................................15
3. Механизмы мотивации в практике управления
3.1. Материальное стимулирование…………………................21
3.2. Не материальное стимулирование ....................................24
Заключение………………………………………………………...….26
Библиографический список .............................................................27
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Кафедра экономики и управления
Менеджмент
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Мотивация деятельности как функция менеджмента»
ЭК-09-034-Ч
Попова С.М.
Свободный
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Научные теории мотивации
..............................
1.1 Содержательные
теории мотивации ..............................
1.2 Процессуальные теории и механизмы мотивирования .....11
2. Внутренняя и внешняя
мотивация ....................
3. Механизмы мотивации в практике управления
3.1. Материальное
стимулирование………………….........
3.2. Не материальное
стимулирование ..............................
Заключение……………………………………………………
Библиографический список ..............................
Введение
Данная тема на современном этапе актуальна, так как путь к эффективной профессиональной деятельности человека лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им. Для этого нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.
Мотивация имеет прямое отношение к результатам работы. И сейчас она играет более важную роль в жизни каждого менеджера, чем когда-либо ранее.
Цель: рассмотрение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация работников.
Основной задачей данной работы, считаю, определение мотивов побуждающих подчиненных к приложению усилий и участию в достижении целей организации и практическое их применение.
1. Научные теории мотивации
Мотивацию можно определить как совокупность факторов, определяющих поведение, а также как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека.[5 ст. 4] Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов включения человека в деятельность, способствующую его личностному развитию. А для этого, в свою очередь, нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.
Мотивированные люди прилагают на работе больше усилий, чем немотивированные или демотивированные. (Рис 1.1)
Мотивационный процесс
Неудовлетворенная Побудительные стимулы
Удовлетворенная потребность |
(Рис 1.1)
Мотивированные работники, испытывая и осознавая неудовлетворенную потребность, пребывают в состоянии напряжения и, чтобы уменьшить его, проявляют деятельностную активность, т. е. занимаются некоторой деятельностью и выполняют определенные действия. Чем выше напряжение, тем больше сил нужно потратить на деятельность, чтобы снизить его. Следовательно, наблюдая сотрудников, всецело поглощенных какой-либо деятельностью, можно предположить, что ими движет желание достичь некой важной для них цели.
Существуют два основных подхода к изучению мотивации деятельности.
Первый подход основывается на исследовании содержательной стороны мотивации. Входящие в него теории базируются на изучении потребностей человека, которые и являются основными мотивами их проведения, а следовательно, и их деятельности.
Для рассмотрения механизмов мотивации к трудовой деятельности, важно описать основные модели содержательного и процессуального характера, для реализации которых на практике и нужны специальные механизмы. К сторонникам такого подхода можно отнести американских ученых Абрахама Маслоу, Дугласа Мак Грегора, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак Клелланда. Рассмотрим подробнее эти теории.
Сущность иерархии
потребностей, по Абрахаму
Маслоу, сводится к изучению
потребностей человека. Сторонники
данной теории полагали,
что предметом изучения
и направленного
Абрахам Харольд Маслоу – известный американский психолог и психиатр, один из основателей гуманистической психологии. Согласно А. Маслоу, все человеческие потребности можно классифицировать по иерархическим уровням. Он выделил следующие уровни потребностей, широко известные сегодня как пирамида потребностей
Маслоу:
- физиологические потребности, необходимые для выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе и т. д.;
- потребности в безопасности и уверенности в будущем – защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем;
- социальные потребности – необходимость в социальном окружении, в общении с людьми, чувство «локтя» и поддержка;
- потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям;
- потребность самовыражения, т. е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей.
Первые две
группы потребностей первичные,
остальные вторичные. Согласно
теории Маслоу, все
эти потребности можно расположить
в строгой иерархической
Смысл такого
иерархического построения
Высшая потребность – потребность самовыражения и роста человека как личности – никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен.
А. Маслоу полагал,
что поведение людей
Измерения потребностей, выделенных в рамках данной теории, часто оказываются неадекватными.
Самоактуализация определена смутно и поэтому ее трудно измерить.
Индивидуальные различия в рамках этой теории представляются исключениями.
Многие
люди одновременно имеют
В
соответствии с
Стремление человека найти себя в деятельности и узнать себя в результатах своего труда в настоящее время бесспорно и признается всеми. Об иерархии А. Маслоу следует помнить каждому менеджеру.Для того чтобы поведение людей было эффективно, необходимо удовлетворить первый и второй уровни потребностей, иначе побудительные мотивы для достижения следующего уровня могут исчезнуть. В то же время, несмотря на сложное материальное и социальное положение, многие люди нуждаются в разнообразном взаимодействии с другими. Это связано не только с их развитой коммуникабельностью, но и с
профессиональной необходимостью; одни хотят быть независимыми, компетентными, уверенными в себе, других привлекают признание и возможность профессионального роста, третьих – престиж и уважение со стороны других.
Комплекс отношений
человека к окружающему миру
и людям, мотивация его
действий и поступков
для многих составляют концепцию
жизни и деятельности, направленную
вовне. Если на
работе у человека
нет возможности для самореализации,
он будет удовлетворять
эту потребность вне
ее. Именно самоактуализация
личности способствует самораскрытию
и творчеству, порождает
неудовлетворенность личными
А. Маслоу, изучая
поведение людей, выделил не
только потребности, которые
движут человеком, но и
Теория потребностей
Маслоу получила широкое
признание, особенно среди
Однако, к сожалению,
результаты многочисленных
Например,
так и не подтвердилась
гипотеза о том, что
структуры потребностей
организованы вдоль «осей
координат», предложенных
Маслоу, равно как
и гипотеза о том, что
удовлетворение в достаточной
мере определенной потребности
приводит к активизации
следующей, более «высокой»
Таким образом, несмотря на то что почти каждый руководитель знаком с теорией иерархии потребностей и пользуется ею при мотивировании своих подчиненных, убедительные доказательства того, что эта теория действительно представляет собой эффективный инструмент мотивации рабочей силы, отсутствуют.
Теория К. Альдерфера
возникла как реакция на
- потребности существования – еда, воздух, вода, зарплата, условия работы – физиологические и потребности в безопасности;
- потребности взаимосвязей – значимые общественные и межличностные отношения, включают в себя стремление получить поддержку, признание, одобрение других людей;
- потребности роста – личный творческий или производственный
вклад индивида, побуждают человека к реализации своих способностей к самоутверждению, самовыражению и т. п.
Альдерфер считал,
что в дополнение к
Информация о работе Мотивация деятельности как функция менеджмента