Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:15, курсовая работа
Данная тема на современном этапе актуальна, так как путь к эффективной профессиональной деятельности человека лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им. Для этого нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.
Введение………………………………………………………………3
1. Научные теории мотивации .......................................................4
1.1 Содержательные теории мотивации ...................................5
1.2 Процессуальные теории и механизмы мотивирования .....11
2. Внутренняя и внешняя мотивация ..............................................15
3. Механизмы мотивации в практике управления
3.1. Материальное стимулирование…………………................21
3.2. Не материальное стимулирование ....................................24
Заключение………………………………………………………...….26
Библиографический список .............................................................27
Удовлетворенность или неудовлетворенность работника результатами труда определяют два рода процессов:
- внутренние – оценка работником результатов труда с
точки зрения соотнесения их с поставленными целями;
- внешние – оценка результатов труда работника окружающими.
Однако
в практике управления
применять эту теорию
достаточно сложно, особенно когда
речь идет о работниках
стремление менеджеров и служащих к постановке труднодостижимых целей (люди не особенно стремятся избегать неопределенности) и понимание, как менеджерами, так и служащими важности обеспечения высокой производительности и эффективности (повышенное стремление к успеху). Вряд ли можно рассчитывать, что рекомендации теории постановки целей повысят мотивацию в странах с другим культурным контекстом (например, США, Канада, Великобритания или Чили и Португалия).
Теория справедливости С. Адамса
Теория справедливости С. Адамса разработана в 60е годы. Он рассматривает мотивацию не с точки зрения индивидуальных потребностей человека, а на основании процессов сравнения себя с другими. Работники пытаются установить справедливые отношения на основании сравнивания себя с другими и стараются изменять несправедливые отношения:
- по вкладу (время, рабочие усилия, количество сделанного);
- по результату (оплата, льготы, престиж).
Здесь речь
идет о субъективных оценках.
Согласно теории справедливости,
люди сравнивают отношение
полученного результата к
«Эталон»,
с которым работник
сравнивает себя, представляет
собой важную переменную
в теории равенства. Существуют
три категории «эталонов»: «Другие»,
«Система» и «Я сам».
Категория «Другие» включает
коллег, занятых на
аналогичных работах в
той же организации,
а также друзей, соседей
и людей из других
организаций. Иными словами,
общаясь с другими
людьми, читая газеты и
журналы, работник получает
Выбор «эталонов» осуществляется работником на основе информации о них, а также уместности и целесообразности их использования. Согласно теории справедливости, у работника, которому кажется, что по отношению к нему поступают несправедливо, есть пять вариантов выхода из сложившейся ситуации:
- исказить собственный вклад и достигнутые результаты или вклад и результаты, достигнутые другими людьми;
- попытаться склонить других к тому, чтобы они изменили свой вклад или достигнутые результаты;
- попытаться изменить вклад или результаты, достигнутые другими людьми;
- выбрать другой «эталон» для сравнения;
- уволиться с работы.
Существенное
влияние на мотивацию
Когда
у работника создается
впечатление о несправедливости,
он пытается исправить
Результатом может оказаться снижение или повышение производительного труда и качества выпускаемой продукции, увеличение числа прогулов или увольнение по собственному желанию.
Исходя из этого, необходимо понимать, что:
- проблемы с подчиненными возникают тогда, когда они чувствуют, что с ними обошлись несправедливо;
- необходимо систематически наблюдать за тем, считают ли подчиненные, что к ним относятся справедливо;
- подчиненные должны знать стандарты руководителя по определению их вклада в общую работу и уровня награды за успешный труд;
- подчиненных больше всего интересует не абсолютный уровень их награды, а награда по сравнению со своими коллегами.
Теория справедливости далека от совершенства, так как не ясно: как работники выбирают, кого следует включить в эталонную категорию «Другие»? Как они определяют вклад и результаты? Как они объединяют и «взвешивают» свой вклад и достигнутые результаты, чтобы определить итоговые показатели? Когда и как изменяются перечисленные факторы? Тем не менее, несмотря на указанные проблемы, теория справедливости является важным механизмом мотивации.
Поскольку
восприятие и оценка
справедливости носят относительный,
а не абсолютный характер,
то сумму выплат в тайне,
но это проблему не решает,
ибо люди начинают по
Модель Портера – Лоулера
Эта модель
является комплексной процессуальной
теорией мотивации, включающей
элементы теории ожиданий
и теории справедливости.
Суть ее в том,
что введены соотношения между
вознаграждением и
Лайман Портер и Эдвард Лоулер исследовали, от чего зависит достигнутый сотрудниками результат. В их модели фигурируют следующие переменные, между которыми отслеживается взаимосвязь:
- затраченные работником усилия;
- ценность вознаграждения;
- оценка вероятности связи «усилия – вознаграждения»;
- способности и характер работника;
- полученные результаты работы;
- вознаграждение, воспринимаемое как справедливость;
- степень удовлетворения.
Портер и
Лоулер утверждают, что
чувство выполненной работы
(результат) ведет к
Работы, обладающие высоким мотивационным потенциалом, должны характеризоваться высокой степенью хотя бы одного из трех факторов, которые вызывают у работника ощущение содержательности выполняемой им работы (разнообразие навыков, целостность и значимость задачи); помимо этого, они должны характеризоваться высокой степенью как автономности, так и обратной связи, что дает ощущение ответственности и возможность получить информацию о результатах. Здесь проявляется высокая внутренняя мотивация к труду, что способствует повышению качества выполнения работы. Если работа обладает высоким мотивационным потенциалом, она положительно влияет на мотивацию, производительность
труда и удовлетворенность работой, а также снижает вероятность прогулов и перехода на другую работу.
2. Внутренняя и внешняя мотивация
Интересно, по нашему мнению, разделение мотивации на внешнюю и внутреннюю, исследованное и разработанное Эдвардом Л. Диси и Ричардом М. Руяном.
Внутренней мотивацией называют такой тип мотивации, при котором инициирующие и регулирующие факторы проистекают изнутри личностного «я» и полностью находятся внутри самого поведения. «Внутренне мотивированные деятельности не имеют поощрений кроме самой активности. Люди вовлекаются в эту деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для достижения некой другой цели».
Внутренняя мотивация, по Эдварду Деси (1980; 1995), – это стремление совершать деятельность ради нее самой, ради награды, которая содержится в самой этой деятельности. Наградой является «момент переживания чего-то большего, чем обыденное существование». Источником такой мотивации является потребность автономности и самоопределения.
Задача понять, какие движущие силы, имманентно присущие человеку, могут привести к эффективному результату и какие именно силы могут быть полезными. Нужно понять, что для такого человека жизненно важно быть самоопределяющимся, независимым, действующим в соответствии со своей «изнутри идущей» мотивацией, а не контролируемым извне.
Для объяснения этого типа мотивации создано множество теорий: теория компетентности и мотивация эффективностью, теория оптимальности активации и стимуляции, теория личностной причинности и т. д.
Внешняя мотивация
– это мотивация, при которой
факторы, воздействующие
на поведение личности,
находятся вне «я» личности
или вне поведения. Достаточно
инициирующим и регулирующим
факторам стать внешними, как
вся мотивация приобретает
Теории внешней
мотивации наиболее ярко
Сущность прикладного применения данной модели на практике заключается в систематическом подкреплении желательного поведения работника. Важно отметить, что системы такого типа рассчитаны на под крепление изначально неинтересного и непривлекательного поведения, которое по своей воле человек выполнять не станет. Человек в этом случае становится марионеткой подкреплений.
Можно однозначно сказать, что внешняя мотивация направлена в первую очередь на людей, занимающих пассивную жизненную позицию с достаточно низкой социальной вовлеченностью.
Внешняя мотивация
– это регуляция деятельностью
работника, включающая, прежде
всего, механизмы оплаты
труда и бонусы. Эксперименты
показали, что когда испытуемым
начинают платить за
работу над интересными головоломками,
Регуляторами поведения людей кроме денег могут выступать:
- угрозы,
- жесткие сроки,
- навязанные цели,
- надзор,
- оценки.
Люди воспринимают
эти явления как противоречащие
их автономности, и поэтому энтузиазм
и интерес в контролируемых
видах активности снижаются.
Исследование «Ведущие потребности» | |||
|
№
Вопросы |
| |
1 |
Нравятся ли вам такие ситуации, в которых вы лично должны находить решение возникающих проблем? |
||
2 |
Предпочитаете ли вы задания средней сложности предполагающие умеренный, взвешенный риск? |
||
3 |
Нуждаетесь ли вы в обратной связи? |
||
4
|
Тратите ли вы время на обдумывание того, как улучшить свою работу, как выполнить важную задачу, как добиться успеха в тех или иных ситуациях? |
||
5
|
Отдаете ли вы предпочтение такой работе или таким ситуациям, которые дают возможность социальных взаимодействий, контактов с другими людьми? |
||
6 |
Часто ли вы обращаете внимание на те взаимоотношения, которые складываются у вас с окружающими? |
||
7 |
Считаете ли вы, что чувства других людей очень важны? |
||
8 |
Пытаетесь ли вы улучшить отношения с людьми, когда возникают какие-то трения? |
||
9 |
Пытаетесь ли вы оказывать влияние на людей и контролировать их? |
||
10 |
Стараетесь ли вы знать позицию лидера в группе? |
||
11 |
Получаете ли вы удовлетворение, когда убеждаете других людей в чем-то? |
||
12 |
Считают ли окружающие вас настойчивым, энергичным и требовательным человеком? |
Информация о работе Мотивация деятельности как функция менеджмента