Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 23:07, курсовая работа
Современный этап развития мирового хозяйства характеризуется значительными темпами роста международной торговли услугами и увеличением вклада сферы услуг в создание ВВП государств. Среди основных видов услуг наивысшие показатели развития наблюдаются именно в сфере международного туризма. Туризм является одним из наиболее высокоприбыльных и динамических секторов мировой экономики.
Сфера туризма, влияя на такие ключевые секторы хозяйства как транспорт и связь, торговлю, строительство, сельское хозяйство, производство потребительских товаров, образование, культуру и многое другое, является катализатором социально-экономического развития стран. Почти в 40% стран туризм – главный источник поступлений в иностранной валюте.
Введение…………………………………………………………………………5
1. Международный туризм: понятие, тенденции, перспективы развития…..7
1.1 Место туризма в современном обществе……..….……………………...7
1.2 Мировые тенденции развития туризма ………………………………….9
1.3 Перспективы развития туризма…...…………………………………….13
2. Анализ современного состояния туризма в Республике Беларусь ……...16
2.1 Оценка современного состояния туризма и туристической инфраструктуры в Республике Беларусь………………………….............16
2.2 Тенденции развития туризма в Республике Беларусь…………………17
2.3 Предполагаемый экономический и социальный эффект от реализации национальной программы развития туризма в Республике Беларусь 2006 – 2010гг…………………………………………………………………………...20
3. Рекомендации по развитию туризма в Республике Беларусь………….…23
Заключение……………………………………………………………………..26
Список использованных источников……………………………………........28
Приложения…………………………………………………………………….29
Исследования
современных экспертов
“Сфера
туризма при успешном развитии может стать
одним из ключевых элементов, позволяющих
создать условия для достижения стратегических
целей развития страны, а именно, повышения
благосостояния населения на основе динамичного
и устойчивого экономического роста, обеспечения
занятости населения, повышения уровня
удовлетворения социальных и духовных
потребностей, создания потенциала для
будущего развития государства. При условии
проведения эффективной государственной
политики туристская индустрия обеспечивает
рост качества услуг, стимулирует развитие
человеческого капитала, повышает качество
жизни, создает и совершенствует инфраструктуру
[4, c. 67].”
Для изучения мировых тенденций развития международного туризма необходимо рассмотреть отдельные регионы мира. Всемирная туристская организация (ВТО) выделяет пять основных регионов мира: Америка, Африка, Азиатско-Тихоокеанский регион, Ближний Восток, Европа.
Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится около 60% мирового туристического рынка и около 50% валютных поступлений. Свыше 18% мирового туристического рынка и 20% валютных поступлений приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион, менее 17% рынка и 24% валютных поступлений - на Америку, и около 8% рынка и 5% валютных поступлений на Африку и Ближний Восток вместе взятых [5, с.6].
“В классификации ВТО выделяются страны, являющиеся в первую очередь поставщиками туристов (США, Бельгия, Дания, Германия, Голландия, Новая Зеландия, Швеция, Канада, Англия), и страны, являющиеся в первую очередь принимающими (Австралия, Италия, Швейцария, Франция, Кипр, Греция, Мексика, Португалия, Испания, Турция) [6].”
Франция и Испания лидируют по международным туристским прибытиям, составляя вместе более 18% всех международных прибытий. США занимает третье место. Несмотря на то, что Китай занимает пятое место в рейтинге, он подтверждает важность данной отрасли, с ежегодным приростом в 5-6 %. По доходам от международного туризма лидируют США, для которых этот показатель составляет 67 млрд.долларов, несмотря на спад в 2001- 2004 гг. Доходы Испании, Франции и Италии колеблются от 34 до 27 млрд.долларов.
В
общем числе туристических
В
туризме обмен подобными
Европа прочно удерживает первое место среди других регионов мира по числу принятых иностранных туристов. В 2008 году международные туристские прибытия составили 400 миллионов человек. Доходы от международного туризма возросли до 240 миллиардов долларов, что составляет цифру в 600 долларов за одно туристическое прибытие, эти данные мы можем рассмотреть в приложении А. Снижение доли европейского рынка в международном туризме происходит на фоне увеличения прибытий в регион и поступлений от туризма. Туристские потоки в основном направлены в центры отдыха Западной и Южной Европы.
Можно сделать вывод о том, что наиболее привлекательной для туристов все же остается Европа. Вероятно, данная тенденция наблюдается по причине хорошей инфраструктуры и разнообразие предложений. В Южной и Западной Европе Франция, Испания и Италия являются главными туристскими центрами. Великобритания традиционно славится образовательным туризмом. Северные страны Европы, в частности Скандинавские страны и Ирландия, специализируются на экотуризме [7].
Азиатско-Тихоокеанский регион продолжает развиваться быстрыми темпами. Он сместил Американский регион на третье место и занимает почти 19% туристского рынка мира. Из-за неожиданной вспышки атипичной пневмонии устойчивый экономический рост в данном регионе на время застопорился, вследствие чего прибытия во многие турцентры этого региона сократились более чем вдвое от обычного уровня. Ведущими странами в этом регионе являются Китай, Гонконг, Корея, Тайвань и Сингапур
В приложении Б показаны международные прибытия и доходы от туризма в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Восточная Азия и Тихоокеанский регион привлекают иностранных туристов, прежде всего своей уникальной природой, но и не только этим. Например, новые индустриальные страны притягательны для деловых путешествий.
Развлекательный туризм хорошо развит в Японии, Южной Корее и Тайване, причем японская индустрия развлечений занимает второе место в мире после США. Гонконг и Сингапур предлагают отличный шоппинг - туризм. Одной из важных туристских стран в регионе стал Таиланд, особенно после того, как начал осваивать новые пляжи на южном побережье страны и организовывать культурно-познавательные поездки на север страны.
Рост числа международных туристских прибытий в 2003 году увеличился почти в два раза по сравнению с предыдущим годом и составил 9 миллионов человек. Доходы от международного туризма составили 12 миллиардов долларов или в среднем 405 долларов за туристическое прибытие.
Туристские потоки между африканскими странами все еще остаются очень слабыми и существенно сдерживают развитие туризма в регионе. Главный туристообразующий регион – Европа.
Больше половины общего количества гостей в регион принимают страны Северной Африки, такие, как Марокко и Тунис. В Восточной Африке лидируют Кения, Мавритания, Танзания, Сейшельские острова и Зимбабве, которые успешно используют свои природные ресурсы. Некоторые из них, например Мавритания, Сейшельские острова, специализируются на превосходном пляжном туризме и развивают высококлассную гостиничную индустрию.
Ближний Восток не пострадал из-за неблагоприятной ситуации в мире и показал наилучшие результаты из всех регионов, добившись роста, который составил, по оценкам Всемирной туристской организации 10%.
В целом регион в 2002 году получил 13 миллиардов долларов от международного туризма, что составляет примерно 470 долларов за одно прибытие. См. таблицу 1.1.
Постоянные
колебания в развитии туризма
региона можно объяснить
Таблица 1.1-Международные прибытия и доходы от туризма на Ближнем Востоке
Страна | Международные туристские прибытия | Доходы от международного туризма | ||||||
1000 | Изменение, % | Доля, % | Млн. долл. | Изменение, % | Доля, % | |||
2002 | 01/00 | 02/01 | 2002 | 01/00 | 02/01 | 2002 | ||
Ближний Восток | 27,594 | -1,3 | 16,7 | 100 | 12,963 | -5,2 | 10,0 | 100 |
Бахрейн | 3,167 | 15.2 | 13.6 | 11.5 | – | 9.9 | – | – |
Египет | 4,906 | -14.8 | 12.6 | 17.8 | 3,764 | -12.5 | -0.9 | 29.0 |
Иордания | 1,622 | 3.6 | 9.8 | 5.9 | 786 | -3.0 | 12.3 | 6.1 |
Ливан | 956 | 12.9 | 14.2 | 3.5 | 956 | 12.8 | 14.2 | 7.4 |
Саудовская Аравия | 7,511 | 2.1 | 11.7 | 27.2 | – | – | – | – |
Сирия | 2,809 | -6.9 | – | 10.2 | 1,366 | – | – | 10.5 |
ОАЭ | 5,445 | 5.8 | 31.7 | 19.7 | 1,328 | 5.1 | 24.8 | 10.2 |
Примечание – Источник: [7].
За последние годы наиболее впечатляющих успехов в развитии туризма достигла Польша. Еще в 1985 и 1990 гг. эта страна по приему туристов занимала 17 и 19 места в Европе. В 1996 г Польша заняла уже 6 место, приняв 19,4 млн. человек. По доходам от туризма Польша переместилась с 28 места в 1985 г на 8 место в 1996 г., получив 8,4 млрд. долл. США Для Польши характерен особенно высокий рост визитеров (туристов и иностранцев, не остающихся на ночлег)
Из стран, ранее входивших в СССР Польшу в 1996 г. посетили 13397,6 тыс. человек, или 15,3% общего потока визитеров в Польшу, где определяющее значение сохраняет Германия (53% потока).
Рассматривая страны с переходной экономикой можно отметить, что в настоящее время туристская индустрия в этих странах переживает период своего становления как самостоятельного сектора хозяйствования.
Страны
с переходной экономикой (страны бывшего
СССР) занимают огромную территорию, шестую
часть суши земного шара. Естественно,
регион обладает огромнейшими природными
и рекреационными ресурсами для
развития индустрии туризма. Богатейшая
природа, памятники культуры различных
народов, населяющих огромную территорию
и исповедующих разные религии, исторические
места и монументы, созданные
народами, жившими в древности, создают
благоприятные условия для
В
2003 году прибытие туристов из-за границы
в страны с переходной экономикой
составило 76,8 млн. человек, причем в
государства СНГ составило
Международные
туристские прибытия по странам с
переходной экономикой, в период с 2002 года
по 2004 год, характеризуют значительный
рост в индустрии туризма [9, с.45].
Таблица1.2-Международные туристские прибытия.
Показатели для сравнения | Международные
туристские прибытия (млн.человек) |
Рост (%) | Ср/год.
рост (%) | ||||||
1990 | 1995 | 2000 | 2001 | 2002 | 00/99 | 01/00 | 02/01 | 90-00 | |
В мире | 456,8 | 551,7 | 696,1 | 692,9 | 702,6 | 6,8 | -0,5 | 3,1 | 4,3 |
Страны
с
переходной экономикой |
43,8 | 67,1 | 76,8 | 78,0 | 81,1 | 4,1 | 1,6 | 3,9 | 5,8 |
Примечание – Источник: [9, с. 45].
1.3
Перспективы развития
туризма
Перспективы развития туризма до 2020 года:
Рост международной туристской деятельности на 3 - 4% в год во втором десятилетии XXI века.
Туризм с дальними перелетами из Европы и Японии будет расти быстрее, чем туризм, связанный с перемещениями на короткие и средние расстояния.
На первом месте по посещаемости будет Китай. Наиболее динамично развивающейся туристской страной - Турция.
В 2000 году мировые доходы от туризма составили 621 млрд. долларов. В 2020 году они возрастут до 2 триллионов долларов.
В начале нового тысячелетия количество туристов на планете возросло втрое: и составляет 1 млрд. 600 млн. человек. Количество туристов на планете к 2020г. возрастет втрое и будет составлять более 1 млрд. 900 млн. человек (каждый 4 человек на земле).
Развитие
туризма по регионам будет неравномерным.
Самые высокие темпы прироста
ожидаются в странах Азии и
Тихого океана, в Европе и Америке
они будут ниже общемировых. См. таблицу
1.3. Одновременно ожидается и возрастание
доходов от туризма - с 1200 млн. долл. США
в 2010 г до 2 триллионов долл. США в 2020 г,
или в пять раз. Также увеличатся затраты
туриста на одно путешествие - с 707 долл.
США в 2005 г. до 1248 долл. США в 2020 г, или в
1,8 раза.
Таблица 1.3 - Прогноз прибытия международных туристов в мире и по регионам в 1995—2020 годах (млн. чел)
В % к 1995 г. | Годы | ||||
Регион | 1995 | 2000 | 2010 | 2015 | 2030 |
Европа | 335 | 390 | 527 | 717 | 1214,0 |
Тихий океан | 80 | 116 | 231 | 438 | 547,5 |
Америка | 111 | 134 | 195 | 285 | 256,8 |
Африка | 20 | 27 | 46 | 75 | 375,0 |
Средний Восток | 14 | 19 | 37 | 69 | 492,9 |
Южная Азия | 4 | 6 | 11 | 19 | 475,0 |
Всего | 564 | 692 | 1047 | 1602 | 3645.2 |
Информация о работе Международный опыт организации и развития туристического бизнеса