Международный опыт организации и развития туристического бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 23:07, курсовая работа

Краткое описание

Современный этап развития мирового хозяйства характеризуется значительными темпами роста международной торговли услугами и увеличением вклада сферы услуг в создание ВВП государств. Среди основных видов услуг наивысшие показатели развития наблюдаются именно в сфере международного туризма. Туризм является одним из наиболее высокоприбыльных и динамических секторов мировой экономики.
Сфера туризма, влияя на такие ключевые секторы хозяйства как транспорт и связь, торговлю, строительство, сельское хозяйство, производство потребительских товаров, образование, культуру и многое другое, является катализатором социально-экономического развития стран. Почти в 40% стран туризм – главный источник поступлений в иностранной валюте.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………5
1. Международный туризм: понятие, тенденции, перспективы развития…..7
1.1 Место туризма в современном обществе……..….……………………...7
1.2 Мировые тенденции развития туризма ………………………………….9
1.3 Перспективы развития туризма…...…………………………………….13
2. Анализ современного состояния туризма в Республике Беларусь ……...16
2.1 Оценка современного состояния туризма и туристической инфраструктуры в Республике Беларусь………………………….............16
2.2 Тенденции развития туризма в Республике Беларусь…………………17
2.3 Предполагаемый экономический и социальный эффект от реализации национальной программы развития туризма в Республике Беларусь 2006 – 2010гг…………………………………………………………………………...20
3. Рекомендации по развитию туризма в Республике Беларусь………….…23
Заключение……………………………………………………………………..26
Список использованных источников……………………………………........28
Приложения…………………………………………………………………….29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ готовая.docx

— 87.43 Кб (Скачать)

    Исследования  современных экспертов показывают, что состояние мировой индустрии  туризма, несмотря на объективные трудности  последних лет, в целом демонстрирует  стабильность и сохраняет позиции  крупнейшего, высокодоходного и  быстро развивающегося сектора мировой  экономики. Этим объясняется повышенный интерес к сфере туризма со стороны правительств большинства  стран мира, имеющих влиятельные  структуры исполнительной власти для  обеспечения эффективной государственной политики его развития [3, c. 56].”

    “Сфера туризма при успешном развитии может стать одним из ключевых элементов, позволяющих создать условия для достижения стратегических целей развития страны, а именно, повышения благосостояния населения на основе динамичного и устойчивого экономического роста, обеспечения занятости населения, повышения уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей, создания потенциала для будущего развития государства. При условии проведения эффективной государственной политики туристская индустрия обеспечивает рост качества услуг, стимулирует развитие человеческого капитала, повышает качество жизни, создает и совершенствует инфраструктуру [4, c. 67].” 

    
    1. Мировых тенденции развития туризма
 
 

    Для изучения мировых тенденций развития международного туризма необходимо рассмотреть отдельные регионы мира. Всемирная туристская организация (ВТО) выделяет пять основных регионов мира: Америка, Африка, Азиатско-Тихоокеанский регион, Ближний Восток, Европа.

    Наибольшее  развитие международный туризм получил  в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится около 60% мирового туристического рынка и  около 50% валютных поступлений. Свыше 18% мирового туристического рынка и 20% валютных поступлений приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион, менее 17% рынка и 24% валютных поступлений - на Америку, и около 8% рынка и 5% валютных поступлений на Африку и Ближний Восток вместе взятых [5, с.6].

    “В классификации ВТО выделяются страны, являющиеся в первую очередь поставщиками туристов (США, Бельгия, Дания, Германия, Голландия, Новая Зеландия, Швеция, Канада, Англия), и страны, являющиеся в первую очередь принимающими (Австралия, Италия, Швейцария, Франция, Кипр, Греция, Мексика, Португалия, Испания, Турция) [6].”

    Франция и Испания лидируют по международным  туристским прибытиям, составляя вместе более 18% всех международных прибытий. США занимает третье место. Несмотря на то, что Китай занимает пятое  место в рейтинге, он подтверждает важность данной отрасли, с ежегодным  приростом в 5-6 %. По доходам от международного туризма лидируют США, для которых  этот показатель составляет 67 млрд.долларов, несмотря на спад в 2001- 2004 гг. Доходы Испании, Франции и Италии колеблются от 34 до 27 млрд.долларов.

    В общем числе туристических поездок  в мире 60% составляют поездки в  связи с отдыхом, 30% - деловые поездки.

    В туризме обмен подобными продуктами также существует, например, в секторе  культурного туризма. Как правило, происходят обмены традиционными видами туризма. Например, жители северных стран  Европы в основном проводят отпуск на курортах стран Средиземноморья, а жители южных теплых стран отдают предпочтение отдыху на горнолыжных  курортах.

    Европа  прочно удерживает первое место среди  других регионов мира по числу принятых иностранных туристов. В 2008 году международные  туристские прибытия составили 400 миллионов  человек. Доходы от международного туризма  возросли до 240 миллиардов долларов, что  составляет цифру в 600 долларов за одно туристическое прибытие, эти данные мы можем рассмотреть в приложении А. Снижение доли европейского рынка в международном туризме происходит на фоне увеличения прибытий в регион и поступлений от туризма. Туристские потоки в основном направлены в центры отдыха Западной и Южной Европы.

    Можно сделать вывод о том, что наиболее привлекательной для туристов все же остается Европа. Вероятно, данная тенденция наблюдается по причине хорошей инфраструктуры и разнообразие предложений. В Южной и Западной Европе Франция, Испания и Италия являются главными туристскими центрами. Великобритания традиционно славится образовательным туризмом. Северные страны Европы, в частности Скандинавские страны и Ирландия, специализируются на экотуризме [7].

    Азиатско-Тихоокеанский  регион продолжает развиваться быстрыми темпами. Он сместил Американский регион на третье место и занимает почти 19% туристского рынка мира. Из-за неожиданной вспышки атипичной  пневмонии устойчивый экономический  рост в данном регионе на время  застопорился, вследствие чего прибытия во многие турцентры этого региона  сократились более чем вдвое от обычного уровня. Ведущими странами в этом регионе являются Китай, Гонконг, Корея, Тайвань и Сингапур

    В приложении Б показаны международные прибытия и доходы от туризма в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

    Восточная Азия и Тихоокеанский регион привлекают иностранных туристов, прежде всего  своей уникальной природой, но и  не только этим. Например, новые индустриальные страны притягательны для деловых  путешествий.

    Развлекательный туризм хорошо развит в Японии, Южной  Корее и Тайване, причем японская индустрия развлечений занимает второе место в мире после США. Гонконг и Сингапур предлагают отличный шоппинг - туризм. Одной из важных туристских стран в регионе стал Таиланд, особенно после того, как начал  осваивать новые пляжи на южном  побережье страны и организовывать культурно-познавательные поездки  на север страны.

    Рост  числа международных туристских прибытий в 2003 году увеличился почти  в два раза по сравнению с предыдущим годом и составил 9 миллионов человек. Доходы от международного туризма составили 12 миллиардов долларов или в среднем 405 долларов за туристическое прибытие.

    Туристские  потоки между африканскими странами все еще остаются очень слабыми  и существенно сдерживают развитие туризма в регионе. Главный туристообразующий  регион – Европа.

    Больше  половины общего количества гостей в  регион принимают страны Северной Африки, такие, как Марокко и Тунис. В  Восточной Африке лидируют Кения, Мавритания, Танзания, Сейшельские острова и  Зимбабве, которые успешно используют свои природные ресурсы. Некоторые  из них, например Мавритания, Сейшельские  острова, специализируются на превосходном пляжном туризме и развивают  высококлассную гостиничную индустрию.

    Ближний Восток не пострадал из-за неблагоприятной  ситуации в мире и показал наилучшие  результаты из всех регионов, добившись  роста, который составил, по оценкам  Всемирной туристской организации 10%.

    В целом регион в 2002 году получил 13 миллиардов долларов от международного туризма, что  составляет примерно 470 долларов за одно прибытие. См. таблицу 1.1.

    Постоянные  колебания в развитии туризма  региона можно объяснить политической нестабильностью, а общее сокращение притока туристов в этот регион за последние годы явилось следствием войны в Персидском заливе, от которой  пострадали не только Ирак, но и некоторые соседние страны [6]. 

Таблица 1.1-Международные прибытия и доходы от туризма на Ближнем Востоке

   
    Страна Международные туристские прибытия Доходы  от международного туризма
1000 Изменение, % Доля, % Млн. долл. Изменение, % Доля, %
2002 01/00 02/01 2002       01/00 02/01 2002
Ближний Восток 27,594 -1,3 16,7 100 12,963 -5,2 10,0 100
Бахрейн 3,167 15.2 13.6 11.5      9.9          
Египет 4,906 -14.8 12.6 17.8 3,764 -12.5 -0.9 29.0
Иордания 1,622 3.6 9.8 5.9 786 -3.0 12.3 6.1
Ливан 956 12.9 14.2 3.5 956 12.8 14.2 7.4
Саудовская  Аравия 7,511 2.1 11.7 27.2                    
Сирия 2,809 -6.9      10.2 1,366           10.5
ОАЭ 5,445 5.8 31.7 19.7 1,328 5.1 24.8 10.2

     Примечание – Источник: [7].   

   За  последние годы наиболее впечатляющих успехов в развитии туризма достигла Польша. Еще в 1985 и 1990 гг. эта страна по приему туристов занимала 17 и 19 места  в Европе. В 1996 г Польша заняла уже 6 место, приняв 19,4 млн. человек. По доходам  от туризма Польша переместилась с 28 места в 1985 г на 8 место в 1996 г., получив 8,4 млрд. долл. США Для Польши характерен особенно высокий рост визитеров (туристов и иностранцев, не остающихся на ночлег)

   Из  стран, ранее входивших в СССР Польшу в 1996 г. посетили 13397,6 тыс. человек, или 15,3% общего потока визитеров в Польшу, где определяющее значение сохраняет Германия (53% потока).

    Рассматривая  страны с переходной экономикой можно  отметить, что в настоящее время  туристская индустрия в этих странах  переживает период своего становления  как самостоятельного сектора хозяйствования.

    Страны  с переходной экономикой (страны бывшего  СССР) занимают огромную территорию, шестую часть суши земного шара. Естественно, регион обладает огромнейшими природными и рекреационными ресурсами для  развития индустрии туризма. Богатейшая природа, памятники культуры различных  народов, населяющих огромную территорию и исповедующих разные религии, исторические места и монументы, созданные  народами, жившими в древности, создают  благоприятные условия для развития данной отрасли экономики [8, c.75].

    В 2003 году прибытие туристов из-за границы  в страны с переходной экономикой составило 76,8 млн. человек, причем в  государства СНГ составило более 21 млн. человек. Этот показатель заметно  вырос с 2004 г., когда он составлял 43,8 млн. человек (в 1,7 раза) в странах  с переходной экономикой и 5,9 млн. (в 3,4 раза) в странах СНГ соответственно. См. таблицу 1.2.

    Международные туристские прибытия по странам с  переходной экономикой, в период с 2002 года по 2004 год, характеризуют значительный рост в индустрии туризма [9, с.45]. 

Таблица1.2-Международные туристские прибытия.

   
Показатели  для сравнения Международные

туристские прибытия (млн.человек)

    Рост (%) Ср/год.

рост (%)

1990 1995 2000 2001 2002 00/99 01/00 02/01 90-00
В мире 456,8 551,7 696,1 692,9 702,6 6,8 -0,5 3,1 4,3
Страны с

переходной экономикой

43,8 67,1 76,8 78,0 81,1 4,1 1,6 3,9 5,8

      Примечание – Источник: [9, с. 45].   
 

    1.3 Перспективы развития туризма 

    Перспективы развития туризма до 2020 года:

    Рост  международной туристской деятельности на 3 - 4% в год во втором десятилетии XXI века.

    Туризм  с дальними перелетами из Европы и  Японии будет расти быстрее, чем  туризм, связанный с перемещениями на короткие и средние расстояния.

    На  первом месте по посещаемости будет  Китай. Наиболее динамично развивающейся  туристской страной - Турция.

    В 2000 году мировые доходы от туризма  составили 621 млрд. долларов. В 2020 году они возрастут до 2 триллионов долларов.

    В начале нового тысячелетия количество туристов на планете возросло втрое: и составляет 1 млрд. 600 млн. человек. Количество туристов на планете к 2020г. возрастет втрое и будет составлять более 1 млрд. 900 млн. человек (каждый 4 человек на земле).

    Развитие  туризма по регионам будет неравномерным. Самые высокие темпы прироста ожидаются в странах Азии и  Тихого океана, в Европе и Америке  они будут ниже общемировых. См. таблицу 1.3. Одновременно ожидается и возрастание доходов от туризма - с 1200 млн. долл. США в 2010 г до 2 триллионов долл. США в 2020 г, или в пять раз. Также увеличатся затраты туриста на одно путешествие - с 707 долл. США в 2005 г. до 1248 долл. США в 2020 г, или в 1,8 раза.  

Таблица 1.3 - Прогноз прибытия международных туристов в мире и по регионам в 1995—2020 годах (млн. чел)

   
    В % к 1995 г.     Годы
    Регион     1995     2000     2010     2015     2030
    Европа     335     390     527     717     1214,0
    Тихий океан     80     116     231     438     547,5
    Америка     111     134     195     285     256,8
    Африка     20     27     46     75     375,0
    Средний Восток     14     19     37     69     492,9
    Южная Азия     4     6     11     19     475,0
    Всего     564     692     1047     1602     3645.2

Информация о работе Международный опыт организации и развития туристического бизнеса